URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Семенов Ю.И. Введение в науку философии. В 7 книгах. Книга 4: МАРКСИСТСКИЙ ПРОРЫВ В ФИЛОСОФИИ Обложка Семенов Ю.И. Введение в науку философии. В 7 книгах. Книга 4: МАРКСИСТСКИЙ ПРОРЫВ В ФИЛОСОФИИ
Id: 263127
659 р.

МАРКСИСТСКИЙ ПРОРЫВ В ФИЛОСОФИИ.
Введение в науку философии. В 7 книгах. Книга 4:. Кн.4. Изд. 3, сущ. перераб. и доп.

Введение в науку философии. В 7 книгах. Книга 4: МАРКСИСТСКИЙ ПРОРЫВ В ФИЛОСОФИИ URSS. 2023. 216 с. ISBN 978-5-9710-5949-3.
Типографская бумага
В первом издании многотомной работы «Введение в науку философии» (в 6-ти книгах) книга «Марксистский прорыв в философии» являлась третьей книгой цикла.
• Открытие объективного общественного бытия и распространение материалистического ответа на основной вопрос философии на общество • Открытие материального источника мышления и возникновение диалектического материализма • Создание вероятностного детерминизма и разрешение проблемы свободы и необходимости • Свобода человека — основанное на познании необходимости и использовании необходимых материальных средств его господство над объективным миром • Сознание не только отражает мир, но и обратно через практику воздействует на него, преобразует его

Аннотация

На основе марксистской методологии и огромного фактического материала известный российский ученый Ю. И. Семенов предлагает собственную цельную и логически стройную интерпретацию философии как универсальной системы человеческого знания, взятого в единстве абстрактного мышления и эмпирического опыта. Совокупность частей этого фундаментального труда составляет по сути подлинную энциклопедию гуманитарной и естественно-научной мысли, отличительные... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Глава 1. Историософская, историческая и экономическая мысль в поисках объективного источника общественных идей, основы общества и движущих сил истории7
1. Постановка проблемы7
2. Крах волюнтаризма и возникновение философии истории Г. В. Ф. Гегеля20
3. Французские историки эпохи Реставрации: открытие ими общественных классов и классовой борьбы29
4. Возникновение политической экономии и открытие социально- экономических отношений40
5. Превращение трехчленной периодизации истории цивилизованного общества в унитарно-стадиальную концепцию истории54
6. Выявление еще одной всемирно-исторической эпохи — эры Древнего Востока56
7. Философско-историческая концепция А. Сен-Симона58
8. Исследование докапиталистических экономических систем и разработка общих проблем развития общественного производства в первой половине XIX в. (Т. Годскин, Р. Джонс)61
Глава 2. Открытие объективного источника общественных идей (объективного социального бытия) и создание материалистического понимания истории72
1. Открытие объективного социального бытия72
2. Всемирная история как естественно-исторический процесс развития и смены общественно-экономических формаций80
3. Объективный источник императивов человеческой деятельности83
Глава 3. Материалистическое понимание истории и западная общественная наука86
Глава 4. Исторический материализм и открытие материального источника активности мышления95
1. Открытие материального источника активности мышления95
2. Создание диалектического материализма99
Глава 5. Материальное производство и познание общего — мышление105
1. Коренное, качественное отличие человеческой деятельности от деятельности животных105
2. Производство как неразрывное единство субъективной человеческой деятельности и объективного процесса превращения одних материальных вещей в другие111
3. Один из способов проникновения общего из внешнего объективного мира в человеческое мышление117
Глава 6. Вероятностный (вариативный, относительный, диалектический) детерминизм и его основные категории124
1. Вводные замечания124
2. Гносеологические корни абсолютного детерминизма129
3. Причина и условия. Кондиционализм против каузализма133
4. Переход от явлений к сущности, от событий к процессу. Процесс, его факторы, уровни и подуровни140
5. Необходимость и случайность. Предопределенность и неопределенность142
6. Основания, предпосылки и условия. Возможность и действительность. Общее основание и его конкретные варианты145
7. Возможность и действительность как связь между настоящим и будущим146
8. Предопределенность и неопределенность. Вероятность148
9. Закономерность как категория вероятностного (вариативного, относительного) детерминизма151
10. Проблема предопределенности и неопределенности и современная наука154
Глава 7. Диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости162
1. Обыденное понимание соотношения свободы и необходимости162
2. Проблема отношения свободы и необходимости в домарксистской философии163
3. Свобода как практическое господство человека над объективным миром, как «приручение», «оседлание», «обуздание» необходимости167
4. Две основные сферы человеческой деятельности: свободная и несвободная (зависимая)178
5. Свобода воли: формальная и реальная181
6. Свобода и необходимость в обществе и его истории183
7. Добровольное подчинение необходимости как проявление господства человека над самим собой187
Глава 8. Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии189
Глава 9. Активность сознания и объективность мира197
1. Общее решение проблемы197
2. «Квантовый солипсизм»: его причины и его несостоятельность198
Вместо заключения204
Именной указатель206

Вместо заключения
top

Подводя итоги всему сказанному в книге, нужно еще раз подчеркнуть, что марксистская философия — диалектический материализм, или материалистическая диалектика — является единством гносеологии, логики, онтологии, и тем самым предельно общим методом познания. Суть ее заключается в том, что она есть наука о мышлении как об объективном процессе, т. е. разумном мышлении. Но так как разумное мышление неразрывно связано с рассудочным мышлением, то она исследует и мышление в целом как единство разума и рассудка, никогда не занимаясь при этом специально рассудочным мышлением, оставляя его достоянием формальной логики. Всё это прекрасно понимали не только К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, но и немецкий философ-марксист Иосиф Дицген (1828–1888).

Последний определял философию не только и не просто как науку о познании и предельно общий его метод, но и как науку о мышлении и его общий метод, как логику разумного мышления. «Теория познания, — писал он, — ставшая специальным предметом философии, есть не что иное, да не может быть ничем иным, как только расширенной логикой» . А далее пояснял: «…Ввиду того, что четыре закона старой логики оказались ограниченными, дальнейшее развитие ее должно было привести к диалектике, составляющей аквизит философии. Это расширенное учение о мышлении истолковывает, таким образом, вселенную как истинно универсальное или бесконечное, где дремлют все противоречия в материнском лоне примирения. Сохранит ли новая логика свое старое имя или же она должна иметь свое особое название теории познания или диалектики, — это спор из-за слов, который решается просто в зависимости от целесообразности» .

Первые шаги на пути исследования мышления как способа постижения истины вообще, как процесса движения разумного мышления прежде всего были уже сделаны в предшествовавших книгах цикла. Дальнейшему исследованию процесса мышления как единства рассудка и разума вообще, движению разумного мышления в первую очередь посвящены последующие книги.


Об авторе
top
photoСеменов Юрий Иванович
Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (где работал до последних лет жизни). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.

Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества»; «Как возникло человечество» (выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (выходила в Токио); «Философия истории» (неоднократно переиздавалась, каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3); «Политарный („азиатский“) способ производства» (URSS); «Происхождение и развитие экономики» (URSS); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (URSS); «Общественная власть» (URSS); «Введение в науку философии» (URSS; в 7 книгах) и другие.

Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления.