Полабские Славяне исчезли съ историческаго поприща, не дождавшись своего народнаго дееписателя. Изложениемъ ихъ истории занялись писатели, прадеды которыхъ способствовали главнымъ образомъ истреблению этой ветви западныхъ Славянъ, наводнили славянскую землю своими поселениями, и, внесши въ славянские края свой языкъ, свои обычаи, основали на славянской почве новыя государства, пропитанныя и въ настоящую пору по отношению къ Славянамъ темъ же духомъ, которому они обязаны своимъ возникновениемъ, развитиемъ и могуществомъ. Вследствие сего труды немецкихъ писателей по этому предмету являются какъ бы только историческимъ оправданиемъ совершеннаго завоевания. Несмотря на всю добросовестность и объективность немецкихъ писателей, история западныхъ Славянъ выходитъ изъ-подъ ихъ пера вовсе не такою беспристрастною, какъ они воображаютъ: они представляютъ ее только съ одной стороны, а именно со стороны постепеннаго водворения въ славянскихъ земляхъ немецкаго господства. Какъ Титмаръ и Гельмольдъ говоритъ въ своихъ летописяхъ преимущественно о распространении христианства, служившаго какъ известно, орудиемъ онемечения, точно также Гизебрехтъ и Дройзенъ смотрятъ, ихъ же преемники будутъ несомненно смотретъ на земли Полабскихъ Славянъ, какъ на поле, на которомъ, по ихъ мнению, такъ блистательно обнаружилось превосходство немецкой цивилизации надъ славянскою. Эта односторонность мешаетъ правильному взгляду, она мешаетъ раскрыть настоящий смыслъ истории этой славянской ветви. Пора соплеменнымъ Славянамъ заняться этимъ предметомъ! Ободренные примеромъ Гильфердинга и его трудами по истории Балтийскихъ Славянъ, мы решились вступить на путь, проложенный уже нашимъ ученымъ предшественникомъ. Представляемъ на судъ читателя одну часть нашихъ изследований: историю четырехсотлетней борьбы съ Немцами, которую мы осмеливаемся считать продолжениемъ неоконченнаго еще труда Гильфердинга. Мы изложили внешния события, намереваясь въ следующей за симъ части дать очеркъ внутренней жизни и устройства Полабскихъ Славянъ. Предметъ нашего изложения составляютъ главнымъ образомъ судьбы двухъ передовыхъ народовъ, Бодричей и Лютичей, такъ какъ ихъ история составляетъ родъ замкнутаго целаго, вовсе не связаннаго тесно съ историею сопредельнихъ Сербовъ Лужицкихъ и Поморянъ. Адольф Иванович ПАВИНСКИЙ (1840–1896) Известный историк-славист, заслуженный ординарный профессор Варшавского университета. В 1859 г. поступил на историко-филологический факультет в Петербурге, а в 1861 г. перешел в Дерптский университет; по окончании курса был отправлен за границу, где работал в Берлине и Геттингене. В 1868 г. был назначен доцентом по кафедре всеобщей истории в Варшавской главной школе, преобразованной затем в Варшавский университет. За диссертацию "Полабские славяне" получил в 1871 г., после диспута в Петербургском университете, звание доктора всеобщей истории и был назначен экстраординарным, а с 1875 г. – ординарным профессором Варшавского университета. В 1894 г. получил звание заслуженного ординарного профессора. Занимал также пост начальника Варшавского главного архива древних актов. Научные интересы А. И. Павинского были главным образом сосредоточены на изучении внутренней жизни польского народа и развития государственного строя Речи Посполитой, ее финансов и экономического быта; им было издано несколько ценных исследований по истории польского права. А. И. Павинский является автором около 150 работ, выпущенных на разных языках, в том числе русском, немецком, французском, латинском. Он также был членом многих русских и заграничных ученых обществ и участвовал в качестве депутата от Варшавского университета в Международном конгрессе по антропологии и доисторической археологии. |