URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени
Id: 168381
 
314 руб.

Лингвофилософский анализ абстрактного имени. Изд. стереотип.

URSS. 2013. 272 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03671-9.

 Аннотация

В монографии рассматриваются актуальные вопросы, связанные с анализом содержания абстрактного имени с позиций когнитивной лингвистики. Особое внимание уделяется проблеме разных степеней освоения этого содержания языковой личностью и различным способам его существования в индивидуальном сознании, таким как интуитивный (геометрический, метафорический) и дискурсивный. Предлагаемый метод анализа сочетаемости абстрактного имени позволяет представить его в виде концепта --- модели, включающей логические и сублогические элементы содержания. В Приложении дается антропоцентрическая шкала конкретности---абстрактности субстантивов.

Книга адресована широкому кругу лингвистов и всем интересующимся философией языка.


 Оглавление

Предисловие

Часть I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АБСТРАКТНОГО ИМЕНИ

Глава 1. АБСТРАКТНОЕ ИМЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
 § 1.Действительность и реальность
 § 2.Имена конкретные, отвлеченные, абстрактные как результат разных видов ментальной деятельности
 § 3.Специфика абстрактного субстантива
 § 4.Место абстрактного имени в лингвистических и философских концепциях (классификациях)
 § 5.Шкала субстантивов по параметру "конкретность/абстрактность"
Глава 2. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В АБСТРАКТНОМ ИМЕНИ И СИСТЕМА ПОНЯТИЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Глава 3. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ АБСТРАКТНОГО ИМЕНИ (ТЕРМИНА) В НАУЧНОМ СОЗНАНИИ
Глава 4. "ЯЗЫКОВОЕ ЗНАНИЕ" И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Часть II. АБСТРАКТНОЕ ИМЯ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА

Глава 1. СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АБСТРАКТНОГО ИМЕНИ
 § 1.Структура абстрактного имени в связи с типологией производных значений
 § 2.Структура абстрактного имени в связи с типологией переносных значений
Глава 2. АБСТРАКТНОЕ ИМЯ В СВЕТЕ СИНОНИМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ
Глава 3. АБСТРАКТНОЕ ИМЯ КАК ОБЪЕКТ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА
 § 1.Концепт и его структура
 § 2.Имя судьба как объект концептуального анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложение
 Шкала конкретности--абстрактности

 Предисловие

Тема моя столь расплывчата, столь неопределенна,
что границы ее расширяются до бесконечности;
мне придется избрать определение более узкое
и ограничить мои мысли таким пространством,
какое я смогу охватить целиком.

Пьер Симон Балланш

Среди лингвистических объектов абстрактное имя занимает особое положение. Хотя абстрактное имя постоянно привлекает к себе внимание исследователей, оно не охвачено единым взглядом во всех своих свойствах и проявлениях. Главная причина состоит в многоликости и неоднородности экстенсионала термина "абстрактное имя", за которым стоят и существительные (совесть, везение, белизна), и прилагательные (весомый и интеллигентный), и глаголы (созидать, вопрошать), объединенные тем, что все они "от чего-то отвлечены": от носителя признака или агенса действия, а что касается глаголов, то они абстрагированы от непосредственного протекания действия во времени.

Предмет нашего внимания -- абстрактные субстантивы. Названы они именами в традициях противопоставления имени и глагола, в той традиции в частности, где считается, что "имя есть покоящийся мир".

В класс абстрактных имен-субстантивов (далее: АИ) традиционно объединяются имена психических состояний (эмоциональных и ментальных) (страх, счастье, сомнение), имена ситуаций (измена, карантин), имена отношений (конфликт, дружба), имена этических и эстетических понятий (долг, совесть, красота), имена-категории естественного (природного и социального) мира (материя, социум), гиперонимы (водоем, растение). Все эти группы имен имеют общие свойства. Но имеют также и различия.

Грамматический критерий (отношение к счету, счетность) не является единым и достаточным основанием для объединения перечисленных групп имен в особый лексико-грамматический класс, поскольку абстрактное по семантическому основанию имя (например, мысль, идея) оказывается конкретным по основанию грамматическому (мысль -- мысли, идея -- идеи, две мысли, идеи).

Референциальный критерий также не способен сам по себе прояснить, в чем состоит семантическая сущность АИ. Принадлежа высказыванию и характеризуя дискурс, референция соотносит высказывание с действительностью. И в этом плане все составляющие высказывания референтны, но в разной степени. При этом сама действительность неоднородна, и наряду с материальной, телесной субстанцией есть субстанция идеальная, не менее действительная, чем первая. Поэтому в основе типологии референции имени могут лежать не только категория определенности/неопределенности, как в концепции Е.В. Падучевой, но и характер самой действительности, ее неоднородность и нелинейность.

Сложность объекта исследования предопределяет трудность его постижения. В настоящей работе, не претендующей на недосягаемые для одного исследователя полноту и всеохватность материала, ставятся вполне конкретные цели: определить статус абстрактного имени в отношении к его антиподу -- имени конкретному и к его ближайшему соседу -- имени отвлеченному, а также осмыслить особенности семантической структуры АИ на фоне этих имен, особенности его парадигматической организации и поведения в речи.

В работе развиваются три основные идеи: 1. Абстрактное имя отличается и от отвлеченного, и от конкретного характером обобщения явлений действительности. Оно индуктивно-дедуктивно. АИ -- мера, которую разум прикладывает к действительности, формируя разные пласты реальности. Собственно абстрактные имена -- это своего рода "точка зрения" языка на мир, становящаяся в дискурсе точкой зрения говорящего и выражающаяся самим выбором имени и его комбинацией с другими знаками. 2. В отличие и от имен конкретных, и от имен отвлеченных инвариантная часть содержания АИ значительно меньше его вариативной части, производной от опыта языковой личности, что заставляет видеть в содержании АИ перевес прагматического компонента над семантическим, если принимать их разделение в овеянном традицией виде, и сублогического -- над логическим. АИ -- это диалоговые слова, так как, имея валентность на дескрипцию, они вводят в высказывание имплицитный "эпистемический модус" (термин Н.Д. Арутюновой) незнания. 3. АИ как языковая, универсальная форма бытия элементов невидимого духовного интеллигибельного мира обрастает "плотью" -- результатом проекции бестелесных сущностей на предметы видимого мира, составляющие повседневный опыт личности. Содержание АИ моделируется через концепт, включающий логический и сублогический страты. Структура концепта представлена логическими и сублогическими образами.

Исследуемый в работе материал извлекался на протяжении нескольких лет из текстов разных жанров, так что в основе его лежит не вокабула (resp. словарная дефиниция), а результат препарирования высказывания -- единицы дискурса. Особой ценностью обладает речь спонтанная, неподготовленная, так как именно она позволяет, как представляется, увидеть языковое сознание в его природной ипостаси и именно ту его сферу, где спрятано отношение к миру, его видение, его оценка. Кроме того, такой несловарный и неидеографический подход к отбору материала позволяет выделить культурно значимые единицы, обеспечивающие диалог, для которых вокабулы выступают как фон, высвечивающий фигуру. Однако нельзя не признать, что на этом пути есть свои рифы, которые мы в меру сил старались обойти.

Композиция работы определяется осознанием той основополагающей роли, которую играет абстрактное имя в духовной жизни человека. Оно вообще делает эту жизнь возможной. Есть и другие формы выражения жизни духа, но слово универсально. Духовная жизнь человека определяется наличием главных антиномий: "добро/зло", "прекрасное/безобразное", "истина/ложь", формирующих три сферы духа: этику, эстетику и логику, чему на деятельностном уровне соответствуют нравственность, искусство и наука. Поэтому абстрактное слово рассматривается нами и в моральном сознании, и в художественном, и в научном. Однако в центре внимания стоит сознание обыденное, потому что только через него мы способны определить и уровень духовности общества, и степень освоения личностью духовного богатства.

Как писал Х. Ортега-и-Гассет, "логика, этика, эстетика суть три предрассудка, благодаря которым человек возвышается над животным миром и, опираясь на них, как на сваи, разумно и свободно возводит здание культуры". Нельзя не разделять мысль Ортеги-и-Гассета, что имена этих "предрассудков" создают культуру и в этом смысле все они "культурные концепты". Однако на "сваях предрассудков" трудно строить что-либо разумно. Вера в торжество рациональности есть тоже предрассудок. Избежать его едва ли удалось и в этой работе.

Структура работы аналогична структуре концентрических кругов: материал "нанизывается" на центральную идею, суть которой -- неоднородность абстрактного имени и семантическая полифония культурно значимых имен. Различные аспекты рассмотрения избранного объекта исследования с позиции центральной идеи обусловливают выделение глав и параграфов.

Главы объединяются в две части. В первой сосредоточены вопросы онтологии абстрактного имени: осмысляются характер действительности, с которой соотносятся абстрактные имена как знаки, и особенности существования этих знаков в коллективном и индивидуальном типах сознания --как обыденном, так и научном. В этой же части рассматриваются проблемы понимания абстрактного имени и формы экспликации понимания в тексте.

Вторая часть работы касается семантической структуры абстрактного имени, специфики его полисемантической организации, отношения к семантической эквивалентности --системной и текстовой, а также обусловленности нейтрализации семантических различий характером как семантической оппозиции, так и семантической позиции. Особое место в этой части уделено концептуальному анализу культурно значимых абстрактных имен, объектом которого является метафорическая сочетаемость имени, репрезентирующая так называемое "языковое знание".

Диалектика конкретного и абстрактного является базовым принципом существования абстрактного субстантива в континууме сознания и речи. Этот принцип избран в работе в качестве метаязыковой стратегии.


 Об авторе

Людмила Олеговна ЧЕРНЕЙКО

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Опыт парадигматического анализа лексики (на материале географических терминов архангельских говоров)", в 1997 г. -- докторскую диссертацию на тему "Абстрактное имя в семантическом и прагматическом аспектах". Сфера научных интересов: диалектная лексика, лексическая семантика, лингвокультурология, язык науки, теория текста (художественного и научного), онтолингвистика, теоретические проблемы эргонимии.

Л. О. Чернейко -- автор многих научных публикаций, среди которых: "Содержание слова как объект структурной и когнитивной семантики" (2003), "Базовые понятия когнитивной лингвистики в их взаимосвязи" (2005), "Новые объекты и инструменты лингвистики в свете старых понятий" (2007), "Язык исследователя как выражение его мировоззрения" (2008), "Металексемы русского языка: лексикографическая интерпретация и общие принципы семантического анализа" (2008), "Философско-лингвистический аспект изучения моды" (совместно с Д. Башкатовой; 2008), "Метафизика и поэтика в научном идиолекте" (2009) и другие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце