URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
Id: 167251
 
365 руб.

Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА. Кн.1. Изд.3

URSS. 2013. 248 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03526-2.

 Аннотация

Настоящая книга посвящена изложению основ стратегического инновационного менеджмента и маркетинга, а также подходов и методов многокритериального анализа и синтеза сложных решений в условиях неопределенности. Рассмотрены способы приложения методов анализа иерархий, теории нечетких множеств, функционально-стоимостного и морфологического анализа к задачам формирования и выбора эффективных стратегических решений на различных стадиях жизненного цикла инноваций.

Данная книга является первой в серии учебных пособий по системному анализу и синтезу стратегических решений в инноватике, в которых представлены результаты исследований, проводимых в таких научных дисциплинах, как прикладная математика, информатика, вычислительная техника, экономическая теория, инженерное проектирование, стратегический менеджмент и маркетинг.

Книга может быть использована в качестве учебного пособия в университетском образовательном процессе по направлениям и специальностям подготовки "Инноватика", "Прикладная информатика", "Прикладные математика и физика", "Управление инновациями", "Управление качеством" и др., а также будет полезна для специалистов, работающих в сфере системного анализа и управления инновациями, менеджмента организаций.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1. Задачи и объекты управления инновационного стратегического менеджмента
 1.1.Классификация инноваций
 1.2.Методологические подходы инновационного менеджмента
 1.3.Классификация инновационных организаций
 1.4.Особенности развития инновационных организаций
 1.5.Создание инновационных организаций при высших учебных заведениях
Глава 2. Стратегическое управление инновационной деятельностью
 2.1.Условия функционирования современного высокотехнологичного бизнеса
 2.2.Разработка стратегий инновационных организаций
 2.3.Модель процесса стратегического управления
 2.4.Стратегический этап инновационного управления
 2.5.Выбор сферы бизнеса для осуществления предпринимательской деятельности
 2.6.Деловая и функциональная стратегии
 2.7.Оперативный этап инновационного управления
Глава 3. Анализ ближнего окружения организации. Конкурентная обстановка. Формирование конкурентных преимуществ
 3.1.Механизм воздействия пяти сил конкуренции
 3.2.Стратегический смысл пяти конкурентных сил
 3.3.Движущие силы конкуренции
 3.4.Конкурентные преимущества
 3.5.Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе
 3.6.Анализ привлекательности отрасли
 3.7.Анализ внутренних ресурсов организации
Глава 4. Варианты стратегического развития организации
 4.1.Стратегия "оставить всё без изменений" и стратегия внутреннего роста
 4.2.Стратегии внешнего роста
 4.3.Особенности корпоративных стратегий слияния и приобретения
 4.4.Стратегии изъятия вложений
 4.5.Стратегии международного развития
Глава 5. Стратегия и конкурентное преимущество
 5.1.Пять общих стратегий конкуренции
 5.2.Стратегия низких издержек
 5.3.Стратегии дифференциации
 5.4.Стратегия оптимальных издержек
 5.5.Разработка стратегий снижения затрат на технические инновации с использованием функционально-стоимостного и морфологического методов
 5.6.Сфокусированные стратегии низких издержек и дифференциации
 5.7.Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества
 5.8.Использование оборонительных стратегий для защиты конкурентного преимущества
 5.9.Стратегия вертикальной интеграции и конкурентное преимущество
 5.1 .Стратегия дезинтеграции и рассредоточения
 5.11.Приведение маркетинговой стратегии в соответствие со сложившейся ситуацией
Глава 6. Стратегии, зависящие от ситуации в отрасли
 6.1.Стратегии для конкуренции в новых отраслях
 6.2.Стратегии для конкуренции в отраслях, находящихся в стадии зрелости
 6.3.Стратегии для фирм, находящихся на стагнирующих рынках
 6.4.Стратегии для конкуренции в раздробленных отраслях
 6.5.Стратегии для конкуренции на международных рынках
 6.6.Сравнение многонациональной и глобальной конкуренции
Глава 7. Стратегии, зависящие от положения фирм
 7.1.Стратегии лидеров отрасли
 7.2.Стратегии фирм, находящихся на вторых ролях
 7.3.Стратегии для слабого бизнеса
 7.4.Стратегии восстановления для кризисных ситуаций
Глава 8. Стратегии завоевания и защиты рыночных конкурентных позиций на основе использования интеллектуальной собственности
Глава 9. Стратегии обновления производства в инновационных организациях
Глава 10. Стратегии в области НИОКР
Глава 11. Стратегии по созданию и внедрению инноваций
Глава 12. Корпоративные стратегии диверсификации
 12.1.Диверсификация в новые сферы деятельности и родственные отрасли
 12.2.Диверсификация в родственные отрасли
 12.3.Пример принятия стратегического решения о рациональном варианте диверсификации инновационного предприятия
 12.4.Диверсификация в неродственные отрасли
 12.5.Стратегии продажи и ликвидации бизнеса
 12.6.Корпоративные стратегии восстановления, экономии и реструктуризации портфеля
 12.7.Стратегии транснациональной диверсификации
 12.8.Комбинированные стратегии диверсификации
 12.9.Стратегический анализ диверсифицированных компаний
Глава 13. Маркетинг инноваций
 13.1.Основные понятия и определения
 13.2.Концепции управления маркетингом
 13.3.Анализ рыночных возможностей
  Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации
  Маркетинговая среда
  Рынки индивидуальных потребителей и покупательское поведение потребителей
  Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятий
 13.4.Отбор целевых рынков
  Замеры и прогнозирование спроса
  Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара
 13.5.Разработка комплекса маркетинга
  Разработка товаров
  Стратегия установления цен на товары
  Методы распространения товаров: розничная и оптовая торговля
  Продвижение товаров: стратегия коммуникации и стимулирования
  Выбор типа рекламы инновационных образовательных услуг
Список литературы

 Предисловие

В пяти книгах учебника по системному анализу и синтезу стратегических решений в инноватике представлены результаты исследований, проводимых в таких научных дисциплинах, как прикладная математика, информатика, вычислительная техника, экономическая теория, инженерное проектирование, стратегический менеджмент и маркетинг.

Объединяющей их и центральной для серии этих книг проблемой является то, как человек формирует (синтезирует) и принимает стратегические решения при разработке и коммерциализации инноваций и как ему можно помочь в сложных задачах синтеза и выбора, используя математические и эвристические методы и новые информационные технологии.

В последнее время наука, изучающая различные теории нововведений, такие как прогнозирование и планирование инноваций, синтез новшеств и их распространение, получила название "инноватика".

Внутри самой инноватики, означающей движении от инновации к предпринимательству, появились новые самостоятельные направления: прогнозирование и планирование инновационной деятельности, формирование новшеств, диффузия (распространение) новшеств, адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям, инновационные организации и их проектирование, моделирование инновационных решений, рынок нововведений, инновационные стратегии и др.

Системный анализ и синтез стратегических решений и стратегических инноваций позволяет аналитикам, менеджерам и лицам, принимающим решения, формировать такие стратегии и инновации, внедрение которых носит упреждающий характер, обеспечивая получение конкурентных преимуществ в перспективе.

Актуальность принятия научно обоснованных стратегических решений весьма велика, поскольку рубль, сэкономленный на стадиях стратегического маркетинга, планирования и концептуального проектирования инноваций за счет упрощения процедуры принятия стратегических решений, на последующих стадиях воспроизводства оборачивается потерями в сотни, а то и тысячи раз превышающими ранее полученную экономию.

Инструментом, повышающим качество стратегических решений, является системный анализ, позволяющий объединить междисциплинарные знания, методы и действия для решения сложной проблемы. Системный анализ в инновационной деятельности предполагает знание многих других дисциплин, например основ менеджмента и маркетинга, стратегического управления, экономики организаций, методов теории принятия решений, методов научно-технического творчества и проектирования, новых информационных технологий и методов искусственного интеллекта.

Изложенные в учебниках методы, методики и системы поддержки принятия решений позволят помочь человеку в сложном процессе поиска лучших вариантов решений, а также обострить интуицию системных аналитиков и менеджеров.

Системный анализ по существу является процессом принятия решений в условиях неопределенности, характеризующейся неполной, неточной, противоречивой исходной информацией.

Предложенный в данной работе материал предназначен для студентов, аспирантов, докторантов и специалистов, работающих в самых разных областях прикладной математики, экономики, искусственного интеллекта, инженерного проектирования, менеджмента и в сфере маркетинга организации.

В учебниках обобщен опыт отечественных и зарубежных ученых, а также результаты многолетних исследований авторов.

Серия учебников "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике" включает пять книг.

Первая книга -- "Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга".

Вторая книга -- "Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций".

Третья книга -- "Модели многокритериального анализа деятельности инновационных организаций".

Четвертая книга -- "Концептуальное проектирование инновационных систем".

Пятая книга -- "Формирование и принятие стратегических маркетинговых решений в образовательных учреждениях".

Непосредственной основой для создания серии учебников послужили научно-исследовательская работа и курсы лекций, проводимые авторами в Волгоградском государственном техническом университете, Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства, Московском физико-техническом институте (государственном университете) и Московском государственном университете путей сообщения.

В первой книге "Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга" из цикла "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике" приведены основные понятия и задачи стратегического менеджмента и маркетинга, решаемые в инновационных организациях. Значительная часть изложенного в книге материала базируется на классических работах американских исследователей, имеющих мировое признание в этой области знаний: А.А.Томпсона, А.Дж. Стрикленда, Ф.Котлера. Использование данного материала в учебном процессе необходимо, поскольку он основан на обобщении опыта стратегической деятельности многих американских фирм, достигших высоких результатов в бизнесе. В то же время стиль изложения материала в переведенных на русский язык зарубежных книгах носит информационно-описательный характер. Это является общим существенным недостатком изданной в нашей стране учебной литературы, посвященной стратегическому менеджменту и маркетингу.

Создание эффективных и обоснованных стратегий может быть осуществлено только в случае применения в процессе их разработки научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования, принятия решений, оптимизации и др. В предлагаемой книге приведены примеры применения математических методов для решения практических задач многокритериального анализа и синтеза в области стратегического инновационного менеджмента и маркетинга.

Тем читателям, которые не знакомы с методом анализа иерархий, методами теории нечетких множеств, морфологическим методом анализа и синтеза систем, рекомендуется изучить вторую книгу этой серии "Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций".

В ней изложены методы анализа иерархий и аналитических сетей, методы, основанные на теории нечетких множеств, методы кластерного анализа и комбинаторно-морфологического анализа и синтеза систем, эвристические методы поиска новых решений, интеллектуальные методы и системы для поддержки процедур принятия стратегических решений.

Существующее математическое и программное обеспечение для поддержки процедур принятия решений дополнено авторскими разработками, позволяющими расширить их функциональные возможности. К этим разработкам относится комплекс информационных технологий, в основу которого положены: метод анализа иерархий со статическими и динамическими предпочтениями и приоритетами; метод аналитических сетей; методы теории нечетких множеств; комбинаторно-морфологический и структурно-логический (интеллектуальный) методы синтеза новых решений; метод кластерного анализа морфологических множеств.

В книге изложены подходы к анализу сложных проблем и различные принципы оптимальности для осуществления процедуры выбора. Рассмотрены методы представления знаний экспертов и изобретателей новой техники для решения задач компьютерного синтеза инноваций.

Приведенные во второй книге методы проиллюстрированы небольшими примерами по их использованию в инновационной деятельности организаций.

В третьей книге "Модели многокритериального анализа деятельности инновационных организаций" из цикла "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике" приведены подходы и методики по формированию моделей многокритериального анализа инновационных решений с использованием математических и инструментальных средств, процедуры принятия обоснованных решений. Методы и инструментальные средства подробно описаны во второй книге этой серии учебников.

Приведенные модели были разработаны авторами книги и использовались при решении конкретных проблем в инновационных организациях. Они могут быть взяты за основу при разработке моделей для исследования аналогичных или новых проблемных ситуаций.

Большое внимание в этой книге уделено аналитическому стратегическому планированию как процессу проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения.

Методология аналитического стратегического планирования основана на методе анализа иерархий, объединяющем наилучшие стороны формальной, инкрементальной и системной парадигм. Программная реализация этого подхода, выполненная нашими учениками, позволила повысить интерес многих управленцев к использованию процедуры стратегического планирования в их практической деятельности. Этому поспособствовал специально созданный в компьютерной системе инструментарий, выполненный в виде базы знаний, позволяющей накапливать знания о процессе планирования и выявлять в них закономерности между результатами и факторами, которые оказывают на них влияние.

В четвертой книге "Концептуальное проектирование инновационных систем" из цикла "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике" рассмотрены подходы, методы и компьютерные инструментальные средства для решения задач концептуального проектирования технических инноваций и инновационных организаций. Широкое внедрение инноваций, особенно в базовых наукоемких отраслях, позволит повысить мощь российского государства и качество жизни его населения. Поэтому в рамках стратегического инновационного менеджмента необходимо учить студентов и специалистов прежде всего методам разработки и производства конкурентоспособной промышленной продукции. Использование системного подхода на начальных стадиях создания новой техники и технологий, то есть на стадиях, где формируется концепция технического решения, позволяет проектировать стратегические инновации, внедрение которых носит упреждающий характер, обеспечивая получение конкурентных преимуществ в перспективе. В книге изложен подход к созданию технических инноваций, основанный на системном использовании закономерностей строения и развития новой техники, математических, эвристических и интеллектуальных методов анализа и синтеза новых решений, методов прогнозирования и проектирования будущих потребностей людей, являющихся отправной точкой для последующих поисковых исследований инновационной техносферы.

Изложенные в книге методы концептуального проектирования инноваций отражают две парадигмы системного анализа: редукционизм, основанный на попытках познания системы путем разложения ее на части и исследования этих частей, и холизм, предполагающий проведение исследования системы путем объяснения взаимодействия ее элементов и функций с точки зрения отношений с окружающей средой.

Методы системного проектирования позволяют использовать врожденные способности проектировщиков, декомпозировать сложные системы на составные элементы и одновременно концептуализировать и идентифицировать отношения меняющейся интенсивности взаимодействия, характеризующие уровень взаимосвязи между элементами системы.

Используемые в концептуальном проектировании методы анализа иерархий, аналитических сетей, а также разработанный авторами структурно-логический морфологический метод синтеза технических инноваций являются наиболее яркими методами, гармонично объединяющими редукционизм и холизм.

Заключительная часть этой книги посвящается описанию подходов и методов концептуального проектирования инновационных организаций.

Подробное описание математических методов, лежащих в основе проектных процедур, дано во второй книге данного цикла "Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций".

В пятой книге "Формирование и принятие стратегический маркетинговых решений в образовательных учреждениях" из цикла "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике" рассмотрены подходы, методы и информационные технологии для системного формирования маркетинговых стратегий образовательных учреждений. Внедрение в практику менеджмента образовательных учреждений идеологии проведения маркетинговых исследований стало достаточно актуальным в последние два десятилетия, характеризующиеся становлением рыночных отношений в различных сферах социально-экономической деятельности российских предприятий, организаций и учреждений.

В первой части книги изложены основы стратегического маркетинга в образовательных учреждениях. Приведенная в этой части методология проведения стратегических маркетинговых исследований отражает опыт, накопленный в американской образовательной системе и описанный известным американским маркетологом Ф.Котлером. Этот опыт может послужить отправной точкой для развития методологии проведения маркетинговых исследований с учетом специфики российской образовательной системы.

Во второй части книги приведены методики многокритериального анализа маркетинговых проблем, инжиниринга и реинжиниринга образовательных процессов, а также функциональное назначение ряда наиболее широко тиражируемых и практически используемых в нашей стране информационных технологий для поддержки процедур формирования и принятия стратегических маркетинговых решений. Приведенные методики основаны на использовании математического метода, анализа иерархий и комбинаторно-морфологического метода синтеза инновационных решений. Наиболее полно функциональные возможности указанных методов описаны во второй книге данной серии.


 Об авторах

Александр Валентинович АНДРЕЙЧИКОВ

Доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии системных исследований. Специалист в области компьютерной поддержки изобретательства, автор более 60 изобретений. Основатель кафедры "Информационные системы в экономике" в Волгоградском государственном техническом университете. Создал свою научную школу, подготовив более 30 кандидатов и докторов наук. Автор более 400 научных работ, в том числе учебников по специальности "Прикладная информатика в экономике" и монографий в области управления инновациями. Участник международных конференций по инженерному проектированию (ICED), принятию решений (ISAHP, IFIP) и искусственному интеллекту (ICAI). В настоящее время читает лекции в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) и в Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства.

Ольга Николаевна АНДРЕЙЧИКОВА

Доктор технических наук, профессор. Работает в областях концептуального проектирования сложных систем, многокритериального принятия решений, искусственного интеллекта. Автор более 180 научных трудов. Участник международных конференций, член программного комитета ISAHP, член редколлегии журнала "Enterprise Information Systems". В настоящее время преподает в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) и в Московском физико-техническом институте (ГУ).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце