URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Старостин А.М. Философские инновации в когнитивном и праксеологическом контексте
Id: 166701
 
314 руб.

Философские инновации в когнитивном и праксеологическом контексте

URSS. 2013. 368 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03425-8.

 Аннотация

В настоящей монографии излагается концепция философской инноватики, базирующаяся на дифференциации сферы философских исследований на фундаментальную и прикладную области и философские разработки (инновации).

Репрезентирован инструментарий философской инноватики и ее образцы в творчестве Ю.А.Жданова, Э.В.Ильенкова, Г.П.Щедровицкого, М.К.Петрова. Основная часть монографии содержит в виде кейс-стади образцы авторских философско-инновационных исследований в области философии политики, философии управления, философии науки, философии образования, а также современной конфликтологии как междисциплинарной сферы.

Книга адресуется научно-педагогическим работникам, аспирантам, студентам, интересующимся проблемами философии и методологии естественно-научного и гуманитарного познания.


 Содержание

Введение
Раздел I. Фундаментальная философия и философская инноватика: история и современность
 1.1.Философские инновации как аспект философской деятельности
 1.2.Русская философия в контексте философской инноватики
 1.3.Социально-гуманитарные инновации в контексте философской инноватики
 1.4.Э.В. Ильенков и философская инноватика
 1.5.Ю.А. Жданов и философская инноватика
 1.6.М.К. Петров и философская инноватика
Раздел II. Философская инноватика: кейс-стади
 2.1.Пролегомены к философии управления и философской инноватике в социальном управлении
 2.2.Социальная конфликтология в контексте философской инноватики
 2.3.Новые парадигмы в политической науке и проблемы межпарадигмального синтеза
 2.4.Философская инноватика и проблемы геополитики
 2.5.Философская инноватика и проблемы междисциплинарного синтеза в современном государствоведении
 2.6.Философская инноватика и проблемы теории местного самоуправления
 2.7.Философия науки и эпистемологическая инноватика
 2.8.Русский космизм как область философской инноватики
 2.9.Философия образования и философско-образовательная инноватика
 2.10.Философско-аксиологическая инноватика и проблемы поиска цивилизационной идентичности России
Резюме
Summary

 Введение

В мировой практике (а в последние годы и в отечественной) в течение последних десятилетий с нарастанием утверждается деятельность, направленная на поддержку и использование инноваций. Термины "инновационная экономика", «инновационное развитие», "инновационное общество", "общество знаний" становятся фундаментальным признаком принадлежности к высокоцивилизованному обществу: «Утверждается такой подход к прогрессу, который ставит во главу угла увеличение продуктивности ресурсов и прежде всего интеллектуальных».

В области осмысления сущности, описания истории и современного состояния инновационной деятельности существует ныне обширная литература, в которой истоки понимания значимости инноваций связывают с именами Г. Менша, Н Кондратьева, Й. Шумпетера, А. Клайнкнехта, К. Фримана, Дж. Кларка и др.

В существующих классификациях, в частности, связанных со сферой их применения, выделяют технологические, экономические, социально-политические, экологические, военные, инновации в духовной сфере. Вполне естественно, что в эпицентре и научного, и политического внимания оказываются прежде всего те виды инновационной деятельности, которые дают быстрый и значимый экономический эффект. Поэтому зачастую и трактовка инноваций ограничивается научно-технической, технико-технологи­ческой сферой, связанной с быстрыми изменениями в экономическом развитии или вообще, обусловливающей смену доминирующего технологического уклада. Такого рода понимание находит отражение и в формирующейся в современной России государственной инновационной политике, символом которой выступает "Сколково", и в современном ее нормативно-правовом обеспечении. Так в законопроекте «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации» его базовое понятие определяется в технократическом контексте: «Под инновационной деятельностью в настоящем законе понимается деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в товары (работы, услуги), и их последующую реализацию непосредственно или в составе производимой продукции (товаров, работ, услуг)». Такого рода трактовки являются отражением концептуальных разработок, доминирующих в сфере теории инновационной деятельности.

Между тем, и в мировой, и в отечественной научной и инновационной практике внимание сконцентрировано на рассмотрении так называемого НБИКС-комплекса (нано-, био-, информ.-, когнитивные, социально-гуманитарные технологии). Основные инвестиции в науку и научные разработки в мире ныне связаны с возможностями прорывов и внедрений (инноваций) именно в этих направлениях. Как видим, сюда входят и инновации, связанные с разработками в области социально-гуманитарного знания и когнитологии (когнитивных наук). Думается, что переход к новому (шестому) технологическому укладу, который прогнозируется в пределах 2010--2050 гг., может не состояться в полной мере, если технико-технологические инновации не будут сопряжены с когнитивными (с которыми связывают разработку проблем искусственного интеллекта) и социально-гуманитарными. Новый уклад общественной жизни и социального управления, система образования и духовных ценностей либо создадут среду, восприимчивую к новой системе производства и потребления и гармонизирующую развитие человека, либо будут способствовать новым разрушительным конфликтам, дисгармонии и отчуждению человека.

В системе социально-гуманитарных и когнитивных инноваций (как, впрочем, и в сопряжении с технико-технологическими инновациями) велика роль философского знания и философских исследований, продуцирующих не только новую методологию, но и новые смыслы, ценности, способы понимания мира, человека, техносферы.

Это лишний раз подтвердила недавняя история зарождения и развития когнитивных наук: «Парадоксальным образом разворачивание когнитологических исследований на первых порах казалось возможным в духе Куайна, т.е. при элиминации философской теории познания. Но довольно скоро выяснилось, что нельзя осмыслить данные когнитивной психологии, нейрофизиологии, когнитивной лингвистики, исследований в области искусственного интеллекта и других дисциплин, входящих в состав когнитивной науки, без понимания таких, например, проблем, как отношение ментального содержания к внешнему миру, статус интенциональности, реальность или нереальность сознания, отношение технических процессов к взаимодействию нейронов головного мозга, отношение норм и причинных зависимостей в процессе переработки информации и т.д. …Поэтому в когнитивную науку были включены на законном основании те философские исследования, которые давали в рамках этого направления теоретическое понимание проблем познания и сознания».

Приведенный пример, как и ряд других ситуаций, о которых речь пойдет ниже, подчеркивают необходимость и значимость выделения в инновационной деятельности особой области -- философской инноватики.

Это с необходимостью приводит, с одной стороны, к дифференциации философского знания и философской деятельности на сферу фундаментального, прикладного знания и разработок (инноваций), с другой, обозначения разных парадигм философской мыследеятельности в русле обозначенной триады (весьма различных, скажем, для марксизма и позитивизма; экзистенциализма; философии жизни и прагматизма; Западной и Восточной философии), а, с третьей -- поиска механизмов, разработки инструментария, связанного как с переходом от фундаментального философского знания к его приложениям, так и иных траекторий мыследеятельности (например, от различных областей конкретного знания -- к их обобщениям, интегрированным комплексам).

Следуя одному из определений гуманитарной инноватики: «Инновация -- это новый способ думать и делать. Отметим, что в этом определении важны оба слова -- и “думать”, и “делать”. Появление нового способа деятельности предполагает, что в мышлении человека это действие уже сделано Всякая инновация начинается с нового взгляда, с допущения новой возможности». Можно предложить следующее определение философской инноватики: «Философские инновации, философская инноватика -- решение философскими методами обобщения, синтеза научных проблем наддисциплинарного и междисциплинарного характера, либо способствующее продвижению в направлении к синтетическим, обобщенным представлениям, в науке; в других сферах духовной практики -- использование философской рефлексии для уточнения, конкретизации или интерпретации проблем, возникающих в этих областях; в самой философии -- включение, адаптация новых методов, приемов философского анализа (мышления), найденных и разработанных одними школами и направлениями -- в сферу других школ и направлений».

Естественно, что данные определения носят вводный, рабочий характер и их необходимо развернуть и на конкретных примерах показать возможности философской инноватики, что и предполагается сделать в данной монографии. В ней реализуется инновационная программа «Фундаментальная философия и философская инноватика». Детальная репрезентация данной программы, рассчитанной на серию публикаций, обсуждений на "круглых столах" и приложений к различным областям знания, а также презентация ряда уже полученных результатов, дана в заключительной части монографии.

Следует также подчеркнуть, что данная монография является третьей авторской монографической работой в цикле исследований, посвященных философской инноватике, и содержит новые результаты исследований и размышлений автора.


 Резюме

В монографии профессора А.М. Старостина вводится и апробируется понятие "философские инновации". Автор разделяет весь массив философских исследований на фундаментальные и прикладные -- сферу философских инноваций. Фундаментальные философские исследования направлены на изучение проблем бытия, мышления, познания, истины, свободы и других основополагающих категорий. Сфера фундаментальных исследований меняется медленно и отмечена в своем развитии выдающимися именами (Платон, Декарт, Кант, Шопенгауэр, Гегель, Маркс, Гуссерль, Хайдеггер и др.). Что касается сферы философских инноваций, то ее появление и развитие связано с приложением методов философской рефлексии к осмыслению междисциплинарных проблем науки, развития политических, религиозных, художественных, этических течений, которые не могут быть исследованы только посредством собственных методов. Сфера философских инноваций развивается динамично и по своим масштабам на два порядка объемнее сферы фундаментальной философии.

Автор, исходя из данного видения фундаментальной и инновационной проекции философского знания и философских методов, анализирует в своей монографии современные проблемы политики, управления, образования, культуры, науки.


 Summary

In the monograph of Professor A.M. Starostin the notion "philosophical novations" is introduced and approved. The author divides the whole massive of philosophic research into fundamental and applied -- the sphere of philosophical novations. Fundamental and philosophic investigations are directed to the study of the problems of objective reality, thinking, cognition, the truth, freedom and other basic categories. The sphere of fundamental research changes slowly and is marked in its development by the outstanding names (Platon, Decart, Kant, Schopenhauer, Hegel, Marx, Heidegger, etc.). As to the sphere of the philosophic innovations, its emergence and development is connected with the application of methods of philosophical reflection to the realization of interdisciplinary problems of science, development of political, religious, artistic, ethical directions, which can't be researched only with the help of their own methods. The sphere of philosophic novations develops dynamically and according to its own scales is twice larger than the sphere of fundamental philosophy.

The author, from the viewpoint of the given treating of fundamental and innovative projection of the philosophic knowledge and philosophic methods, analyses in his monography contemporary problems of politics, education, culture, science.


 Об авторе

Александр Михайлович СТАРОСТИН

Доктор политических наук, кандидат философских наук, профессор. Заведующий кафедрой философии и методологии науки, заместитель директора Южно-Российского института -- филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Действительный член Академии политической науки, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, Международной академии ноосферы, Международной академии информатизации, Академии социальных технологий и местного самоуправления. Автор более 600 научных и учебно-методических публикаций. Научный руководитель новой научно-исследовательской программы "Фундаментальная философия и философская инноватика", реализуемой на кафедре философии и методологии науки Южно-Российского института в партнерстве с Донским философским обществом.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце