URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Владимиров А.А., Зеленов Л.А., Степанов Е.И. Современная модернизация в России с позиций социальной философии и конфликтологии
Id: 168253
 
259 руб.

Современная модернизация в России с позиций социальной философии и конфликтологии

URSS. 2013. 208 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03429-6.

 Аннотация

В монографии в системном виде с позиций социальной философии и конфликтологии как ее прикладного направления рассматриваются основные методологические, аналитические и технологические проблемы процесса модернизации в современной России, который в настоящее время является ее кардинальным курсом и нуждается в серьезном научном обосновании и программном обеспечении.

В работе основные социальные потребности и возможности модернизации всего современного российского общества, всех основных сфер его жизнедеятельности выявляются и обосновываются с позиций всестороннего субъектно-деятельностного подхода, ориентирующего на определение и внедрение тех новаций и инноваций, которых требует современная модернизация России, причем не только ее государственными служащими и бизнесменами, но и всеми ее гражданами.

Данное исследование рекомендовано специалистам всех тех областей исследования общества, которые включены в процесс модернизации. Работа может быть полезной не только для специалистов и представителей органов власти, но и для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.


 Оглавление

Предисловие
Введение
Глава 1. Модернизация как инновация
 1.1.Детерминация модернизации
 1.2.Сущность модернизации: альтернативные трактовки
 1.3.Диалектика новаций и инноваций
Глава 2. Модернизация в поле социума
 2.1.Универсальная природа модернизации
 2.2.Антитезисы модернизации
 2.3.Тезисы модернизации
Глава 3. Стратегия модернизации
 3.1.Программирование сфер модернизации
 3.2.Механизм обеспечения модернизации
 3.3.Наука и техника -- авангард модернизации
Глава 4. Проблемы и задачи модернизации с позиций конфликтологии
 4.1.Методология конфликтологии как прикладной диалектики
 4.2.Способы и средства практического влияния на социальные конфликты
 4.3.Конфликты в процессе современной модернизации: проблемы и задачи урегулирования
Заключение
Библиография

 Предисловие

Сегодня ни одна проблема общества не может быть: 1) исследована и 2) решена без обращения к ее философскому осмыслению. С самого начала мы отмечаем два основных необходимых аспекта: 1) теоретическое исследование и 2) практическое решение. Этот завет К Маркса, выраженный им в 11 тезисе известных "Тезисов о Фейербахе", остается актуальным, и прежде всего -- именно для философии.

Что касается других типов мировоззрения или даже наук, то говорить об их практической значимости не приходится, потому что это выявляется при простом эмпирическом наблюдении за историческим развитием религии или искусства, механики или физики, психологии или педагогики и т.д.

Когда же заходит речь о философии, то её практическое значение ставится под сомнение с самого начала. Это связано или с интерпретацией философии как духовной квинтэссенции общества, как формы общественного сознания, или с ее возникновением в античности как «любви к мудрости», а не к практической деятельности. Но уже Сократ мудрость философии обращал на пользу практической (художественной, управленческой, педагогической и т.д.) деятельности людей, о чём нам поведал Платон в своих диалогах.

Правда, существуют и противники практической значимости философии, представленные прежде всего позитивистами, для которых только позитивные (положительные) науки обладают практической ценностью. Это уже постулировано О.Контом, а в XX в. -- повторно А.Айером. Причём если ещё можно было понять претензии к спекулятивной философии вроде гегельянской и неокантиантской, то забывали, что сугубо практический прагматизм -- это также «национальная американская философия».

Говорить о практическом значении философских концепций можно, обращаясь к историческому значению философии Сократа и Пифагора, Демокрита и Фалеса, Декарта и Бэкона, Фомы Аквинского и Л.Фейербаха, Маркса и Ленина, но можно учитывать и одно из требований науковедения к любой науке: определение её практической значимости, социальной необходимости. Это -- если философию считать наукой, но она -- даже больше, чем наука. Философия -- это особый тип мировоззрения, или, точнее -- мироосвоения: наряду с религией, мифологией, искусством, наукой и народным мировоззрением. Философия -- это концептуальное мировоззрение и мироосвоение, совокупность концепций, обращенных к действительности своей как объяснительной, так и проектно-практической стороной.

Уже разграничение "мировоззрения" и "мироосвоения" позволяет понять практическое значение всех типов мироосвоения, потому что в понятии "мировоззрение" (мировосприятие, мироощущение и т.п.) отражается лишь духовное (теоретическое, познавательное) освоение действительности, универсума и мира Если к духовному освоению (гносеологическому и аксиологическому) добавить освоение практическое (методологическое и праксиологическое), то мы и получим в целом, в единстве мироосвоение с его двумя сторонами и аспектами: духовным и практическим.

Иначе говоря, философия -- и как наука, и как тип мироосвоения -- обладает не только теоретическим, исследовательским, гносеологическим, аксиологическим, но и практическим значением. Подлинный философ -- а таких немного в истории -- должен быть и гносеологом, и аксиологом, и методологом, и праксиологом (4 аспекта философии).

Если духовная, мировоззренческая сторона философии признается всеми, то её практическое значение начинает пониматься, когда обращают внимание на методологию, на методологическое значение философии, ибо методология -- это путь к праксиологии: от разработки методов деятельности (эксперимент, моделирование, экстраполяция, индукция, дедукция, аналогия, системный анализ и др.) к самой деятельности (и научной, и педагогической, и художественной, и экономической, и управленческой и т.д.).

Таким образом, в целом философия обладает для общества и мировоззренческим, и методолого-праксиологическим значением. И это обусловлено ее универсальной природой, ее обращением ко всем потенциальным и актуальным, натуральным и виртуальным, естественным и искусственным, духовным и материальным проблемам бытия и небытия. Её проблемы -- это исходные и конечные проблемы любого человека. На эту сторону философии предложил обратить особое внимание еще в 50-е годы XX в. американский философ Б.Данем, выразив ее в одной из своих монографий таким весьма интересным образом: 1) куда идешь, хозяйка? -- на рынок, 2) зачем? -- купить мяса, 3) зачем? -- сварить суп, 4) зачем? -- накормить семью, 5) зачем? -- чтобы жили, 6) а зачем жить? -- философский вопрос.

Эта логика философских рассуждений давно представлена и во всех диалогах Сократа. Вопросы о сущности и появлениях, о кажимости и видимости, о содержании и форме, о необходимости и случайности, о возможности и действительности, о цели и средствах, о свободе и долге, о правах и обязанностях, о цели и смысле жизни, о прошлом и будущем и т.д. и т.п. -- это всё философские вопросы. Конечно, философия многолика, поэтому и ответы разнообразны, но они есть, и их ждут люди. И философ обязан на них отвечать!

В современной российской действительности существует множество вопросов, требующих философского ответа. Мы убеждены, что большинство ошибок и недостатков в нашем обществе связано с отсутствием грамотных философских ответов на злободневные вопросы:

-- что такое культура?

-- что такое образование?

-- что такое частная собственность, "рыночная экономика", конкуренция?

-- сколько сфер в общественной жизни?

-- сколько существует и должно быть типов деятельности?

-- что такое новации и инновации?

-- зачем нужно государство? и т.д., и т.п.

Нетрудно показать, что на все эти и другие вопросы либо еще вообще нет четких и содержательно развернутых ответов, либо эти ответы нередко весьма неточны или даже абсурдны. Но ведь именно они определяют практическую деятельность и власти, и народа!

Разве можно, например, правильно осуществлять деятельность, если под культурой понимать всё, в разное время созданное людьми (в том числе -- и фашизм, и преступность)?

Или разве можно правильно организовать формирование новых поколений людей, если до сих пор нет достаточно четкого разграничения задач образования, обучения и воспитания?

Или разве можно правильно организовать жизнь, если частную собственность отождествлять с личной?

Или разве можно полностью оправдывать и культивировать "однокрылую", антигуманную конкуренцию, выражая её основной целью уничтожение соперника и игнорируя не только возможность, но даже и необходимость понимать и учитывать в качестве ее альтернативы соревнование и даже сотрудничество, предполагающее взаимопомощь?

И разве можно не понимать и не учитывать противоречивость и конфликтогенность как естественное и требующее серьезного внимания состояние любого общества, понимая тем самым конфликтологию как прикладную диалектику?

Аналогичным образом можно рассуждать и о модернизации: что это такое, нужна ли она, в чём её сущность, каковы механизмы ее реализации, каков конечный результат, кто должен осуществлять модернизацию, в каких сферах она должна проходить, и т.д. Ни на один из этих, да и многих других вопросов чёткого развернутого ответа, как представляется, пока еще нет. А если преодолеть этот и теоретически, и практически значимый недостаток пока не получилось у исследователей, специализирующихся по различным современным отраслям обществознания и человековедения, то не полезно ли им обратиться для помощи в этом направлении к современным достижениям философии вообще и социальной философии в особенности, в том числе -- и к исторически проверенному и активно применяемому их основными специалистами диалектическому методу?

Такую задачу и ставят перед собой авторы данной работы, приглашая к участию в ее решении и всех иных заинтересованных в этом специалистов.

Не так часто, правда, но приятно встречать и поддерживать авторов, которые высоко оценивают роль философии в осмыслении, в частности, и проблем модернизации. Так, например, как это уже довольно давно и совершенно определенно признал и выразил в "Вестнике Российского Философского Общества" И.И.Шевчук: «Курс на модернизацию России в XXI веке, провозглашенный политическим руководством этой страны, делает весьма актуальным социально-философское осмысление понятия "модернизация".


 Заключение

Выше представлен в систематизированном виде анализ проблем модернизации как собственно с социально-философских позиций, так и с опирающихся на них и их конкретизирующих позиций конфликтологии, выступающей, по существу, в качестве прикладной социальной диалектики.

Исследование модернизации с позиций именно социальной философии и прикладной социальной диалектики, а не только экономики или политики, определяется тем, что модернизация объективно является универсальным социальным процессом, содержащим в себе множество фундаментальных составляющих, адекватное измерение, оценка и практическое использование которых невозможно не только без эффективного и конструктивного использования накопившихся к настоящему времени достижений различных направлений обществознания и человековедения, но и их адекватного осмысления и сознательного применения для эффективного разрешения возникающих в процессе современной модернизации социальных проблем и противоречий. Ведь сделать это может именно и только социальная философия, поскольку она обладает широким мировоззренческим и глубоким методологическим видением всех проблем и противоречий социального бытия. В этом убеждаешься, изучая философскую методологию "Капитала" К.Маркса, опирающуюся на диалектическую концепцию Гегеля для осмысления и решения присущих капиталистическому обществу проблем и противоречий.

Мы убеждены, что именно овладение соответствующей нынешней мировой и отечественной действительности социально-философской культурой мышления вообще и ее диалектической составляющей в особенности как раз и позволит не только социологам, политологам, конфликтологам, психологам, культурологам и другим представителям обществознания и человековедения, но и практикующим экономистам, юристам, инженерам, а также -- что не менее важно -- видным деятелям государства, региональных органов власти и т.п. глубоко понять сущность и явления процесса современной модернизации и помочь практически обеспечить его эффективную и позитивную реализацию.


 Об авторе

Александр Анатольевич ВЛАДИМИРОВ

Заведующий кафедрой философии и социальных наук Волжской государственной академии водного транспорта, доктор философских наук, профессор. Автор более 200 научных и методических работ, в том числе монографий и учебных пособий по проблемам высшей школы, философии культуры, истории и философии науки, глобализации.

Лев Александрович ЗЕЛЕНОВ

Профессор кафедры философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, президент Общероссийской академии человековедения. Автор более 900 научных работ по проблемам философии, эстетики, дизайна, глобализации, теории культуры и методологии науки.

Евгений Иванович СТЕПАНОВ

Главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор философских наук, профессор. Главный редактор научно-практического журнала "Конфликтология". Автор множества научных публикаций по различным направлениям конфликтологического анализа.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце