URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Балагушкин Е.Г. Живительный эликсир или опиум прокаженного?: Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России
Id: 170131
 
299 руб. Бестселлер!

Живительный эликсир или опиум прокаженного?: Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России

URSS. 2014. 256 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0684-8.

 Аннотация

Вынесенный в заголовок книги вопрос вовлекает читателей в острую дискуссию последних десятилетий о природе новых религий, сект и культов, широко распространившихся в западном мире. Что привлекает людей в нетрадиционные религиозные объединения? Ответ вы услышите прямо из уст молодых богоискателей, а также узнаете об особенностях сект и культов, оказывающих сильнейшее психологическое воздействие на человека и даже трансформирующих его личность. В книге прослеживается история возникновения кришнаизма в западном мире и его проникновение в нашу страну. В приложении представлена типология религиозных объединений, весьма разнообразных по своему строению и функционированию.

Книга привлечет внимание как специалистов --- религиоведов, культурологов и философов, так и широкого круга читателей, интересующихся новыми явлениями в духовной жизни России и всего мира.


 Оглавление

Вместо предисловия И здесь нам тоже нужна перестройка...
Глава 1. Мои "друзья" кришнаиты
Глава 2. "Атомарные" церковные системы и "радиационые потоки" богоискателей
Глава 3. Что скрывается за религиозной экзотикой?
Глава 4. "Роза ветров" религиозных исканий
Глава 5. Квазирелигиозность в современном мире
Глава 6. По тропе мистицизма -- к обществу всеобщего благополучия?
Глава 7. Что обретают, а что теряют искатели Бога?
Глава 8. Тайны мистического озарения
Глава 9. Герметики и наркобизнес
Глава 10. Нужен ли "моржам" свой бог?
Глава 11. Каким я вижу диалог с богоискателями
Приложение 1. Современный кришнаизм западного мира
 1.Чем индуизм привлек к себе западных богоискателей?
 2.Как кришнаизм появился в западных странах
 3.Древние истоки современного кришнаизма -- бенгальские вайшнавы и "господь" Чайтанья
 4.Мировоззрение и идеология кришнаитской секты
 5.Культовая практика кришнаитов
 6.Авторитарность -- главный организационный принцип секты кришнаитов
 7.Мертвые при жизни: кришнаитская отстраненность от реального мира
 8.Международная миссионерская деятельность кришнаитов
Приложение 2. Функциональные и смысловые типологии религий (применительно к исследованию новых религиозных движений)
Приложение 3. Специфика НРД

 О книге

Почти сто лет тому назад Макс Вебер провозгласил вступление человечества в "расколдованный мир". Он, видимо, ошибся, поскольку в настоящее время налицо растущее влияние мистицизма. Вопреки секуляризации, определяющей тенденции развития современной цивилизации, мистицизм стал популярной темой в СМИ, в литературно-художественной сфере, в шоу-бизнесе и рекламе. К нему обращаются предприниматели, политики. Налицо признаки "мистического ренессанса". От этого сакраментального феномена нельзя отмахнуться, списать его на ограниченность и заблуждения "превратного сознания". Со всей серьезностью звучат декларации о том, что мистическое мировидение и психотехники продуцирования "мистического опыта" могут быть полезными для разработки новой научной парадигмы, правильной экологической политики, стратегии сохранения человеческого рода на Земле, для развития и совершенствования современной цивилизации. Поэтому столь важно выявить место мистицизма в культурно-религиозных традициях и проанализировать этот феномен по существу, уяснить его смыслы и значения, функции и роли в жизни человека и общества. Перед исследователями мистицизма с объективно-научных позиций стоит целый ряд очень интересных познавательно-аналитических задач. Мистицизм, несомненно, заслуживает того, чтобы им заинтересовалась серьезная наука.


 Вместо предисловия И здесь нам тоже нужна перестройка...

В самом начале 1980-х годов по Москве поползли слухи о появлении какой-то необычной мистической секты, подобной тем, что действуют в Индии. Как пел в свое время Высоцкий, подсмеиваясь над такой формой проявления общественных настроений:

И словно мухи, тут и там

Ходят слухи по домам,

А беззубые старухи

Их разносят по умам,

Их разносят по умам.

В нашем случае слухи ходили о приверженцах новой веры -- кришнаитах, и распространяли их вовсе не беззубые старухи. Им эта причудливая религия, окрашенная в яркие, экзотические тона средневекового Востока, была просто не по зубам. О кришнаитах поговаривали среди молодых интеллектуалов, имеющих склонность к туманной и загадочной мистике, -- иные с удовольствием, а кто чуть ли не с восторгом.

Обычные религии их мало интересовали. Церковные обряды и проповеди, считали они, -- это действительно для "беззубых старух", тех, кто постепенно утрачивает активность сознания, живой и глубокий интерес к окружающему, все больше ощущает тоску одиночества и страх перед приближающейся кончиной. Подобные старухи, как полагали склонные к отвлеченным размышлениям бойкие молодые люди, в самом деле нуждаются в пастырских наставлениях и обещаниях загробного воздаяния. Надежда попасть после смерти в рай и наслаждаться там вечным блаженством, конечно же, должна привлекать прежде всего поколение престарелых к традиционной религии и церкви. Молодым же нужно что-то более актуальное и современное.

Кришнаиты и сами искали признания у молодежи. Поговаривали, что в Америке она к ним идет. Да какая! Авангард, хиппи и те, кто еще недавно прославились на весь мир как "бунтующее поколение"...

(...)

Феномен новых религий очень непрост. Мы еще весьма недостаточно знаем их и продолжаем больше удивляться их своеобразию, чем понимать и объяснять его. И это несмотря на то, что за последние годы в нашей стране вышли в свет несколько серьезных книг на эту тему, не говоря уже о настоящем издательском буме, разразившемся на Западе в связи с модой на мистицизм и сенсационной информацией о новых сектах и культах.

Но имеющаяся литература в основном описывает внешние стороны этого непривычного для нас явления и пока еще мало внимания уделяет его историческому смыслу, месту в эволюционном процессе социально-культурных форм человеческого общежития.

Очевидно, что разговор о новых религиях необходим, он весьма актуален, ибо затрагивает интересы целых групп населения, многих семей, людей различных профессий -- ученых-обществоведов, юристов, врачей, педагогов и т.д. И разговор этот не может не быть дискуссионным.

Не вдаваясь в содержание дискуссий по данному вопросу, отметим лишь, что необходим конкретный анализ проблемы. Нельзя давать общие оценки существующим у нас весьма различным религиозным явлениям, поскольку они будут слишком поверхностными и сплошь и рядом ошибочными без учета конкретной ситуации и действий вполне конкретных лиц, без всестороннего рассмотрения не только чисто религиозных аспектов их деятельности, но также их "идеологического лица", социально-политической ориентации (прежде всего -- лояльны ли они к нашему общественному строю), отношения к общественно полезному труду, воспитанию детей и т.д.

При этом необходимо выявлять и глубоко анализировать взаимосвязи социально-политического и религиозного аспектов сознания и деятельности идеологов и рядовых представителей мистически ориентированных групп. Ведь свои общественные позиции эти люди осмысливают в форме религиозных идей и представлений, а социальную активность облекают в религиозную оболочку, редко выходя за рамки сектантских связей и межличностного общения.

Наблюдаемое у нас разнообразие мнений в оценке новых религий и их приверженцев объясняется тремя обстоятельствами: во-первых, различием в подходах к самому этому явлению; во-вторых, недостаточным знанием его содержания, тенденций развития и результатов воздействия на общество; в-третьих, неустойчивостью самой богоискательской стихии, которая переживает сейчас глубокие сдвиги и изменения в своих установках и ориентациях в условиях динамичного развития нашего общества.

Автору данной книги пришлось стоять у истоков научного исследования нетрадиционных религий, развернувшегося в нашей стране несколько лет назад. Как уже упоминалось, в то время речь шла об анализе закономерностей их распространения лишь в западных странах и влиянии на молодежь Запада. В 1980 году мною на эту тему была опубликована книга, которая явилась, насколько мне известно, первой такой публикацией в Советском Союзе. Со временем круг моих интересов расширился, и я занялся изучением деятельности религиозно-мистических организаций в нашей стране. Данной проблеме в основном и посвящена предлагаемая работа, которая выдержана в полемическом ключе. Впрочем, автор не навязывает своих оценок и выводов, а лишь стремится возможно объективнее показать специфические особенности новых религий и проследить тенденции их развития.


 Об авторе

Евгений Геннадьевич БАЛАГУШКИН

Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН. Специалист в области теоретического религиоведения, исследователь исторической, социологической, культурологической и философской проблематики изучения религии, мистицизма и эзотерики, новых религиозных движений. Автор многих работ религиоведческого и иного гуманитарного профиля: "Современные нетрадиционные религии и их влияние на молодежь Запада", "Проблемы морфологического анализа религий", "Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность)", "Нетрадиционные религии в современной России", "Идеология и деятельность современного кришнаизма", "Нравственные основы семьи", "Влияние неофрейдизма и теорий сексуальной революции на нравственное сознание молодежи Запада" и др.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце