URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Фрова А. Почему происходит то, что происходит: Окружающий мир глазами ученого. Пер. с итал.
Id: 169969
 
299 руб. Бестселлер!

Почему происходит то, что происходит: Окружающий мир глазами ученого. Пер. с итал. Изд.3

URSS. 2013. 232 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03805-8.

 Аннотация

В этой книге Вы найдете около трехсот интересных вопросов, способных "зажечь разум" читателя. Эта книга для всех, кто сохранил любознательность, стремление учиться и делать открытия. Даже в наше время стремительного прогресса науки в поисках удивительного и необычайного вовсе не обязательно отправляться куда-то далеко (например, в космос!). И в обыденной жизни нас окружают загадочные явления, над которыми мы не задумываемся лишь потому, что они привычны. Как устроена радуга? Почему глаза кошки светятся в темноте? Что определяет цвет драгоценных камней? Почему можно разбить кирпич ударом обнаженной руки? Как работает солнечная батарея? Свистеть губами: какой механизм лежит в основе этого действия? Почему снежинки симметричны? Как перемещаются песчаные дюны? Ответы на эти и другие вопросы представлены в книге в доступной и увлекательной форме.

Книга будет интересна школьникам, их родителям и всем любознательным читателям.


 Оглавление

Предисловие
От автора
Глава 1. Краски и магия атмосферы
 1.Небесный свод
 2.Бледно-голубая дымка
 3.Красный цвет заката
 4.Глубокий синий цвет
 5.Увидеть солнце, когда оно уже за горизонтом
 6."Зеленый луч"
 7.Искажение солнца и луны
 8.Гигантская луна
 9.Пурпурные небеса
 10.Голубая луна
 11.Пепельный свет
 12.Цвет облаков
 13.Облака, как взбитые сливки
 14.Божественные лучи
 15.Туман
 16.Облака, которые ничего не значат
 17.Дыхание, которое мы видим
 18.След, оставляемый реактивным самолетом
 19.Мороз на большой высоте
 20.Полет в зоне турбулентности
 21.Радуга (1)
 22.Радуга (2)
 23.Радуга (3)
 24.Радуга (4)
 25.Солнечное гало
 26.Чернота ночи
Глава 2. Трение и связанные с ним явления
 27.Трение, трение!
 28.Великое безмолвие
 29.Реактивное движение
 30.Использование реакции связей
Глава 3. Насекомые и зверушки
 31.Переливающиеся крылья
 32.Кошачьи глаза
 33.Падение кошки
 34.Птичий клин
 35.Птицы и бумажные змеи
 36.Крылья хищных птиц
 37.Птицы в 20000 вольт
 38.Тучи комаров
 39.Насекомые и цвет
 40.Назойливые мухи
 41.Светлячки!
Глава 4. Цвета
 42.Анодированный алюминий
 43.Свет и цвет в призмах
 44.Вода и снег
 45.Волны и разбивающиеся гребни
 46.Горные озера, торосы и свежий снег
 47.Цвет драгоценных камней
 48.Родственные связи между драгоценными камнями
 49.Основные цвета
 50.Синтез цветов
 51.Лиловый и фиолетовый цвета
 52.Сумеречное видение
 53.Колбочки и палочки
 54.Определение оттенков
 55.Ключ для каждого оттенка
 56.Желтый и коричневый цвета: они действительно разные?
 57.Контрастные эффекты
 58.Цвет и температура
 59.Фосфоресценция
 60.Противотуманные фары
 61.Цвета флуоресцентных ламп
 62.Раскаленные угли
 63.Блеклые цвета
Глава 5. Электричество
 64.Радио AM и радио FM
 65.Удар электрическим током
 66.Как можно легко попасть под высокое напряжение
 67.Грозовые разряды и молнии
 68.Выйти невредимыми из грозового разряда
 69.Раздевающий эффект молнии
Глава 6. Дела домашние
 70.Кофе "эспрессо"
 71.Приготовление пищи под давлением
 72.Липкие макароны
 73.Звук, издаваемый горячей водой
 74.Почти невероятно
 75.Таяние льда
 76.Восприятие тепла и холода
 77.Кипящий лед?
 78.Снег-долгожитель
 79.Взрывной лед
 80.Примерзнуть ко льду
 81.Тайна листьев чая
 82.Насколько важна вентиляция
 83.Воздуха!
 84.Поглощающая способность черного
 85.Быстрое закипание
 86.Барашек на вертеле
 87.Микроволновая печь
 88.Энергия двух бутербродов
 89.Завершение горения пламени
 90.Дуть на пламя
 91.Яйцо сырое и яйцо крутое
 92.Яичный белок
 93.Чудо майонеза
 94.Мясо жареное и вареное
 95.Вина специального разлива
 96.Шутки горячей воды
 97.Маленький искусственный туман
 98.Искусство наливать алкогольные напитки
 99.Секрет лозоходца
 100.Тяга в дымоходе
 101.Струйка сигаретного дыма
 102.Цвет дыма
 103.Самый древний холодильник в мире
 104.Гидрант из шампанского
 105.Прочное сцепление
 106.Авторучка
Глава 7. Текучие среды
 107.Всплеск
 108.Водопроводная вода
 109.Струя фонтана
 110.Плавание на поверхности
 111.Затруднительный вопрос
 112.Скорость и длина лодки
 113.Судно на подводных крыльях
 114.Трансатлантические перелеты
 115.Водоворот в раковине
 116.Косой дождь
 117.Поднять автомобиль одним пальцем
 118.Подъемная сила крыла
 119.Как развеваются знамена
 120.Плыть под парусами против ветра
 121.Два странных шарика
 122.О, как хорошо дышится!
Глава 8. Свет и зрение
 123.Et lux facta est
 124.Оптическая левитация
 125.Алмаз и графит
 126.Прозрачность и непрозрачность
 127.Фотогальваническая энергия
 128.Металлическое зеркало
 129.Незеркальный металл
 130.Сырая поверхность темнее сухой
 131.Хорошо видимые отпечатки пальцев
 132.Мир глазами рыб
 133.Оптические волокна
 134.Скользящее падение света делает все зеркальным
 135.Отражение солнца на неспокойном море
 136.Поляроидные очки
 137.Поляроидные краски
 138.Испачканные окна
 139.Пылевые микролуны
 140.Фиолетовый ореол
 141.Поперечно преломленные волны
 142.В\'идение в темноте
 143.Как мы видим несуществующие образы
 144."On a clear day you can see forever"
 145.Сетчатка: приемопередающий механизм
 146.На холоде не работается!
 147.Лампы зачерненные и галогенные
 148.Лазер
 149.Камера-обскура
 150.Глубина резкости изображения
 151.Разрешающая способность
 152.Объектив и глаз
 153.Скорее длинный, чем высокий
 154.Грим для башен
Глава 9. Механика и пространство
 155.Происхождение времен года
 156.Вес и скорость падения
 157.Искусственные спутники
 158.Застенчивая луна
 159.Разбить кирпич небольшим усилием
 160.Перипетии с гвоздем
 161.Резать как следует
 162.Можно сделать все, кроме невозможного
 163.Удары твердых и мягких тел
 164.Столкновения шаров
 165.Влияние вращения на отскок
 166.Игра для детей
 167.Смертельное столкновение
 168.Падение скалолаза
 169.В это трудно поверить
 170.Шест эквилибриста
 171.Загадки волчка и гироскопа
 172.Велосипед
 173.Качающиеся валуны
 174.Маятник Фук\'o
 175.Маятники и пружинные часы
 176.Тепловой эффект в пружинных часах
 177.Резинка для стирания
 178.Как разрезать стекло
Глава 10. Миражи
 179.Лужи на асфальте
 180.Дрожание изображений на пляже
 181.Мерцание звезд
 182.Подводное в\'идение
 183.Зрение "земноводных"
 184.Увеличение водолазной маски
 185.Множественные изображения рыб в аквариуме
 186.Плавающая на поверхности монета
 187.Выходящие из воды горы
 188.Зависший в воздухе остров
 189.Не всегда достаточно увидеть, чтобы поверить
Глава 11. Природа
 190.Форма снежинки
 191.Нестойкий снег
 192.Мягкие ледники
 193.Падения на скользкой поверхности льда
 194.Снежки
 195.Скрытая часть айсберга
 196.Соль на дорогах и антифриз
 197.Эрозия берегов рек
 198.Образование излучин
 199.Влажная жара и сухой холод
 200.Парниковый эффект
 201.Упорядоченность волн
 202.Рябь на песчаной поверхности
 203.Движущиеся дюны
 204.Волны выстраиваются вдоль берега
 205.Гладкое, как масло
 206.Волнистая дорожная поверхность
 207.Лунные приливы и отливы
 208.Приливы и отливы в противофазе
 209.Песчаные холмы
 210.Ключи, очереди, лифты
Глава 12. Спорт
 211.Прыжки в длину
 212.Всякие прыгуны
 213.Овальный мяч
 214.Теннисный мяч
 215.Полет мяча для гольфа
 216.Фризби ("летающая тарелка")
 217.Планирование на волне
 218.Лыжи
 219.Катание на коньках по льду
 220.Танцы, спорт и угловой момент
 221.Удар рукой дзюдоиста
Глава 13. Звук
 222.Bang!
 223.Как звук преодолевает преграды
 224.Снежное безмолвие
 225.Сирена
 226.Звуковой барьер
 227.Щелчок кнута
 228.Звук, издаваемый мелом
 229.Хруст пальцев
 230.Понижение голоса
 231.Допустимая разница в настройке
 232.Феномен стука
 233.Возникновение звука в смычковых инструментах
 234.Происхождение тембра
 235.Звучание духовых инструментов
 236.Что делает в трубе трость
 237.Высота звука и тепло
 238.Вышедшее из употребления фортепьяно
 239.Игра на стаканах
 240.Беседа на ветру
 241.Говорить, повернувшись к слушателю
 242.Речь среди шума голосов
 243.Отсутствие стереофонического эффекта
 244.Неточное эхо
 245.Шум моря в раковине
 246.Акустический резонанс и рентгенограмма
 247.Звучание ключа
 248.Свист чайника
 249.Милицейский свисток
 250.Свистните мне
 251.Бесшумные молнии
 252.Особенности слуха под водой
 253.Поющие водопроводные трубы
Тест для новообращенных
 1.Отскок мяча
 2.Сила, действующая на брошенный вверх камень
 3.Подъем шаров, имеющих разный вес
 4.Процесс ускорения
 5.Жонглер (сила)
 6.Бегущий атлет
 7.Мальчик на самодвижущейся ленте
 8.Поразить цель, находясь на карусели
 9.Пуля и шар
 10.U-образная труба
 11.Пить напиток через трубочку
 12.Погруженный в воду шарик
 13.Искусственный спутник
 14.Жонглер (энергия)
 15.Туннель сквозь Землю
 16.Горизонтальное отверстие в Земле
 17.Кубики льда
 18.Аристарх
Ответы на вопросы теста для новообращенных
 1.Отскок мяча
 2.Сила, действующая на брошенный вверх камень
 3.Подъем шаров, имеющих разный вес
 4.Процесс ускорения
 5.Жонглер (сила)
 6.Бегущий атлет
 7.Мальчик на самодвижущейся ленте
 8.Поразить цель, находясь на карусели
 9.Пуля и шар
 10.U-образная труба
 11.Пить напиток через трубочку
 12.Погруженный в воду шарик
 13.Искусственный спутник
 14.Жонглер (энергия)
 15.Туннель сквозь Землю
 16.Горизонтальное отверстие в земле
 17.Кубики льда
 18.Аристарх
Толковый словарь

 Предисловие

Один из самых важных (и самых трудных) элементов в общении учителя и ученика -- умение "зажечь разум" собеседника. Нужно, чтобы послание было не только понятным адресату, но и интересным, привлекательным. На самом деле именно этот интерес, благодаря целому ряду химических сигналов, поступающих из более глубоких структур, и активизирует кору головного мозга, облегчая индивидууму запоминание информации. Это то, что называют вниманием.

Книга Андреа Фрова как раз и обладает таким достоинством. Она не только написана понятным (и, разумеется, научно правильным) языком, -- в беседах о физике, химии, математике, биологии, обсуждая явления, с которыми мы сталкиваемся каждый день, она способна "зажечь" разум читателя. Любознательного человека интересует все, что его окружает -- от дождя до самолета, от серфа до майонеза. Взгляд ученого позволяет нам приоткрыть многие завесы тайны, покрывающие эти явления и объекты. Таким образом, любопытство становится ключом доступа к целому ряду законов природы, которые не привлекли бы внимание читателя, будь они написаны сухим языком.

Но есть кое-что еще. Наблюдение за миром с научной точки зрения приучает нас к использованию самого ценного из того, чем мы обладаем: нашего разума. В мире, в котором часто правят эмоциональность и иррациональность, важно привить людям способность (начиная также с мелких бытовых явлений) подходить более осмысленно к пониманию окружающих нас вещей.

В своей книге Андреа Фрова показывает нам, что наука присутствует везде и что достаточно захотеть узнать об этом больше, чтобы с удовольствием открывать одну за другой китайские шкатулки знаний.

Книга затрагивает мимоходом некоторые аспекты так называемых паранормальных явлений, которые пользуются сегодня таким успехом у безоружной публики, забрасываемой непроверенной и часто ложной журналистской информацией. Вполне понятно, что многим людям гораздо проще поверить в свои надежды, чем разобраться в них. Для тех же, кто хочет в толковании реальности использовать разум, а не чувства, существует единственный путь -- тот, по которому уже много столетий идут ученые, отделяя иллюзорное от реального на основе принципа постоянной проверки фактов.

Такой метод позволяет, в частности, провести черту между тем, что известно, и тем, что неизвестно (или пока неизвестно).

В мире действительно очень много людей, которые путают свое мнение с реальностью и которые считают "правдой" то, что просто является их личным убеждением. Наука же, как говорил Конфуций, состоит из "знания того, что известно, и незнания того, что неизвестно". Это, конечно, намного скромнее, но в то же время намного сильнее.

Эта книга для всех, кто сохранил любознательность и стремление делать открытия и учиться. Я бы рекомендовал ее также учителям, желающим "зажечь" разум своих учеников там, где скучная дидактика способна лишь загасить его.

Пьеро Анджела

 От автора

Посвящаю своей жене Мариапьера,
а также друзьям-коллегам -- Карло Бернардини, Паоло Комиц и Эджидио Лонго --
за их любезное исполнение роли подопытных животных!

Насколько серьезнее, чище и достойнее
была бы жизнь многих людей,
если бы они смогли сохранить от своей юности
способность к поиску, способность интересоваться тем,
как называются вещи!

Герман Гессе. "Герман Лаушер"

Хочу сопроводить свое предисловие пояснением, почти заявлением о намерениях. За всю свою жизнь я никогда не сталкивался -- да и мои знакомые тоже -- с явлениями, которые нельзя было бы разумно объяснить законами природы. Я сам видел летающие тарелки и огненные шары, наблюдал перемещение предметов посредством усилия мысли. Но все это при спокойном и тщательном изучении оказывалось обычными проявлениями общеизвестных феноменов, игрой света, статистически маловероятными, но не невозможными случайными совпадениями. Не обошли меня и рассказы от третьих лиц о подлинных чудесах, которые, тем не менее, не выдерживали строгой (и компетентной) проверки. В передачах о загадочных явлениях, ставших в XXI веке по каким-то необъяснимым причинам очень модными, телевидение предлагает нам ошеломляющие фильмы, которые зачастую оказываются банальным монтажом, или представляет свидетельства добропорядочных граждан, убежденных в том, что они говорят, но совершенно неубедительных для экспертов. В любом случае мое мнение таково, что речь идет всегда лишь об информации, услышанной от кого-то и на очень далеком расстоянии.

Мало кого волнуют на фоне сегодняшней грубой действительности идеи австрийского философа науки Карла Поппера. Не существует таких научных идей, которые могли бы быть окончательно доказаны как верные, -- говорил Поппер, -- как бы многочисленны ни были их доказательства и экспериментальные проверки. Более того, всего одного эксперимента, дающего противоположный результат, будет достаточно, чтобы провалить идею. Наука, другими словами, идет вперед, демонстрируя неуниверсальность более ранних представлений, и находится в постоянном поиске теорий, действие который распространяется на более широкие области.

Любое событие при разумном к нему отношении можно объяснить в рамках научных знаний, существующих на данный момент, или тех, которые появятся в дальнейшем. Такое отношение предполагает следующее. Во-первых, не следует принимать на веру явления, которые недостаточно документированы, не удостоверены, не проверены и, тем более, если они не имеют объяснений (в том числе чудеса и плачущие статуэтки). Во-вторых, необходима компетентность в очень широком спектре знаний, что, естественно, невозможно для огромного большинства из нас. В-третьих, нужно осознавать историческое развитие науки, которая час за часом, день за днем превращала чудо сначала в понятие, доступное первопроходцам, а затем во всеобщее достояние; а каждый тезис, который может быть подвержен критике, по словам Поппера, в другое понятие, более убедительное и долговечное. Пьеро Анджела в своем предисловии приводит замечательные слова Конфуция: "Наука --это знание того, что известно, и незнание того, что неизвестно".

Перейдем к сюжету книги. Вот уже пятнадцать лет я преподаю студентам двухгодичный курс общей физики, и больше всего меня поражает полное отсутствие в их мышлении связи между законами и экспериментами, которые я им пытаюсь объяснить, и окружающей реальностью. И тем не менее в классической физике нет понятий, которые бы в той или иной форме не затрагивали их, смотрят ли они на источник света, занимаются ли спортом, плывут ли по морю или поднимаются в горы; наблюдают ли за небом и явлениями природы, прислушиваются ли к ветру или раскатам грома, а может, и к другим звукам и шумам, будь это даже божественная гармония музыки, или когда занимаются чем-то на кухне, или же видят в действии окружающую нас разнообразную технику -- от простого гвоздя, пробивающего себе дорогу в дереве, до искусственного спутника, совершающего рискованное путешествие в космосе (это всего несколько из более чем двухсот пятидесяти примеров, которые будут рассмотрены в этой книге).

Еще более удручает то, что такое расхождение между физикой школьных программ и физикой повседневной жизни все сильнее проявляется сегодня, в начале третьего тысячелетия -- в эпоху передовых технологий, требующую рационального подхода к решению возникающих задач и способную находить такие решения. Если спросить на занятии -- почему солнце на закате красное и деформированное? почему кофе-эспрессо крепче фильтрованного? почему лед скользкий? почему песок часто имеет периодичную волнистую поверхность? почему в микроволновой печи нельзя готовить жаркое? почему крылья удерживают самолет в полете? почему можно разбить кирпич рукой? -- ответы, скорее всего, будут редкими и неуверенными. А ведь все эти вопросы не выходят за рамки учебной программы! И речь идет о студентах, которые сами изъявили желание учиться на физическом факультете, а не на филологическом или юридическом. Я спрашиваю себя: на чем основывается их выбор? Возможно ли, чтобы квазинаучная фантастика черных дыр и космических исследований, эксперименты по столкновению элементарных частиц в огромных ускорителях или мифический ядерный синтез, все то, что средства массовой информации окутали аурой внеземного очарования, так глубоко проникло в умы, что студенты умудряются забыть о пространстве и времени, в которых живут изо дня в день?

В конце книги представлен "научный" тест, проведенный много лет назад среди студентов университетов вместе с моим тогдашним прославленным партнером, профессором Джорджо Салвини. Его результаты оказались плачевными. Последнее мне кажется символичным и объясняется, на мой взгляд, вековыми традициями риторического характера итальянской культуры. Этот тип культуры ведет к пассивному и стерильному накоплению знаний. Он не только не способствует, но даже скорее затрудняет любой внимательный и конструктивный анализ наблюдаемых фактов, любое независимое формулирование причин возникновения явлений, а главное, любое желание разобраться в этих причинах. А ведь все эти умения -- инструменты познания, совершенно необходимые для возможности вклада отдельной личности в коллективный прогресс, если -- как говорил Кант -- мы действительно решили жить так, как будто будущее зависело бы полностью от действий каждого из нас в отдельности.

Итак, молодые люди приходят в итальянские университеты, даже не предполагая, что физика может занимать в нашей жизни такое же место, как искусство и музыка, что она сама по себе красива и ценна. Что она служит для более глубокого вовлечения человека в события, обогащая удовольствие их эстетического созерцания удовлетворением от их понимания. Думаю, что мне довелось познакомиться лишь с немногими девятнадцатилетними учениками, которым школа помогла сформировать такое отношение: те, кто интуитивно почувствовал эту концепцию, уверяли, что пришли к ней сами.

Возможности физики далеко не исчерпываются объяснением бесконечного множества повседневных явлений. Эта ее сторона в третьем тысячелетии не более чем история, -- и именно поэтому должна бы вызывать широкий интерес, как неотъемлемая часть культуры, гарантирующая более плодотворную умственную активность, как методология анализа и синтеза, полезная в любой другой жизненной деятельности. Она должна быть доступна каждому, обладающему минимальным багажом знаний основных законов, дошедших до нас от ученых девятнадцатого века. Настоящая книга является попыткой продвинуться в этом направлении. Надеюсь, что она подтвердит высказанные здесь мысли, а может быть, даже пошатнет вечный предрассудок, что наука -- это что-то трудное, доступное только высшим умам (я задаю себе вопрос, почему так редко встречаются преподаватели, которые стараются побороть это вредное предубеждение).

Совсем другое дело -- современная физика. Она занимается тем, что лежит за пределами нашего сенсорного восприятия: атомы, ядра, электроны, элементарные частицы, кварки -- предметы, о существовании которых обычный человек может не иметь никакого представления, при этом оставаясь счастливым и довольным. Здесь мы вступаем в профессиональную сферу, не менее прекрасную, чем сочинение музыки, создание картин, покорение гор, но, тем не менее, профессиональную, находящуюся в постоянном развитии, где теории и эксперименты изо дня в день обновляются и часто противоречат друг другу. Для тех, кто не является физиком, такие знания не слишком полезны -- какие жизненные уроки можно извлечь из них человеку и гражданину? Не говоря уже о том, что популяризировать идеи очень узкой специализации, не допуская при этом их грубой фальсификации -- исключительно трудная задача.

Вернемся к физике, которая может быть более полезной -- к физике нашей повседневной жизни. Идею постоянного использования научных знаний необходимо культивировать еще в школе, чтобы молодые люди научились предвкушать наслаждение от чтения учебников, сравнимое с приятным ожиданием момента разрезания рождественского кекса или прослушивания нового диска. Настоящая книга, по крайней мере в своих более элементарных частях, могла бы взять на себя эту задачу или хотя бы помочь студенту, по аналогии с литературной антологией, постепенно окунуться в хитросплетения этого предмета.

Между строк этой книги даются довольно ясные подсказки относительно различных простых экспериментов, которые молодые люди могли бы провести сами или группой вместе с преподавателем: от маленького солнца на закате, созданного дома с помощью фонарика и ванночки из плексигласа, наполненной водой с молоком, до струи душа, имитирующей капли воды в радуге, божественных лучей, получаемых с помощью перфорированного картона, модели искривленной комнаты Эймса и т.д. Чтение вопросов и ответов, по возможности -- проведение опытов, под руководством всегда готовых прийти на помощь преподавателей, может стать первым шагом к новому пониманию задач научного образования, предлагаемого всему школьному сообществу. Эти задачи должны быть прежде всего направлены на развитие методологий, а не на простое накопление сокровенных знаний.

Возможно, если со временем такое произойдет, то потеряют свою силу всевозможные лживые верования, суеверия, иррациональное поведение, которые, кажется, и в наше время все еще составляют значительную часть багажа человечества. Человеку науки больно видеть так много себе подобных, одаренных памятью, интеллектом и потенциальной способностью к установлению истины, а также достоинством, и, тем не менее, оказавшихся пойманными в сети лживых философских учений, создающих мифы, не имеющие ничего общего с реальностью, и отрицающих самые очевидные элементарные вещи. Веками и тысячелетиями ученые и мыслители разрабатывали и создавали гипотезы и доказательства, и так мало из этой мудрости унаследовала наша жизнь!

В связи со сказанным выше хочу полностью процитировать великолепную мысль из раннего романа Германа Гессе "Герман Лаушер", часть которой я поместил в самом начале своего предисловия: "...Мой разум, который начинал просыпаться, выдвигал свои первые требования и изводил меня настолько, что я часто испытывал неистовые приступы ярости и бессильного раздражения. Это тоже какой-то обрывок детства, который, мне кажется, будет затем утерян большинством людей: стремление к истине, желание добиться всеобъемлющего в\'идения вещей и их причин, мучительная жажда гармонии и уверенности в духовной силе. Я страдал от многочисленных вопросов, остающихся без ответов, и постепенно открыл для себя, что для взрослых, которых я спрашивал, мои вопросы часто были малозначимыми, а мои потребности -- непонятными. Каждая попытка уйти от ответа или даже сарказм по этому поводу часто толкали мою душу в созданный мир мифов, который постепенно начинал шататься. Насколько серьезнее, чище и почтительнее была бы жизнь многих людей, если бы они могли сохранить от своей юности какую-то способность к поиску, способность интересоваться тем, как называются вещи! Что такое радуга? Почему ветер стонет? Почему луга увядают, почему опять зацветают, откуда ветер, откуда снег? Почему мы богатые, а сосед Шпенглер бедный? Куда уходит солнце вечером?"

Настоящая книга неизбежно имеет свои недостатки, как большие, так и мелкие. В общем и целом я предпочел рассмотреть те явления, которые читатели имели возможность видеть хотя бы один раз в жизни. И чтобы быть корректным, скажу, что иногда объяснение является скорее плодом размышления автора, чем знанием, почерпнутым из книг. Объяснение обычно приемлемое, но не всегда единственное, которое могло бы прийти в голову. Впрочем, можно считать это скорее достоинством книги, чем недостатком: читателю на самом деле придется всегда быть начеку и интересоваться, можно ли данному ответу противопоставить другой, лучший. В любом случае, в споре рождалась и рождается истина.

Друзья и коллеги физики, которым я посвящаю эту книгу, оказали мне большую помощь, отмечая ошибки, предлагая вопросы, одобряя мой тяжелый труд. Моя жена, Мариапьера, гуманитарий по образованию, была самым ревностным моим читателем: мне кажется, что она, оставаясь по-прежнему в рамках своей деятельности, все меньше считает, что физика -- это остров за пределами нашего мира. Для меня это очень важно -- пожалуй, мои взгляды побеждают. Я всем выражаю свою признательность. Я очень обязан также Пьеро Анджела за то, с каким воодушевлением он написал предисловие, и Эмануэле Винасса де Реньи за неоднократную и действительно добровольную помощь. Тем не менее считаю необходимым подчеркнуть: возможные ошибки, которые могут оказаться в окончательной редакции текста, следует полностью отнести на мой счет, так как окончательный выбор был, в любом случае, за мной.


 Об авторе

Андреа ФРОВА

Родился в Венеции в 1936 году. Профессор Римского университета "Ла Сапиенца" по кафедре общей физики. Многие годы читает оригинальный курс музыкальной акустики. Вел исследовательскую работу в лабораториях Бэлл AT&T (г. Мюррей Хил, США), работал по приглашению ряда университетов в США, Германии, Швейцарии. Лауреат премии Галилея за 2008 год. Является автором более 150 статей в области спектроскопии конденсированного состояния материи. В последние годы научные интересы А. Фрова находятся в области физических и математических аспектов музыкальной гармонии; им написано множество статей, посвященных культуре и популяризации науки. Автор монографий "Полупроводники" (1977) и "Физика в музыке" (1999), а также ряда научно-популярных книг, среди которых: "Слово Галилею" (1998), "Свет, цвет, зрение" (2000), "Физика под носом" (2001), "Причина, по которой..." (2002), "Небесная гармония и додекафония" (2006), "Если бы человек имел крылья" (2007). Кроме того, им опубликован биографический роман о И. С. Бахе "Браво, Себастьян" (2007) и сборник научно-фантастических рассказов "Тест на зрелость" (2007).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце