URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Румянцева Н.Л. Человек развивающийся (Путь к единой культуре): Системно-диалектический подход
Id: 170232
 
257 руб.

Человек развивающийся (Путь к единой культуре): Системно-диалектический подход. Изд.стереотип.

URSS. 2013. 224 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03849-2.

 Аннотация

В настоящей книге разрабатывается подход к преодолению кризиса цивилизации, который в классификации автора относится к "культурно-экологическому" направлению. Подход основан на предлагаемой автором концепции развития человека, исходя из которой намечены пути развития системы образования и науки.

Книга представляет интерес для ученых и преподавателей, ищущих пути выхода России и цивилизации в целом из современного кризисного состояния.


 Анонс

В условиях коммерциализации, в том числе и духовной сферы, эта книга может послужить противовесом, показывая иной путь развития общества, который более верно обеспечивал бы духовное возвышение человека, в чем так нуждается современная Россия.

Канд. юрид. наук, доц. Г. И. Тыцкая

Действительный путь... развития... - это путь от приоритета "приумножения богатства" к приоритету "возрастания" человека, от человека успешного к человеку культурному, от "все силы - зарабатыванию" к зарабатыванию того, чего хватило бы на жизнь, в которой есть место общению с семьей, особенно с детьми, с друзьями, с природой, с искусством, есть место чтению книги и уединенному обдумыванию прожитого дня, есть место самосознанию, самосовершенствованию, самообразованию. И тогда этой творческой личности будет не безразлично, что творить - рекламу на прибыльную безделушку или водку, даже и хорошо оплачиваемую, - или творить то, что поможет сохранить жизнь.

Н. Л. Румянцева

 Содержание

Предисловие
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
 Введение
 1.1.Глобальные проблемы цивилизации
 1.2.Взгляд на современную психологию личности
  1.2.1.Фрагментарность
  1.2.2.Теория ролей
  1.2.3.В поисках смысла
  1.2.4.Зачем развиваться?
 1.3.Концепция развития человека
  1.3.1.Первый этап (биологический)
  1.3.2.Второй этап (коммуникативность)
  1.3.3.Третий этап (экзистенциальный)
  1.3.4.Четвертый этап (рефлексивный)
  1.3.5.Пятый этап (духовный)
  1.3.6.Шестой этап (духовное зрение)
 1.4.Этические системы
 1.5.Примеры
 1.6.О свободе воли
 1.7.Комментарий
  1.7.1.Инстинкт как источник потребностей
  1.7.2.Точки зрения на инстинктивную природу человека
  1.7.3.Закономерности общения
  1.7.4.Внешняя несвобода
  1.7.5.Ценностная ориентация и формирование личности
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
 Введение
 2.1.Понятие "культура"
 2.2.Развитие системы образования
  2.2.1.Развитие мировой системы образования
  2.2.2.Развитие отечественной системы образования
  2.2.2.1.Анализ руководящей позиции
  2.2.2.2.Анализ мнений участников
 2.3.Какая реформа нужна России
  2.3.1.Две идеологии реформы образования
  2.3.2.Изменение принципа финансирования
  2.3.3.Изменение отношения со СМИ
  2.3.4.Узость специалиста
  2.3.5.Гуманитаризация образования
  2.3.6.Развивающее обучение в ВУЗе
 2.4.Роль диалектики в образовании
  2.4.1.Диалектика как базовый метод развивающего обучения
  2.4.2.Системообразующая роль диалектики
 2.5.Пример целевой ориентации дисциплины
 2.6.Образование и культура тела
  2.6.1.Проблема здоровья в высшем образовании
  2.6.2.Мой опыт
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЕ НАУКИ
 3.1.Развитие цивилизации
 3.2.Научные революции и научные методы
 3.3.Научно-техническая революция (НТР)
 3.4.Теория и модели развития науки
 3.5.Соотношение теоретического и эмпирического уровней
 3.6.Выход из тяжелых последствий
  3.6.1.Прогностика
  3.6.2.Кибернетика
 3.7.Идеал научности
 3.8.О системном подходе
 3.9.Перспективы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. БУДУЩЕЕ РОССИИ: ЧЕЛОВЕК РАЗВИВАЮЩИЙСЯ
Литература
Приложение N 1
Приложение N 2

 Предисловие

Идея написания этой книги появилась как ответ на несколько групп вопросов.

Первая группа вопросов непосредственно связана с работой над дисциплиной "Концепции современного естествознания". Стандарт на эту дисциплину начинается с двух культур: естественнонаучной и гуманитарной, заканчивается тезисом "путь к единой культуре". Почему в концепциях естествознания речь идет не о двух сферах познания мира -- науке и искусстве, и не о двух отраслях наук -- гуманитарных и естественных, а о двух культурах? Почему разделилась культура на два названные рукава? Почему их надо соединять? Каков этот путь? Объяснения, даваемые Ч.Сноу (автора этой позиции), представлялись не во всем убедительными и нуждались в уточнении, хотя он, несомненно, прав, отводя литературе большую роль в адаптации человека к быстро меняющемуся миру.

Оказалось, что ответы на эти вопросы надо искать в особенностях современного этапа развития "передовой" западной цивилизации, а анализ этих особенностей привел к необходимости ответить на ряд новых вопросов. Процветает ли эта цивилизация или это процветание кажущееся? И тогда -- не черты ли кризиса западной цивилизации скрыты под глянцем желтой прессы и красивых прилавков? И если кризиса, то каковы его причины? Как остановить экологическую катастрофу? Как добиться прекращения войн и терроризма? Как сохранить вымирающее население? И т.д.

Наиболее типичный ответ предлагает решать проблемы законодательным путем -- мировыми законами. Например, так: "все государства Земли должны положить в основу всего своего законодательства неукоснительное исполнение императива человеколюбия". Но может ли такое "человеколюбивое" законодательство разрешить возникшие проблемы?

Более глубокий взгляд на эти проблемы выводит их на проблему нравственности. Не прикрывает ли внешнее благополучие скрытую внутри дикость нравов (с такими принципами, как "победителей не судят", или "разрешено все, что не запрещено законом", или "лучший способ покончить с искушением -- поддаться ему" и т.д.), недалеко ушедшую от нравов полудиких предков? -- но где путь ее изменения? Какова роль религий в утверждении в обществе нравственных норм? Христианство в западной цивилизации или православие в России многим кажется единственной силой, способной отстаивать нравственные идеалы. Так ли это?

Кризис характеризует не только развитие западной цивилизации. Перед Россией стоят те же и еще более острые вопросы: каковы причины и пути выхода из затянувшегося кризиса страны? Что развивать в первую очередь, и, главное, как развивать? Какова идеология, ведущихся преобразований? Какое будущее России?

Поиск ответов на эти вопросы привел к человеку -- именно в нем скрыты и первопричины кризиса, и путь выхода из него. Но в человеке целостном, не изучаемым ни одной из множества научных дисциплин, сложившихся в последний век и изучающих человека. В центре настоящего исследования -- исследование целостного человека, его пути в культуру, в "единую культуру". пути становление "культурного человека". Этот путь не прост: недостаточно расширить свой кругозор, недостаточно даже получить два высших образования -- гуманитарное и естественнонаучное; культура -- это непременно и движение вверх, по "духовной вертикали", через развитие самопознания, самосовершенствования. Путь развития человека исследован в первой главе.

Но возможно ли это? -- спрашивают скептики. К движению по этому пути призываю не только я. Вот некоторые из моих единомышленников. Моисеев Н.Н.: "Мы на пороге новой культуры -- синтеза глобального духовного сознания и глобального научного знания".

Известный японский духовный учитель Д Икэда предлагает этическую концепцию "цивилизации любви", обосновывая необходимость гуманизма как веры в возможность подлинной революции в каждом человеке. А вот слова архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла "Если мы признаем, что цель цивилизации заключается в преобразовании человека, его совершенствовании, то положим правильный ориентир общественного развития."

Основатель и президент Римского Клуба А.Печчеи говорит о трех аспектах нового гуманизма -- глобальность, любовь к справедливости, отвращение к насилию и провозглашает принципы -- сострадание, ответственность, стремление к новому и уважение к прошлому человечества. Председатель международного интеллектуального фонда "Перестройка естествознания" Н.И. Бакумцев пишет: "ЧелоВек -- главный ресурс творения на планете Земля и главная забота мировой науки. "Перестройка Естествознания" диверсифицирует изначальное назначение Науки: для производства ЗНАНИЙ в пользу нового назначения Науки: для созидания ЧЕЛОВЕКА". Это "де-юре" реализация Ноосферной Конституции Ассамблеи мира." и т.д.

Как видно из приведенных высказываний, в значительной степени это высказывания представителей разных религий. Да и само понятие "духовности" часто понимается именно в религиозном смысле. В разрабатываемом здесь подходе не отрицается роль религии и религиозный путь нравственного возвышения человека. Сомнение вызывает лишь возможность любви по призыву пророка или сколь угодно уважаемого или почитаемого лица.

На призыв "возлюби" можно ответить "да, согласен", можно даже ответить "да, я люблю всех людей", и этот ответ будет вполне искренним, так действительно будет казаться человеку. Но любовь не возникнет (это особенно хорошо видно его самым близким людям), и если она есть, то не как ответ на такой призыв, а как результат трудного пути становления, восхождения человека, в т.ч., возможно, пути религиозного. В целом преобразование, развитие человека, приобщенного к высоким нравственным идеалам любой религии, нельзя отрицать.

И "свободная воля" развитого человека не всеми выдерживается -- это тяжелый груз на плечах человека, творящего свою судьбу, истинную культуру ("памятник после смерти"), судьбу своего народа, историю, наконец. Вспомним Великого инквизитора Достоевского. И тогда -- религия предлагает свой выход.

Но книга бы не появилась, если бы был только призыв к развитию, точнее к духовному развитию человека. В книге представлена концепция развития, открывающая всеобщие формы в этом процессе.

Основную роль в развитии человека играет образование. Как оно развивается сейчас в стране и в мире? Каким оно должно быть, чтобы человек развивался в вышеуказанном смысле? Эти вопросы исследуются во второй главе, носящей в отличие от первой и третьей глав прикладной характер. Эта глава основывается на концепции развития человека, представленной в первой главе.

Путь к единой культуре непременно проходит через науку. Как изменяется роль науки в современном обществе? Каков ее "вклад" в глобальные проблемы современности? И роль в их разрешении? В чем глубинные причины антисциентизма? Каковы перспективы развития науки? Ответам на эти вопросы посвящена третья глава.

Особенностью данного исследования является его методология. Прежде всего, это системный подход, т.е. следование двум основным принципам: 1) анализ предмета как целостной системы; 2) рассмотрение системы как подсистемы высшей надсистемы и вывод целей подсистемы из целей надсистемы. Каждая из глав книги, исследуя человека ли, образование ли, науку ли, начинается с анализа развития высшей надсистемы -- цивилизации.

Вторая особенность -- это диалектика как метод научного исследования. Этот метод предписывает брать предмет в развитии, двигаясь от явления к сущности, от следствий к причинам, искать, опираясь на законы диалектики, в развивающемся предмете противоречия и пути их снятия (их помогает найти закон отрицания отрицания, вполне забытый большинством современных отцов не только науки, но и науки наук -- философии).

Только через представленный здесь путь можно приблизиться к "единой культуре", и в то же время только "единая культура" может спасти человечество от самоистребления.

В заключение хочу выразить благодарность Корж Галине Гавриловне и Китайскому Владимиру Евгеньевичу за помощь при подготовке к изданию книги.


 Об авторе

Нина Леонидовна РУМЯНЦЕВА

Окончила Московский инженерно-физический институт (МИФИ), доцент Российского государственного института интеллектуальной собственности (РГИИС). В кандидатской диссертации разработала системно-понятийный способ представления научной информации, внедренный в процедурах структурирования научной работы, технического объекта, классифицирования и поиска патентной информации. В последующие годы развивает системно-диалектический подход в методологии научных исследований, в образовании.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце