URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Солопов Е.Ф. Сущность философии: Наука о всеобщем в его отношении к обществу и мышлению
Id: 165866
 
225 руб.

Сущность философии: Наука о всеобщем в его отношении к обществу и мышлению

URSS. 2013. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03327-5.

 Аннотация

В настоящей книге анализируется сущность философии и соотношение эмпирического и теоретического научного знания. Обосновывается научно-теоретическая и одновременно мировоззренческая природа философии, предлагается новый взгляд на предмет и логику теоретического развертывания ее содержания. Раскрывается специфика мифологии и религии, их взаимоотношение с философией и наукой в целом, взаимосвязь мировоззрения и методологии, философской и частнонаучной методологии.

Изложение рассчитано как на квалифицированных специалистов в области философии и науки вообще, так и на студентов и аспирантов.


 Оглавление

Предисловие
Очерк 1. Философия -- духовная квинтэссенция своего времени
Очерк 2. Философия -- всеобщая и непосредственно мировоззренческая наука
Очерк 3. Единство знания о мире и субъективного отношения к нему -- исходная клеточка мировоззренческой сущности сознания
Очерк 4. Мифология и религия как формы дофилософского, дотеоретического мировоззрения
Очерк 5. Наука. Эмпирическое и теоретическое научное знание
Очерк 6. Переход от эмпирического мышления к теоретическому, от мифологии к философии, научно-теоретическому мировоззрению
Очерк 7. Преднаука и наука. Античная наука и философия
Очерк 8. Наука, философия и религия в их взаимосвязи
Очерк 9. О познании мира в целом (продолжение полемики с Э. В. Ильенковым)
Очерк 10. Взаимосвязь мировоззрения и методологии, философской и частнонаучной методологии
Заключение

 Предисловие

Философия характеризуется в книге как всеобщая и непосредственно мировоззренческая наука, которая с самого своего возникновения представляет органическую часть научно-теоретического знания. До философии была преднаука, эмпирическое, научное знание. Теоретическое научное знание возникло вместе с философией. Мировоззрение существовало и до философии в виде мифологии и религии. В мифологии не было различения естественного и сверхъестественного. В религии оно возникло, причем сверхъестественное в религии не просто признается существующим, но и оценивается как высшая реальность. Наука избирает в качестве объекта познания естественный мир, либо отрицая сверхъестественный мир, либо просто оставляя его на долю религии.

Научно-теоретическое знание сначала в виде нерасчлененной натурфилософии, а позже в виде системы специализированных наук, разграничивших предметы своего познания, в принципиальном отношении, по своей сущности отрицает религиозно-мифологическое мировоззрение. Когда говорят, что философия подвергла отрицанию религиозно-мифологическое мировоззрение, это означает, что на место последнего пришло не что иное, как научно-теоретическое мировоззрение.

Судьба философии как мировоззренческой науки -- сложная, противоречивая. Она кровно связана со всеми перипетиями общественной жизни. Поэтому она подчиняется в своем развитии не столько собственной научно-теоретической сущности, сколько внешним обстоятельствам. Но в перспективе развития она неизбежно должна становиться все в большей мере научной не только по форме изложения своего содержания, по способу обсуждения своих проблем, но и по своему основному содержанию.

Хотелось бы в предисловии оттенить еще один момент. Философия не всеядная наука, она вовсе не претендует на знание обо всем. У нее четко определенный собственный и только один предмет: всеобщее в его отношении к человеческому обществу, его бытию и сознанию. Все философское знание от начала до конца -- это знание о всеобщем. Но не менее важно понять, что философское знание должно быть направлено на все более глубокое познание человеческого общества. А это, в свою очередь, означает необходимость все более глубокого познания как общества в целом, так и его отдельных человеческих индивидуумов -- личностей с их сознанием и мышлением. Ведь философия -- мировоззренческая наука! Поэтому она просто обязана довести знание о всеобщем до знания человека и общества, причем не как одного из многих природных проявлений всеобщего, оставляющего его на прежнем уровне организации, а как поднимающего всеобщее на более высокий уровень развития.

Философия обязана отразить в своем содержании развитие всеобщего от природного его бытия к общественному. Природа -- это всеобщее в качестве объекта, а общество -- всеобщее, развившееся до уровня субъекта, ставшее на этом уровне уже объектом-субъектом. Человеческое общество -- такой же закономерный предмет философии, как и всеобщее. Поэтому с этой стороны тот же самый предмет философии может быть представлен как человеческое общество в его отношении к всеобщему. Естественно, говоря об обществе, мы говорим о бытии людей и их сознании и мышлении. Поэтому отношение всеобщего к обществу -- это и отношение всеобщего бытия к человеческому сознанию и мышлению.

Надо иметь в виду и то, что всеобщее в диалектическом понимании охватывает, включает в себя все существующее. Поэтому философия имеет отношение ко всему, но взятому вместе как одно целое, как одно единственное бытие, внутренне многообразное и изменчивое.

Автор благодарит доктора философских наук, профессора Бориса Николаевича Бессонова; доктора экономических наук, профессора Николая Васильевича Сычева; доктора философских наук, профессора Григория Дмитриевича Чеснокова, выступивших рецензентами книги и поддержавших ее.


 Об авторе

Евгений Фролович СОЛОПОВ

Доктор философских наук, профессор, специалист в области фундаментальных проблем философии и методологии естествознания. В 1963 г. окончил аспирантуру Института философии АН СССР. В 1963--1979 гг. работал на Ленинградской кафедре философии АН СССР. В 1979--1984 гг. --- заместитель председателя Центрального совета философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР. В 1984--1991 гг. работал по указанному направлению во Всесоюзном доме политического просвещения при ЦК КПСС. На протяжении последних нескольких лет является профессором Московского городского педагогического университета. Автор 15 научных книг и многих статей, ответственный редактор ряда коллективных изданий. В работах Е. Ф. Солопова содержится углубленное осмысление философии как науки о всеобщем и познающем его мышлении, о развитии всеобщего бытия от природных его проявлений до уровня человека и общества; установлена элементарная клеточка теории диалектики --- отношение "всеобщее/отдельное", ее предмет --- всеобщее в его отношении к обществу и логика развертывания теории диалектики из ее клеточки в целостную систему законов и категорий, то есть дано принципиальное решение центральной проблемы современной (материалистической) диалектики.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце