URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Новицкая Л.П. Элементы психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра
Id: 169009
 
254 руб.

Элементы психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. Изд.4

URSS. 2013. 184 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03713-6. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Книга театрального педагога и режиссера Л.П.Новицкой представляет собой практическое пособие по системе К.С.Станиславского, в котором содержится большое количество упражнений по овладению актерской психотехникой. Автор ставит перед собой задачу передать методику практического изучения системы Станиславского, изложить методику воспитания мастерства актера. Издание содержит множество фотографий, иллюстрирующих предлагаемые в книге упражнения.

Книга будет полезна как профессиональным актерам, так и студентам театральных институтов, которые могут использовать ее в качестве учебного пособия по актерскому мастерству, а также театральным педагогам.


 Оглавление

Методика воспитания мастерства актера
Освобождение мышц
 1. Выработка мышечного контролера или наблюдателя
 2. Центр тяжести и точки опоры
 3. Умение определять мышцы, несущие нагрузку при данном физическом действии
 4. Каждое движение, положение, поза должны быть оправданы, целесообразны, продуктивны
Действие, "если бы", предлагаемые обстоятельства
 1. Целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное действие
 2. "Если бы". Предлагаемые обстоятельства
Воображение
 1. Развитие воображения и фантазии в реальной и воображаемой плоскостях
 2. Видения внутреннего зрения - кинолента видений
 3. Воображение как помощник для обновления износившегося, истрепанного
Сценическое внимание
 1. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости
 2. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости
 3. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)
 4. Внимание как средство добывания творческого материала
Чувство правды, логика и последовательность
 1. Найти, вызвать и почувствовать правду и веру в области тела (в малых, простых физических действиях)
 2. Развитие логики и последовательности
Вера и сценическая наивность
Эмоциональная память
 1. Развитие памяти пяти органов чувств
 2. Развитие эмоциональной памяти
 3. Манки внешние и внутренние (для возбуждения эмоциональной памяти)
Общение
 1. Органический процесс общения
 2. Условия, необходимые для общения
 3. Работа по развитию органического непрерывного процесса общения
Темпо-ритм
 1. Изучение темпо-ритма действия
 2. Темпо-ритм в этюдах, отрывках, спектаклях
Характерность
Мизансцена
От этюда до спектакля
Сверхзадача, сквозное действие

 Предисловие

Система К.С.Станиславского не может быть изучена и тем более освоена чисто умозрительным, теоретическим путем. Ею надо овладевать практически в процессе "тренинга и муштры", как любил говорить Константин Сергеевич.

Мой опыт работы в Оперно-драматической студии под руководством самого К.С.Станиславского, М.П.Лилиной и других больших мастеров театра, длительный опыт самостоятельной педагогической и режиссерской деятельности дали мне возможность подготовить практическое пособие по системе К.С.Станиславского, которое и составляет вторую часть этой книги. Оно ставит перед собой задачу передать методику практического изучения системы К.С.Станиславского. Это, конечно, не значит, что каждое предложенное в книге упражнение следует рассматривать как образец, которому нужно слепо следовать, который можно механически копировать без учета реальных возможностей. Надо не буквально повторять упражнения, а делать это творчески, продумывая целесообразность отдельных приемов, хода занятия, его направления применительно к условиям каждой студии, курса или театра.

Режиссер или педагог, изучая систему, не должен воспринимать ее как готовый рецепт, он должен находить свои способы и приемы обучения, идя от собственных наблюдений, жизненного опыта.

Профессия актера главным образом практическая.

"Знать, понять на актерском языке, -- говорил К.С.Станиславский, -- это значит почувствовать". Поэтому овладение своей профессией начинает актер с изучения науки о мастерстве актера, с самых азов.

Без знаний основ мастерства нецелесообразно давать ученикам работать сразу над ролью.

"Всем вам хочется играть, -- говорил К.С.Станиславский, -- и если мы сдадимся и дадим вам играть, то вы погибли. Вы сейчас же наберетесь актерских штук... Вы должны учиться "жрать знания". Я всегда в таких случаях вспоминаю Шаляпина. Как-то с Мамонтовым мы смотрели на молодого Шаляпина, который сидел в кругу мастеров: там были И.Репин, В.Серов. Он слушал их с жадностью, стараясь не проронить ни слова. Мамонтов тогда толкнул меня и сказал: "Смотри, Костя, как он "жрет знания". И вот мы должны также "жрать знания".

С какой громадной любовью Константин Сергеевич Станиславский занимался с молодежью. В ней он видел создателей театра будущего. В педагогические занятия он вносил молодой порыв своих исканий. Нам, своим ассистентам, он давал советы, как нужно подходить к молодежи, решившей посвятить себя театру, как важно с первых же дней обучения овладеть еще примитивной творческой инициативой учащихся и как тщательно и тонко следует "отрабатывать" отдельные элементы этого наивного, но искреннего творчества, стремясь развить и закрепить у учащихся наблюдательность, веру в то, что они делают.

Упражнения каждой главы этой части книги -- попытка дать возможность педагогу, режиссеру широко развивать инициативу учеников, поддерживать их молодую страсть, пылкое увлечение любимым делом, ради которого они пришли в искусство.

Важно, чтобы педагог проникал в душу учащегося, понимал его, умел смотреть на вещи его глазами, а не навязывал ему насильно собственные взгляды, понятия, мнения. Самым страшным в нашей деятельности является сухой и формальный подход к своему делу. В своей методике Станиславский утверждал, что надо трудное сделать привычным, привычное -- легким, легкое -- красивым. Вопросы воспитания неотделимы от общих вопросов обучения. Каждый педагог знает, как всякое нарушение этических норм и дисциплины мешает творческому процессу. К.С.Станиславский был требовательным и к себе и к ученикам, не оставляя без внимания любое нарушение.

Однажды на занятиях студиец Ш. сидел развалившись на стуле. К.С Станиславский заметил это и сказал: "Почему вы так сидите? Что это такое?" Студиец начал оправдываться. Тогда Станиславский сказал: "Почему вы не встаете, когда я с вами говорю? Я вовсе не хочу этим сказать, что я какое-то "его превосходительство". С вашей стороны будет простой вежливостью встать передо мной... Разве вас это оскорбляет? Надо быть собранным, это вам всегда пригодится..... Вежливость должна быть в вас механической, подсознательной..."

Так и нам следует уделять серьезное внимание вопросам этики и дисциплины. А для этого каждому из нас в первую очередь следует быть требовательным к себе, ибо личный пример является большой силой.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце