URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Агол И.И. Происхождение животных и человека
Id: 165845
 
160 руб.

Происхождение животных и человека. Изд.2

URSS. 2013. 128 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03304-6.

 Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга известного советского биолога и философа И.И.Агола (1891--1937), в которой в популярной форме излагаются вопросы теории эволюции. Читатель подробно ознакомится с доказательствами эволюции (в том числе свидетельствами эмбриологии и палеонтологии), узнает о роли наследственности, изменчивости, естественного и искусственного отбора в эволюционном процессе. В заключительных главах рассказывается о происхождении человека и его древнейших предках.

Книга, впервые вышедшая в свет более 70 лет назад, написана доступным языком и содержит большое количество иллюстраций. Она вызовет интерес как у профессиональных биологов, философов и историков науки, так и у широкого круга читателей.


 Оглавление

Введение
 Первобытный человек и его представления о мире. Происхождение библейского мифа о сотворении человека и животных. Средневековая церковь о происхождении человека. Линней и его классификация животных и растений. Учение Ламарка о происхождении человека и животных
Глава первая
 Доказательства эволюции. Родственная связь между отдельными организмами. Остаточные органы и о чем они свидетельствуют. Что говорит наука о происхождении и развитии утробного плода (эмбриология). Свидетельства палеонтологии - науки об ископаемых окаменевших остатках живших когда-то организмов
Глава вторая
 Изменчивость. Два вида изменчивости. Внешние и внутренние причины изменчивости. Влияние климата, температуры и влажности. Влияние пищи. Влияние употребления или неупотребления органов на их изменчивость. Влияние внутренней секреции на изменчивость организма
Глава третья
 Наследственность. Что такое наследственность. Менделизм
Глава четвертая
 Отбор. Приспособленность организмов к среде своего обитания. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор
Глава пятая
 Происхождение человека. Общность происхождения человека и животных. Свидетельство эмбриологии. О чем говорят так называемые зачаточные органы. Сходство между человеком и человекообразными обезьянами. Общий предок человека и обезьяны. Роль труда в очеловечении нашего древнего обезьяноподобного предка
Глава шестая
 Древнейшие предки человека. Что отличает первого человека от последней обезьяны? Питекантроп-прямостоящий обезьяно-человек. Нгадонг. Синантроп-китайский человек. Гейдельбергский человек. Неандерталец. Ориньякский человек. Кроманьонский охотник. Современный человек-победитель природы

 Введение

Первобытный человек и его представления о мире. Происхождение библейского мифа о сотворении человека и животных. Средневековая церковь о происхождении человека. Линней и его классификация животных и растений. Учение Ламарка о происхождении человека и животных.

Человеческие знания развивались постепенно. Чем богаче становился жизненный опыт человека, тем шире и глубже делались его знания. Первобытный человек, не умевший делать никаких орудий, ничем не выделялся из окружавшего его животного мира. В борьбе за свое существование он применял такие же орудия, как и остальные животные. Исход его борьбы зависел от быстроты его бега, его ловкости, крепости мускулов, верности глаз и остроты слуха. Этот отдаленный предок человека не обладал еще способностью находить связь между отдельными явлениями, и отрывочные факты его жизни, не связанные друг с другом, проходили как бы мимо него, не обогащали его опыта. У него еще не было никаких представлений о мире и жизни, как нет их у современных животных. Человек тогда еще не был человеком.

Превращение этого нашего далекого предка в человека тесно связано с началом применения им орудий. Начало применения орудий, конечно, нельзя себе представить так, что в один прекрасный день проснулся первобытный человек, изобрел молот и стал применять его вместо кулака. Много тысячелетий прошло, пока вместо кулака человек стал применять камень. Первыми его орудиями были предметы, случайно попадавшиеся ему под руки. Это были камни, сучья и т.п. Первые орудия представляли собою простое внешнее усиление его естественных органов. Палка, которой он сбивал плоды с деревьев, была та же рука, только более длинная; камень, которым он раскалывал орехи, был тот же зуб или кулак, только более крепкий и выносливый. Первобытный человек сначала применял палку или камень от случая к случаю, пользовался ими так, как находил их в лесу или в равнине. Только в долгом процессе борьбы за существование применение орудий закрепилось как выгодное усиление, которое дает возможность легче устоять в этой тяжелой борьбе.

Знания тогдашнего человека были ничтожны. Его представления соответствовали его "технике". В то время у него не могла еще даже зародиться мысль о боге-творце, ибо сам человек еще ничего не умел творить. Его догадки о происхождении мира и человека были так же просты и наивны, как и вся его жизнь. Мир и жизнь по его представлению просто явились из пещеры так же внезапно, как из нее часто внезапно является медведь или другой какой-нибудь зверь; или они вылупились из яиц, как вылупляются из них птицы в лесу, в котором он живет.

Много тысячелетий прошло, пока человек научился добывать огонь и лепить горшки из глины. Его миропонимание расширилось. Свои догадки о происхождении мира и животного и растительного царства он перестраивал соответственно своей технике. В представлениях о мире и человеке появился создатель, творец. И как человек лепит из глины горшки, так и более искусный создатель лепит из глины самого человека. Появляется ветхозаветный миф о создании богом человека. И эта жалкая фантазия полудикого человека навязывается как непреложный факт современному обществу, живущему в эпоху электричества, беспроволочного телеграфа, радио, аэропланов и т.п.

Средневековые богословы долго ломали свои головы над разрешением вопроса, сотворил ли бог негров и инаковерующих из одной и той же глины, что и Адама, или из другого сорта глины. Ведь не мог же бог, по их мнению, создать рабов и господ из одного и того же материала. И "святые" ханжи глубокомысленно разрешили этот вопрос в том смысле, что при сотворении людей бог пользовался разными сортами глины: из первосортной, белой были созданы христиане, а из второсортной, черной -- негры и магометане.

Собственно говоря, по существу, из этой же "теории" исходят современные гитлеровские фашисты, об'явившие "арийскую расу", т.е. немецкую буржуазию, самой одаренной, самой лучшей расой во всей вселенной, расой, которой по закону природы должны быть подчинены не только немецкие пролетарии, но и все народы мира, ибо арийцы, мол, самим богом созданы из лучшего материала, чем другие расы.

Чтобы оправдать свое неслыханное обращение с индейцами, американские колонизаторы в свое время объявили, что индейцы не являются потомками Адама, не имеют такой души, как европейцы, и потому с ними можно обращаться как со скотом. Высокомерные эксплоататоры смотрели на индейцев как на животных, заставляли их работать до изнемождения и так безжалостно истребляли, что в сравнительно короткое время довели эти цветущие племена до полного вырождения. Невинный миф о глиняном Адаме превратился в руках эксплоататоров в орудие порабощения и уничтожения населения целого материка.

Правильные представления о происхождении жизни на земле слагались постепенно. Развитие техники и промышленности расширило связи между отдельными народами; открытие новых земель давало новые знания о природе, вместе с новыми землями открывали новых, до сих пор еще неизвестных животных, растения и людей. Далекие путешествия требовали более тщательного изучения природы. Кругозор человека становился все шире и шире. Победоносное шествие капитализма беспощадно рвало старые рамки средневековья и дало сильный толчек к изучению природы.

В середине XVIII века накопился богатый материал о живой и мертвой природе. Но все эти сведения большей частью не были связаны между собой, были отрывисты. Нужно было их привести в порядок. Шведский ученый Линней (рис.1) принялся за это дело и привел в систему все имевшиеся тогда сведения о растениях и животных. Он разделил всех животных и растения по степеням сходства между собою на классы, отряды, роды и виды. Более близкие между собою животные или растения составляли один вид. Например, лошади, домашние собаки, волки, горох, пшеница и т.п. -- все это отдельные виды. Более близкие виды он соединял в роды. Таков, например, род собак, в который входят, кроме домашней собаки, волк, шакал и лисица. Роды объединялись в отряды: хищные, грызуны и т.п.; отряды-в классы: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые и др. Человека Линней включил в один отряд с обезьянами: оранг-утанг, шимпанзе и др. Он установил довольно близкую связь не только между отдельными расами людей, но и между человеком и обезьяной,

Но, признавая эту связь, Линней все-таки считал, что каждый вид создан отдельно и существует так же давно, как и сама природа, и что, следовательно, все первобытные виды, не изменившись, дожили до настоящего времени.

Против неизменчивости видов выступил в начале XIX столетия француз Ламарк (рис 2). Из учения Линнея он сделал все соответствующие выводы. Сходство по наружной форме и по внутреннему строению между отдельными видами он об'ясняет не случайностью, но кровным родством между этими видами. Современные формы животных и растений произошли от менее совершенных форм путем их изменения и усложнения. Всякое сколько-нибудь значительное изменение внешних условий, в которых обитает животное, ведет к изменению его потребностей, вызывает новые действия со стороны животного. Одни органы его начинают работать более часто, другие резче. Более частое употребление органа ведет к усилению, укреплению и развитию его, малая упражняемость ведет орган к ослаблению, уменьшению и, наконец, заставляет его исчезнуть. Короче говоря, органы прогрессируют благодаря усиленной их работе, бездеятельность же ведет их к гибели. Ламарк считал, что для того, чтобы приспособиться к изменившейся среде, животные напрягают свои органы, делают усилия над собою, и эти напряжения и усилия ведут к тому, что орган, нуждавшийся в изменении своей формы, изменяется.

Все, что животные приобрели или утратили под влиянием внешних обстоятельств и усилий организма, передается по наследственности и закрепляется в потомстве. Человек так же, как и остальные животные, является потомком менее совершенных предков. Прародителем человека Ламарк считает обезьяну шимпанзе, вынужденную благодаря различным причинам бросить лазание по деревьям и перейти жить в равнины. Под влиянием воздействий этой новой обстановки задние конечности ее превратились в ноги, передние в руки. Обезьяна стала человеком.

Таково в кратких чертах учение Ламарка. Теория Ламарка, несмотря на то, что она отвергается современной наукой вследствие многих неправильных ее положений, все же представляет крупнейший шаг вперед в истории науки. Она нанесла сильный удар поповщине и мистике в биологии тем, что отвергла вмешательство бога в возникновение животного и растительного царства и приписала это возникновение только естественным законам природы.

Учение Ламарка не встретило сочувствия у своих современников. Понадобилось более 50 лет, чтобы эволюционная теория (учение о происхождении видов путем развития) была снова поставлена в порядок дня. Но на этот раз она была не только поставлена, но и гениально разрешена величайшим естествоиспытателем Чарльзом Дарвином.


 Об авторе

Израиль Иосифович АГОЛ (1891--1937)

Крупный ученый, специалист в области генетики и философских проблем биологии, академик АН Украины. Окончил медицинский факультет Московского государственного университета. Стажировался в США у лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине Г.Дж. Мёллера, в Германии у выдающегося биолога и генетика Р.Гольдшмидта. В Москве работал в лаборатории члена-корреспондента АН СССР А.С.Серебровского. Принимал участие в первых опытах по радиационному мутагенезу у дрозофил, проведенных в России, и в обосновании сложности структуры гена. Защищал генетику от идеологических нападок.

В области философии И.И.Агол принадлежал к школе диалектиков. Один из ближайших учеников и последователей академика АН СССР А.М.Деборина. После разгрома деборинской философской школы преследовался как "меньшевиствующий идеалист". В 1936 г. арестован и 8 марта 1937 г. расстрелян.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце