URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Маковский М.М. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ: Предмет --- методы --- практика
Id: 166672
 
599 руб.

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ: Предмет — методы — практика

URSS. 2013. 352 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-397-03394-7.

 Аннотация

Настоящая книга представляет собой итог полувековой исследовательской работы в области этимологии крупного российского лингвиста-теоретика и этимолога, доктора филологических наук, профессора М.М.Маковского. В работе содержится исчерпывающий анализ истории, теории и методов этимологической науки, представленный на фоне обширного фактического материала, практически иллюстрирующего технику современного этимологизирования.

Впервые излагаются новые методики этимологического анализа (этимологизирование корней после отбрасывания преформантов и табуирующих отрицаний, использование древней символики при этимологизировании), устанавливается блок лексико-семантических универсалий в индоевропейском (семантические законы, которые необходимо использовать вместе с фонетическими соответствиями при сравнительно-историческом анализе) и делается попытка объяснить сущность подвижных формативов в индоевропейских языках. В работе рассматриваются критика текста рукописей и анализ достоверности слова в древних памятниках языка как необходимый элемент этимологического анализа, проблема этимологизации лексики социальных диалектов, использование методов лингвистической географии в этимологии.

Книга будет полезна лингвистам и историкам языка, культурологам и этнографам, а также студентам и аспирантам соответствующих специальностей.


 Оглавление

 Глава 1
Общая характеристика этимологии как лингвистической дисциплины
 Глава 2
Этимология и история культуры
 Глава 3
Лексико-семантические универсалии в индоевропейских языках
 Глава 4
Следы язычества в индоевропейских языках
 Список литературы
 Использованные этимологические словари

 Из главы 2

Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.

И.А.Бунин. Слово.


Природа -- темный храм, где строй столпов живых
Роняет иногда невнятные реченья:
В ней лесом символов, исполненных значенья,
Мы бродим, на себе не видя взоров их.

Ш.Бодлер. Соответствия. Перевод Б.Лившица.


I. История слов и их значений -- живые свидетели человеческой истории и культуры. История слов и их значений лучше любых хроник отражают человеческие судьбы, нравы, обычаи, обряды, верования, способы мышления. Известный российский этимолог профессор В.И.Абаев писал: "Любое слово нашей речи, прежде чем получить современное обиходное значение, прошло сложную семантическую историю, ведущую нас в конечном счете к начальным словотворческим усилиям человека. Из каждого слова, которое мы употребляем, глядят на нас не сорок веков, а по меньшей мере сорок тысячелетий. И если бы не привычность и обыденность повседневной языковой практики, какое-нибудь слово корова должно было бы в бульшей степени приводить нас в священный трепет своей подавляющей древностью, чем все египетские пирамиды. Воссоздать до конца историю хотя бы одного слова -- это значит приобщиться к раскрытию тайны всей человеческой речи и мышления" (Язык и мышление. 1948. XI. С.14).

Первобытные люди смотрели на мир совершенно иначе, чем современные, а это непременно отражалось в языке. Своеобразный быт, обычаи, верования язычников формировали неповторимую "картину мира" древних людей. Все, что окружало человека (земля, небо, свет, звук, части тела человека и животных), имело свою символику. Так, дерево, камень (гора) и птица считались вместилищем души, звук представлялся как первоявление Божества и осмыслялся как божественное огненное оружие, причем, подобно воде и огню, звук мыслился как плетение; человек осмыслялся как огненный столб (ср. русск. человек < и.-е. *kel- "гореть" + и.-е. *?ek- "гореть"; лат. vir "человек" < и.-е. *?er- "гореть": ср. латышск. vara "сила"; тох. А at\"al "человек" < и.-е. *ater- "огонь"): число (как и буква) символизировало божественное обустройство (устои) Вселенной, Космос, божественную стихию; понятие краски и цвета (а также отдельные цвета) связывались с понятием огня (ср. и.-е. *bhel- "гореть", но англ. black, blue, русск. белый; и.-е. *ghel- "гореть", но русск. желтый; и.-е. *gher- "гореть", но англ. green). Человеческое тело считалось микрокосмом в отличие от макрокосма, т.е. Мироздания. Макрокосм (как и микрокосм) делили на три уровня -- верхний мир (мир богов), средний мир (мир людей) и нижний мир (Преисподняя). Подобным же образом в древности различали животных верхнего мира (птицы), животных среднего мира (волк, медведь, олень, лось, дикий бык, заяц и др.) и животных нижнего мира (змея, червь, мышь, черепаха, лягушка, муха, рыба). Однако некоторые животные приравнивались к богам (например, корова и змея) и были символами Вселенной (ср. литовск. lokys "медведь", но др.-инд. loka "вселенная"; и.-е. *lek- "гореть, светить"; лат. anguis "змея", но авест. anghu- "вселенная"; англ. world "вселенная", но и.-е. *?er- "змея" + др.-сев. liрr "змея"; др.-сев. heimr "вселенная", но русск. змея), считалось, что земноводные были прародителями человечества (ср. англ. bear "медведь" и алб. burr╕ "человек, мужчина"; латышск. \`eus-ka "змея", но тох. А cosi "люди", ср. тох. В kes "число" и греч. kos-moj "вселенная").

Животные в языческую эпоху выступали в роли alter ego человека (считалось, что люди имеют несколько душ, одна из которых находится в теле человека, а другие в животных, также в камнях и в деревьях) или в роли тотема (прародителя) людей; животные воспринимались как носители космических (божественных) сил, что отражено рисунками животных на камнях и на посуде; животные как земное отражение Божества часто были предметом поклонения. Нередко животные выступают в качестве перевозчиков богов: бог стихии Адад передвигается на белом быке, индийская богиня деви -- на льве, германский бог Донар передвигается в колеснице, запряженной козлом. В древних религиях часто встречаются зооморфные божества. Животные -- активные участники древних мифов. Они выступают как Оракулы и как божества. Шкуры и кожа крупных животных, использовавшиеся в качестве одежды, согласно древним верованиям, сообщают тому, кто ее носит, силу соответствующего животного (ср. др.-сев. liрr "змея", но латышск. Leder "кожа" и ирл. laidir "сила" [значение "сила" часто связывалось со значением "огонь"; это последнее значение, однако, могло иметь как положительную, так и отрицательную коннотацию: ср. др.-сев. eldr "огонь", но хет. idalu- "плохой" и тох. А at\"al "человек" (букв. "тленный"), но нем. edel "благородный"; типологически ср.: и.-е. *bh\^a- "гореть", но англ. bad "плохой"; и.-е. *pel- "гореть", но русск. плохой; и.-е. *kel- "гореть", по русск. зло]; лат. cutis, др.-сев. h\^uр "кожа", но и.-е. *kut- "сила"; греч. d\@aa rma "кожа", но др.-инд. dharmah "гармония, порядок" (и.-е. *der-/*ter- "сила"), латышск. ada "кожа" но и.-е. *ad- "соединение, гармония, порядок"; ср. также соотношение значений "животное" > "сила"; ирл. rop "животное", но греч. r\@ab ph "сила"; и.-е. *g?er- "животное", но латышск. vara "сила" (ср. и.-е. *g?ei-ro "сила"); нем. Tier "зверь", но и.-е. *ter- "сила": хет. tarh- "сильный").

Животные, как уже говорилось, соотносились с понятием Числа -- символом божественного мироздания: ср. англ. stag "олень", но нем. диал. Stieg "двадцать"; русск. вол, но дат. val "восемьдесят", русск. жеребенок, но прусск. girbin "число" (и.-е. *g?erbh "matrix"); тох. В kes "число", но латышск. \`eus-ka "змея"; и.-е. *k?e-tor "четыре" < *g?ou- "корова" + исл. рjorr "бык"; и.-е. *oid-/*od- "один", но валлийск. odion "бык", др.-инд. ak/ek "один", но др.-инд. ahi "змея" (также "корова"). Названия животных нередко соотносились с названиями богов: ср. нем. K\"afer "жук", осет. k\aef "рыба", но и.-е. *kabeiro "божество" (ср. русск. кобец "сокол"), и.-е. *pusain "бог", но и.-е. *pes- "рыба"; лат. caper "козел", но др.-русск. капь "идол"; др.-сев. Шss "бог", но др.-англ. easse "червь, змея": ср. тох. А aise "сила".

Животные часто выступали в обличии людей: ср. англ. bear "медведь", но алб. burr╕ "человек"; гот. waurms "змея", латышск. verres "бык", но лат. vir "человек"; др.англ. secg "человек, мужчина", но алб. sok "птица"; англ. adder "змея", но тох. А at\"al "человек"; греч. dem\@ac j "народ", но и.-е. *dem- "змея".

Относительно животных-оракулов ср.: нем. диал. Pier "червь, змея", но англ. диал. freit "предсказание"; ирл. rob "животное", но (с метатезой) англ. диал. obering "предсказание"; тох. А lak "рыба", но др.-инд. laksa "предсказание"; др.-инд. vrk "волк", но хет. waurkusa "предсказание"; лат. formica "муравей", но лат. informatio "сообщение".

Животные в древности считались носителями Мировой Души и Мирового Огня (верхнего и нижнего): ср. др.-инд. ahi "змея" (также "корова"), но гот. ah-ma "душа" (*ag- "огонь"); англ. dog "собака", но русск. дух (ср. без преформанта арм. ogi "душа", а также др.-сев. b-aka "собака"; др.-сев. g-agg-ar "собака"; англ. диал. r-ach "собака" и чешск. \^\ih-ar "собака").

Животные -- олицетворение Мирового разума: ср. др.-инд. ahi "змея", но гот. aha "разум"; алб. kanderr "жук", но ирл. cond "разум".

Животные -- олицетворение вселенской Целостности: ср. тох. А puk "целый", но нем. Fuchs "лиса", англ. fox "лиса"; исл. \'ama "червь", но лат. omnis "весь"; тох. В sari "животные", но хет. \'sarva "целый, весь"; латышск. t\^arps "червь", но хет. tarap "целый"; хет. \it tarupe\vs\vsar "Gesamtheit".

Животные в древности часто выступали как предмет жертвоприношения. Ср. русск. козел, но др.-англ. husel "жертвоприношение"; тох. В sari "животное", лат. sorex "мышь", но хет. suris "жертвоприношение"; др.-инд. ahi "змея" (также "корова"), но и.-е. *ag- "жертвоприношение". В древности был распространен обряд "разрыва зверя": животное, приносившееся в жертву, разрывалось пополам над сакральным огнем (см. главу 3).

Некоторые животные (например, медведь и все земноводные) в древности считались прародителями человечества. Ср. англ. father "отец", нем. Vater "отец" < др.англ. pad "лягушка" + бретонск. \`aer "змея"; англ. mother "мать" < и.-е. *mat- "змея" (ср. др.-ирл. math- "медведь") + бретонск. \`aer "змея"; др.-инд. rekah "лягушка", но англ. диал. reek "род, клан"; бретонск. \`aer "змея", но осет. aryn "рожать"; и.-е. *dem- "змея", но тох. А t\"am "рожать"; тох. В terwe "змея", но др.-англ. teors "m\"annliches Glied"; русск. змея, но др.-англ. hж man "coire"; латышск. \`eus-ka "змея", но греч. kus-qoj "vagina"; др.инд. hira "змея", но осет. gyryn "рожать"; англ. bear "медведь", но англ. to bear "рожать"; и.-е. *ad- "змея", но гот. aiюei "мать" (ср. греч. aidoion "половые органы"). Предок -- это образ, это маска: ср. лат. persona "образ, маска", но нем. диал. Pier "червь, змея" + чешск. s\'an "змей". Ср. также русск. щур "стриж" (птица); щур "червь" и щур "крыса", но русск. пра-щур "предок": ср. осет. i-guryn, gyryn "возникать, рождаться" (русск. диал. кур "m\"annliches Glied": литовск. pra-kur\aajos "предок": и.-е. *ker- "делать, совершать" > "родить" (ср. лат. creare). Значение "птица" часто соотносится со значением "змея", а значение змея -- со значением "мышь, крыса". С другой стороны, ср. лат. avus "предок" и лат. avis "птица" (ср. др.-англ. eow-end "m\"annliches Glied"); др.-в.-нем. an (нем. Ahne) "предок", но ирл. en "птица" (ср. хет. uen "coire").

Различные уровни человеческого тела-микрокосма, как уже говорилось, олицетворяли верхний, средний и нижний миры и раскрашивались различными красками, которые по своей символике соответствовали верхнему, среднему и нижнему мирам. Например, верхняя часть тела обычно раскрашивалась синим цветом (символ божественности и сверхестественности), средняя часть тела -- красным цветом (символ огня и души: считалось, что душа находится в животе), а нижняя часть тела -- черным цветом (символ Преисподней).

Душа в древности считалась жидким огнем (ср. русск. гореть, но лат. gars "душа"; англ. soul "душа", но и.-е. *su- "гореть", и.-е. *seu- "жидкость"; и.-е. *ag- "гореть", но арм. ogi "душа"; русск. душа, но и.-е. *dheg- "гореть"). Кровь считалась вместилищем души: ср. нем. Blut "кровь", но и.-е. *bhleu- "гореть" (мужской символ), но шведск. blot "na\ss, feucht" (женское начало), причем как огонь, так и жидкость в древности соотносились с плетением (и.-е. *bhel- "гнуть, плести"): ср. др.-инд. bala "сила", др.-англ. bleo "краска" (символ силы).

Язычники придерживались особой пространственной ориентации: вертикаль считалась божественной линией, горизонталь олицетворяла все земное, тленное и злое (крест -- символ пересечения неба и земли), круг -- креативный женский символ (ср. др.русск. коло "круг", но др.-инд. kul\`a "род, клан"; англ. round "круглый", но англ. диал. round, rudd "female fish"; "spawn"; др.-англ. trendel "круг", но др.-англ. ge-striend "Nachkomenschaft": ср. Е.Г.Брунова. Пространственная ориентация в архаичной языковой модели мира. Дис.... докт. филол. наук. М., 2008). Движение вверх считалось мужским движением, движение вниз -- женским движением, движение к центру считалось божественным, а движение от центра -- олицетворением зла (ср. русск. возле < во зле). Движение вверх и вниз вместе образовывали божественную Целостность. Вертикальное положение в пространстве, согласно древним представлениям, символизировало все божественное -- первоэлементы Вселенной (звук, свет, дух), Божественную Гармонию сотворенную Божеством Вселенной, Вечность как божественную категорию. а горизонтальное положение в пространстве олицетворяло все земное, все тленное и злое.

Значение "гореть" часто связывалось со значением "край, межа": ср. и.-е. *ar- "гореть", но также "край", "периферия"; и.-е. *bh\^a- "гореть", но и.-е. *bhak- "край, межя"; и.-е. *su- "гореть", но и.-е. *s?et- "край, межа"; и.-е. *mag-/*meg- "огонь", но русск. межа (край, граница в древности были предметом поклонения: ср. G.Durand. La notion de limite dans la morphologie religieuse et les th\'eophonies de la culture europ\'eenne // Eranos Jahrbuch. 49. 1980).

Символом Вселенной у язычников было так называемое Мировое Древо (согласно древним воззрениям оно находилось в середине Мироздания). Вот как описывает скандинавское мифологическое Мировое Древо Иггдрасиль английский писатель Т.Карлейл: "... мне нравится также их представление о дереве Иггдрасиль. Всю совокупность жизни они представляли себе в виде дерева. Иггдрасиль, ясень, древо жизни, глубоко прорастает своими корнями в царство Хели, или смерти, вершины его ствола достигает высокого неба, его ветви распространяются над всей вселенной; таково древо жизни. У корней его, в царстве смерти. Восседают три норны, судьбы, -- прошедшее, настоящее и будущее, -- они орошают корни дерева водою из священного источника. Его "ветви" с распускающимися почками и опадающими листьями -- события, дела выстраданные, дела содеянные, катастрофы -- распространяются над всеми странами и на все времена. Не представляет ли каждый листик его отдельной биографии, каждое волоконце -- поступка или слова? Его ветви -- это история народов. Шелест, производимый листьями, -- это шум человеческого существования, все более возрастающий, начиная с древних времен. Оно растет, дыхание человеческой страсти слышится в его шелесте, или же бурный ветер, потрясая его, завывает, подобно голосу всех богов. Таков Иггдрасиль, древо жизни. Оно -- прошедшее, настоящее и будущее, то, что сделано, что делается, что будет делаться, -- бесконечное спряжение глагола делать" (Психология толпы. М., 2003): ср. англ. tree "дерево" и литовск. daryti "делать, совершать". Мировое древо -- символ Гармонии Космоса (ср. др.-инд. dharmah "гармония, порядок"), символ Начала и конца (ср. валлийск. dereu "начинать" и ирл. dered "кончать"), фаллический символ продолжения рода (ср. др.-англ. teors "penis", ирл. torr "матка"), символ молодости (ср. др.-инд. t\'aruna "jung").

Таинство как форма Духа возникла на том уровне развития культуры, когда первобытный человек в своем сознании стал разделять мир на две качественно различающиеся области -- профанную и сакральную, определяющие собой два образа бытия в мире, два способа существования первобытного человека. Сакральное -- это созданный богами, освященный ими Космос, это обитаемая территория, противопоставляемая необитаемому, опустошенному Хаосу. Для первобытного человека в мире профанного не существовало тайн. Этот мир ужасен, но не таинственен. Мир несвященных, профанных вещей для первобытного человека лишен интереса, но там, где нет интереса, там нет и таинственности. Мировоззренческие интересы первобытного человека сфокусированы в вопросе о Творении Космоса, сакрального мира, в центре которого стояло Божество (ср. др.-сев. heimr "вселенная, космос", но нем. ge-heim "тайный"; бретонск. kuzet "таинство", но греч. kos-moj "вселенная"; лат. aenig-ma "таинство", но авест. \`anghu- "вселенная"; др.-инд. gudha- "таинство", но англ. god "бог"). В ряде случаев, однако, понятие таинства соотносится с понятием звука (звук -- первоявление Божества): ср. бретонск. kuzet "таинство", но др.-в.-нем. kosian "говорить, издавать звуки"; др.-инд. gudha "таинство", но ирл. guth "голос"; нем. ge-heim "тайный", но тох. А kaч "звук". Именно здесь, с точки зрения первобытного сознания, сконцентрирована подлинная тайна. Вместе с тем первобытное сознание включало в себя и представления о пограничности Тайны. Оно относило тайну к пространственной временной границе священного и мирского. Символическое преодоление такой границы и служит мировоззренческой основой множественных первобытных "обрядов перехода" (возрождение природы, рождение и смерть человека, природные катаклизмы). Ср. В.М.Найдыш. Философия мифологии. М., 2002.

Охота и войны в древности приравнивались к сакральному действу, в частности, к священнодействию -- колдовству и жертвоприношению: ср. и.-е. *╛ag- "поклонение божеству", но нем. jagen "охотиться"; тох. В mak- "охота", но англ. make "делать, совершать"; тох. В werke "охота", но англ. work "делать, совершать" (священнодействие). Охота также соотносилось с фаллическим понятием: ср. лат. venari "охотиться", но хет. uen "coire"; нем. jagen "охотиться", но др.-сев. Шgurr "m\"annliches Glied". Ср., с другой стороны, др.в.нем. baga "война", но др.-инд. bhaga "vagina" и русск. Бог.

Языческий культ неизменно включал в себя жертвоприношение богам. Жертвоприношение связывалось с рождением, с продолжением рода: ср. умбрск. esunu "жертвоприношение", но литовск. veisti "продолжать потомство"; русск. жертва, но осет. gyryn "рожать". Съедание чего-либо (а огонь "съедает" брошенную в него жертву) в древности было фаллическим символом: ср. греч. fagein "съедать", но др.-инд. bhaga "vulva"; и.-е. *ed- "съедать", но греч. aidoion "половые органы"; англ. food "пища", но нем. диал. Fud "vagina".

Древний человек считал верх символом местопребывания божеств, источником благости, жизни, спасения, но понятие верха тщательно табуировалось. Ср.: и.-е. *?\aar- "верх", но хет. warms "help", warressa- "shut in, protect", а также литовск. \`urva "hollow, pit" -- греч. o\@ad ranoj "небо" (верхняя Бездна). Кроме того, верх символизировался огнет (метафора "вздымающийся вверх": и.-е. *?\aar- "огонь; гореть"), а также звуком как божественным первотворением (и.-е. *?\aar- *?er- "издавать звуки"; и.-е. *?er- "верх": и.-е. *?\aar- "творить"), латышc\^e. veris "густой лес" (дерево как символ Вселенной: метафора "вздымающийся вверх"). В любом религиозном контексте и вообще в любой сфере, где они встречаются (шаманские ритуалы, инициации, мистический экстаз, сновидения), восхождения всех видов, такие, как восхождение в горы, подъем по лестнице, парение по воздуху ввысь, всегда означают, что человек транцендирует себя и достигает высших космических уровней. Простой факт левитации соответствует посвящению. С другой стороны, понятие верха, наряду с положительными табуирующими описательными значениями, могло табуироваться отрицательными коннотациями: ср. и.-е. *?er- "верх", но и.-е. *s?er- "harm, hurt": др.-инд. svarami "blame"; тох. А k\"ar "dignit\'e, rang", но также с отрицательной табуирующей коннотацией: и.-е. *kar- "abuse, blame, fault, disgrace", др.-англ. werig "sad, depressed". В отличие от понятия Верха понятие Низа символизировало Зло: ср. хет. katta "низ", но и.-е. *kad- "зло".

Две стихии -- Земля и Вода, Суша и Море -- лежат в основе качественного представления человека о земном пространстве. В переживании суши и моря, земли и воды человек входит в контакт с фундаментальными аспектами своего существования. Суша -- это стабильность, плотность, фиксированность. Вода -- это подвижность, мягкость, динамика, время. Суша, твердь обычно связывались с мужским началом, с огнем, а жидкость -- вода, море, река -- с женским. Эти две стихии -- наиболее очевидные проявления вещественной природы мира: одни одновременно и вне человека (все плотное и жидкое) и внутри его (тело и кровь). Понятие тверди, мужского начала олицетворяло все внешнее, а понятие жидкости, текучести, женского начала -- все внутреннее. Соотношение внешнего и внутреннего хорошо иллюстрируется следующими примерами: русск. наружный, исл. r\"ogg "(сверхъестественная) сила", русск. рог, русск. диал. ружа "земная твердь", лат. rogus "огонь", а с другой стороны, русск. \'\iympo (без табуирующего отрицания), лат. uterus "утроба", латышск. udens "вода", осет. udd "душа". Вода -- это все Внутреннее, Неявленное, а Огонь -- это все Внешнее, Явленное, Верхнее, Твердое. Понятие воды (внутреннее) и огня (внешнее) тесно связаны между собой как первоэлементы божественного творения; вода мыслилась как плетение вод, а огонь олицетворял плетение, связывание языков пламени; значение "связывать" > "схватить (жертвоприношение: об огне)" соотносится со значением "твердый" (букв. "схваченный, связанный", ср. русск. клей схватил "клей затвердел"): ср. др.-инд. drdha- "твердый", но авест. darez "связывать"; вместе с тем значение "связывать" > "гнуть, прогибать" может соотноситься как со значением "мягкий" (букв. "вогнутый") > "внутрений" (ср. русск. сомк-нуть и арм. mxem "to insert"; но греч. mocoj "innermost part": тох. А muk "сила": и.-е. *mok-/*muk- "вода"/"огонь": русск. мягкий; и.-е. *reg- "сжимать"/"разжимать", но русск. диал. ружа, русск. на-ружность: и.-е. *reg- "огонь"/"вода"; и.-е. *bhrend- "выгибаться", но алб. brenda "внутри"; и.-е. *ad- "гнуть": и.-е. *ad- "огонь", но др.-инд. addhan "внешний"), так и со значением "выгнутый" > "выпирающий, выдающийся вперед" > "внешний". Универсальность переживания Земли и Воды порождает традиционную концепцию Тверди Небесной -- источника дождя, т.е. верхних вод, что находит симметричное отражение в виде Земли, Суши, Земной Тверди, не мыслимой без Земных вод (рек, морей), а также нижних вод. При этом внешнее немыслимо без внутреннего, а внутреннее является естественной средой для внешнего. В этой связи следует принять во внимание широко практиковавшееся в древности саморанение -- неотъемлемую часть ритуала. В кровопускании таится двойная инверсия, выворачивание вывернутого: возврат крови ее океанического состояния, а организму -- внутреннего бытия, бытия вовнутрь, точнее, внутри океана. В откровении-кровопускании есть чувство радости, облегчения и экстаза, чувство покоя и тишины, созвучной шуму морской раковины, чувство обретения единого архаического тела, синхронизации ритмов Космоса, океанических волн, кровотока.

Божественное Явление зарождается "внутри" и является "наружу": ср. в этом плане и.-е. *аи- "вода" (женское, внутреннее начало), но др.-англ. \'eawan "явить, явиться". Подобным же образом и.-е. *seu- "жидкий, мокрый", но и.-е. *seu- "родить" (буквально "явить"), ср. латышc\^e. sieva "женщина" (вода -- женский символ), хет. siwas "божество" и гот. saiws "море"; тох. А p\"ars- "arroser, asperger", но лат. parere "появиться, показаться" (ср. лат. pario "родить", а также и.-е. *р\aar- "чудо"). С другой стороны, понятие "явить, явиться" может соотноситься и с понятием "внешний": ср. русск. диал. ружа "земная твердь", но русск. на-ружный, а также литовск. reik\vsti "offenbaren".

Восток в сакральной географии традиционно считался "землей духа", землей рая, землей полноты и изобилия, "родиной" Сакрального, обителью Богов. Запад имел прямо противоположное значение с точки зрения символики -- это "царство изгнания" "колодец отчуждения", по выражению арабских мистиков, это мир мертвых, "зеленая страна" (как говорили древние египтяне). Запад -- это "анти-Восток", страна упадка, заката, тьмы, деградации, перехода из проявленного в непроявленное, из жизни в смерть, от полноты к нищете (вертикальная ось ориентации). В связи со сказанным англ. west, нем. West "запад" можно соотнести с хет. wast\^\is "injure, sin"; ср. также англ. waste "тратить, расходовать", нем. W\"uste "пустыня", тох. А wse "мрак". С другой стороны, англ. east, нем. Ost "восток" соотносится с и.-е. *ast- "огонь, свет". Понятие "восток" могло употребляться в значении "передний, находящийся спереди" (т.е. местопребывание богов, которым обычно поклонялись, обратившись на восток): ср. др.-инд. \it p\^urv\^a- "впереди, передний", но также "восток". С алб. lindje "восток" следует сопоставить пракр. ladaha- "h\"ubsch, sch\"on, lieblich", др.-сев. lindi "Band, G\"urtel", lyndi "Gesinnung, Gem\"ut", кельтск. *(p)landi "hell, gl\"anzend"; др.-англ. ge-loрu "R\"uckwirbel" (ось мира); швед, lund "лес" (символ Вселенной, мировой оси, олицетворяемый вздымающимся вверх огнем). Ср. также: ирл. airther "восток" (букв. "передний", ирл. air- "впереди" в отличие от ирл. iarthar "запад", ирл. iar- "сзади").

Таким образом, восток -- это символический "онтологический плюс", а запад -- "онтологический минус"; согласно китайской традиции, восток -- это янь, мужской, световой, солнечный принцип, а запад -- это инь -- женский, темный, лунный принцип. В отличие от горизонтальной оси ориентации "восток -- запад", существовала и вертикальная ось ориентации "север -- юг". В наиболее ранний период существования человечества явно обнаруживался примат Севера над Югом. Север символизировал Истоки, изначальный нордический рай, откуда берет начало вся человеческая цивилизация. Основной идеей, традиционно связываемой с Севером, является идея Центра, неподвижного Полюса, точки, где сходятся все противоположности, символического места, не подлежащего космической энтропии. Север -- страна Света, избранная изначальным Логосом для того, чтобы проявить себя. Север -- символ андрогина (ср. русск. север < и.-е. *seu- "огонь"/"вода" + и.-е. *?er- "огонь"/"вода": ср. латышск. sieva "женщина" + лат. vir "мужчина"). Англ. north, нем. Nord "север", но и.-е. *nrt- "двигать(ся)": движение -- символ боготворчества; ирл. nert "магическая сила"; и.-е. *nertos "мужской", а также (без табуирующего отрицания) англ. ord "Anfang", русск. родить (как показала Т.М.Толстая, значение "двигаться" тесно связано с фаллическими значениями: ср. и.-е. *ar-/*er- "дивгаться", но осет. aryn "родить"); ср. еще тох. В \^artt "суть, смысл", алб. urt╕ "разум", др.-инд. ret- "семя". Юг символизирует нечто прямо противоположное -- материальность, тьму, смешение, лишенность, погруженность в поток времени и становления. Юг -- это царство материи. Он разлагает северную чистоту Традиции, но сохраняет в материализованном виде ее следы. Пара "Север -- Юг" не сводится, однако, к абстрактному противопоставлению Добра и Зла. Это скорее противопоставление Духовной Идеи и ее огрубленного, материального воплощения: Север "одухотворяет" Юг, нордические посланцы дают южанам Традицию, закладывают фундамент сакральных цивилизаций. Если Юг отказывается от признания примата Севера, начинается сакральное противостояние, "война континентов", причем именно Юг ответствует за этот конфликт своим преступлением священных норм. Следует отметить, что в сакральной географии вертикальная ось (Север -- Юг) является более ранней и более важной, чем горизонтальная ось (Восток -- Запад). Отметим в этой связи соотношение англ. south, нем. S\"ud "юг" с арм. sut "ложь", а русского юг с хет. ug "смерть". Ср. также гот. jiukan "бороться", авест. yaozaiti "im Aufregung geraten, sich aufregen, in Unruhe, Verwirring geraten" (борьба Севера и Юга); греч. notoj "юг" соотносится с и.-е. *not- "backside", нем. Not "нужда", фризск. noed "ответственность; риск". Понятие Юга связано с понятием Воды: ср. тох. А su- "pleuvoir"; греч. notoj "юг", но notia "moisture, rain". Считалось, что дождь льет из небесной Чаши (ср. русск. по-суда, судок). С другой стороны, Чаша (особенно Чаша весов) очень рано стала использоваться в значении "чаша правосудия": ср. русск. суд (суд Севера над Югом). Ср. K.Goldammer. Der Mythus von Ost und West. Berlin, 1962.


 Об авторе

Марк Михайлович МАКОВСКИЙ

Доктор филологических наук, профессор. Крупный ученый-лингвист, известный как в нашей стране, так и за рубежом своими фундаментальными трудами в области общего языкознания, диалектологии, социолингвистики, этимологии, семиотики, лингвистической типологии.

Перу М.М.Маковского принадлежат двенадцать монографий: "Теория лексической аттракции" (1971); "Английская диалектология" (1980; 2-е изд. URSS, 2005); "Системность и асистемность в языке" (1980; 2-е изд. URSS, 2006); "Современный английский сленг" (1982; 3-е изд. URSS, 2007); "Лингвистическая комбинаторика" (1988; 3-е изд. URSS, 2007); "Удивительный мир слов и значений" (1989; 2-е изд. URSS, 2005); "Феномен ТАБУ в традициях и в языке индоевропейцев" (2000; 2-е изд. URSS, 2005) и другие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце