URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Певзнер Я.А. Введение в экономическую теорию социал-демократизма
Id: 1689
 
246 руб.

Введение в экономическую теорию социал-демократизма

URSS. 2001. 208 с. Твердый переплет. ISBN 5-8360-0216-9.

 Аннотация

Книга анализирует исторический опыт последнего столетия, рассматривая его как банкротство двух направлений общественной и экономической мысли: апологии бесконтрольной капиталистической собственности, с одной стороны, и идеологии и практики коммунизма - с другой. Одновременно растущее международное признание, с точки зрения автора, получает социал-демократия как третий путь, сочетающий признание рынка и рыночных механизмов как фактора прогресса с необходимостью усиления их социалистической направленности, многостороннего демократического контроля и регулирования. Автор развивает тезис о том, что К.Маркс и Ф.Энгельс, выступив в свое время основателями социал-демократизма как наиболее прогрессивного движения современности, вопреки принятому мнению, не сошли с позиций утопического социализма. В связи с данным противоречием автор излагает свое видение эволюции экономической мысли послемарксового периода, особо выделяя роль институционализма как идейной основы современного социал-демократизма. В книге также затрагивается широкий спектр современных внутренних и международных политических проблем, в частности раскол внутри социал-демократического движения.


 Предисловие: Коммунизм против социализма

Мы не завидуем готовым натурам, которые все узнают за один присест и, узнавши раз, одинаково думают о предмете всю жизнь свою, хвалясь неизменчивостью своих мнений и неспособностью ошибаться. Да, не завидуем, ибо глубоко убеждены, что только тот не ошибался в истине, кто не искал истины, и только тот не менял своих убеждений, в ком нет потребности и жажды убеждения...
В.Г.Белинский

Наша предыдущая работа2 была обращена к тезису о том, что совершившийся в конце нынешнего века, после триумфального, казалось бы, шествия коммунизма, его крах был неизбежен и неотвратим ввиду идейного банкротства, бессилия перед человеческим разумом, отразившимся в общественном сознании и в мировой общественной науке. История вновь подтвердила: сколь ни глубоки заблуждения и сколь ни губительны происходящие на их основе внутригосударственные и международные конфликты, те, кто в ходе этих конфликтов уцелевают, в конце концов выходят на путь истины и нового прогресса.

Вместе с тем при обращении к истории коммунизма нельзя забывать о том, что его судьба неотрывна от социализма, что в марксистско-ленинской концепции общественного устройства едва ли не главный тезис заключается в том, что социализм является не только предшественником коммунизма, но и его первой фазой. Именно на основе такого толкования в 1919 г. РСДРП (большевиков) была переименована в Российскую Коммунистическую Партию.

Означает ли вышесказанное, что нынешний провал идеи и практики коммунизма принес с собой также и провал идеи социализма? Этот вопрос особенно актуален сейчас, когда в публицистике широко распространена альтернатива: либо возврат к прежнему "победившему", "зрелому", "развитому" социализму, либо впадание в капитализм. С нашей точки зрения, выдвижение такой альтернативы не имеет оснований. Мы исходим из того, что действительная альтернатива заключена в другом: либо возврат в особую ультратоталитарную разновидность Азиатского способа производства3, каким был советский коммунизм, либо выход на путь демократического социализма, по которому идет вся мировая общественная наука.

Рассмотрению этого вопроса и посвящается данная работа. И предваряя дальнейший анализ, мы уже сейчас предупреждаем, что в основе ответа на поставленный вопрос лежит следующее утверждение: идея социализма сама по себе не является утопической и носит научный характер -- но только в том случае, если социализм рассматривается не как конечная цель, а как непрерывный прогресс в осуществлении принципа "с каждого по способностям, каждому по результатам труда" или "равное вознаграждение за равный труд". В таком аспекте социализация отторгается от коммунистической фальши и выступает как идеология социал-демократизма.

И еще: чем выше прогресс мировой экономической науки, тем менее велика в ней роль марксизма. В новых фундаментальных трудах по истории экономической мысли имя Маркса и обращение к его трудам встречается все реже4. В этом направлении идет дело и в России, где труды "основоположников" постепенно сходят с полок российских библиотек и книголюбов.

Такое положение закономерно. Тем не менее, имея в виду огромную силу инерции недавнего прошлого, мы здесь уделяем большое место противопоставлению современной общественной (прежде всего экономической) науки трудам Маркса как экономиста и философа. Мы исходим также из того, что присущая марксизму воинствующая непримиримость к другим течениям общественной мысли отражает не его научную природу, не его силу, а его духовную слабость.

Экономическая наука была всегда связана с политической обстановкой и с ходом политической борьбы. Помимо прочего, это выражалось в том или ином характере приверженности к социал-демократизму или к его разным "крыльям" -- правому, центристскому, левому. Но в роли науки экономическая мысль нового и новейшего времени выступала тогда и только тогда, когда она была обращена к демократии во всем ее многообразии, против любых видов тоталитарного варварства, будь то феодализм, абсолютная монархия, коммунистическая или фашистская диктатура. Из всей истории хорошо известно, что демократия -- это одновременно и обязанность меньшинства подчиняться большинству и обязанность большинства не подавлять меньшинство.

Отправная точка, которая кладется в основу данной работы, заключается в отказе от фантазий на тему об общественных катаклизмах в их марксистском понимании, о смене одних и сотворении других, неизвестных в прошлом социальных систем. Автор исходит из того, что, по крайней мере, на нынешнем этапе исторического развития, прогресс происходит путем выбора, учитывающего положительный и отрицательный опыт всех стран в ходе новой истории, особенно в процессе радикальных перемен, совершившихся в уходящем двадцатом веке5. Именно такой компаративистский подход побуждает рассматривать в качестве философско-методологической основы анализа диалектический релятивизм.

В успехе такого выбора большая и все возрастающая роль принадлежит общественным наукам, в комплексе которых, как мы полагаем, центральное место занимает экономическая наука вообще, политическая экономия в частности и в особенности. Не политика должна верховодить наукой, как это всегда имело место в СССР и в других тоталитарных странах, а наука выступает в качестве авангарда по отношению к политике, в качестве силы реально помогающей нахождению оптимума.

Еще до начавшейся в первой половине восьмидесятых годов перестройки многолетний опыт, включавший в себя возможность знакомиться с литературой разных направлений, побудил нас остановить свой выбор на социал-демократизме как таком направлении, которое, несмотря на все превратности, выступает в авангарде всего мирового прогресса. При этом социал-демократизм рассматривается здесь не в партийном или в страновом планах, а в плане социальной демократии в широком смысле слова -- с учетом всего того, что связывает данное течение с другими направлениями демократического устройства -- даже в том случае, когда речь идет о силах, политически оппозиционных по отношению к социал-демократическим партиям. Другими словами, мы здесь рассматриваем социал-демократизм как феномен всемирного прогресса цивилизации, как силу, уже одержавшую решающие победы над своими противниками и уверенно смотрящую в будущее. Пример Советского Союза, к которому мы постоянно будем обращаться, является в этом плане в высшей степени показательным.

"Суть социал-демократического движения, -- пишет Б.С.Орлов, -- постоянный поиск, критический пересмотр некогда сложившихся представлений, объективный, свободный от идеологических предубеждений анализ складывающейся ситуации при непременном соблюдении... принципов нравственности и правил демократического волеизъявления, что тесно связано друг с другом. Отказ от приверженности марксистским положениям при сохранении уважения к марксизму как культурно-историческому явлению, уточнение подхода к понятию "социализм", в том числе с учетом негативной практики стран, которые взяли на вооружение социалистические идеи и дискредитировали их..."6. "Социализм, -- пишет один из лидеров Социалистического Интернационала Пьер Моруа, -- это прагматические поиски адаптации к реальностям, которые выдержали испытание временем"7.

Рисуемая здесь картина ни в коем случае не претендует на завершенность. Задача данного введения -- побудить читателя в меру возможностей обратиться к позитивному или критическому ознакомлению с теми трудами по проблемам экономической теории, которые с прекращением многолетнего идеологического террора становятся все более доступными.


 Об авторе

Яков Александрович Певзнер, 1914 г. р., профессор, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. Автор ряда книг, посвященных анализу экономики современной Японии и теоретическим проблемам экономики капитализма. К числу наиболее значительных работ автора относятся: "Монополистический капитал в Японии ("дзайбацу") в годы второй мировой войны и после войны" (1950); "Экономика Японии после второй мировой войны" (1955); "Государство в экономике Японии"(1976); "Государственно-монополистический капитализм и теория трудовой стоимости" (1978); "Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления" (совместно с С.В.Брагинским, 1991); "Экономическое учение Карла Маркса перед судом Двадцатого столетия" (1996); "Крах коммунизма и современные общественные отношения" (1999); "Жизнь и труды Е.С.Варги в свете современности" (1989, статья в журнале "МЭиМО"); автобиографическая книга "Вторая жизнь" (1995).

Автор - участник Великой Отечественной войны, лауреат Государственной премии СССР (1977), кавалер ордена "Благородное сокровище" III степени (Япония, 1994).


 Оглавление

Предисловие: Коммунизм против социализма
1 Ортодоксальный марксизм как вариант утопического социализма. О диалектическом релятивизме
2 Научный социализм вне марксистской ортодоксии. От "первой классической ситуации" до маржинализма и "неоклассического синтеза"
3 Рыночный социализм против социального расизма
4 От "Mainstream" (магистрального течения) к социал-демократическому институционализму
5 Продолжение: некоторые международные аспекты (неравномерность развития, глобализация и конвергенция)
Из новых (1969--2000 гг.) российских книг по тематике данной работы (оригиналы и переводы)
Примечания
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце