URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Грицюк Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. Российский и зарубежный опыт
Id: 16945
 
699 руб.

Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. Российский и зарубежный опыт

URSS. 2003. 384 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00427-6. Букинист. Состояние: 4+. .

 Аннотация

В работе рассмотрены теоретические и прикладные аспекты государственного регулирования межбюджетных отношений в РФ и зарубежный опыт управления территориальным развитием. Помимо прямого перераспределения финансовых ресурсов в масштабах всей страны, рассмотрены проблемы распределения властных полномочий через межбюджетные отношения, а также преимущества и недостатки децентрализации. Проведен подробный анализ российского и зарубежного опыта организации государственных финансов в многоуровневой системе. Дана комплексная социально-экономическая оценка российской системы государственного регулирования территориального развития с учетом новых тенденций в развитии федеративных, социальных и экономических отношений. Рассматриваются направления текущей бюджетно-налоговой политики, анализируются основные макроэкономические характеристики бюджета, а также перспективы и тенденции в сфере государственного регулирования финансов.


 Оглавление

Введение
1 Проблемы организации государственных финансов в многоуровневой структуре
  1.1.Модели оказания государственных услуг
  1.2.Теоретические и практические аспекты распределения расходных обязательств
  1.3.Теоретические аспекты распределения налоговых полномочий между уровнями государственной власти
  1.4.Принципы вертикального распределения доходов общественного сектора и практическая их реализация
2 Теоретические основы бюджетного федерализма
  2.1.Бюджетный федерализм: сущность, принципы функционирования
  2.2.Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
  2.3.Фискальный, бюджетно-налоговый и конкурентный федерализм
  2.4.Особенности российского бюджетного федерализма
  2.5.Перспективы развития фискального федерализма в Российской Федерации, итоги и альтернативы реформ
3 Основные элементы системы межбюджетных отношений в некоторых развитых странах
  3.1.Опыт финансового федерализма в Австралии
  3.2.Опыт финансового федерализма в Германии
  3.3.Опыт финансового федерализма в Канаде
  3.4.Опыт финансового федерализма в США
  3.5."Политика выравнивания" в Швейцарии
4 Основные элементы системы межбюджетных отношений в странах с переходной экономикой
  4.1.Опыт реформы системы бюджетного федерализма в Латинской Америке
  4.1.1.Опыт финансового федерализма в Бразилии
  4.1.2.Опыт финансового федерализма в Аргентине
  4.2.Становление бюджетного федерализма в странах Азии
  4.2.1.Бюджетная децентрализация: опыт Китая
  4.2.2.Нормативно-расчетные и индивидуальные субсидии в Индии
  4.3.Реформирование бюджетных систем и межбюджетные отношения в странах Восточной Европы
  4.3.1.Опыт финансового федерализма в Болгарии
  4.3.2.Опыт финансового федерализма в Венгрии
  4.3.3.Опыт финансового федерализма в Чехии
  4.3.4.Опыт финансового федерализма в Польше
  4.3.5.Специфика бюджетного федерализма в странах Восточной Европы
  4.4.Наиболее ценные фрагменты зарубежного опыта
5 Направления совершенствования методики расчета трансфертов в РФ
  5.1.Механизмы регулирования отношений центра и территорий
  5.2.Учет региональных бюджетных доходов при определении трансфертов из ФФПР
  5.3.Интегральная оценка финансового положения объектов бюджетного финансирования
  5.4.Оценка налогового потенциала региона на основе показателя валового регионального продукта
  5.5.Оценка налогового потенциала региона на основе индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов (2000--2003 годы)
  5.6.Методика расчетов налогового потенциала муниципального образования
  5.7.Итоги бюджетного выравнивания обеспеченности регионов (1999--2003 гг.)
6 Зарубежный опыт бюджетного "выравнивания" территориального развития
  6.1.Межрегиональная дифференциация показателей налогового потенциала провинций Канады, используемых в целях межбюджетного выравнивания
  6.2.Система межбюджетных трансфертов в США
  6.3.Система межбюджетных трансфертов в ФРГ
7 Государственное регулирование экономического развития регионов: проблемы и стратегия
  7.1.Методологические подходы к государственному регулированию территориального развития
  7.2.Теории государственного регулирования экономического развития регионов
  7.2.1.Теории размещения
  7.2.2.Теории регионального роста
  7.2.3.Теории региональной политики
  7.3.Государственная нагрузка на экономику и модель экономического роста
  7.4.Дискуссии об экономическом росте
  7.5.Условия действенного государственного регулирования территориального развития
8 Бюджетное регулирование, макроэкономическая стабильность и экономический рост
  8.1.Экономическая роль бюджетных отношений, формирующих основу финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой
  8.2.Бюджет как финансовый регулятор экономического развития
  8.3.Механизмы и методы бюджетного регулирования
  8.4.Бюджетное регулирование финансовых потоков
9 Бюджетно-налоговая политика и экономический рост
  9.1.Приоритеты бюджетно-налоговой политики и экономический рост
  9.2.Анализ динамики финансовых ресурсов, централизуемых в бюджетной системе РФ
  9.3.Проблемы экономического роста: международный аспект
  9.4.Анализ расчетов по прогнозированию динамики основных показателей развития экономики РФ
  9.5.Бюджетно-налоговое регулирование субнационального уровня: национальный и международный аспект
  9.6.Приоритеты развития основ законодательного регулирования бюджетно-налоговой политики
10 Экономический рост и сбалансированность территориального развития
  10.1.Оценка параметров бюджета-2003 с позиций экономического роста
  10.2.Государственные расходы и бремя государства на бизнес
  10.3.Межбюджетные отношения: разделение финансов
  10.4.Стратегия на перспективу и бюджетное регулирование
Литература

 Введение

В числе серьезных препятствий на пути экономических реформ нередко называется состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации. Действующая их система не способствует возникновению должных стимулов у региональных и местных властей к обеспечению ответственного управления бюджетами и проведению экономической политики, направленной на реализацию стратегии устойчивого экономического роста.

Крайне важным является обеспечение финансовой стабильности и создание благоприятных условий для развития экономики на всей территории государства, а не только в его отдельных регионах. Последнее предполагает совершенствование процедурных сторон взаимоотношений федерации и регионов, а также более четкое законодательно закрепленное разграничение доходных и налоговых полномочий. Это, в свою очередь, обеспечит практическую реализацию концепции "федерализма, создающего рынок".

Помимо прямого перераспределения финансовых ресурсов в масштабах всей страны, через межбюджетные отношения опосредуется разделение властных полномочий государственных органов. Это может существенно влиять на совокупный размер бюджетных средств, учитывая потенциал создания дополнительных стимулов для роста доходной базы региональных бюджетов.

Отличительной чертой российской системы бюджетного федерализма стало несоответствие между децентрализацией бюджетных расходов и централизацией бюджетно-налоговых полномочий, что усугубилось субъективностью формирования финансовых отношений центра с конкретными регионами, а также непрозрачностью многих региональных и местных бюджетов. Представители направления, получившего название "федерализм создающий рынок", исходят из того, что оптимальная децентрализация бюджетной системы может послужить эффективным механизмом формирования рыночной экономики и стимулирования экономического роста. Однако вопрос -- какой способ борьбы против проведения нерациональной экономической политики и "теневой" деятельности субнациональных органов власти является более действенным -- административное давление федерального центра или децентрализация, остается по-прежнему дискуссионным. Эффективные реформы скорее всего, должны предусматривать меры в обоих направлениях.

Ввиду высокой динамичности межбюджетных отношений и влияния субъективных факторов управление системой региональных бюджетов должно базироваться на анализе полной и достоверной официальной статистики по региональным различиям в движении финансовых ресурсов и каналам их перераспределения.

Сложный характер влияния финансовых взаимоотношений различных уровней власти на экономику государства делает крайне важной задачу создания комплексной системы управления межбюджетными отношениями.


 Рецензии


Рецензия на монографию к.э.н., доц. Грицюк Татьяны Владимировны "Системные механизмы управления межбюджетными отношениями"

Представленная на рецензию монография "Системные механизмы управления межбюджетными отношениями" посвящена проблемам становления реального федерализма в РФ и дельнейшего реформирования межбюджетных отношений в контексте продолжающихся экономических преобразований. Действующая их система не способствует возникновению должных стимулов у региональных и местных властей к обеспечению ответственного управления бюджетами и проведению экономической политики, направленной на реализацию стратегии устойчивого экономического роста.

В работе охарактеризованы основные тенденции развития бюджетного федерализма в РФ и за рубежом, а также обоснована возможность использования наиболее ценных фрагментов зарубежного опыта в процессе дальнейшего развития системы межбюджетных отношений в России.

Используемая конструкция межбюджетных отношений, как показано в исследовании, в целом оказывает значительное воздействие на территориальное распределение производительных сил, социальную ситуацию в различных регионах, политическую стабильность государства, создает условия его реальной целостности.

По мнению автора, крайне важным является обеспечение финансовой стабильности и создание благоприятных условий для развития экономики на всей территории государства, а не только в его отдельных регионах.

Помимо прямого перераспределения финансовых ресурсов в масштабах всей страны, как показано в работе, через межбюджетные отношения опосредуется разделение властных полномочий государственных органов. Это может существенно влиять на совокупный размер бюджетных средств, учитывая потенциал создания дополнительных стимулов для роста доходной базы региональных бюджетов.

В книге отмечено, что между региональной структурой расходов федерального бюджета за период 1998--2003 годы существует очевидная преемственность, что позволяет предположить наличие латентных закономерностей распределения доходов федерального бюджета по территории России. Другим важным механизмом регулирования взаимоотношений центра и территорий в финансовой сфере, по мнению автора, является формирование четкой и обоснованной региональной политики. С ее помощью в принципе должна сглаживаться напряженность в отношениях между Федеральным центром и регионами, "раскалывающая" единое экономическое пространство России и усложняющая проведение экономических реформ в регионах.

В результате реализации российской модели бюджетного федерализма, как отмечается в рецензируемой книге, большинство субъектов Федерации стали дотационными, причем в последние годы число их увеличилось. Формирование этих бюджетов, по мнению автора, идет в основном не за счет собственной налоговой базы, а путем налогового регулирования через федеральный уровень.

В своей работе автор показал, что при реализации фискального федерализма в различных регионах и территориях возникают схожие ограничения оказания помощи в разных экономических условиях. Практически везде главная цель распределения финансовой помощи заключается в повышении возможностей регионов с низкой бюджетной обеспеченностью финансировать закрепленные за ними расходы, и тем самым обеспечивать выравнивание территорий на максимально возможном уровне, а также обеспечивать доступ граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.

Компромисс между главной целью бюджетного выравнивания -- достижением социальной и территориальной справедливости при распределении прямых расходов федерального бюджета по территории, и связанными с ее достижением ограничениями, по мнению автора, должен быть достигнут при соблюдении принципа оптимизации структуры расходов собственных бюджетов регионов.

Еще одной проблемой в области государственного регулирования территориального развития, по мнению автора, является недостаточность стимулов у руководства субъектов Федерации к развитию собственной налоговой базы и обеспечению роста региональной экономики, неэффективность использования бюджетных ресурсов, смещение проблемы бюджетного дефицита с федерального на региональный уровень. Что в свою очередь, приводит к замедлению темпов экономического роста регионов, низкому объему и качеству бюджетных услуг и формированию неблагоприятной предпринимательской среды.

Сложность адаптации бюджетной системы к изменяющимся экономическим условиям, ключевая роль бюджетной политики при формировании условий для устойчивого экономического роста, а также необходимость выработки научно обоснованных подходов при формировании механизмов управления межбюджетными отношениями в условиях эволюции федеративных принципов определяют актуальность и практическую значимость представленного на рецензию научного исследования.

Представленный в книге аналитический обзор результатов исследований может быть полезен для представителей отечественной экономической науки, работников законодательной и исполнительной власти в центре и в регионах, преподавателей и студентов экономических ВУЗов. Данная книга может быть использована при изучении экономики общественных финансов и экономической регионалистики в Российской Федерации и служить дополнительным учебным пособием, необходимым для самостоятельной работы студентов и слушателей специальности "Общегосударственные финансы", "Государственное и муниципальное управление", "Национальная экономика" при изучении дисциплин "Финансы и бюджетная система", "Региональные и муниципальные финансы" и ряда других экономических дисциплин.

Главный ученый секретарь Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, советник Министра промышленности и науки, д.т.н., профессор Д.В.Цагарели

Рецензия на монографию к.э.н., доц. Грицюк Татьяны Владимировны "Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. Российский и зарубежный опыт"

В представленной на рецензию работе охарактеризованы основные принципы формирования доходной и расходной части бюджетов федерального и субнационального уровня, а также тенденции дальнейшего развития фискального федерализма и межбюджетных отношений в РФ на основе разграничения расходных полномочий органов государственной власти и управления. Автором проведен анализ форм и методов предоставления финансовой помощи субъектам Федерации из федерального бюджета. Охарактеризованы основные тенденции развития фискального федерализма, а также структура и динамика расходной и доходной части бюджета федерального центра и регионов за период 1998--2003 годы.

В настоящем исследовании впервые приведена единая, проверенная и комплексная статистика по проблемам взаимоотношений Федерального Центра и регионов в процессе распределения и использования средств федерального бюджета, которая представляет интерес, как для профессионального использования, так и для более углубленного изучения данной проблемы в учебно-методических целях.

В работе исследована сущность и значение фискального федерализма. Его основной смысл, по мнению автора, заключается в распределении полномочий в области планирования, осуществления и финансирования общественных потребностей на основе финансового выравнивания, под которым автором понимается распределение задач, расходов и доходов в федеративном государстве между отдельными уровнями государственной власти и управления на основе оптимизации структуры расходной и доходной частей бюджета (федерального, регионального, местного).

Актуальность предпринятой автором попытки обобщения и анализа официальной статистики по региональным различиям в движении финансовых ресурсов и каналам их распределения в 1995--2003 годы заключается в том, что на основе представленной в книге информации появляется реальная возможность выработки адекватного механизма управления государственными финансами, способствующего достижению финансовой стабилизации на всех уровнях бюджетной системы и переходу РФ на траекторию устойчивого экономического роста.

Совершенствование финансовых взаимоотношений между федерацией и регионами в настоящее время по прежнему остается задачей крайне актуальной, что нашло свое отражение в принятой Правительством "Концепции реформирования бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года". По мнению автора книги на данный момент проблема распределения между регионами прямых расходов федерального бюджета и территориальное перераспределение, имеющих для развития субъектов Федерации не меньшее значение, чем финансовая помощь из федерального бюджета, по-прежнему нуждаются в совершенствовании. На основе анализа каналов перераспределения финансовых ресурсов за период 1995--2003 годы в работе приведена достаточно полная характеристика распределения по территории России доходов и расходов федерального и субнациональных бюджетов.

Помимо экономической значимости исследование, результаты которого представлены в данной работе, имеют и стратегический смысл. В настоящее время проблема оптимизации расходов федерального бюджета еще далека от своего решения. Анализ сложившихся особенностей распределения прямых расходов федерального бюджета между регионами помогает выявить неоправданные и нерациональные затраты. Сопоставимые данные по налоговым доходам регионов, представленные в статье, позволили автору дать достаточно объективную оценку налогового потенциала регионов, в том числе и по неденежным формам исполнения региональных бюджетов, взаимосвязи структуры налоговых поступлений и динамики их объема, а также оценить влияние изменений в налоговом законодательстве на поступление доходов в региональные бюджеты и прогнозировать их динамику.

Автором в аналитической части работы использовано понятие "расширенного бюджета" регионов, включающего расходы и доходы не только собственно бюджетов всех уровней, но и внебюджетные фонды. Именно такое полное представление о финансовых взаимоотношениях органов государственной власти разного уровня, по мнению автора, должно стать основой системы федерального мониторинга, контроля, анализа и прогнозирования ситуации в регионах.

При анализе структуры и динамики финансовой помощи регионам из федерального бюджета в данной работе представлено расширенное ее толкование, включающее не только выделение средств из ФФПР, но и дотации, субвенции, бюджетные ссуды. Это позволило автору с большой точностью выделить стабильных доноров и реципиентов федерального бюджета. При дальнейшем совершенствовании методики оказания финансовой помощи субъектам Федерации весьма полезны могут быть выявленные положительные и негативные результаты реформирования межбюджетных отношений, в частности при создании системы мониторинга функционирования бюджетной системы в целом и осуществления реформ на региональном и местном уровнях.

Особый частный вопрос, анализ которого был осуществлен в данной работе, касается предпринятой автором попытки системного упорядочивания отдельных элементов региональной политики с использованием приемов и методов моделирования региональных процессов и прогнозирования результатов регионального управления на основе математических моделей.

В заключении следует отметить, что работа обобщает ценный для практических работников, исследователей-регионалистов и экспертов-аналитиков опыт развития межбюджетных отношений в РФ, анализ которого может оказаться полезным при дальнейшем совершенствовании структуры расходов и доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы.

Рецензент д.э.н., проф. ГУУ Коновалов В.Н.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце