URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Аничков Е.В. Очерк развития эстетических учений
Id: 166070
 
329 руб.

Очерк развития эстетических учений. Изд.3

URSS. 2013. 248 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01406-7.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания)

 Аннотация

Настоящая книга, написанная известным отечественным литературоведом, критиком и публицистом Е. В. Аничковым (1866--1937), посвящена истории становления и развития эстетических учений --- начиная от Платона и Аристотеля и заканчивая судьбой эстетики в России. Автор рассматривает христианскую эстетику, теории искусства Средневековья и эпохи Возрождения, эстетические системы Канта, Шиллера, Гегеля, Шопенгауэра, Спенсера и других великих мыслителей, воззрения на искусство Чернышевского, Льва Толстого, Владимира Соловьева, вопросы происхождения поэзии, отношений ужасного и смешного, красивого и уродливого и др. Под пером автора отдельные исторические фрагменты складываются в цельную картину истории научного изучения проблем красоты и искусства.

Книга рассчитана на философов, культурологов, искусствоведов, историков науки, психологов, студентов и аспирантов соответствующих специальностей, всех заинтересованных читателей.


 Оглавление

Глава I. Эстетика въ древности
Глава II. Эстетика и христiанство
Глава III. Средневекое пониманiе искусства
Глава IV. Возрожденiе и классицизмъ
Глава V. Кантъ и Шиллеръ
Глава VI. Теорiя ужаснаго и смешного отъ Аристотеля до Канта
Глава VII. Романтики и идеалисты. Шеллингъ, Гегель, Шопенгауэръ
Глава VIII. Ужасное у Гегеля и Шопенгауэра
Глава IX. Реализмъ
Глава X. Англiйскiе позитивисты и немецкiе психологи
Глава XI. Эстетизмъ
Глава XII. Гюйо и Ницше
Глава XIII. Последнiя теченiя въ немецкой эстетике
Глава XIV. Судьбы эстетики въ Россiи. Отъ Чернышевскаго до Льва Толстого
Глава XV. Владимiръ Соловьевъ и новыя веянiя
Глава XVI. Поисхожденiе поэзiи
Глава XVII. Современная теорiя эстетическаго воспрiятiя

 Предисловие

Еще въ конце XVIII в. казалось оскорбительнымъ для философiи заниматься такими вопросами, какъ хорошiй или дурной вкусъ, оценка художественныхъ произведенiй, душевное состоянiе поэта въ моменты творчества. Съ самой эпохи возрожденiя писались, более или менее, въ подражанiе Горацiю, "поэтики"; уже народилась критика, какъ особая отрасль литературы; въ обществе высоко ставили художественное мастерство; быть знатокомъ музыки, живописи, театра, поэзiи считалось почтеннымъ и даже въ той или въ другой мере обязательнымъ. Но все это не смело еще вторгнуться въ философiю. Философы были заняты исключительно логикой, метафизикой, моралью. Разумъ и нравственность поглощали все интересы. Въ 1750 г. вышла, однако, книжка Баумгартена "Aesthetica", и здесь, хотя авторъ и извиняется, что занятъ такой маловажной областью душевной деятельности человека, какъ сужденiе о красоте предметовъ, все-таки вопросъ о красивомъ и изящномъ, а отсюда и вопросъ о художественномъ творчестве разбираются въ связи съ философiей. Брешь была пробита. Особенно важно то, что было дано имя особой, готовой возникнуть области философiи -- эстетике. Пройдетъ еще почти полъ-века, и возникнетъ научное изученiе вопросовъ красоты и искусства. Тому, что мы теперь называемъ эстетикой, положила основанiе "Критика способности сужденiя" Канта, вышедшая въ 1790 г.

Лейбницевская теорiя совершенствованiя въ изложенiи Вольфа предполагала несколько ступеней познанiя. Самое низшее есть познанiе чувствомъ (cognitio sensitiva). Оно даетъ лишь смутное представленiе, которое должно быть освещено разумомъ, чтобы стать яснымъ. Однако, и это чувственное познанiе стремится къ совершенству, и отсюда вопросъ: каково оно? Познанiе разума ведетъ къ истине. Но нетъ ли такого состоянiя души, которое, не будучи истиной, темъ не менее обладало бы высшимъ качествомъ? Баумгартенъ даетъ ответъ: совершенство чувственнаго воспрiятiя есть красота. Такъ возникла эстетика, какъ особый отделъ философiи. Непосредственнымъ следствiемъ появленiя этого термина явилось объединенiе на одной общей теоретической основе принциповъ отдельныхъ искусствъ, раньше строившихся, какъ ремесла, безъ связи другъ съ другомъ.

Пришлось тогда установить и пределъ новой отрасли философiи. Чемъ, собственно, ведаетъ эстетика? Если оставаться на почве определенiя, даннаго Баумгартеномъ, то эстетика есть наука объ одномъ только воспрiятiи. Поскольку прекрасна природа: лунный блескъ и полуденное солнце, весеннiе цветы на лугахъ, бледный цветъ фруктовыхъ деревьевъ, цветы, созданные въ садахъ искусствомъ человека, все безконечные переливы красокъ и линiй лиетвы, горныхъ стремнинъ, озеръ, рекъ и водопадовъ -- постольку эстетика наука объ особомъ воспрiятiи всего этого великолепiя, т.е. въ сущности часть психологiи. Но творитъ прекрасное само человечество: искусство -- надстрой человеческаго творчества сверхъ творчества Создателя Мiра (ars homo additus naturae); эстетика -- наука и о воспрiятiи художественныхъ произведенiй, отчего она и объединяетъ принципы отдельныхъ искусствъ. Отсюда еще одна область эстетики, казалось бы непредусмотренная Баумгартеномъ -- художественное творчество. Если мы воспринимаемъ красоту, любуясь творенiями художниковъ, то ведь художники служатъ этому воспрiятiю, заранее предчувствуютъ его; ихъ деятельность вся проникнута этимъ предчувствiемъ, потому что именно оно руководитъ ими. Значитъ, эстетика наука также и объ искусстве художниковъ. Эстетическое воспрiятiе лишь одинъ изъ двухъ отделовъ эстетики, второй -- искусство, т.е. творчество.

А когда народилась эстетика, все яснее стало обнаруживаться, что на самомъ деле она существовала давно, что искони, съ древности философскiя системы вырабатывали и теорiи эстетическiя, лишь не умея и не желая ихъ осознать въ отдельной связи.

Историки эстетическихъ ученiй стали начинать свое изложенiе съ Платона и Аристотеля. Это было необходимо, потому что обнаружилось, насколько повлiяли воззренiя древнихъ на обоснованiе и этой части философiи. Однако, долгое время провозвестниками эстетики считались только одни античные мудрецы. Принято было думать, что занятiя эстетикой съ гибелью античнаго мiра задремали до самого XVIII в. Прямо и категорически объявляла это историческая эстетика Циммермана. Еще недавно русскiй авторъ, А.М.Мироновъ, въ свою очередь, тоже констатировалъ "многовековой перерывъ въ исторiи развитiя эстетическихъ ученiй". Лишь англичанину Бозенкиту принадлежитъ честь первой попытки разсеять это заблужденiе: и среднiе века, не говоря уже о возрожденiи, способствовали развитiю эстетики. Въ настоящемъ очерке оно и будетъ представлено не прерывавшимся вовсе.


 Об авторе

Евгений Васильевич АНИЧКОВ (1866--1937)

Известный отечественный литературовед, критик, публицист, прозаик. Родился в Новгородской губернии. В 1892 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Ученик и последователь выдающегося литературоведа А.Н.Веселовского. С 1895 г. состоял приват-доцентом по истории западных литератур и лектором английского языка в Киевском университете. С 1908 г. -- профессор Петербургского психоневрологического института по всеобщей литературе и эстетике. В период Октябрьской революции уехал за границу, преподавал в Пражском и Белградском университетах.

Основные труды Е.В.Аничкова были посвящены славянскому фольклору и отражению в нем, а также в литературных произведениях мифологических элементов. Но, в связи с расширением научных интересов, он занялся проблемами более общего характера: вопросами поэтики, истории эстетики, литературоведения и литературной критики. Известность получили его книги "Новая русская поэзия" (Берлин, 1923) -- одна из первых обобщающих работ о Серебряном веке, "К религиозным исканиям наших шестидесятников" (Белград, 1931). К истории эстетики относится работа "Очерк развития эстетических учений", впервые вышедшая в 1915 г.


 Опечатка

На стр. 243 в Оглавлении, строка 2 снизу, следует читать: XVI. Происхождение поэзии
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце