URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Костяев А.И., Максимова Н.Ю. Современная российская цивилизациология: Подходы, проблемы, понятия
Id: 167921
 
314 руб.

Современная российская цивилизациология: Подходы, проблемы, понятия. Изд.2

URSS. 2013. 328 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01442-5.

 Аннотация

Настоящая монография посвящена актуальным проблемам современной теории цивилизаций. Особенностью книги является то, что в ней дано системное изложение базовых понятий цивилизациологии, а также приводится обширная библиография. Большое внимание уделяется феноменологическому подходу в изучении русской цивилизации.

Издание предназначено для интересующихся философией культуры, культурологией, историей России.


 Оглавление

Предисловие
I Методология цивилизационного исследования
 § 1.Контуры современной цивилизациологии
 § 2.История термина "цивилизация"
  2.1.Возникновение термина "цивилис": римская традиция
  2.2.Использование термина "цивилизация": французская традиция
  2.3.Концепция цивилизации в культуре шотландского Просвещения
  2.4.Понимание "цивилизации": русская традиция
  2.5.Немецкий вариант "цивилизации"
 § 3.Определения цивилизации
II Современные концепции цивилизаций
 § 1.Протоцивилизационное, цивилизационное, постцивилизационное: смыслогенетика
 § 2.Цивилизация и культура
 § 3.Проблемы теории цивилизаций
  3.1.Проблема агрессивности как качества культуры и агрессивности -- результата цивилизационного развития
  3.2.Проблема альтернативности в цивилизационном процессе
  3.3.Проблема биографического смысла термина "цивилизация"
  3.4.Проблема взаимосвязи кентавр-понятия в теории культуры и цивилизационной химеры
  3.5.Проблема выражения особенностей цивилизационного процесса в терминах и образах русской философии
  3.6.Проблема датировки возникновения цивилизации в России
  3.7.Проблема динамики смыслов в понятии "цивилизация": от Античности -- до Нового времени
  3.8.Проблема "европеизации" России с учетом исторического опыта
  3.9.Проблема единой или нескольких цивилизаций в России
  3.10.Проблема классификации цивилизаций по этническому признаку
  3.11.Проблема когнитивных практик в разных типах цивилизаций
  3.12.Проблема культурно-цивилизационного кода
  3.13.Проблема названия современной цивилизации
  3.14.Проблема обоснованности цивилизационных критериев
  3.15.Проблема отставания России от западной цивилизации
  3.16.Проблема признаков цивилизации
  3.17.Проблема расширения смыслового поля теории цивилизации
  3.18.Проблема рациональности как черты современной цивилизации: утрата, отказ или расширение границ
  3.19.Проблема реальности мировой цивилизации
  3.20.Проблема религиозной трактовки цивилизации в России
  3.21.Проблема русской Америки
  3.22.Проблема русской античности как цивилизационного феномена
  3.23.Проблема смысловой заменяемости терминов "цивилизация" -- "культура"
  3.24.Проблема субэкумены как надцивилизационного или межцивилизационного образования
  3.25.Проблема существования аналога "цивилизации" как термина в восточном обществе
  3.26.Проблема типологии цивилизаций
  3.27.Проблема утилитаризма в динамике цивилизаций
  3.28.Проблема этнокультурного субстрата российской цивилизации
III Понятия и смыслы цивилизаций
 § 1.История, структура и будущее мирового цивилизационного процесса
  1.1.Протоцивилизация по С.В.Туркину
  1.2.Доцивилизационное воспроизводство на уровне смыслов
  1.3.Символика первичных цивилизаций по Н.В.Клягину
  1.4.Европейская предцивилизация на Балканах у Е.Н.Черных
  1.5.Мифологема гиперборейской цивилизации у В.Н.Демина
  1.6.Мифологема "арийской цивилизации"
  1.7.Потерянная цивилизация (Атлантида)
  1.8.Вавилонская башня как метафора цивилизации у Г.С.Померанца
  1.9.Каспиотида -- прародина человеческой цивилизации у А.Леонова
  1.10.Первая городская цивилизация по В.И.Гуляеву
   1.1 1.Элам -- древнейшая цивилизация Ирана у И.А.Ладынина, А.А.Немировой
  1.12.Мезоамерика: древние цивилизации по В.И.Гуляеву
  1.13.Характеристика традиционной цивилизации у Е.В.Попова
  1.14.Цивилизациогенез в Африке по Ю.М.Кобищанову
  1.15.Горы -- место возникновения цивилизаций у Ю.Н.Голубчикова
  1.16.Запад как самобытный тип цивилизации
  1.17.Роль рек в цивилизационном процессе у Л.Я.Подвойского
  1.18.Цивилизация этрусков по В.Н.Токмакову
  1.19.Специфика минойской цивилизации у Ю.В.Андреева
  1.20.Античное понимание варварства: реконструкция смыслов у Л.П.Маринович
  1.21.Вклад античной цивилизации в развитие герменевтики
  1.22.Гибель Рима как цивилизационный урок у А.П.Никонова
  1.23.Цивилизация Марфы у Г.С.Померанца
  1.24.Византийская цивилизация
  1.25.Восток как особый тип цивилизации
  1.26.Цивилизационная ниша С.В.Хатунцева
  1.27.Участники цивилизационного процесса Средневековья: Рыцарь -- Придворный -- Прекрасная Дама -- Монах у Б.В.Маркова
  1.28.Новое время как тип цивилизации: А.В.Гордон
  1.29.Смысл термина "цивилизация" в контексте несостоявшейся Реформации во Франции у А.С.Панарина
  1.30.Материальное основание цивилизации у В.Д.Комарова
  1.31.Монокоды и дуакоды цивилизации у А.М.Кантора
  1.32.Коммуникативные основы традиционалистских цивилизаций у Д.Б.Зильбермана
  1.33.Грамматологическая модель цивилизаций А.И.Кузнецова
  1.34.Цивильность как выделение человека из природы у В.В.Ильина
  1.35.Метафизическая сущность цивилизации у А.И.Уварова
  1.36.Цивилизация в свете маргинальной антропологии Б.А.Диденко
  1.37.Антропный принцип построения всемирной цивилизации по В.С.Елисеевой
  1.38.Антропный принцип в построении философии цивилизации
  1.39.Всеобщность как сущностная характеристика цивилизации по Б.С.Ерасову
  1.40.Варианты межцивилизационного культурного контакта у Г.С.Померанца
  1.41."Духовное ядро" цивилизаций по А.И.Липкину
  1.42.Двухмерность культуры и цивилизации по О.М.Петрашкевич-Тихомировой
  1.43.Изучение культуры в рамках цивилизационного подхода: Г.В.Драч
  1.44.Культура, цивилизация как смысл истории
  1.45.Звуковое своеобразие разных цивилизаций у Е.В.Васильченко
  1.46.Световая цивилизация Г.Д.Гачева
  1.47.Сверхценность -- Традиция -- Нуклеар -- Цивилизация по Д.М.Володихину
  1.48."Мускульная" и "интеллектуальная" цивилизации по Н.В.Тузову
  1.49."Мягкая" цивилизация: М.Малый
  1.50.Классификация современных цивилизаций (И.В.Бестужев-Лада)
  1.51.Классификация современных цивилизаций И.А.Василенко
  1.52.Классификация цивилизаций П.В.Чернова
  1.53.Классификация цивилизаций у К.С.Гаджиева
  1.54.Типология цивилизаций А.А.Ивина
  1.55.Типология цивилизаций Р.П.Трофимовой
  1.56.Типы и циклы цивилизаций (Ю.В.Яковец)
  1.57.Типы цивилизаций у Л.И.Семенниковой
  1.58.Типы цивилизационного развития В.С.Степина
  1.59.Традиционные, либеральные и промежуточные цивилизации у А.С.Ахиезера
  1.60.Цивилизационные отличия и причины гибели цивилизаций у Н.Ф.Бучило, А.Н.Чумакова
  1.61.Цивилизационный прогресс по Л.В.Скворцову
  1.62.Физические закономерности развития цивилизаций по О.В.Доброчееву
  1.63.Эволюция цивилизации у Л.В.Осиповой-Дербас
  1.64.Цивилизация как последняя стадия социокультурной эволюции для К.М.Кантора
  1.65.Концепция цивилизационного развития у Г.Ю.Любарского
  1.66.Место цивилизаций среди субъектов исторического процесса у Ю.И.Семенова
  1.67.Варварство -- оборотная сторона цивилизации у Н.В.Мотрошиловой
  1.68.Новое варварство у А.А.Кара-Мурзы
  1.69.Будущее цивилизаций по А.И.Уткину
  1.70.Альтернативная цивилизация (И.В.Бестужев-Лада)
  1.71.Блок "Цивилизационная гармония" Л.Г.Ивашова
  1.72.Грядущая цивилизация по А.И.Арнольдову
  1.73.Информационная цивилизация у Ф.И.Абдеева
  1.74.Концепция мировой цивилизации социальной мудрости И.И.Ляхова
  1.75.Концепция пограничных цивилизаций Я.Г.Шемякина
  1.76.Кризис свободной личности -- кризис современной цивилизации у С.Г.Кара-Мурзы
  1.77.Кризис цивилизации по А.И.Костину
  1.78.Диалог культур и цивилизаций у В.И.Толстых
  1.79.Межцивилизационное взаимодействие по В.Б.Земскову
  1.80.Нооиндустриальная цивилизация Л.В.Лескова
  1.81.Ноосферные аспекты цивилизации у Н.Н.Моисеева
  1.82.Система цивилизационных кодов А.Н.Анисимова
  1.83.Социальная неравновесность и неустойчивость цивилизации по Е.Т.Бородиной
  1.84.Нарушение человеческого измерения в современной цивилизации по Л.А.Никитичу
  1.85.Социальность как классификационный признак цивилизаций по А.Г.Чусовитину
  1.86.Смена цивилизаций у Ю.Ф.Кожурина
  1.87.Стадии развития мировой цивилизации по В.П.Илюшечкину
  1.88.Структура цивилизации по Н.С.Розову
  1.89.Сущность, действительность и гуманистическая направленность цивилизационного процесса у Н.И.Тимошина
  1.90.Тенденции мирового цивилизационного процесса у Т.В.Карадже
  1.91.Техническое и духовное измерения цивилизации по В.Н.Лавриненко
  1.92.Постэкономическая цивилизация по В.Л.Иноземцеву
  1.93.Философия цивилизованного партнерства И.А.Василенко
  1.94.Цивилизация диалога В.М.Межуева
  1.95.Электронный аналог смысла и возможность постцивилизации
  1.96.Энергоинформационный диссонанс современной цивилизации по А.И.Остапову
  1.97.Мультикультурализм и фундаментализм как взаимодополняющие стороны современного цивилизационного процесса: А.В.Гордон
  1.98.Смена цивилизаций сверхобществами у А.А.Зиновьева
  1.99.Гарлическая цивилизация по А.К.Секацкому
  1.100.Триада "цивилизация -- культура -- природа" у Н.В.Тузова
  1.101.Поиск внеземных цивилизаций как форма самопознания человечества
  1.102.Экологическое благополучие как классификационный критерий стран в условиях кризиса мировой цивилизации: В.И.Данилов-Данильян, К.С.Лосев, И.Е.Рейф
  1.103.Стабильность современной цивилизации по А.А.Силину
  1.104.Зависимость между глобализацией и судьбой локальных цивилизаций по Н.И.Горину
  1.105.Гуманистическое содержание современной цивилизации по Г.В.Гивишвили
  1.106.Взаимосвязь политики, науки и техники в условиях техногенной цивилизации по С.А.Зубкову
  1.107.Социальная динамика общества, выраженная через характеристики культурно-цивилизационного процесса у А.И.Арнольдова
  1.108.Гуманистический подход к изучению цивилизации у В.Т.Пуляева
  1.109.Коммуникативный принцип в цивилизационных исследованиях: А.А.Миголатьев
  1.110.Агональный принцип в определении облика цивилизационных центров
  1.111.Религиозная парадигма цивилизованного образования у Б.С.Гершунского
  1.112.Библиотеки и их цивилизационный статус
  1.113.Телесные практики в условиях современной цивилизации
  1.114.Взаимосвязь цивилизации -- государства -- идеологии: Ю.Бялый
  1.115.Диатропический подход к анализу цивилизаций у В.П.Галкина, Ю.А.Попова
 § 2.Общеевропейские и евразийские цивилизационные процессы
  2.1.Генотип европейской цивилизации Д.В.Драгунского, В.Л.Цымбурского
  2.2.Европа как цивилизационный феномен у Я.Г.Шемякина
  2.3.Единая Европа: сущность цивилизационного проекта у Т.М.Фадеевой
  2.4."Имперское" в европейской цивилизации (А.Б.Зубов)
  2.5.Архетипы поло-репродуктивного поведения и их роль в конфликте западноевропейской и исламской цивилизаций у Ф.Н.Ильясова
  2.6.Архетип Дороги в новоевропейской цивилизации по К.С.Пигрову
  2.7.Эволюция западной цивилизации по Л.В.Лескову
  2.8.Европейский патриотизм как цивилизационный феномен
  2.9.Связь демократии и судьбы цивилизации по В.С.Степину, В.И.Толстых
  2.10.Европейская цивилизация в XIX веке по Е.М.Малышевой
  2.11.Лиминалы как субъекты новоевропейской цивилизации у К.С.Пигрова
  2.12.Виртуалистический подход к изучению современной цивилизации у К.К.Колина
  2.13.Проект Постмодерна: цивилизационное своеобразие (А.И.Неклесса)
  2.14.Смена цивилизации Модерна на эпоху Постмодерна: А.И.Неклесса
  2.15.Европейское образовательное пространство: цивилизационное измерение
  2.16.Евразийская цивилизация И.Б.Орловой
  2.17.Антиевразийские цивилизационные мифы О.А.Арина и евразийские цивилизационные мифы В.В.Кожинова
 § 3.Культурно-цивилизационные комплексы отдельных регионов, стран и народов
  3.1.Алжир -- цивилизационная мутация у Р.Г.Ланда
  3.2.Американская цивилизация у В.Г.Кинелева, В.Б.Миронова
  3.3.Африканская цивилизация по А.Д.Саватееву
  3.4.Балтийская цивилизация
  3.5.Беларусь как культурно-цивилизационный феномен
  3.6.Кавказская цивилизация у Р.Г.Абдулатипова
  3.7.Западный цивилизационный проект "Кавказ"
  3.8.Северная цивилизация у Ю.В.Попкова и Е.А.Тюгашева
  3.9.Славянская цивилизация В.Л.Калашникова
  3.10.Сербский вариант трансформации славянской цивилизации
  3.11.Украина: культурно-цивилизационная реальность
  3.12.Место православной цивилизации в современном мире у А.С.Панарина
  3.13.Кипр как граница православного цивилизационного мира
  3.14.Современный православный мир: тенденции цивилизационного развития
  3.15.Эфиопия как полицивилизационный комплекс -- в сравнении с Россией
  3.16.Греческая национальная идея: цивилизационное своеобразие
  3.17.Азербайджанская национальная идея: современное цивилизационное содержание
  3.18.Казахская цивилизация по Е.С.Омарову
  3.19.Лужичане -- субъект исчезающей славянской цивилизации
  3.20.Абхазия: новая попытка культурно-цивилизационной самостоятельности
  3.21.Нереализованное содержание китайской цивилизации в мировой цивилизации по П.М.Кожину
  3.22.Ассирийцы -- реликтовый субъект современного цивилизационного процесса
 § 4.Специфика цивилизационного процесса в России
  4.1.Субцивилизация России по А.Я.Флиеру
  4.2.Экономические основы древнерусской цивилизации
  4.3.Цивилизационная матрица России по О.Э.Бессоновой
  4.4.Движение России к цивилизации у В.К.Кантора
  4.5.Выбор общества -- доминанта в истории российской цивилизации по С.И.Филиппову
  4.6.Куликовская битва: цивилизационный смысл
  4.7.Золотая Орда как степная городская цивилизация Э.С.Кульпина
  4.8.Историческое своеобразие российской цивилизации у В.А.Тонких, Ю.Л.Ярецкого
  4.9.Идентичность России в цивилизационном измерении у В.В.Кочеткова
  4.10.Литовская Русь как альтернативная цивилизация
  4.11.Ментальные основы российской цивилизации у А.В.Сергеева
  4.12.Модель цивилизации в России И.Р.Шафаревича
  4.13.Место России в цивилизации классической Европы: оценка модели П.Шоню
  4.14.Новгородская субцивилизация как тип альтернативной цивилизации
  4.15.Освоение Сибири как цивилизационный сдвиг
  4.16.Остров как прасимвол российской цивилизации у В.Л.Цымбурского
  4.17.Плач как феномен русского цивилизованного сознания
  4.18.Патриархальная цивилизация в отношении к Эросу (Г.Д.Гачев)
  4.19.Периодизация русской цивилизации по О.А.Платонову
  4.20.Цивилизационный раскол российского общества в результате петровских преобразований
  4.21.Петровско-пушкинская цивилизация у В.К.Кантора, Л.Г.Березовой, Н.П.Берляковой
  4.22.Православно-мусульманские основы российской многонациональной цивилизации у В.В.Трепавлова
  4.23.Проект "колонизация -- цивилизация" Н.Бодо: критическая оценка
  4.24.Процесс формообразования в российской цивилизации: роль старообрядчества у Я.Г.Шемякина, О.Д.Шемякиной
  4.25.Процесс отчуждения от европейской цивилизации по С.И.Луневу, Г.К.Широкову
  4.26.Роль русской национальной культуры в формировании российской цивилизации
  4.27.Российская история в рамках цивилизационного подхода по С.В.Кулешову, А.Н.Медушевскому
  4.28.Российская нация как субъект культурно-цивилизационного процесса у В.А.Тишкова
  4.29.Российская цивилизация как целое у И.В.Кондакова
  4.30.Российский путь цивилизации у В.М.Межуева
  4.31.Россия -- Ислам: межцивилизационное сотрудничество по Л.И.Медведко
  4.32.Российский человек в XX веке: культурно-цивилизационный статус по В.С.Барулину
  4.33.Россия -- цивилизация у Н.Г.Козина
  4.34.Россия и Рим: цивилизационное сходство и различие у А.Б.Егорова
  4.35.Россия как Восток-Запад по С.А.Бабушкину
  4.36.Русская (православно-славянская) цивилизация по Е.С.Троицкому
  4.37.Русская цивилизация по О.А.Платонову
  4.38.Русский город как культурно-цивилизационный феномен
  4.39.Символика сердца в русской цивилизации
  4.40.Смысл российской цивилизации у В.Ф.Шаповалова
  4.41.Социально-экологический кризис XV века в становлении российской цивилизации по Э.С.Кульпину
  4.42.Центр-периферия как сущность цивилизационной модели "Русь -- третий Рим" у А.Н.Сахарова
  4.43.Языки русской цивилизации
  4.44.Русь-Россия как ведократическая цивилизация у А.Л.Нусхаева
  4.45.Оценка роли Русской Православной Церкви в формировании русской цивилизации у М.Н.Свистунова
  4.46.Место цивилизации в русской национальной идее у О.Лепиховой
  4.47.Смысловая оппозиция "Азия -- цивилизация" в российском общественном сознании XIX века по М.А.Батунскому
  4.48.Служебно-раздаточная экономика России как цивилизации континентального типа у В.И.Сигова
  4.49.Смертная казнь как показатель уровня развития цивилизации в России
  4.50.Концепция создания новой цивилизации на российском Северо-Востоке у Ю.В.Крупнова
  4.51.Влияние цивилизационного контекста на революционные преобразования в России: Ю.М.Почта
  4.52.Экспансия восточного типа и модернизация с восточным ориентиром как идентифицирующие признаки цивилизации в России по Л.И.Семенниковой
  4.53.Возникновение и характер российской цивилизации по В.В.Кожинову
  4.54.Смирение как содержательная сторона цивилизационного спора славянофилов и западников у Е.А.Анненковой
  4.55.Зависимость между цивилизационными судьбами России с конституционными проектами по А.Н.Сахарову
  4.56.Взаимосвязь российской цивилизации и православия по М.Н.Свистунову
  4.57.Либеральная рефлексия цивилизационной идентичности России по Л.Г.Королевой
  4.58.Смена субцивилизаций и модернизационные волны в России по Д.В.Суворову
  4.59.Развитие цивилизационных процессов в России в контексте преемственности евразийцев и неоевразийцев у Д.С.Ермакова
  4.60.Доминанта цивилизационно-культурных процессов в российском обществе по Г.Б.Хмелевской
  4.61.Межцивилизационный синтез в России по О.В.Величкиной
  4.62.Диалог Россия -- Мексика в контексте цивилизационной идентификации у Е.И.Васильевой
  4.63.Отрицательная преемственность цивилизационного процесса в России у О.К.Валитова, Ф.Г.Умеркаева
  4.64.Советская цивилизация у С.Г.Кара-Мурзы, С.В.Соколова
  4.65.Странная цивилизация В.С.Цаплина
  4.66.Современная Россия как территория и культурно-цивилизационное пространство
  4.67.Третий путь цивилизации у С.И.Валянского и Д.В.Калюжного
  4.68.Рецидивирующая модернизация в истории российской цивилизации у Н.Ф.Наумовой
  4.69.Цивилизационная неустойчивость России по Ю.Б.Бореву
  4.70.Цивилизационные детерминанты российского общества у Ю.В.Ирхина
  4.71.Цивилизационные парадигмы в истории России у Л.И.Семенниковой
  4.72.Цивилизационный эффект от переноса органов федеральной власти в регионы России
  4.73.Цивилизация устойчивого развития: перспективы для России
  4.74.Москва -- региональная субцивилизация
  4.75.Подмосковье: цивилизационный аспект
  4.76.Татарстан как культурно-цивилизационный регион
  4.77.Соотношение культурного и цивилизационного в национальных регионах у М.Х.Герашдокова
  4.78.Взаимосвязь цивилизации и феноменологии в философии М.К.Мамардашвили
  4.79.Пессимистический вариант цивилизационного развития у А.А.Зиновьева
  4.80.Коммунистическая цивилизация по В.А.Сапрыкину
  4.81.Непризнанные государства как остаточные элементы советской цивилизации
  4.82.Будущее цивилизации в России по Т.Е.Бейдиной
  4.83.Цивилизационная трансформация и трансформированные черты цивилизации в России у И.Г.Яковенко
  4.84.Возможность и необходимость создания российской цивилизации по М.Г.Делягину
  4.85.Обеспечение цивилизационной целостности как ключевая задача развития постсоветской России у С.В.Соколова
  4.86.Роль природного фактора в цивилизационном своеобразии России по Ю.В.Олейникову
  4.87.Возможности ответа российской цивилизации на вызовы глобализации по О.Ю.Коник
  4.88.Муниципализм в России как цивилизационная идея и реальность у Е.С.Шматовой
  4.89.Модель цивилизованного рынка в России по В.С.Степину
  4.90.Поиск цивилизационного символа для выражения идеи экономического могущества современной России
  4.91.Региональный аспект развития российской цивилизации у Н.Н.Исаченко
  4.92.Идеализация содержания термина "цивилизация" как особенность российской историографии 80--90-х годов прошлого века у Е.М.Амелиной
  4.93.Влияние философской традиции на определение цивилизации у М.Н.Росенко, Ю.Н.Солонина, С.И.Росенко и др.
  4.94.Уникальность российской цивилизации по В.Н.Шевченко
  4.95.Мегатенденции современной российской цивилизации у О.А.Митрошенкова
  4.96.Западный опыт и цивилизационный проект для России у В.А.Шупера
  4.97.Современная Россия как особая цивилизация у Э.Паина
  4.98.Польская цивилизованность и русское варварство: стереотипы в сознании по Л.Е.Горизонтову
  4.99.Конфликт цивилизаций как соблазн легких решений для России: П.Е.Кандель
  4.100.Судьба восточных цивилизаций в России и изменение природной среды: А.В.Шабага, Г.М.Зараковский, Л.В.Попов
  4.101.Межцивилизационный диалог России и Китая у Н.С.Калининой
  4.102.Адыгейская цивилизация у А.Ш.Бакиева
  4.103.Кряшане -- субъект конфликтного развития цивилизации в России
  4.104.Глобалитет России как цивилизационный феномен у И.В.Кондакова
  4.105.Домен .su как электронный символ советской цивилизации: историческая судьба
  4.106.Концепция цивилизованного реформирования экономики России у М.И.Кодина
  4.107.Культурно-цивилизационные аспекты чеченской войны у В.А.Тишкова
  4.108.Механизм формирования российской национально-цивилизационной идентичности у И.С.Семенко
  4.109.Суверенная демократия -- цивилизационный феномен XXI века
  4.110.Цивилизационное пространство России у В.Б.Самсонова
  4.111.Начало нового цивилизационного цикла в России по М.С.Халикову
  4.112.Россия как полицивилизация по К.А.Феофанову
  4.113.Цивилизационный образ России по А.В.Лубскому
 § 5.Поиск нового понятийного аппарата цивилизациологии
  5.1.Цивилиография Е.Б.Черняка
  5.2.Теория цивилизации С.А.Бабушкина
  5.3.Цивилизационный подход И.В.Следзевского
  5.4.Смыслогенетическая концепция цивилизации А.А.Пелипенко
  5.5.Структурно-смысловая организация цивилизаций по В.Г.Ланкину
  5.6.Цивилизация определенности: изучение в рамках традиционалогии у П.Б.Уварова
  5.7.Культурно-историческая эпоха как цивилизационный феномен у Л.Г.Березовой, Н.П.Берляковой
  5.8.Качество цивилизации у Е.Е.Ермаковой
  5.9.Квазицивилизации Л.Е.Гринина
  5.10.Литературный контекст понятия "цивилизация" у И.Н.Ионова
  5.11.Напряжение цивилизации по Л.Е.Бляхеру
  5.12.Наркоцивилизация
  5.13.Цивилизационное расстояние М.В.Сухарева
  5.14.Цивилизационные проекты по В.Е.Кемерову
  5.15.Цивилизационный анализ И.Г.Яковенко
  5.16.Цивилизационный кризис по В.С.Степину
  5.17.Цивилизация и формация у М.А.Барга
  5.18.Цивилизационный фон В.Л.Цымбурского
  5.19.Цивилизация как текст у А.Л.Золкина
  5.20.Энергетика пограничных цивилизаций: Б.И.Коваль, С.И.Семенов
  5.21.Прорыв цивилизационный: Д.П.Гавра
  5.22.Цивилизация как способ ценностной самоидентификации человека по В.И.Плотникову
  5.23.Соотношение современного цивилизационного мышления и российской ментальности у Г.А.Чупиной, Е.В.Суровцевой
  5.24.Субглобальные цивилизации: Г.С.Померанц
  5.25.Безопасность цивилизационная по К.А.Феофанову
  5.26.Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации у О.В.Лысун
  5.27.Типы власти: цивилизационные характеристики у М.П.Глебочкина
  5.28.Пики общественного интереса к понятию "цивилизация" по Л.И.Новиковой
  5.29.Границы цивилизации по Д.А.Силичеву
  5.30.Очертания современной цивилизации
  5.31.Международные конфликты: цивилизационно-культурологические аспекты у С.А.Проскурина
  5.32.Зависимость между цивилизацией и терроризмом для С.А.Арутюнова
  5.33.Природа цивилизационных войн у А.И.Владимирова
  5.34.Международный терроризм и его цивилизационные основы: Г.С.Померанц
  5.35.Цивилизационная природа международного терроризма у К.А.Феофанова
  5.36.Природная среда как цивилизационный феномен у А.Г.Пырина
  5.37.Взаимосвязь биосферы, почвы, цивилизации у Е.Д.Никитина
  5.38.Прозападная цивилизация у В.В.Борисенко
  5.39.Образ цивилизационного потока по К.В.Плешакову
  5.40.Экономические основы ранних цивилизаций по Ю.В.Рождественскому
  5.41.Экономика -- форма бытия цивилизации по О.А.Сергеевой
  5.42.Деньги в современном обществе: цивилизационное содержание у Н.Н.Зарубиной
  5.43.Мировая экономика: цивилизационные характеристики у А.Г.Мовсесяна, С.Б.Огнивцева
  5.44.Мифологема "контроля за сырьевыми ресурсами" и ее современная цивилизационная составляющая
  5.45.Геоэкономика: цивилизационное измерение у М.А.Шепелева, А.Т.Барнской, М.И.Шмелева
  5.46.Культурно-цивилизационный контекст глобализации А.Н.Чумакова
  5.47.Социотехнологические комплексы -- новое явление в цивилизационном процессе у В.А.Литвиненко
  5.48.Новая парадигма образования как аспект современных цивилизационных процессов у А.Н.Шарданова
  5.49.Транзитивность образования как современная цивилизационная парадигма у Л.И.Иванкиной
  5.50.Цивилизованная система образования В.П.Зинченко
  5.51.Педагогический аспект цивилизационного развития у Г.Б.Корнетова
IV Феноменологический подход к изучению русской цивилизации
 § 1.Элементы картины мира
  1.1.Русская геометрия мира
  1.2.Русская береза
  1.3.От одного берега к другому берегу: русский опыт
  1.4.На обочине дороги с русским человеком
  1.5.Отношение русского человека к дому
  1.6.Русский человек наедине с рекой
  1.7.Туманы в России: песенный смысл
  1.8.Звуки русского Логоса
  1.9.Русское эхо
  1.10.Русская привычка быть в тени
  1.11.Холод -- тепло в жизни русского человека
  1.12.Русские запахи
  1.13.Вкусовые пристрастия русского человека
  1.14.Очередь по-русски
 § 2.Материальные артефакты
  2.1.Мерная икона
  2.2.Подвенечное платье
  2.3.Топор без иконы: половинчатый смысл
  2.4.Табакерка в век русского Просвещения
  2.5.В русской бане
  2.6.Русское умение носить галстук
  2.7.Кепка как символ русской демократии
  2.8.Русская подпись
  2.9.Русские памятники
  2.10.Русский мир перед встречей "железного коня": красочный смысл
  2.11.Пока горит свеча: спасительный смысл
  2.12.Русские четки
  2.13.Знамя и хоругвь: расхождение и сближение смыслов
  2.14.Русская ковка: деятельный смысл
  2.15.Русский танец
  2.16.В галошах и с гармошкой
 § 3.Типы людей
  3.1.Пушкинская прелестница: скрытый смысл
  3.2.Некрасовская женщина: утрачиваемый смысл
  3.3.Тургеневская девушка: смысловые ориентиры поиска
  3.4.Чеховская незнакомка: грустный смысл
  3.5.Бунинская женщина: разгаданный смысл
  3.6.Набоковская женщина-ребенок: запретный смысл
  3.7.Лесковский мастеровой: нужный смысл
  3.8.Русский профиль
  3.9.Русская улыбка
  3.10.Бритая голова -- новая русская иллюзия
  3.11.Обутый в лапти: исконный смысл
  3.12.Пощечина у русских
  3.13.Человек в гоголевской шинели
  3.14.Есенинский разгульный человек: выстраданный смысл
  3.15.Цыганское счастье
  3.16.Русский дворник
 § 4.Концептуальный ряд русского мышления
  4.1.Победное "ура": прерванная смысловая цепочка
  4.2."Последнее прости" для русского человека
  4.3.Русская кровь-кровушка
  4.4.Русская привязанность к отеческим гробам
  4.5.Русский вопрос
  4.6.Русский ответ: "Там -- не там"
  4.7.Русский порядок времени
  4.8.Русский поцелуй
  4.9.Русский смысловой эквивалент SMS-сообщений
  4.10.Русское "к ногтю"
  4.11.Русское "нет"
  4.12.Русское "эхма"
  4.13.Русское продолжение: "Имеющий уши да"
  4.14.Русское пьянство: мифологический смысл
  4.15.Смех по-русски
  4.16.Страх перед Россией
  4.17."Безмолвствующий народ", русское молчание
  4.18.Встряска для русских
  4.19.Второе рождение Бабы-Яги
  4.20."Зеркало русской души" как цивилизационная метафора
  4.21.Правда в представлении русского человека
  4.22.Русская брань
  4.23.Русская любовь к красному цвету
  4.24.Русские родословные
  4.25.Русские семантические коды слепоты
  4.26.Русский миф об Илье Муромце
  4.27.Русский счет
  4.28.Русское понимание стыда
  4.29.Феномен русской грамматической персонификации
  4.30.Феноменология русской бессонницы
  4.31.Маска по-русски
  4.32.Автобиография: национальный смысл
  4.33.Порка в России: неисчерпаемый смысл
  4.34.Русское обращение: смысловая динамика
  4.35.Папаха и лампасы: престижные смыслы
  4.36.Русский кулачный бой
  4.37.От локонов -- к дредам: изменяющийся смысл
  4.38.Отрастающие зубы дракона: повторяющийся смысл
  4.39.Слава в горе: расколовшийся смысл
  4.40.Такие нерусские манекены
  4.41.Копеечное дело
  4.42.Семь смертных грехов против русского человека
 § 5.Онтология цивилизации -- в телесном опыте русского человека
Послесловие. Какую цивилизацию мы строим?
Литература

 Предисловие

Растущая роль гуманитарного знания в современном обществе обусловила превращение цивилизации в предмет междисциплинарных исследований, конечной целью которых является обнаружение взаимосвязей человека, общества, культуры. В ряду этих исследований одно из центральных мест занимает изучение методологических проблем цивилизации.

В 80-х -- начале 90-х годов XX века при построении программы цивилизационных исследований достаточно было следования логике развития соответствующей научной дисциплины и наличными методологическими средствами.

С середины 90-х годов происходит напряженный поиск, пересмотр установок и оснований цивилизационных исследований. Взяв в качестве отправной философско-методологическую точку зрения, авторы стремились показать сущность цивилизационного подхода, его возможности. За пределами рассмотрения осталась широкая сфера исторических исследований в области цивилизационного подхода; эта сфера требует особого анализа, составляющего предмет самостоятельного исследования.

Цивилизационный подход -- становящееся направление развития современной науки. Работа над данной книгой позволила уточнить и конкретизировать представления авторов о сущности и основных чертах цивилизационного подхода. Содержание цивилизационных исследований образуется не полученными или предполагаемыми результатами, а характером и принципами постановки исследовательских проблем.

Цивилизационный подход не может быть отнесен как таковой к уровню философской рефлексии:

1. Он не связан непосредственно с разработкой мировоззренческих проблем.

2. Он не выполняет функцию критики форм и методов гуманитарного познания.

Цивилизационный подход нельзя свести к уровню методики и техники узкопредметных исследований:

1. Он имеет общенаучный характер, применяется в разных областях гуманитарного знания.

2. Рассматриваемый в целом, цивилизационный подход не является совокупностью специальных процедур.

Таким образом, последовательно исключая уровни исследования, цивилизационный подход можно соотнести с уровнем общенаучных принципов и правил. Сдвиг цивилизационного подхода в сторону теории представляет собой продукт обособления методологии исследований и результат ее внутренней логики. В цивилизационном исследовании объект может быть описан несколькими способами, но в итоге бывает недостаточно простого суммирования выводов. Поэтому уже в начале исследования необходима разработка единой модели объекта цивилизационного процесса.

Философский аспект цивилизационного подхода связан со сложностью поставленных задач и ограниченными средствами для решения этих задач, что требует обращения к самым общим предпосылкам. До недавнего времени философская проблематика цивилизационного подхода выступала лишь в виде соответственно задаваемых концепций цивилизации. Процесс расширения и углубления исследований привел к выделению философских аспектов цивилизационного подхода в особую сферу анализа.

Если рассматривать цивилизационные исследования в контексте преобразований форм и методов гуманитарного познания, то можно предположить, что создаваемые в ходе этого процесса понятия имеют методологический статус. Для оценки методологических перспектив цивилизационного подхода обратимся к историографии проблемы в научной литературе 90-х годов прошлого века. Начав с построения общетеоретических схем цивилизационного процесса, многие авторы быстро перешли к множественности таких схем, ни одна из которых не получила явного преимущества над другими. Реальное значение цивилизационного подхода, как выясняется, заключается не в построении общей строгой теории, а в поиске принципов и идей, необходимых для современного гуманитарного познания.

В отличие от узкометодологических концепций цивилизационный подход не имеет жестко фиксированной предметной или дисциплинарной привязки. Теория цивилизаций не является отображением цивилизационного подхода на одном из этапов его развития. Это означает, что существует связь между становлением цивилизационного подхода и возникновением теории цивилизаций. В то же время нельзя считать теории цивилизаций своеобразным завершением развития цивилизационного подхода. При анализе цивилизационных исследований необходимо вычленение собственно философского компонента. Наиболее адекватным философским основанием следует считать понимание цивилизации как целостного, сложного объекта. Социальные, экономические, политические, культурные явления становятся предметом цивилизационного исследования не в их эмпирической данности, а на определенном теоретическом уровне рассмотрения.

Методологические функции цивилизационного подхода проявляются по-разному, но на каждом этапе исследования.

На этапе постановки проблемы -- это критическая рефлексия. На этапе построения и обоснования предмета исследования цивилизационная рефлексия сливается с содержательной стороной процесса гуманитарного познания. Происходит взаимодействие двух уровней: философского и общенаучного. На этапе построения теории использование методологической рефлексии позволяет корректировать исследовательские движения. Использование методик и процедур, характерных для цивилизационного исследования, само по себе не приводит к необходимому научному решению. Создание и развитие теории цивилизаций осложнено противоречием.

1. Большое количество исследований в явном или неявном виде осуществляется с позиций теории цивилизации.

2. Разнородная форма и содержательная основа, на которой строятся цивилизационные исследования, осложняет выработку единых критериев.

Цивилизационный подход, чтобы претендовать на статус теории цивилизации, должен иметь:

-- строгие исходные положения;

-- внутреннюю развернутость содержания;

-- определенную логическую завершенность;

-- интерпретацию предельно широкой области социокультурной реальности.

Цивилизационный подход, по нашему мнению, имеет статус метатеории. Специфика данного подхода заключается в следующем:

-- будучи методологией, цивилизационный подход оказывает влияние на всю современную гуманитаристику, в том числе и на трактовку объектов, которые традиционно считались "внецивилизационными";

-- методологическую функцию понятие "цивилизация" выполняет лишь тогда, когда его употребление не просто обозначает объект, а приводит к формулировке проблемы, к построению нового предмета исследования;

-- интуитивно выделяемая содержательная сторона всегда оказывается более широкой, чем та область социокультурной реальности, которая описывается с помощью понятийного аппарата. Возникают смысловые разрывы, которые заполняются образами.

Неизбежность развития цивилизационной методологической проблематики в форме теории определяется:

1. Актуальностью поставленной обществом задачи саморазвития.

2. Существованием универсальной единицы анализа.

Различия между историософскими, культурологическими и собственно цивилизационными исследованиями могут быть зафиксированы:

1. В историософских и культурологических исследованиях понятие "цивилизация" является вспомогательным, не несет методологической нагрузки. С его помощью описывается конкретная социокультурная реальность.

2. В цивилизационных исследованиях понятие "цивилизация" является главным. Имеет методологические функции, так как обеспечивает переход от описания к теоретическому обобщению.

Взгляд на цивилизационный подход только как на метод противоречит принципу единства теории и метода. Философская интерпретация цивилизационного исследования связана прежде всего не с методами, а с исходными теоретическими принципами. В этой связи важно сделать уточнение: термин "цивилизация" в философском употреблении исторически оказался закрепленным за немарксистскими течениями философской мысли.

Различие между методологией и гносеологией цивилизационных исследований в XX веке имело выражение:

1. Методология признает сознание субъекта научной деятельности сферой реализации термина "цивилизация".

2. Гносеология учитывает философское сознание как единственно способное постигнуть смысл термина "цивилизация".

В цивилизационных исследованиях начала XXI века методология является не просто модификацией гносеологии, но и противостоит последней. Гносеологическая проблематика цивилизационного процесса была сформирована до появления соответствующей теории. Проблематика методологии цивилизационных исследований зависит от развития гуманитарных наук. Гносеология цивилизационных исследований всегда стремится быть логикой, это единственная возможность определить -- в чем заключается смысл цивилизации. Методология цивилизационных исследований ориентирована на определение того, каким образом осуществляется осмысление цивилизации.

Если дифференциация гуманитарных наук происходит на основе приращивания эмпирических знаний, то интеграция цивилизационных исследований, чтобы стать результативной, предполагает методологическую рефлексию и ее реализацию. В формационных исследованиях методологическая рефлексия была нередко средством объединения уже имеющихся знаний.

В рамках формационного подхода считалось, что интеграция знаний должна естественным образом сопровождать процесс дифференциации. Ограниченность такого подхода является типичной, любая методология применима для решения конкретных задач. Поэтому развитие цивилизационного подхода невозможно за счет снятия чистого эмпиризма и включения в исследование гносеологическо-методологических моментов.

Анализ литературы показывает, что есть некоторые расхождения в тенденциях развития цивилизационного подхода и теории цивилизации, последняя приобретает все более обособленный характер. Цивилизационный подход, напротив, имеет тенденцию к расширению в современном гуманитарном познании. Эти тенденции, по нашему мнению, означают, что цивилизационный подход играет самостоятельную роль в методологии гуманитарных наук. Что касается теории цивилизации, требуется дополнительно уточнить ее методологический статус и связь с философским мировоззрением. Этому служит:

1. Проверка теории цивилизации на совместимость с философскими теориями (концепциями).

2. Выявление способности теории цивилизации порождать философские проблемы.

В современной литературе есть попытки возвести цивилизационный подход в ранг концепции, противопоставив ее "традиционной" философии. Это объясняется тем, что научная рефлексия не остается в сфере метода, а как бы "проникает" дальше в область общенаучных обобщений, переходя затем и в сферу философии. При этом цивилизационный метод онтологизируется, выступая уже в качестве философского принципа. Еще более глубокая причина -- онтологизация методологии в разных научных дисциплинах.

История цивилизационного подхода показывает, как, возникнув в форме концепций, претендующих на общенаучное, философское значение, данный подход "закрепился" преимущественно в плоскости методологии исследования. Другое дело, конечно, философские обобщения и выводы, вытекающие из цивилизационных исследований. Разница между философским и методологическим способами анализа цивилизационного подхода заключается в следующем:

1. Философский анализ определяет познавательные границы цивилизационного подхода в сравнении с другими исследовательскими ориентациями.

2. Методологический анализ проверяет функциональные характеристики исходных принципов цивилизационного подхода.

На практике философский и методологический анализ цивилизационных исследований дополняют друг друга.

Цивилизациология -- это органическое единство теории и истории цивилизаций. Поэтому в тексте исследования теоретические вопросы сочетаются с практическими вопросами: отличия истории цивилизаций от всеобщей истории, принципа отбора фактического материала для описания конкретной цивилизации.

Смысл термина "цивилизация" размыт в обыденном сознании, и многие авторы вынуждены полагаться в этом вопросе на свою интуицию. В данном исследовании понятие "цивилизация" представлено не через внешние признаки, а через определение внутренней причины, которая привела к возникновению явления. Это означает, что в понятии "цивилизация" содержится вопрос, каким образом устанавливается связь человека с обществом, приобретающая различные культурные формы. Это также вопрос, что понимается человеком XXI века как цивилизация и чем эта позиция отличается от взглядов на цивилизацию человека в XVIII и XIX веках.

Превращение цивилизациологии в одну из учебных дисциплин делает достоянием общества проблемы и споры, которые до этого велись лишь на академическом уровне. Тем самым осложняется личный выбор: к какой трактовке "цивилизации" следует присоединиться. Предлагаемое исследование, возможно, позволит сделать выбор более целенаправленным.

Письменные тексты -- одна из причин возникновения цивилизации. Они представляют собой реальность особого типа. Отсюда происходит повышенный интерес в исследовании к различным текстам. Каждый из них рассматривается в аспекте готовности к неожиданному сдвигу готовых знаний и переформулировке собственной позиции. В исследовании собрана наиболее полная библиография работ по вопросам цивилизации, изданных в России после 1991 года. На основе анализа этой литературы составлен единственный в своем роде понятийный аппарат современной российской цивилизациологии. Он включает:

-- изложение ряда понятий цивилизациологии, сравнительно недавно вошедших в научный оборот;

-- обоснование понятий, впервые используемых в нашем исследовании.

Понятия современной российской цивилизациологии, хотя и описаны с разной степенью полноты, что объясняется этапом становления самой цивилизациологии, отвечают единой схеме, методике анализа.


 Об авторах

Александр Иванович Костяев

Кандидат философских наук, член Российского философского общества. Автор более 40 научных публикаций, в том числе монографий: "Культура как объект смыслогенетического анализа" (2003), "Алфавиты и коды культуры. Palaestina. Roma" (2004), "У истоков европейской мысли. L. A. Seneca" (2005), "Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы" (3-е изд. URSS, 2012), "Проекции температурной чувствительности Человека культурного" (URSS, 2010). Является одним из авторов учебно-методических пособий: "Структурный курс философии" (2003), "Философия: Исследования, тексты, схемы, таблицы, упражнения, тесты" (2003), "Культурология: Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования" (URSS, 2006, 2010).

Надежда Юрьевна МАКСИМОВА

Руководитель научно-методического центра Московской области. Преподаватель Университета культуры, а также "Колледжа искусств" Московской области ГОУСПОМО. Автор 25 научных публикаций, в том числе монографий: "Гуманизация образования как социокультурный процесс" (2003), "Мир образования и культуры: гуманистические контуры" (2004), статей по проблемам методологии, теории и методики профессионального образования в области культуры и искусства.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце