URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Холл С. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения: Очерки по детской психологии и педагогике. Пер. с англ.
Id: 167109
 
413 руб.

Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения: Очерки по детской психологии и педагогике. Пер. с англ. Изд.3

URSS. 2013. 450 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03504-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1912 г.).

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга выдающегося американского психолога, одного из основателей науки педологии Стэнли Холла (1844--1924) содержит очерки, в которых исследуются наиболее важные психологические особенности детского возраста и излагаются основы воспитания и обучения детей. В книге представлены заметки, сделанные по наблюдениям за маленькими детьми; рассказывается о причинах и мотивах детской лжи, об особенностях детских суеверий и страхов, о ранних проявлениях чувства собственной личности у ребенка, о чувстве чести и бескорыстии у детей. Исследуется любовь и противоположные ей чувства и состояния у детей, внушение и подражание, а также нравственные недостатки и заблуждения, характерные для детского возраста. На основе анализа психологических особенностей детей автор предлагает модель идеальной школы, в которой воспитание опиралось бы исключительно на понимание природы и потребностей детства.

Книга рекомендуется психологам и историкам психологии, педагогам различных специальностей, а также всем, кто интересуется особенностями детской психологии.


 Оглавление

Предисловiе къ русскому переводу
I.  Наука о дитяти (педологiя) и ея отношенiе къ воспитанiю
II.  Заметки о наблюденiи надъ маленькими детьми
III.  Детская ложь
IV.  Педологiя, какъ основа точной педагогики
V.  Любовь къ природе и изученiе природы, какъ часть воспитанiя
VI.  Изследованiе, какъ жизненная основа преподаванiя
VII.  Новая психологiя, какъ главная составная часть общаго образованiя
VIII.  Идеальная школа на основе изученiя детей (педологiи)
IX.  Одиннадцать опросныхъ листовъ по изследованiю детскаго возраста
 1. Детскiя игрушки.-2. Детскiя суеверiя.-3. Первое чувство собственнаго "я".-4. Страхъ въ детстве и въ юности.-5. Любовь и противоположныя ей чувства и состоянiя у детей.-6.Нравственные недостатки и заблужденiя у детей.-7. Внушенiе и подражанiе у детей-8. Степени уверенности и убежденности у детей.-9. Телесныя и другiя наказанiя дома и въ школе.- 10. Чувство чести у детей.-11. Безкорыстiе у детей
X.  О некоторыхъ раннихъ проявленiяхъ чувства собственной личности
XI.  Изследованiе о страхе
 I. Боязнь высокихъ местъ и паденiя съ высоты: страхъ силы тяготенiя.-II. Боязнь заблудиться.- III. Боязнь замкнутости.-IV. Боязнь воды.- V. Боязнь ветра.-VI. Страхъ передъ явленiями на небе.- VII. Боязнь огня: пирофобiя.- VIII. Боязнь темноты.-IX. Боязнь сновъ.- X. Внезапный испугъ или потрясенiе.-XI. Боязнь грома.-XII. Боязнь животныхъ.- XIII. Боязнь глазъ: оммафобiя.-XIV. Страхъ зубовъ: одонтофобiя.-XV. Боязнь меха: дорафобiя.-XVI. Боязнь перьевъ.-XVII. Особая боязнь людей.-XVIII. Боязнь одиночества.- XIX. Страхъ смерти.-XX. Боязнь болезней.-XXI. Моральные и религiозные страхи.- XXII. Конецъ света 412.-XXIII. Привиденiя 414.- XXIV. Болезненные страхи 416.-XXV. Школьные страхи 422.-XXVI. Подавленiе страховъ 423.-Заключительный обзоръ и выводы

 Предисловие к русскому переводу

Имя Стэнли Холла слишкомъ хорошо известно не только за границей, но и у насъ, такъ что едва ли есть необходимость останавливаться на подробной характеристике учено-литературной и просветительной деятельности этого исключительнаго человека. Президентъ и профессоръ педагогики въ университете Кларка (Уорстеръ, Массачузетсъ), основатель и руководитель въ высшей степени ценныхъ перiодическихъ изданiй (The American Journal of Psychology и The Pedagogical Seminary), С.Холлъ является авторомъ многочисленныхъ и часто очень крупныхъ работъ изъ области педологiи и педагогики. Не имея возможности дать полное исчисленiе этихъ работъ, мы назовемъ лишь капитальный и единственный въ своемъ роде трудъ о юности (Adolescense, I--2 vv., N.-Y, 1904) и двухтомное собранiе позднейшихъ статей С.Холла (Pedagogical Problems, N.-Y. 1911), какъ наиболее ценныя произведенiя этого неутомимаго изследователя. Въ то же время С.Холлъ является крупнейшимъ представителемъ и даже вдохновителемъ американскаго педологическаго движенiя. То оживленiе въ изученiи природы дитяти, во всей сложности ея проявленiй, которое хорошо известно и въ Старомъ Свете, тесно связано съ именемъ С.Холла, который является авторомъ первыхъ крупныхъ изследованiй въ сфере важнейшихъ обнаруженiй детской жизни и основателемъ спецiальныхъ педологическихъ изданiй. Эти заслуги С.Холла въ деле созданiя особой отрасли знанiя-педологiи или пайдологiи давно признаны и въ 3. Европе, и сборникъ его важнейшихъ статей вышелъ въ немецкомъ переводе еще десять летъ тому назадъ. Конечно, при более близкомъ ознакомленiи съ многочисленными произведенiями С.Холла намъ могутъ броситься въ глаза и некоторые дефекты этихъ работъ, уже давно отмеченные критикой. Сюда можно отнести самый методъ анкетъ, который играетъ такую доминирующую роль у С.Холла и при помощи котораго собранъ такой исключительно обширный, но, быть можетъ, не всегда научно-безупречный матерiалъ. Затемъ, иногда, быть можетъ, авторъ заслуживаетъ упрека въ томъ, что онъ стремится собрать какъ можно больше фактическаго матерiала и не всегда даетъ прочныя и устойчивыя обобщенiя, которыя такъ ценны въ глазахъ практическаго педагога. Наконецъ, не всегда можно согласиться и съ некоторыми принципiальными взглядами автора въ области общей педагогики и дидактики, быть можетъ, трудно усвояемыми для насъ въ связи съ особенностями учебной и, въ частности, школьной жизни въ Новомъ Свете. Но все эти недостатки покрываются безспорными положительными прiобрегенiями, которыя мы можемъ констатировать въ многочисленныхъ работахъ С.Холла. Здесъ, прежде всего, нужно упомянуть объ исключительномъ обилiи и разнообразие матерiала, заключающегося въ изследованiяхъ какъ самого С.Холла, такъ и его учениковъ, работавшихъ подъ его руководствомъ. Загемъ, сюда же нужно отнести критическое, иногда радикально-смелое отношенiе къ традицiоннымъ основамъ педагогики, въ связи съ постоянными и неослабными попытками опереть педагогику на более прочный, истинно-научный базисъ. Наконецъ, заслуживают вниманiя и та исключительная энергiя и тотъ неподдельный пафосъ, которыми полны жизнь и деятельность С.Холла и которые такъ ярко отражаются въ его произведенiяхъ, действуя своеобразно-стимулирующимъ образомъ и на читателя этихъ работъ.

Все эти положительныя качества делаютъ произведенiя С.Холла въ высшей степени ценными и для русскаго читателя. Сборникъ статей этого автора, въ настоящее время появляющихся въ русскомъ переводе, имеетъ въ своей основе то собранiе работъ С.Холла, которое, съ одобренiя этого последняго, вышло въ немецкомъ переводе въ 1902 году (Ausgewahlte Beitrage zur KinderpsychoIogie und Padagogik, 1902). Къ сожаленiю, обычный размеръ книжекъ, входящихъ въ серiю "Душевная жизнь детей", не далъ возможности включить въ русское изданiе одну большую статью немецкаго сборника, именно "Содержанiе душевной жизни ребенка въ моментъ вступленiя въ школу". Но общее представленiе объ этой, теперь уже несколько устаревшей работе можно получить изъ другихъ переведенныхъ статей этого автора и изъ той оценки методовъ и результатовъ этого изсл-едованiя, которая содержится въ известныхъ "Лекцiяхъ по экспериментальной педагогике" Э.Меймана.

Н.Виноградовъ.

 Об авторе

Гренвилл Стэнли ХОЛЛ (1844--1924)

Выдающийся американский психолог, один из основателей педологии. Родился в Ашфилде (штат Массачусетс), в семье фермера. Окончил Уильямс-колледж, Объединенную теологическую семинарию и Гарвардский университет; в последнем в 1878 г. получил степень доктора философии. Учился в нескольких немецких университетах; работал под руководством В.Вундта, Г.Гельмгольца и других известных ученых. С 1881 г. преподавал психологию в университете Дж.Хопкинса. Здесь же в 1883 г. основал первую психологическую лабораторию. В 1887 г. организовал первый в США психологический журнал -- "Американский журнал психологии", существующий и в наше время. В 1888--1920 гг. -- профессор психологии и президент Университета Кларка. Один из организаторов и первый президент (1892) Американской психологической ассоциации.

Научная деятельность Стэнли Холла в основном затрагивала проблемы детской и педагогической психологии. Именно он первым разработал и использовал опросники для исследования детской психики. Для того чтобы представить себе картину психического развития ребенка, он использовал биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития человеческого рода). Холл представлял формирование детской психики как необратимый переход от низших стадий развития человеческого рода к высшим. Он также был одним из основателей психологии старения. Многие работы Холла были переведены на русский язык: "Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития" (1913), "Инстинкты и чувства в юношеском возрасте" (1913), "Эволюция в воспитании чувств природы у детей" (1914), "Педагогика детского сада" (1914), "Очерки по изучению ребенка" (1925) и другие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце