URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: МОДЕЛИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Id: 166887
 
479 руб.

Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: МОДЕЛИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Кн.3

URSS. 2013. 360 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03484-5.
ДРУГИЕ КНИГИ ЭТОГО АВТОРА: Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций. (мягкий пер.)
Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций. (твёрдый пер.)
Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Модели многокритериального анализа деятельности инновационных организаций. (мягкий пер.)
Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Модели многокритериального анализа деятельности инновационных организаций. (твёрдый пер.)
Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга. (мягкий пер.)
Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга. (мягкий пер.)
Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга. (твёрдый пер.)

 Аннотация

В настоящей книге приведены подходы и методики формирования моделей многокритериального анализа и синтеза сложных инновационных решений, которые возникают в различных структурных подразделениях современных организаций. Используемые для построения моделей методы анализа иерархий, аналитических сетей, теории нечетких множеств, морфологического анализа и искусственного интеллекта позволяют реализовать в них наилучшие стороны формальной, инкрементальной и системной парадигм, а также объединить междисциплинарные знания, методы и действия для решения сложных проблем. Объединяющей и центральной для книги проблемой является вопрос о том, как человек формирует (синтезирует) и принимает стратегические решения при разработке и коммерциализации инноваций и как ему помочь в решении этих сложных задач, используя математические, эвристические и интеллектуальные методы.

Учебник написан на основе преподавания изложенного в нем материала в Волгоградском государственном техническом университете, Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства, Московском государственном университете путей сообщения и Московском физико-техническом институте.

Данная книга продолжает серию учебных пособий по системному анализу и синтезу стратегических решений в инноватике, в которых представлены результаты исследований, проводимых в таких научных дисциплинах, как прикладная математика, информатика, вычислительная техника, экономическая теория, инженерное проектирование, стратегический менеджмент и маркетинг (первая книга серии: "Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга". М.: URSS, 2012; вторая книга: "Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций". М.: URSS, 2012).

Книга может быть использована в качестве учебного пособия в университетском образовательном процессе по направлениям и специальностям подготовки "Инноватика", "Прикладная информатика", "Прикладные математика и физика", "Управление инновациями", "Управление качеством" и др., а также будет полезна для специалистов, работающих в сфере системного анализа и управления инновациями, менеджмента организаций.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1. Систематизация задач принятия решений в инновационной деятельности
 1.1.Инновационный процесс и жизненный цикл инноваций
 1.2.Инновационный процесс и задачи принятия решений
Глава 2. Многокритериальная оценка деятельности предприятий
 2.1.Формирование состава показателей и обоснование структуры модели комплексной оценки предприятия
 2.2.Модель комплексной оценки деятельности предприятия на основе нечеткого логического вывода
 2.3.Модель нечеткого логического вывода для анализа и прогнозирования развития предприятия
 2.4.Модели комплексной оценки деятельности предприятия на основе методов анализа иерархий и аналитических сетей
 2.5.Оценка рисков на предприятии
 2.6.Оценка конкурентной позиции предприятия
Глава 3. Системный подход к формированию стратегических маркетинговых решений
 3.1.Формализованные подходы к поиску и оценке перспективных рыночных ниш для инноваций Методы реконструкции границ рынка и их анализ
 3.2.Прогнозирование наиболее вероятного спроса на потребительские товары
 3.3.Нечеткая модель выбора стратегии расширения доли рынка на основе аддитивной свертки
 3.4.Разработка маркетинговой стратегии вывода на рынок нового продукта с использованием метода аналитических сетей
 3.5.Принятие стратегических решений по выбору товарных знаков и оценке привлекательности брендов
 3.6.Выбор каналов сбыта инновационной продукции
 3.7.Выбор поставщика материала для изготовления инновационной продукции
 3.8.Исследование проблемы о покупке франшизы
 3.9.Выбор способа коммерциализации инновационной разработки
Глава 4. Методика и модели управления портфелем проектов инновационной организации
 4.1.Моделирование процесса управления портфелем проектов
 4.2.Принципы построения системы синтеза и планирования портфелей проектов
 4.3.Пример формирования и планирования портфеля проектов предприятия
Глава 5. Анализ дальнего окружения инновационной организации
 5.1.Прогнозирование инновационной кампанией стратегических намерений России по проблеме вступления во Всемирную торговую организацию
 5.2.Стратегическое прогнозирование будущего высшего образования в России
Глава 6. Аналитическое планирование, выбор и распределение ресурсов в инновационных организациях
 6.1.Теоретические основы аналитического планирования
 6.2.Иллюстрация подходов аналитического планирования
 6.3.Анализ "стоимость -- эффективность" и распределение ресурсов
 6.4.Защита интеллектуальных ресурсов. Многокритериальный анализ решения о патентовании нового способа производства лекарственного препарата на основе метода анализа иерархий
 6.5.Выбор способа коммерциализации научных результатов с применением теории полезности
 6.6.Прогнозирование наиболее вероятной цены инновационных решений исходя из их ощущаемой ценности
Список литературы

 Предисловие

В пяти книгах учебника по системному анализу и синтезу стратегических решений в инноватике представлены результаты исследований, проводимых в таких научных дисциплинах, как прикладная математика, информатика, вычислительная техника, экономическая теория, инженерное проектирование, стратегический менеджмент и маркетинг.

Объединяющей их и центральной для серии этих книг проблемой является то, как человек формирует (интегрирует) и принимает стратегические решения при разработке и коммерциализации инноваций, и как ему помочь в сложных задачах синтеза и выбора, используя математические и эвристические методы и новые информационные технологии.

В последнее время наука, изучающая различные теории нововведений, такие как прогнозирование и планирование инноваций, синтез новшеств и их распространение, получила название "инноватика".

Внутри самой инноватики, означающей движении от инновации к пред­принимательству, появились новые самостоятельные направления: прогнозирование и планирование инновационной деятельности, формирование новшеств, диффузия (распространение) новшеств, адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям, инновационные организации и их проектирование, моделирование инновационных решений, рынок нововведений, инновационные стратегии и др.

Системный анализ и синтез стратегических решений и стратегических инноваций позволяет аналитикам, менеджерам и лицам, принимающим решения, формировать такие стратегии и инновации, внедрение которых носит упреждающий характер, обеспечивая получение конкурентных преимуществ в перспективе.

Актуальность принятия научно обоснованных стратегических решений весьма велика, поскольку рубль, сэкономленный на стадиях стратегического маркетинга, планирования и концептуального проектирования инноваций за счет упрощения процедуры принятия стратегических решений, на последующих стадиях воспроизводства оборачивается потерями, в сотни, а то и тысячи раз превышающими ранее полученную экономию.

Инструментом, повышающим качество стратегических решений, является системный анализ, позволяющий объединить междисциплинарные знания, методы и действия для решения сложной проблемы. Системный анализ в инновационной деятельности предполагает знание многих других дисциплин, например основ менеджмента и маркетинга, стратегического управления, экономики организаций, методов теории принятия решений, методов научно-технического творчества и проектирования, новых информационных технологий и методов искусственного интеллекта.

Изложенные в учебниках методы, методики и системы поддержки принятия решений позволят помочь человеку в сложном процессе поиска лучших вариантов решений, а также заострить интуицию системных аналитиков и менеджеров.

Системный анализ, по существу, является процессом принятия решений в условиях неопределенности, характеризующейся неполной, неточной, противоречивой исходной информацией.

Предложенный в данной работе материал предназначен для студентов, аспирантов, докторантов и специалистов, работающих в самых разных областях прикладной математики, экономики, искусственного интеллекта, ин­женерного проектирования, менеджмента и маркетинга организации.

В учебниках обобщен опыт отечественных и зарубежных ученых, а также результаты многолетних исследований авторов.

Серия учебников «Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике» включает пять книг:

Первая книга «Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга».

Вторая книга «Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций».

Третья книга «Модели многокритериального анализа деятельности инновационных организаций».

Четвертая книга «Концептуальное проектирование инновационных систем».

Пятая книга «Формирование и принятие стратегических маркетинговых решений в образовательных учреждениях».

Непосредственной основой для создания серии учебников послужи­ли научно-исследовательская работа и курсы лекций, проводимые автора­ми в Волгоградском государственном техническом университете, Россий­ском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства, Московском физико-техническом институте (государственном университете) и Московском государственном университете путей сообщения.

В первой книге "Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга", из цикла "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике", приведены основные понятия и задачи стратегического менеджмента и маркетинга, решаемые в инновационных организациях. Значительная часть изложенного в книге материала базируется на классических работах американских исследователей, имеющих мировое признание в этой области знаний: А. А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда, Ф. Кот­лера. Использование данного материала в учебном процессе необходимо, поскольку он основан на обобщении опыта стратегической деятельности многих американских фирм, достигших высоких результатов в бизнесе. В то же время стиль изложения материала в переведенных на русский язык зарубежных книгах носит информационно-описательный характер. Это является общим существенным недостатком изданной в нашей стране учебной литературы, посвященной стратегическому менеджменту и маркетингу.

Создание эффективных и обоснованных стратегий может быть осуществлено только в случае применения в процессе их разработки научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования, принятия решений, оптимизации и др. Поэтому в предлагаемой книге приведены примеры, иллюстрирующие методики применения математических методов многокритериального анализа и синтеза в области стратегического инновационного менеджмента и маркетинга.

Для тех читателей, которые не знакомы с методом анализа иерархий, методами теории нечетких множеств, морфологическим методом анализа и синтеза систем, рекомендуется изучить вторую книгу этой серии «Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций».

Во второй книге «Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций», из цикла «Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике», изложены методы анализа иерархий и аналитических сетей, методы, основанные на теории нечетких множеств, методы кластерного анализа и комбинаторно-морфологического анализа и синтеза систем, эвристические методы поиска новых решений, интеллектуальные методы и системы для поддержки процедур принятия стратегических решений.

Существующее математическое и программное обеспечение для поддержки процедур принятия решений дополнено авторскими разработками, позволяющими расширить их функциональные возможности. К этим разработкам относится комплекс информационных технологий, в основу которого положены: метод анализа иерархий со статическими и динамическими предпочтениями и приоритетами; метод аналитических сетей; методы теории нечетких множеств; комбинаторно-морфологический и структурно-логический (интеллектуальный) методы синтеза новых решений; метод кластерного анализа морфологических множеств.

В книге изложены подходы к анализу сложных проблем и различные принципы оптимальности для осуществления процедуры выбора. Рассмотрены методы представления знаний экспертов и изобретателей новой техники для решений задач компьютерного синтеза инноваций.

Приведенные во второй книге методы проиллюстрированы небольшими примерами по их использованию в инновационной деятельности организаций.

В третьей книге "Модели многокритериального анализа деятельности инновационных организаций", из цикла "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике", приведены подходы и методики по формированию моделей многокритериального анализа инновационных решений с использованием математических и инструментальных средств, процедуры принятия обоснованных решений. Методы и инструментальные средства подробно описаны во второй книге этой серии учебников.

Приведенные модели были разработаны авторами книги и использовались при решении конкретных проблем в инновационных организациях. Они могут быть взяты за основу при разработке моделей для исследования аналогичных или новых проблемных ситуаций.

Большое внимание в этой книге уделено аналитическому стратегическому планированию как процессу проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения.

Методология аналитического стратегического планирования основана на методе анализа иерархий, объединяющем наилучшие стороны формальной, инкрементальной и системной парадигм. Программная реализация этого подхода, выполненная нашими учениками, позволила повысить интерес многих управленцев к использованию процедуры стратегического планирования в их практической деятельности. Этому поспособствовал специально созданный в компьютерной системе инструментарий, выполненный в виде базы знаний, позволяющей накапливать знания о процессе планирования и выявлять в них закономерности между результатами и факторами, которые оказывают на них влияние.

В четвертой книге "Концептуальное проектирование инновационных систем" из цикла «Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике» рассмотрены подходы, методы и компьютерные инструментальные средства для решения задач концептуального проектирования технических инноваций и инновационных организаций. Широкое внедрение инноваций, особенно в базовых наукоемких отраслях, позволит повысить мощь Российского государства и качество жизни его населения. Поэтому в рамках стратегического инновационного менеджмента необходимо учить студентов и специалистов прежде всего методам разработки и производства конкурентоспособной промышленной продукции. Использование системного подхода на начальных стадиях создания новой техники и технологий, то есть на стадиях, где формируется концепция технического решения, позволяет проектировать стратегические инновации, внедрение которых носит упреждающий характер, обеспечивая получение конкурентных преимуществ в перспективе. В книге изложен подход к созданию технических инноваций, основанный на системном использовании закономерностей строения и развития новой техники, математических, эвристических и интеллектуальных методов анализа и синтеза новых решений, методов прогнозирования и проектирования будущих потребностей людей, являющихся отправной точкой для последующих поисковых исследований инновационной техносферы.

Изложенные в книге методы концептуального проектирования инноваций отражают две парадигмы системного анализа: редукционизм, основанный на попытках познания системы путем разложения ее на части и исследования этих частей, и холизм, предполагающий проведение исследования системы, объясняя взаимодействие ее элементов и функций с точки зрения отношений с окружающей средой.

Методы системного проектирования позволяют использовать врожденные способности проектировщиков, декомпозировать сложные системы на составные элементы и одновременно концептуализировать и идентифицировать отношения меняющейся интенсивности взаимодействия, характеризующей уровень взаимосвязи между элементами системы.

Используемые в концептуальном проектировании методы анализа иерархий, аналитических сетей и разработанный авторами структурно-ло­гический морфологический метод синтеза технических инноваций являются наиболее яркими методами, гармонично объединяющими редукционизм и холизм.

Заключительная часть этой книги посвящается описанию подходов и методов концептуального проектирования инновационных организаций.

Подробное описание математических методов, лежащих в основе проектных процедур, дано во второй книге данного цикла «Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций».

В пятой книге «Формирование и принятие стратегических маркетинговых решений в образовательных учреждениях» из цикла "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике" рассмотрены подходы, методы и информационные технологии для системного формирования маркетинговых стратегий образовательными учреждениями. Внедрение в практику менеджмента образовательными учреждениями идеологии проведения маркетинговых исследований стало достаточно актуальным в последние два десятилетия, характеризующихся становлением рыночных отношений в различных сферах социально-экономической деятельности российских предприятий, организаций и учреждений.

В первой части книги изложены основы стратегического маркетинга в образовательных учреждениях Приведенная в этой части методология проведения стратегических маркетинговых исследований отражает опыт, накопленный в американской образовательной системе и описанный известным американским маркетологом Ф. Котлером. Этот опыт может послужить отправной точкой для развития методологии проведения маркетинговых исследований с учетом специфики российской образовательной системы.

Во второй части книги приведены методики многокритериального анализа маркетинговых проблем, инжиниринга и реинжиниринга образовательных процессов, а также функциональное назначение ряда наиболее широко тиражируемых и практически используемых в нашей стране информационных технологий для поддержки процедур формирования и принятия стратегических маркетинговых решений. Приведенные методики основаны на использовании математического метода, анализа иерархий и комбинаторно-морфологического метода синтеза инновационных решений. Наиболее полно функциональные возможности указанных методов описаны во второй книге данной серии.


 Об авторах

Александр Валентинович АНДРЕЙЧИКОВ

Доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии системных исследований. Специалист в области компьютерной поддержки изобретательства. Автор более 60 изобретений. Основал в Волгоградском государственном техническом университете кафедру "Информационные системы в экономике"; создал научную школу, подготовив более 30 кандидатов и докторов наук. Автор свыше 400 научных работ, в том числе учебников по специальности "Прикладная информатика в экономике" и монографий в области управления инновациями. Участник международных конференций по инженерному проектированию (ICED), принятию решений (ISAHP, IFIP) и искусственному интеллекту (ICAI). В настоящее время преподает в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ), а также в Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства.

Ольга Николаевна АНДРЕЙЧИКОВАДоктор технических наук, профессор. Работает в областях концептуального проектирования сложных систем, многокритериального принятия решений, искусственного интеллекта. Участник международных конференций, член программного комитета ISAHP, член редколлегии журнала "Enterprise Information Systems". В настоящее время преподает во Всероссийской государственной налоговой академии и в Московском физико-техническом институте (государственном университете). Автор более 180 научных трудов.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце