URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Перельман М.Е. А ПОЧЕМУ ЭТО ТАК?: Физика в гостях у других наук в занимательных беседах, вопросах и ответах
Id: 168257
 
199 руб.

А ПОЧЕМУ ЭТО ТАК?: Физика в гостях у других наук в занимательных беседах, вопросах и ответах. Кн.2. Изд.4

URSS. 2013. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03653-5. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

В книге "А почему это так?", состоящей из двух независимых частей, собрано более 800 задач-вопросов по физике, а также биологии, географии и астрономии (вместе с ответами), которые чаще всего возникают или, по крайней мере, должны возникать у каждого любознательного подростка при взгляде вокруг себя; при этом слово "физика" автор понимает весьма широко, считая эту науку основой всех естественных наук и техники. Если же эти вопросы еще (или уже) не возникают, книга поможет пробудить и поддержать в подростке пытливость ума, интерес к пониманию всего того, что его окружает, к выявлению связи объектов и явлений.

В книге второй читатель найдет около 400 качественных и независимых друг от друга вопросов и ответов по таким темам, как жизнь и особенности растений и животных, в том числе человека; проблемы экологии, наук о Земле и астрономии; некоторые вопросы военной истории.

Книга ориентирована прежде всего на подростков, начиная со средних классов школы, и не предполагает предварительных знаний по физике и математике; однако она может быть интересна и более старшим читателям.


 Оглавление

Предисловие
I. Природа живого и человек
 1.В гостях у ботаника
 2.В гостях у зоолога
 3.Поговорим об экологии
 4.Поговорим о своем организме и возможностях
II. Мы живем на Земле
 5.Как физик подходит к проблемам географии
 6.И еще о процессах на Земле
 7.Кое-что о землетрясениях
 8.О некоторых особенностях зимы
 9.Капля воды и: звёзды
 10.Смотрим на небо
 11.Наша планета -- Земля
 12.Вопросы по астрономии
III. И все такое
 13.Популярные заблуждения
 14.Вопросы и задачи академика Капицы
 15.Олимпиады по физике
 16.Всегда ли "справедливы" законы физики?
 17.Вероятность, информация и энтропия
 18.Физика в военной истории
 19.Вспомним о математике и логике
Дополнение. Наблюдательность, или как физики открывали законы природы
Заключение

 Предисловие

Галине Рубинштейн, жене, другу, критику

Маленькие дети часто бывают "почемучками": все их интересует, обо всем они спрашивают, а иногда и ответы слушают. И самый психологически вредный ответ на непрерывные "Почему?" и наиболее, к сожалению, частый: "Вырастешь, детка, узнаешь!"

И вот приходится порой взрослым -- уже родителям! -- объяснять, что это "почемучканье" -- самый, наверное, важный этап развития человека, что именно сохраняющаяся "детскость" может позволить ему стать творческой личностью. И дело здесь не в простой любознательности, в запоминании разных фактов, а в пытливости ума, в стремлении выявить внутреннюю связь и смысл различных явлений, понять принципы работы разных устройств и т. п.

При этом, смею утверждать, основные идеи науки и техники достаточно просты и вполне могут быть поняты подростком в возрасте 12--13 лет, а то и раньше: детали, если ему интересно, он сможет постепенно усвоить позже, а вот общий взгляд, умение ориентироваться в многообразии мира -- это все следует приобретать сызмальства (точнее -- не терять при взрослении). Думается, однако, что приведенные вопросы могут заставить задуматься и более старших, а также их родителей.

И тут главную роль может играть именно физика, как наиболее общая из всех наук: слово "физика" мы понимаем широко, как основу всех естественных наук и техники.

Поэтому в обеих книгах собрано вместе более 800 вопросов, которые должны были бы возникать сами у любознательного подростка при взгляде окрест себя, ну а если они еще (или уже) не возникают, то книга должна им помочь, приучить в какой-то мере смотреть и видеть, т. е. стараться понять.

Вопросы эти более или менее независимы, условно распределены по частям и главам (к некоторым из них даны пояснения) -- не по порядку чтения, его можно начинать и обрывать в любом месте, поэтому некоторые повторы неизбежны (замечу только, что ссылки на закон Бернулли появляются раньше обстоятельного его изложения, более сложные или справочного характера вопросы отмечены звездочкой). Никаких предварительных знаний или владения математикой при этом не предполагается: наша главная цель -- научить подростка смотреть вокруг "раскрытыми" глазами и задумываться над увиденным.

И хотя мы вовсе не ставим своей целью сообщение систематических сведений, особенности нашего подсознания таковы, что разрозненные факты, обдуманные и запомненные, должны потом, в ходе учения, сами сливаться в нечто единое, именуемое знанием.

Ближе всего к предполагаемой цели известные книги Якова Исидоровича Перельмана (моего однофамильца), особенно "Знаете ли вы физику?", но она много меньше по объему и менее систематична, а также "Физический фейерверк" Уокера, предназначенная более старшему возрасту. Большинство из приводимых вопросов можно, вероятно, встретить, по отдельности, в различных задачниках и популярных книжках (ссылки приведены только в тех случаях, когда автор твердо уверен в их происхождении). Часть задач, возможно, появляется тут впервые. Но, во всяком случае, столь обширного их собрания -- с привлечением сведений из других естественных наук -- ранее не существовало.

Из вопросов, подробно рассмотренных в первой книге, может понадобиться принцип Бернулли. Он гласит, что с ростом скорости потока газа или жидкости убывает их давление вбок, поэтому, например, в текущий поток газа втягиваются со стороны легкие предметы.

* * *

Идея такого сборника возникла давно, некоторые вопросы мы обсуждали, в начале 1970-х, с Андреем Дмитриевичем Сахаровым. К этой идее удалось вернуться почти через тридцать лет и длинная серия подборок таких задач была апробирована в еженедельнике "Вести. Дом и семья" (Тель-Авив) в 1998--2000 годах по инициативе его редактора Веры Рыжиковой. Ряд вопросов удалось обсудить с друзьями и коллегами Г. Е. Гугунава, Ю. И. Стаматели, В. С. Чагуловым (Тбилиси), И. Я. Бадиновым (С.-Петербург), Д. М. Котляревским (Ашдод), М. Я. Амусья, И. Галили, Д. Махарадзе, Б. Меерсоном, М. И. Молоцким, И. М. Фейгенбергом, М. Циндлехтом (Иерусалим), Р. Людвиговым (Мельбурн), О. Гельманом (Мехико). Всем им я глубоко благодарен. Особая благодарность А. А. Козлову (Тбилиси, Москва), внесшему ряд полезных замечаний и исправлений во все разделы текста, и Л. А. Ашкинази за поддержку в работе.


 Об авторе

Марк Ефимович ПЕРЕЛЬМАН (род. в 1932 г.)

Доктор физико-математических наук. До 1997 г. --- заведующий отделом теоретической физики и биофизики Института кибернетики Академии наук Грузии, вел курсы физики в вузах. С 1997 г. сотрудничал с Еврейским университетом в Иерусалиме, а также с Институтом физики им. Дж. Рака. Автор около 200 опубликованных работ по теоретической физике и ее приложениям в геофизике, биофизике, оптоэлектронике, а также по психологии, истории и популяризации науки; ему принадлежит ряд изобретений. Основное направление исследований --- теория длительностей взаимодействий частиц и ее приложения. Исследования понятий длительностей взаимодействий и различных их приложений подытожены в книге: Perel'man M. E. Quantum Kinetics: duration of interactions. N.Y.: Nova Sc. Publ., 2010.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце