URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бузгалин А.В. Экономико-философские тетради. Журнал современной социальной мысли
Id: 16762
 
329 руб.

Экономико-философские тетради. Журнал современной социальной мысли. Вып.1

URSS. 2003. 248 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00530-2.

 Аннотация

ЭФТ - независимый журнал современной социальной мысли, продолжающий отечественные традиции марксистских исследований в России. Журнал публикует материалы (исследования - до 3 п. л., статьи - до 1,5 п.л., заметки и реплики - 0,5 п. л., а также обзоры и реценции) преимущественно академического характера, предназначенные в основном для тех, кто углубленно изучает современные социальные процессы. Значительное место отводится публикациям архивных и труднодоступных ("забытых") материалов, ставших классическими для отечественного обществознания.


 Содержание

От редактора
Исследования и статьи
 Б.Ф.Славин.О социальном идеале К. Маркса
 А.В.Бузгалин.Социальное освобождение и его друзья ("Анти-Поппер")
 С.С.Дзарасов.Российские реформы и проблема экономической теории
 М.И.Воейков.Политико-экономическая интерпретация русской революции
 Д.О.Чураков.Рабочее самоуправление в судьбах русской революции 1917 г. (На примере развития фабзавкомов)
 А.И.Колганов.Почему погиб сталинский социализм
 Л.А.Булавка.О некоторых особенностях советской культуры как предпосылке отечественного постмодернизма
 Г.А.Завалько.Проблема соотношения религии и морали в философии Пьера Бейля
Архив
 Политэкономическая дискуссия 1966 года (Выступления К. Островитянова, Я. Кронрода, З. Атласа, Э. Брегеля, А. Мендельсона, В. Дьяченко и др.)
Personalia
 Творческий путь Я. А. Кронрода: 90-летие со дня рождения
 П.М.Абовин-Егидес: К 85-летию со дня рождения
 В.З.Роговин: 65 лет со дня рождения
Рецензии
 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М., 1999
 Стыкалин А. С. Дьердь Лукач - мыслитель и политик. М. 2001
 Семенов В. С. Уроки ХХ века и путь в ХХI век: социально-философский анализ и прогноз. М. 2000
 Макдермотт К., Агню Дж. Коминтерн. История международного коммунизма от Ленина до Сталина. М., 2000
 Рабкина Н. Е. Избранные труды по макроэкономике. М., 2000
Вышедшие книги

 От редактора

Предлагаемое новое периодическое издание отличается от всей сегодняшней массы журналов, альманахов и сборников тем, что оно открыто объявляет себя продолжателем отечественных традиций марксистских исследований. Этим традициям в России уже много более 100 лет (считая от 1883 года), но развитие их не были плавным и гладким.

Еще совсем недавно в нашей стране почти все ученые обществоведы, преподаватели, публицисты, даже хозяйственники и государственные чиновники были марксистами. По крайней мере, все они так заявляли. Сегодня в нашем обществе такого однообразия уже нет. Более того, массовый обществовед сегодня почти целиком открещивается от марксизма, впадает в какую угодно мировоззренческую прострацию, чтобы хоть внешне дистанцироваться от марксизма. Марксизм стал не моден, объявлять себя марксистом стало как бы неприлично в некоторых политических и академических кругах. Вот это и удивительно. Как это масса ученых и публицистов, еще совсем недавно боровшихся за "чистоту марксизма-ленинизма", сегодня стала если не антимарксистами, то "убежденными" немарксистами.

Вместе с тем сегодня в России создалась весьма благоприятная обстановка для действительного развития действительного марксизма. Как это не покажется, на первый взгляд, странно. В советский период власти, прикрываясь марксистской фразеологией, в реальности к действительному марксизму относились подозрительно, превратив то, что они поняли из марксизма в догматы своеобразной религии. Сегодня власти относятся к марксизму просто враждебно. Конечно, на костер за марксистские взгляды пока не посылают, но надо проявлять мужество и настойчивость (кроме ума и таланта, чего достаточно при обычных условиях) для отстаивания и, главное, развития марксизма. Вот это то и хорошо. Для действительного марксизма нужны не тепличные условия его догматизирования, а свежий воздух критики, дискуссий, идеологической борьбы.

Марксизм оказал и оказывает огромное влияние на современный мир, на множество людей. Материалистическое понимание истории, то есть то, что материальные нужды и потребности людей первичны и сегодня определяют конкретное поведение человека в реальной жизни (за некоторым, конечно, исключением) вбиты в наши головы не только школой и институтом, но каждодневной хозяйственной и даже бытовой практикой. Поэтому, и не только поэтому, марксизм в России запретить и забыть почти невозможно.

И сегодня единственной социальной теорией, которая может более или менее удовлетворительно объяснить общественные изменения на территории бывшего СССР, продолжает оставаться марксизм, хотя трудности здесь имеются просто громадные. И главное не то, что в последние 10 лет круг марксистских исследователей чрезвычайно сузился, но основная беда лежит в предшествующем периоде. К сожалению, теоретическое развитие марксисткой мысли в СССР после 20-х годов было почти остановлено. До сих пор многие исследователи этих проблем пользуются трактовкой марксизма начала века (в духе К.Каутского и В.Ленина).

Не перечеркивая достижений марксистов начала и середины XX века, все же необходимо идти дальше. В этом смысле марксизм можно понимать как социальную теорию, объясняющую переходное состояние общества от экономической необходимости к "царству свободы". Марксизм, например, объясняет не почему народнохозяйственный план лучше рынка, а как и почему рынок на определенном этапе исторического развития заменяется планом. Таким образом, наметится переход от узкой, можно даже сказать, механистической трактовки марксизма и социализма к более глубокой и богатой его модификации.

Несмотря на злобную атаку деструктивных сил на отечественное обществознание и прежде всего марксизм в 90-е годы XX века, марксистская мысль в России не остановилась совсем и не угасла окончательно. Как раз последние годы, при всей их общечеловеческой и гуманитарной кошмарности, показали, что отечественные ученые способны к переосмыслению прежних догм общественной науки и творческому развитию марксизма. Марксизм в России не умер, интерес к нему среди обществоведов есть. Господство в средствах массовой информации и в профессиональных научных журналах либеральной идеологии не убило вкус к серьезному теоретическому размышлению.

Если бы только не диктат нового российского капитала и материальная нужда, которая не позволяет многим ученым спокойно и неторопливо работать, создавая серьезные теоретические работы и, главное, их публиковать. Трибуна для исследовательского марксизма резко сузилась. В академических институтах такие исследования просто запрещены, в вузах это приходится делать подпольно, нет издательств, почти нет журналов. Пожалуй, сегодня в России можно насчитать 2--3 серьезных журнала, которые готовы отдавать свои страницы для публикаций марксистских работ. Одним из таких является международный общественно-политический и аналитический журнал "Альтернативы", выходящий в Москве уже более 10 лет.

Однако журнал "Альтернативы", имея общественно политическое направление, в основном служит делу научного просвещения и обсуждению актуальных политических проблем. Собственно теоретические и методологические проблемы современной социальной теории, в том числе марксизма в журнале "Альтернативы" обсуждать сложно. Такие статьи требуют специального научного аппарата, большой журнальной площади, рассчитаны на подготовленного читателя. Авторский актив журнала "Альтернативы" подготовил и выпустил две фундаментальные книги под общим названием "Критический марксизм" ("Критический марксизм: русские дискуссии", М., 1999 и "Критический марксизм: продолжение дискуссий", М., 2001). Но формат монографии или сборника не позволяет в полной мере реализовать широкую гамму результатов научных исследований: исследовательская статья, дискуссионная статья, заметка и реплика, архивный материал, обзор и рецензии. Все это вызвало необходимость специального периодического издания типа альманаха. Это издание можно рассматривать как теоретическое приложение к журналу "Альтернативы", развитие методологических и интеллектуальных принципов монографий "Критический марксизм".

Новое издание получило название "Экономико-Философские Тетради", что должно напоминать и воспроизводить дух известной работы молодого К.Маркса "Экономическо-философские рукописи". В Тетрадях, следуя этим традициям, будут гармонично объединяться гуманистические, демократические и социалистические ценности, видя в демократическом социализме наиболее привлекательную альтернативу и для России и для мира.

Основной научной методологией для Тетрадей является марксизм. Конечно, разными авторами понимаемый и трактуемый по-разному, а от того, марксизм дискуссионный, критический. И марксизм требует современной научной критики.

М.И.Воейков

 О редакторе

Бузгалин Александр Владимирович
Заслуженный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, главный редактор журнала «Альтернативы», руководитель Центра (проблемной группы) «Экономика знаний» кафедры политической экономии, руководитель Центра социоэкономики кафедры политической экономии и Центра «Общество знаний» при 1-м заместителе председателя Комитета по образованию Государственной Думы ФС РФ. Является директором Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета, членом редакционного Совета ряда отечественных и международных журналов.

Автор более 350 опубликованных работ, в том числе 26 авторских и написанных в соавторстве с А.И.Колгановым монографий. Более 100 статей А.В.Бузгалина опубликовано в центральных научных журналах России («Вопросы экономики», «Вопросы философии», «Вестник МГУ» и др.).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце