URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Аристов Н.Я. Первые времена христианства в России по церковно-историческому содержанию русских летописей
Id: 166365
 
237 руб.

Первые времена христианства в России по церковно-историческому содержанию русских летописей. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 192 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04167-6.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1888 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного русского историка и публициста Н.Я.Аристова (1834--1882), в которой представлен обзор древнерусских летописей, рассказывающих о первых годах после принятия христианства на Руси. Исследуется церковно-историческое содержание летописей, анализируется взгляд древнерусских летописцев на разнообразные события в мире. По содержанию летописей описывается нравственное и религиозное состояние Руси того времени, подчеркивается недостаточная готовность тогдашнего русского общества к пониманию великих идей Христа.

Книга, написанная более века назад (первое издание вышло в 1888 г.), будет и сегодня интересна как профессиональным историкам, культурологам, религиоведам, так и самому широкому кругу читателей.


 Оглавление

Вместо предисловiя
I.  Взглядъ на церковно-историческое содержанiе русскихъ летописей
II.  Взглядъ древнихъ русскихъ летописцевъ на событiя мiра
III.  Обзоръ русскихъ летописей въ содержанiи и характере ихъ, преимущественно церковно-историческомъ:
 О южныхъ летопис.:
  Летопись преподобнаго Нестора
  Ипатьевская летопись
  Лаврентьевская суздальская летопись
 О северныхъ летопис.:
  Первая новгородская летопись
  Вторая новгородская летопись
  Третья новгородская летопись
 О летопис. сборник:
  Четвертая новгород. летопись
  Первая софiйская летопись
  Вторая софiйская летопись
  Густинская летопись

 Вместо предисловия

15-го iюля текущаго года, т.е. въ день памяти св.равноапостольнаго великаго князя Владимiра, нареченнаго во св.крещенiи Василiемъ, русскимъ народомъ будетъ праздноваться 900-летiе со времени всеобщаго введенiя этимъ княземъ въ Россiи христiанской веры, что, какъ доказываютъ наши историки, совершилось въ 988-мъ году. Самое крещенiе своего народа было произведено св.Владимiромъ въ городе Кiеве, на реке Днепре, при торжественной обстановке: св.князь, въ сопровождены разряженныхъ бояръ, вельможъ и собора греческихъ священниковъ, явился туда къ моменту совершенiя великаго обряда самъ лично, приказавъ заблаговременно уничтожить всехъ идоловъ и кумировъ, которые были разставлены на многихъ площадяхъ города.

Хотя съ верой христiанской, согласно преданiямъ, Россiя (Скифы) познакомилась, черезъ св.Андрея Первозваннаго, и вскоре по вознесенiи Христа на небо, т.е. еще въ первомъ полустолетiи по Р.Хр., но, не смотря на это, она втеченiи слишкомъ 8-ми столетiй находилась вся въ языческомъ состоянiи! За сто же съ небольшимъ летъ до всеобщаго крещенiя Руси, христiанская вера стала проникать въ русское общество ужъ все больше и больше: изъ граматъ Константинопольскихъ патрiарховъ (Фотiй и др.) можно усмотреть, что въ 866 и последующихъ годахъ многiе изъ русскихъ людей исповедывали ученiе Христа; Российская княгиня св.Ольга (во крещенiи -- Елена) крестилась въ Царь-граде за 30 съ небольшимъ летъ до крещенiя св.Владимiра.

Въ виду предстоящаго празднованiя 900-летiя этого великаго событiя въ Россiи, для многихъ, надо думать, не безъинтересно будетъ ознакомиться какъ съ нравственнымъ и религiознымъ состоянiемъ Россiи того времени, такъ и съ неподготовкой тогдашняго русскаго общества къ пониманiю великихъ идей Христа. Въ предлагаемой книге, заключающей въ себе три различныхъ статьи Н.Я.Аристова, набросана полная картина борьбы молодой христiанской русской веры съ отживавшей и глубокоукоренившейся языческой; первая вводилась, въ большинстве случаевъ, силой, а не убежденiемъ, что и затрудняло долгое время ея распространенiе. Понятно, что тогдашнiе молодые христiане были таковыми по большей части только по внешности, такъ какъ до истиннаго пониманiя и исповеданiя ученiя Христа и теперь, спустя 900 летъ после крещенiя Руси, дошли очень и очень немногiе! Но... "Верное и точное изученiе исторической жизни -- справедливо говорить г.Аристовъ въ начале первой своей статьи-даетъ самое лучшее средство для пониманiя ея въ настоящую пору"...

Выпуская ныне эти три статьи г.Аристова отдельной книгой, подъ однимъ названiемъ, я старался, однако, сохранить какъ полный подлинникъ каждой изъ статей, такъ и встретившiяся въ нихъ особенности правописанiя, ибо, какъ мне известно, самимъ профессоромъ хотя и было приступлено къ исправленiю, сведенiю и обработке множества своихъ разнообразныхъ статей, въ томъ числе и этихъ трехъ, но все это осталось, къ сожаленiю, неоконченнымъ имъ.

В.Симанскiй.

С.-Петербургъ, 11 Iюня 1888 года.


 Об авторе

Николай Яковлевич АРИСТОВ (1834--1882)

Известный русский историк и публицист. Родился в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии, в семье священника. Получил высшее образование в Казанской духовной академии. Под влиянием известных ученых -- слависта В.И.Григоровича и, особенно, историка А.П.Щапова -- занялся изучением русской истории. В 1858--1861 гг. преподавал в Симбирской семинарии. С 1861 г., выйдя из духовного звания, жил в Санкт-Петербурге. Защитил магистерскую диссертацию "Промышленность Древней Руси" (1866). В 1867 г. был приглашен доцентом в Казанский университет, а в 1869 г. занял профессорскую кафедру в Варшаве. Степень доктора получил за диссертацию "Московские смуты в правление царевны Софии" (1871). В 1873 г. перешел в Харьковский университет, а в 1875 г. занял кафедру русской истории и получил должность инспектора в Нежинском историко-филологическом институте. Делегат нескольких археологических съездов, член Московского археологического общества (с 1869 г.).

Разделяя народнические и просветительские взгляды своего учителя А.П.Щапова, Н.Я.Аристов считал дворянство и чиновничество отрицательными силами в истории. Больше всего он интересовался историей народной массы, ее идеалами и движениями. Он одним из первых обратился к изучению экономической истории времен Киевской Руси, истории народных движений. Он также занимался исследованием древнерусских летописей, в том числе церковно-исторических аспектов их содержания; изучал развитие русской исторической науки, народный быт и фольклор. Кроме того, Н.Я.Аристов посвятил основательную работу историческому значению творчества великого русского писателя Н.В.Гоголя; принимал активное участие в работе Археографической комиссии и Этнографического отдела Русского географического общества.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце