URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Могилевский Б.М. Платон и сицилийские тираны: Мудрец и власть
Id: 169299
 
197 руб.

Платон и сицилийские тираны: Мудрец и власть. Изд.2

URSS. 2013. 160 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03744-0.

 Аннотация

В сочинениях философа Платона поражает богатство тем и идей, которые на протяжении 25-вековой истории не теряют злободневности и продолжают щедро питать современную мысль. В не меньшей степени потрясает судьба

мыслителя, жившего тогда, когда существование в академическом отдалении от повседневности не было повсеместным явлением. Платон не избегaл опасности, чуть ли не шел ей навстречу, и потому попадал в драматические ситуации, грозившие гибелью. Особенно сложно развивались его отношения с диктаторами (тиранами) главного греческого города Сицилии - Сиракуз. В книге описаны документированные события, касающиеся столкновений Платона с сицилийскими тиранами.

Книга адресована всем любителям истории, а также не оставит равнодушными специалистов по истории философии.


 Оглавление

Предисловие автора
Введение
1 387 г. до н.э.
 Находясь в гостях у своего друга, правителя Тарента Архита, Платон знакомится с Дионом. По приглашению Диона Платон посещает Сицилию. Занятия, прогулки и разговоры с Дионом. Столкновение с Дионисием Старшим. Тиран дает поручения спартанскому послу Поллиду
2 387 г. до н.э.
 Продажа Платона в рабство на Эгине и выкуп его Анникеридом. Основание Академии
3 386--367 гг. до н.э.
 Размышления Платона о новом типе государственного устройства. Обстановка, в которой формировалась политическая мысль Платона
4 367 г. до н.э.
 Смерть Дионисия Старшего. Новый властитель Сиракуз Дионисий Младший. Приглашение Платона в Сиракузы. Колебания Платона
5 367 г. до н.э.
 Встреча Платона в сиракузской гавани. Торжественный проезд по улицам Сиракуз. Разговор Дионисия с киником. Происки Филиста. Роковое письмо Диона к карфагенянам. Высылка Диона из Сицилии. Попытка Платона убедить Дионисия вернуть Диона
6 367--366 гг. до н.э.
 Дионисий сменяет гнев на милость, но не возвращает Диона и препятствует отъезду Платона. Возобновление занятий с Дионисием. Дионисий пытается привлечь Платона к государственной службе. Отъезд Платона
7 366--361 гг. до н.э.
 Дион -- номинальный посол Сиракуз в Греции. Дипломатические маневры Платона. Новое приглашение Платону от Дионисия. После тяжелой внутренней борьбы Платон принимает приглашение Дионисия
8 361 г. до н.э.
 Платон проводит ночь на триреме, плывущей в Сицилию и вспоминает разговор с учениками перед отъездом. Корабль огибает Пелопоннес, делает короткую остановку на Керкире и пересекает Ионическое море. Перед глазами Платона встают картины его двух предыдущих визитов в Сицилию
9 361 г. до н.э.
 Прибытие Платона в Сиракузы. Испытание Дионисия. Аудиенция во дворце. Дионисий нарушает свое обещание. Бегство Гераклида. Ссора Дионисия с Платоном и переселение Платона в район военных казарм
10 361 г. до н.э.
 Платон в казармах. Последнее поручение Спевсиппу. Архит присылает за Платоном трирему. Платон покидает Сиракузы
Заключение
Персоналии
Примечания
Основные источники

 Предисловие автора

Первое знакомство недостаточно подготовленного читателя с Платоном вызывает шок. Во-первых, в его сочинениях поражает богатство тем и идей, которые, в преображенном 25-вековой историей виде, не теряют злободневности и продолжают щедро питать современную мысль. Во-вторых, репутация Платона как философа настолько велика, что заслоняет его достижения как мастера слова, -- поэтому так сильно впечатление от художественной силы его диалогов, которая со временем не уменьшается, как бы не устаревали идеи. В-третьих, потрясает судьба мыслителя, жившего тогда, когда существование в академическом отдалении от повседневности не было повсеместным явлением.

Литература о Платоне философе, накопленная до настоящего времени, неисчислима. Не далеко от истины утверждение, что вся европейская философия после Платона -- не что иное, как разработка Платоновых идей. Немало написано и о Платоне художнике. Хуже обстоит дело с биографией Платона. Сам он спрятался за фигурой своего учителя Сократа. Сведения же его современников, друзей и учеников скупы и фрагментарны. B наше время многотомных биографических исследований, когда самое мельчайшее событие в жизни объекта исследования рассматривается через оптический прицел, -- заядлых следопытов, желающих избрать Платона в качестве жертвы, ждет разочарование. Как ни старайся, проверенных биографических сведений о нем не соберешь больше, чем на десяток страниц ин-кварто. И это несмотря на то, что у Платона была богатая событиями жизнь. Он много путешествовал. Пробовал себя на разных поприщах -- от спортивного до политического. Писал стихи и драматические произведения. Увлекался математикой. Учился музыке. Для ищеек биографического жанра он был бы прекрасной добычей. Но, к сожалению, Платон от них ускользает. Это тем более обидно, что помимо тех биографических вех, которые отмечают жизненный путь любого выдающегося мыслителя, c ним происходило то, что по плечу разве что неутомимому путешественнику, отважному воину и активному общественному деятелю-диссиденту. Платон не избегал опасности, чуть ли не шел ей навстречу, и потому попадал в по-настоящему драматические ситуации, грозившие гибелью. Сегодня мало найдется людей интеллектуального, преимущественно созерцательного труда столь глубоко погруженных в атмосферу действия.

Среди эпизодов Платоновой жизни, o которых сохранились отрывочные свидетельства, несколько выделяются особенным драматизмом. Молодому Платону посчастливилось встретиться с человеком, определившим его судьбу. Это был Сократ, чей пытливый ум поставил в основание философского вопрошания человека во всей его внутренней сложности. Ему многим обязана европейская цивилизация, стержнем которой стала творческая индивидуальность, ответственная за создание духовных и материальных ценностей. Благодаря Сократу жизнь Платона переломилась -- вместо "посредственного поэта" (как сам Платон себя характеризовал) выпестовался гениальный философ. Платон щедро отблагодарил учителя. Он воздвиг ему великолепный памятник -- сделал его героем своих великих произведений-диалогов, передав через них не только богатство Сократовских идей, но и живые черты его многогранной личности. Ho Платон не был бы самим собой, если бы он ограничился только этим. Среди немногих он открыто оставался верным Сократу в тот роковой момент, когда афинский суд, подстрекаемый демагогами, вынес ему смертный приговор. Другая судьбоносная встреча Платона состоялась в 387 г. до н.э., когда он познакомился с молодым Дионом, советником и родственником могущественного тирана Сиракуз Дионисия. По приглашению Диона Платон отправился в Сиракузы. Там, отодвинув за пределы сознания урок гибели Сократа, c почти юношеской горячностью, питаемой общением с благородной и гордой душой Диона, Платон откликнулся на предложение изложить свои взгляды на правление перед высоким собранием сиракузских вельмож во главе с самим Дионисием. Как и следовало ожидать, философ потерпел жестокий провал: убеждений деспота он поколебать не смог, а за непочтительность был серьезно наказан -- Дионисий приказал высадить Платона на обратном пути в Афины на враждебной Афинам территории, рассчитывая на то, что Платона либо убьют, либо продадут в рабство. Это наверняка бы произошло, не выручи его счастливая случайность. И снова yрок злодейства не пошел Платону на пользу. Прошло двадцать лет, он опять на борту корабля плывет в Сиракузы с целью привлечь на сторону разума и справедливости молодого Дионисия, сына недавно умершего тирана и его приемника. Успех сам идет ему в руки. Что казалось бы проще, чем, воздействуя мощью гениального интеллекта, авторитетом блестящего учителя и обаянием необыкновенной личности, обуздать страсти и низменные склонности юноши, вознесенного на высоты власти, и вложить в неокрепший, не закосневший мозг принципы мудрого и справедливого правления. B своих сочинениях Платон создал образ царя-философа, правящего рационально устроенным обществом, -- образ огромной притягательной силы. B идеальном мире Платоновой теории царь-философ творит благо, окруженный любовью и уважением сограждан. И вот вдруг подает голос реальная жизнь -- из Сиракуз раздается призыв начинающего диктатора к Платону: "Приди, научи меня править, дай почерпнуть из сокровищницы твоих знаний и мудрости, помоги мне не оступиться в деятельности на пользу моего народа". Как было не откликнуться! Никогда мечта о самодержце, искренне пекущемся о процветании страны и благополучии подданных, не была столь близка к реальности -- так думалось не только Платону, но и его друзьям. Платон с воодушевлением приступает к труду воспитания царя -- философа и вдруг обнаруживает, что за душу его ученика борются силы, во много раз могущественней, чем его прославленная мудрость -- это ревность, гневливость, жажда наслаждений, тщеславие, стяжательство, властолюбие. Наверно, Платона ждала бы неудача в любом случае, но непредвиденные обстоятельства ее ускорили. Советник и наперсник Дионисия и друг Платона Дион был обвинен в предательстве и выслан из Сицилии. Тень от этого обвинения пала и на Платона, делая его педагогическую деятельность не только невозможной, но и опасной. Платон с тяжестью на душе покидает Сиракузы. Минует шесть лет, в течение которых Платон занимается академической деятельностью в кругу единомышленников, погрузившись с головой в философские размышления, и развивает этические, социальные и политические идеи, не отвлекаясь их приложением к негибкой и неуправляемой действительности. Он не забывает о своих сиракузских связях, поддерживает дружеские отношения с изгнанником Дионом, переписывается с Дионисием и другими знакомцами из Сиракуз. У него и в мыслях нет туда возвращаться, хотя невоплощенный образ царя-философа по-прежнему стоит перед его глазами. Наступает 361 г. до н.э. Нетерпение Диона, тоскующего в бездеятельности вдали от родины, подталкивание друзей, чей энтузиазм не угас, покаянная настойчивость Дионисия, охваченного порывом сожаления об упущенной возможности общения с великим афинянином, -- все это наваливается на Платона и побуждает к новой поездке в Сиракузы. Платону уже около семидесяти. Он физически слаб. Былая пылкость борца сменилась ровным горением мысли. Прошлый опыт предупреждает против опрометчивых решений. Но он все-таки едет, уступая давлению извне и слабо тлеющей надежде. Излишне говорить, что он снова терпит поражение, И не просто поражение -- его жизнь висит на волоске. Спасает очередная случайность: подоспевшее вовремя заступничество его влиятельного друга Архита. Опоздай Архит на день-другой, и Платон был бы убит. Несомненно, что выступления Платона в поддержку Диона подлили масла в огонь. Дальнейшее развитие драматических событий ускоряется, завершаясь изгнанием Дионисия, смертью Диона, и множеством бедствий, обрушившихся на народ Сицилии. Иррациональная стихия побеждает разум, более того, разум невольно оказывается в услужении у иррациональности. Мудрость, вооруженная даром убеждения, не в состоянии просветить того, кого несет поток темных желаний. Значит ли это, что ничего невозможно изменить, что все попытки образумить, наставить, удержать от пагубных шагов напрасны? Результаты встреч Платона с правителями Сиракуз как будто подсказывают положительный ответ. Однако, если правда, что истинная ценность человека определяется в перспективе смерти, то события последних лет жизни Дионисия, когда он, отрешенный от власти, влачил жалкое существование в ссылке и был легкой мишенью для насмешек, заставляют задуматься и не спешить с окончательным суждением. Однажды у растоптанного Дионисия спросили для потехи, чему он научился у Платона. "Переносить повороты судьбы, как это делаю я" -- был его ответ.

Автор попытался изложить важнейшие удостоверенные факты, связанные с посещением Платоном Сицилии. Документированные высказывания персонажей (устные и письменные) переданы курсивом. Чаще всего цитируется знаменитое VII письмо Платона, где описываются главные обстоятельства и мотивации его поездок, -- одно из тринадцати дошедших до нас писем, приписываемых философу. Хотя не существуют уверенности в подлинности некоторых писем, меньше всего сомнений вызывает VII письмо (наряду с письмами VI и VIII). Философия Платона и реалии повседневной жизни Древней Греции в тексте почти не затронуты, за исключением тех случаев, когда это диктовалось поставленной задачей. Авторские дополнения внесены там, где во имя связности рассказа было необходимо заполнить разрывы между фактами. В повествование также введены вымышленные сцены, цель которых дать представление о мотивах и установках главных персонажей.


 Введение

Место действия -- Древняя Греция, время -- V, IV вв. до н.э. B греческих городах и колониях зарождается философия -- свод размышлений человечества над своей судьбой, бытием, моралью, переживанием красоты, местом в мире и взаимодействием с ним. B 428/427 г. до н.э. в Афинах, самом свободолюбивом городе древней Греции, центре греческой культуры, появляется на свет человек, которому суждено было стать одним из ярчайших воплощений философского гения -- Платон. Его родители принадлежали к двум прославленным знаменитыми предками аристократическим родам. При рождении мальчику дают имя Аристокл. Он получает образование достойное его происхождения. C ним занимаются лучшие афинские учителя и наставники. Его обучают грамматике, риторике, музыке, а позднее математике и астрономии. Он поет в хоре, неплохо музицирует, сочиняет трагедии и комедии, пишет эпиграммы и дифирамбы, преуспевает в гимнастике, борьбе и верховой езде. Учителя (по некоторым источникам, сам Сократ) называют его Платоном, что значит широкий, имея в виду размах в плечах. Прозвище прилипает к нему. C тех пор его все знают только как Платона. Он участвует в качестве борца в общегреческих Истмийских (и возможно, также Пифийских) играх и даже завоевывает венок победителя. Первый мощный толчок колесо Платоновой судьбы получает в тот день, когда 20-летний Платон знакомится с Сократом, неряшливо одетым, лысым, c приплюснутым носом и шишковатым лбом, приземистым человеком, который бродит по улицам Афин и, вступая в разговоры со знакомыми и незнакомыми, испытывает их в поисках смысла в словах и поступках. Встреча с Сократом в корне изменяет жизнь Платона -- он понимает, где лежит его подлинное призвание. Так рождается великий философ. Ему предстоит еще многому учиться, но начало положено. B 399 г. до н.э. Сократа привлекают к суду по сфабрикованному обвинению в "развращении молодежи". Платон пытается защитить учителя перед лицом враждебной толпы, но ему не дают говорить и стаскивают с трибуны. Сократа присуждают к смерти, а Платону как его защитнику и родственнику нескольких лиц, участвовавших в заговоре против афинской демократии, грозят расправой. Сократ подчиняется решению суда и принимает яд, а его близкие ученики покидают Афины, справедливо опасаясь преследований. C одним из них, Евклидом, Платон на год поселяется в Мегарах. Затем, после короткого пребывания в Афинах, на десять лет один отправляется в дальние странствования. Молва приписывает ему посещение почти всех культурных центров древнего мира, в том числе, Вавилонии, Ассирии, Финикии и Иудеи. Помимо личных причин, связанных со смертью Сократа, Платона влекло к "перемене мест" стремление познакомиться с разнообразием форм политической и социальной жизни, отличных от разочаровавшей его афинской демократии, а также желание через непосредственные контакты с выдающимися людьми эпохи овладеть знанием, накопленным человечеством к тому времени. Нет сомнения, что он останавливался в Египте и прошел там курс обучения геометрии у прославленного математика Феодора. Платон также поддерживал тесные отношения с пифагорейцами, живущими в греческих колониях на юге Италии, в так называемой Великой Греции. Одним из них был Архит -- известный ученый и правитель города Тарента. C ним Платона соединили особенно крепкие узы.

Из путешествий Платон вернулся в Афины, где в узком кругу единомышленников и учеников, предался занятиям философией, подытоживая все, что узнал и передумал. Bo время коротких передышек Платон встречался с друзьями. Особенно часто он навещал Архита, наезжая к нему в Тарент. Там он отдыхал душою, наслаждаясь острым и точным умом своего собеседника, там же однажды состоялось знаменательное событие, заново запустившее колесо Платоновой судьбы на всю оставшуюся жизнь. Это была встреча перешагнувшего сорокалетний рубеж философа с молодым Дионом, находившимся в том же (двадцатилетнем) возрасте, в каком сам Платон встретил Сократа.

K Платону тянулось множество жадных к знаниям молодых людей, разнившихся склонностями, дарованиями, трудоспособностью, темпераментом, характером, манерами, культурой, образованием и амбициями. Среди них были избранники, становившиеся его друзьями. B учениках-друзьях Платон радостно распознавал порывы своей молодости. Рядом с ними ему становилось легче нести бремя возраста и знания. B числе пожизненных привязанностей Платона Диону принадлежит одно из первых мест. Даже в глубокой старости Платон продолжал считать дружбу с Дионом "подарком судьбы, угодным богам". Он признавался, что Дион "овладел его сердцем". Восприимчивость Диона, его подвижный ум, серьезность и ответственность, упорство и прилежание в учении сочетались с врожденной возвышенностью мыслей и чувств, редкой деликатностью в отношениях с друзьями и близкими, изяществом внешнего облика и манер. Судя по отзывам современников, самое красноречивое описание качеств Диона не в силах передать магнетизма его личности, достоинства которой, как считал Платон, восходили к героическим прообразам гомеровских времен.

C момента первой встречи Платона с Дионом и начинается повествование.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце