URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Грешилова И.А. Философский образ мира в педагогической антропологии
Id: 166876
 
186 руб.

Философский образ мира в педагогической антропологии

URSS. 2013. 144 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03456-2.

 Аннотация

В монографии рассматриваются философско-культурологические аспекты педагогической антропологии, анализируется становление культурной среды как фактора образования, которое представляет собой сферу социокультурной и антропокультурной практики человечества. Обращение к диалогической природе человека позволяет автору обосновать преемственность в качестве ключевого понятия как педагогической, так и андрагогической модели обучения.

Монография адресована специалистам в области философии, культурологии, практическим работникам сферы образования, а также аспирантам, занимающимся вопросами педагогической антропологии и андрагогики в контексте современной философии образования.


 Содержание

Предисловие
Глава 1. Образование как предмет философского анализа
 1.1.Педагогическая антропология в контексте культурного самоопределения личности
 1.2.Исторические модели становления личности
 1.3.Аксиологические императивы педагогической антропологии
Глава 2. Культурное самоопределение личности с позиции педагогической антропологии
 2.1."Человек культурный" как результат образовательного процесса
 2.2.Знаковая предопределённость образования
 2.3.Диалог как основа педагогической и андрагогической моделей обучения
Заключение
Список литературы

 Предисловие

Философия всегда стремилась дать ответы на общезначимые вопросы, которые являются самыми важными для человека. Что такое мир? Что такое человек? В чём смысл человеческой жизни? Что ждёт человечество в ближайшем будущем? Каждый из этих вопросов имеет как теоретическую, так и практическую значимость, и для того, чтобы дать на них ответ, человеку необходимо определённое знание. Динамизм XXI не имеет аналогов в истории, глубина и всеохватность изменений касаются каждого человека, не остаётся без изменения ни одна из сфер человеческой жизни. Обретение широкого кругозора, прочных знаний -- веление времени, потому как колоссальные достижения науки и техники требуют от человека сосредоточения его потенциальных возможностей.

Проблема образования является предметом изучения различных наук на протяжении столетий, и это объясняется существенными изменениями в мыслях и действиях людей. Образование всегда было зеркальным отражением общества, а в кризисные эпохи оно имело тенденцию предсказывать обществу те противоречия, которые его ожидают. Масштабы человеческой деятельности становятся определяющими, значит, способы получения знания, его совершенствования должны отвечать вызовам, которые время предъявляет человеку.

Философия изучает общие закономерности развития человека, общества и природы, осмысливает основания бытия и способы познавательной деятельности -- всё это воплощается в понятие «философский образ мира», которое в настоящее время необходимо рассматривать в качестве ключевого, когда речь идёт о комплексном осмыслении проблем образования.

В современных условиях определения судьбы России, детерминированной вхождением ее в мировое сообщество и поиском путей сохранения российского национально-культурного и образовательного единения, усиливается необходимость философского, культурологического анализа современного образования. Среди многообразия форм общественной практики именно образованию принадлежит доминирующая роль. Большинство современных концепций и программ развития образования переходят на новое измерение -- гуманитарно-антропологическое. Это означает, что образование должно стать универсальной формой становления и развития базовых способностей человека, которые позволили бы человеку быть подлинным субъектом культуры и исторического развития.

В сфере гуманитарного знания укореняется антропологический подход, ориентирующий на человеческую реальность во всей её полноте. Это предполагает поиск условий становления человека как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с «другими».

Расширение сферы социогуманитарных знаний определило переход от «человека образованного» к «человеку культурному», и это вызывает необходимость исследования человека в горизонтальном и вертикальном срезе культуры.

Переосмысление философских, психологических, социально -- педагогических, экономических основ в сфере образования задаёт новые горизонты его развития, отвечающие социальным вызовам времени. Философско-антропологическое проникновение в процесс образования позволяет говорить о преломлении теоретических установок в непосредственной практике образовательного процесса.

Новые механизмы взаимодействия науки и практики делают это взаимодействие динамичным и результативным. Формирование новых культурно-образовательных норм, новой культурной среды в образовании требует изменения мировоззрения в направлении антропологизации. Антропологическое мировоззрение предполагает глубокое осознание гуманистических целей образования, что достигается в процессе овладения интегрированным знанием о человеке, его природе, закономерностях развития, роли в мире.

Синтез философского и педагогического понимания образовательно-воспитательного процесса на основе антропологического подхода предстаёт в философско-культурологическом основании педагогической антропологии.

В монографии рассматриваются основные концепции педагогической антропологии, которая, по мнению автора, может быть определена как культурная доминанта общества. Педагогическая антропология рассматривает сущностные основания человека в процессе его становления как личности, особое внимание при этом обращая на то, каковы условия этого становления, как они меняются в соответствии с социальными вызовами времени.

Обращение к философско – культурологическому анализу педагогической антропологии подразумевает рассмотрение её сущностных оснований в контексте философского образа мира, так как по мере развития человечества укрепляются философские основания образования, оно становится всё более антропологически ориентированным.

Заметим, что результаты деятельности человека проявляются в конкретных исторических условиях в процессе передачи накопленного опыта от поколения к поколению, и механизмы передачи опыта претерпевают изменения в соответствии с изменением социокультурной ситуации.

«Образование по существу своему не может быть никогда завершено», -- справедливо замечает С.И.Гессен. В связи с этим в настоящее время непрерывное образование как социальное явление становится предметом научных исследований. Человек совершенствуется, приобретая знания и опыт в процессе общения, познания окружающего мира, испытывая на себе его воздействие. Взрослый человек, имея жизненный опыт, в процессе обучения преследует определённые цели, и поэтому существует андрагогическая модель обучения, которая, по нашему мнению, строится на основных философских принципах педагогической антропологии. Будучи наукой о человеке в образовательном пространстве, педагогическая антропология рассматривает отношения между людьми в ситуации передачи накопленного опыта, но когда участниками этого процесса выступают взрослые люди, то речь идёт об андрагогике как исторически сложившемся феномене, направленном на изучение личностных и профессиональных потребностей взрослых людей.

В данной монографии один из ведущих принципов педагогической антропологии -- рассмотрение человека как целостное, уникальное явление -- является основополагающим при анализе взаимоотношений человека и культуры, процесса наследования и передачи новым поколениям культурных ценностей. Взаимосвязь человека и культуры -- это двусторонний процесс, изменения под воздействием культурных знаков претерпевает не только человек, выступающий в роли ученика, но и сама культурная среда, по отношению к которой человек может выступить как учитель.

Человек как общественное существо познаёт окружающий мир, осмысливая происходящее под влиянием установок, которые он получает в процессе обучения. Общественно -- исторический способ бытия человека предполагает, что полученные знания пробуждают способность сохранять и формировать культуру, которая является его второй природой, и в этом состоит основной смысл и назначение жизни человека на земле.


 Заключение

Жизнь человека в современном мире во многом осложняется тем, что наряду с существованием разнообразных источников полноценного развития личности имеют место быть и ситуации деструктивности, по причине которых личность и не реализует заложенный природой потенциал.

Высокое качество жизни человека, его благополучие и безопасность зависят во многом от него самого, от уровня его образованности, от сложившегося мировоззрения. Общественно-историческая природа человека свидетельствует о том, что в процессе социализации происходит становление личности, приобретается способность к осознанной оценке происходящих событий и явлений, предстающих в форме культурных знаков. Стремительно меняющееся историческое время предъявляет к человеку, к его личностным качествам новые требования, и задача педагогической антропологии заключается в том, чтобы найти и использовать наиболее оптимальные пути становления личности, создать необходимые условия, находясь в которых человек будет непрестанно совершенствовать данное ему природой.

Определение философско-мировоззренческих основ педагогической антропологии позволяет прийти к выводу: педагогическую антропологию нужно рассматривать в качестве культурной доминанты современного общества. Взрослым человек становится в процессе приобретения опыта, он «вырастает» из ребёнка, далее, углубляя приобретённые знания и усваивая новые, он продолжает процесс обучения, поэтому андрагогика является неотъемлемой частью педагогической антропологии. Процесс образования непрерывен, только важно, чтобы он был сориентирован на самого человека, на то, что мир постоянно изменяется. И это движение естественным образом сказывается на степени продуктивности творческой деятельности человека.

Если рассматривать образование как общенациональную стратегически важную проблему, то жизнеспособность и эффективность образования будет зависеть от того, каким будет непрерывное образование. Смена парадигмы с когнитивно-информационной на компетентностно-ориентированную обусловили изменение подходов к последипломному образованию. Нельзя не согласиться с тем, что термин «квалификация» имеет существенные отличия от термина «компетентность», потому как второй включает кроме чисто профессиональных знаний и умений как одной из характеристик квалификации ещё и такие качества как инициативность, способность к сотрудничеству, коммуникационные способности, стремление самостоятельно получать знания, использовать полученную информацию и нестандартно мыслить. Эта своеобразная «философия компетентности» складывается в процессе осознания человеком значимости имеющихся знаний и постоянного стремления их обновления.

Внутренняя динамика, присущая развитию философско-педагогической мысли, влечёт за собой переосмысление системы образования согласно изменениям, происходящим в мире. Диалог с прошлым и будущим позволяет не только значительно увеличить границы жизненного пространства, но и увидеть себя в гуманистической прогрессии.

Философский, культурологический аспекты педагогической антропологии свидетельствуют о том, что современный образовательный процесс требует глубокого осмысления, так как он отражает глобальные процессы, происходящие не только в России, но и в мире в целом. Среди многообразия форм общественной практики именно образованию принадлежит доминирующая роль. Большинство современных концепций и программ развития образования переходят на новое измерение -- гуманитарно-антропологическое. Это означает, что образование должно стать универсальной формой становления и развития базовых способностей человека, которые позволили бы человеку быть подлинным субъектом культуры и исторического развития.

Совершенно очевидно, что взаимоотношения человека и культуры -- динамичный процесс. Из одного и того же культурного источника человек в разные периоды своей жизни черпает что-то своё, особенное, и поэтому культура предстаёт не только как уровень жизнедеятельности человека, но и как единство процесса и результата. Это находит воплощение в своеобразной модели «человека культурного», который в процессе трансформации из «человека культуры» приобретает духовные потребности в познании и самопознании автономии своего внутреннего мира, что проявляется в его способностях к культурной идентификации.

Философско-антропологический подход, ориентируясь на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке, обучающемся и воспитывающемся, предполагает обращение к выводам философской антропологии как сущностным характеристикам человека и установление понимания и взаимопонимания между субъектами образовательного процесса посредством диалогического общения.

Современный мир с его глобализацией, универсализацией порождает постоянные противоречия, одно их которых представляется особенно значимым: сохранение национальных систем образования и полноценное вхождение в планетарную человеческую общность. Если будет наблюдаться стремление восстановления связи между содержанием образования и духом народа, тогда образование выполнит свою миссию формирования гуманитарной культуры. Именно для этого очень важны выводы педагогической антропологии, потому как она пытается понять знание, образование, воспитание как историю индивидуального самоосуществления. В конечном итоге человек должен подняться до такого уровня нравственности или до таких высот гуманитарной культуры, которые позволят ему нести полную ответственность за происходящее в мире.

Обновление и совершенствование образовательной сферы возможно только путём переосмысления подходов и концепций образовательной практики, философско-культурологический подход открывает для этого неисчерпаемые возможности.

Представляется, что настоящая монография, как продолжение исследований автора в области педагогической антропологии позволит расширить спектр представлений о том, что образование -- это способ вхождения человека в целостное бытие культуры посредством передачи накопленного опыта в системе "человек -- человек".


 Об авторе

Ирина Александровна ГРЕШИЛОВА

Проректор по научно-методической работе ГОУ ДПО "Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования", кандидат философских наук, доцент. Заслуженный работник образования Читинской области, почетный работник общего образования РФ. Автор более 50 научных и учебно-методических публикаций по проблемам философии образования, педагогической антропологии, философии культуры. Область научных интересов: педагогическая антропология, философская антропология, философия языка, философия культуры, религиоведение.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце