КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Постовалова В.И. Язык и миропонимание: Опыт лингвофилософской интерпретации
Id: 166822
 
426 руб.

Язык и миропонимание: Опыт лингвофилософской интерпретации

URSS. 2017. 312 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-4241-9.

В книге представлены работы автора разных лет, посвященные лингвофилософскому осмыслению взаимосвязи языка и миропонимания человека на основе универсальной коммуникативно-диалогической парадигмы бытия и познания. В ней дается характеристика лингвофилософии как особой метанаучной дисциплины, направленной на изучение и синтез онтологических и гносеологических проблем истолкования и постижения лингвистической реальности. Рассматриваются основные установки и подходы данной дисциплины, базисные понятия и процедуры (лингвистическая реальность, гипотеза, обоснование, интерпретация, миропонимание, картина мира, языковая картина мира и др.). Проводится лингвофилософский анализ концепций о языке как мировидении и образе мира в лингвофилософской мысли ХIХ--ХХI вв. (гипотеза-теория В. фон Гумбольдта о языке как деятельности, гипотеза лингвистической относительности Сепира---Уорфа, современные версии гипотезы о языковой картине мира, ономатологическая гипотеза о мире как имени А. Ф. Лосева и др.). Раскрывается специфика разного типа ментальностей в «духовном космосе» человека (научная, мифопоэтическая, религиозно-философская, мистико-богословская) и формируемых на их основе образов мира.

Для лингвистов, филологов, культурологов и специалистов в области философской антропологии.


Оглавление
От автора
Часть 1. Лингвофилософия в пространстве гуманитарного познания
1.1. "Философия языка": истоки, предметная область, основные парадигмы и подходы
1.2. Металингвистическая рефлексия как форма самосознания науки и культуры: тенденции и направления
Часть 2. Гипотеза и ее бытие в сфере научного познания
2.1. Гипотеза и ее инвариантные черты
 2.1.1. Определение, логическая структура и основные виды гипотезы
 2.1.2. Гипотеза в свете идеала научности: обоснование, оценка, критерии
 2.1.3. Научное знание на пути от гипотезы к теории
2.2. Лингвистика в пространстве гуманитарного познания
2.3. Лингвистические гипотезы-теории: учение о языке как деятельности В. фон Гумбольдта
Часть 3. Человек и его "символическая Вселенная": картина мира в жизнедеятельности человека
3.1. Homo symbolicus в мире концептуального многоязычия: жизненный опыт, миропостижение, картины мира
3.2. Из истории изучения картины мира в гуманитарном познании
3.3. Картина мира как антропологический феномен
 3.3.1. Функциональное предназначение
 3.3.2. Онтологический статус и формы существования
 3.3.3. Атрибутивные характеристики
3.4. Картина мира и ее культурно-исторические лики в типологическом пространстве миропредставлений человека
3.5. Общая картина мира человека в субстанциональном представлении
3.6. Индивидуальные "миры" человека: истоки и пути созидания
Часть 4. "Языковая активность" человека и ее концептуализация в гуманитарной мысли
4.1. "Окаменелая философия" (мифология) в языке: этимологизация и "критика языка"
4.2. Гипотеза-теория лингвистической относительности и ее эпистемологический статус в современном познании
4.3. "Языковая картина мира" как лингвистический образ реальности: pro et contra
Часть 5. Язык и миропостижение человека под знаком поиска интегральных парадигм познания: В. фон Гумбольдт и когнитивная лингвистика
5.1. Концептуальная компаративистика как путь восхождения к интегральным парадигмам познания
5.2. Когнитивная лингвистика в аспекте сопоставления исследовательских программ
5.3. Лингвогносеология В. фон Гумбольдта в аспекте сопоставления исследовательских программ
5.4. Лингвогносеология и лингвокогнитология в аспекте единения исследовательских программ
5.5. Интегральные парадигмы и проблема границ лингвистического познания
Часть 6. Образы мира sub specie aeternitatis
6.1. Религиозное видение мира в философском и мистико-богословском истолковании
6.2. Мир как имя: ономатологический образ реальности в философии цельного знания А. Ф. Лосева
6.3. Мир как творение в православном миросозерцании
 6.3.1. Православное миросозерцание и реальность
 6.3.2. Время и вечность в православно-христианской картине мира
 6.3.3. "Царствие Божие" в самосознании православия
Часть 7. Homo symbolicus в религиозной коммуникации
7.1. Божественное Откровение как Теофания ("Феофания") и Сообщение
7.2. Мистика и символика числа в Священном Писании (опыты истолкований в православно-христианской традиции)
 7.2.1. Нумерологические загадки Библии
 7.2.2. Библейская экзегеза, ее принципы и процедуры
 7.2.3. Пути и приемы дешифровки нумерологического пласта библейского текста: "мистическая математика"
 7.2.4. Символическая интерпретации числовых сообщений: от "буквы" к "духу"
 7.2.5. "Гематрия" и пределы нумерологической интерпретации библейского текста
 7.2.6. Мистико-символическая интерпретация чисел в современную эпоху
7.3. Адресация в православно-христианском дискурсе: проповедь, исповедь, молитва
 7.3.1. Адресация в коммуникативном пространстве бытия
 7.3.2. Перлокутивные эффекты в религиозном дискурсе
 7.3.3. Церковная проповедь в литургическом богослужении
 7.3.4. Исповедь как таинство покаяния
 7.3.5. Молитва в мистико-аскетической практике священнобезмолвия
7.4. Духовное слово в православном богослужении (перевод и понимание)
 7.4.1. Литургический дискурс: богослужение и духовное слово
 7.4.2. Homo liturgus в лингво-герменевтическом пространстве православного богослужения
 7.4.3. Литургический язык и его понимание
 7.4.4. Литургический перевод как истолкование и творчество
Заключение. Homo symbolicus и его "символическая Вселенная" в лингвофилософском представлении: традиции и современность
Литература
Примечания. Первые публикации