URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Батшев Д.А. Священная война в контексте Крестовых походов
Id: 167188
 
189 руб.

Священная война в контексте Крестовых походов

URSS. 2013. 144 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03565-1. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Крестовые походы явились важной вехой в истории становления современного мира. Противостояние двух мировых религий вылилось в конфликт, отголоски которого можно наблюдать и в наше время. В настоящей книге рассматривается возникновение теорий Священной войны на Западе и на Востоке, их становление и развитие в эпоху борьбы за Святую землю.

Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся данной темой.


 Оглавление

Введение
Глава 1. К характеристике источников
Глава 2 Феномен Запада. Поход с крестом
 § 1.Зарождение теории Священной войны
 § 2.Пропаганда и восприятие Первого крестового похода как практического воплощения идеи Священной войны
 § 3.От провала Второго крестового похода к потере Священного города
Глава 3. От войны с франками к джихаду
 § 1.Общие положения классической теории джихада и ее изменение
 § 2.Развитие феномена джихада во времена Крестовых походов. Зенгиды как воплощение муджахидов
 § 3.Салах ад-Дин и освобождение Иерусалима
Заключение
Список источников и литературы
Список терминов

 Введение

Эпоха Крестовых походов -- средоточие героизма и жестокости, благородства и низости, выражение чаяний народов Запада и Востока. Это период, в котором свет увидели и самопожертвование и непомерная алчность. Время, когда религия играла такую же важную роль, что и пища: пронизывая все стороны жизни человека, она оказывала воздействие и на ее проявления. Такое влияние религии характерно как для Запада, так и для Востока.

Христианство и ислам -- две мировые религии, поставившие свои доктрины во главу угла, нетерпимые, не признающие не только других мировоззрений, но и разночтений внутри самих себя (достаточно вспомнить катаров и альбигойцев или шиитов с суннитами).

Именно ко времени крестовых походов обе они имели в своем идеологическом арсенале концепцию оправдания ведения войн ради (или под прикрытием) высоких идеалов Ислам в этом плане имел более длительную историю, ибо изначально, с момента своего возникновения он мыслился как религия "вооруженная". Сам Мухаммад прокладывал путь своему учению с мечом в руке, а джихад в понятии Священной войны, стал неотъемлемым спутником мусульманства.

Сложнее было с христианством, в основу которого изначально клался принцип терпения и миролюбия. "Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" - так говорит Новый Завет. Но перипетии и метаморфозы с течением времени привели Церковь на другой уровень понимания защиты веры (чему способствовали, например, и сами арабы, завоевавшие территории Византии и вторгшиеся на Иберийский полуостров). Изначальная догма "не убий" превратилась в "не убий христианина", что в свою очередь впоследствии переросло в «не убий христианина своей конфессии». Так на Западе постепенно пришли к осознанию необходимости в ведении Священной войны путем крестовых походов -- войны за отвоевание христианских земель.

Историографический обзор М.М. Стасюлевич является виднейшим историком Крестовых походов XIX в. В его заслугу входит сбор и публикация большого количества западноевропейских источников, а также некоторых византийских и арабских, части которых были переведены с французского и немецкого языков. Своим трудом исследователь внес неоценимый вклад в развитие данной темы, а его работа до сих пор не потеряла актуальности. Автор отмечает, что именно в XII и XIII вв. в Западной Европе под воздействием Крестовых походов произошло развитие политической, общественной, интеллектуальной и промышленной жизни. В это время сформировались городские общины, университеты, развивалась схоластика, различные жанры искусства и литературы.

Общую характеристику Крестовым походам дает византинист Ф.И. Успенский, опиравшийся на данные хронистов Запада. Тенденциозность его изложения заключается в европоцентризме и христианской направленности повествования. Одной из основных причин экспедиций исследователь указывает стремление католичества подчинить православие. Выводы о неудачах франков автор сводит к недостатку народных масс и нежеланию оставаться в Святой земле после совершения обета; отсутствие понимания и слаженных действий с Византией; политическом и торговом соперничестве европейских правителей. В крестовых походах больше потеряли, чем приобрели, считает он.

[…]

Ввиду отсутствия специальных исторических исследований, касающихся Священной войны христиан и мусульман, автором поставлена следующая цель: рассмотрение истории крестовых походов (XI-XII вв.) в освещении современников через призму священной войны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать характеристику источникам.
  • Рассмотреть возникновение идеи Священной войны на Западе и ее практическое воплощение в Крестовых походах.
  • Исследовать появление теории джихада на Востоке и ее использование для борьбы с крестоносцами.
  • Объектом исследования является теория Священных войн в контексте крестовых походов. Предметом -- процесс формирования данных концепций и их влияние на ход "войны за Иерусалим".

    Хронологические рамки данной работы охватывают период с 1009 г. по 1193 г., то есть от разрушения ханом ал-Хакимом Церкви Гроба Господня и устроившего гонения на христиан, до смерти Саладина, отвоевавшего Святой город. Географические рамки исследования включают в себя Левант, Палестину, Египет и Сирию. Следует иметь в виду, что историко-географическое понятие Сирии (аш-Шам), согласно представлениям той эпохи, было гораздо более широким, чем в наши дни. Оно относилось к территории, расположенной между Евфратом, Аравией, Тигром и Киликией. При этом северная часть междуречья Тигра и Евфрата, известная как Джазира, состояла из трех областей -- Дийар Мудар со столицей Рака, Дийарбакр с Амидом, Дийар Рабиа с Мосулом -- и считалось самостоятельной, несирийской областью. В редких случаях под "аш-Шам" подразумевались Дамаск и Халеб (Алеппо) с прилегавшими к ним областями.

    В ходе исследования автор придерживался принципов историзма, объективности, пользовался историко-сравнительным методом, то есть выявлением и сопоставлением разных фаз развития в контексте данной проблематики.

    Актуальность настоящей работы состоит в том, что рассмотрение христианских и мусульманских хроник сквозь призму Священной войны является мало разработанной и плохо освещенной страницей истории крестовых походов.

    В настоящее время наблюдается все возрастающая напряженность в отношении Западного и Восточного обществ. Это, с одной стороны, постоянно висящая угроза радикальной исламизации, а с другой -- все более проявляющийся рост национализма в Западных странах. Заявление канцлера Германии Ангелы Меркель: «Этот мультикультуралистский подход, согласно которому мы просто живем бок о бок, и все довольны, полностью провалился», поддержали президент Франции Николя Саркази и вице президент Нидерландов Максим Ферхаген. Наблюдается повсеместный рост напряженности между мусульманами и не-мусульманами.

    Поднимаемая мною тема связана с понятием Священной войны, как у европейцев, так и у жителей Востока На Западе провиденциализм со временем был вытеснен светским началом в политики, а, следовательно, и литературе, Священная война сменилась войной за демократию.

    Что касается приверженцев ислама, то необходимо отметить жесткую и опасную тенденцию на исламизацию общества. Во время волнений в Египте в декабре 2010 -- январе 2011 г. существовала серьезная угроза прихода к власти религиозных радикалов. Операция стран НАТО в Ливии против режима Каддафи была также названа В.В. Путиным и самим диктатором Крестовым походом.

    Рассмотрение теории Священной войны на примере Крестовых походов поможет глубже понять тенденции и процессы современных обществ, проникнуть в их суть и, возможно, наладить диалог культур.

    Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы многочисленные источники; характеристики основных из них приведены в Главе 1.


     Об авторе

    Батшев Денис Александрович
    Выпускник исторического факультета Московского педагогического государственного университета. В настоящее время — аспирант кафедры истории Древнего мира и Средних веков имени профессора В. Ф. Семенова исторического факультета МПГУ. Автор публикаций по истории и идеологии Средневековья.

     Страницы

     
    © URSS 2016.

    Информация о Продавце