URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Калмыков А.А. Медиалогия Интернета
Id: 165779
 
399 руб.

Медиалогия Интернета

URSS. 2013. 272 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03505-7. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.

 Аннотация

В настоящей монографии рассматривается сеть Интернет как новая расширяющаяся медиасреда и исследуется новая сфера профессиональной журналистской деятельности --- интернет-журналистика. Автор доказывает, что базовые свойства интернет-журналистики --- гипертекстовость и интерактивность --- являются факторами качественного усложнения современного информационно-коммуникативного пространства, что приводит к масштабным и системным изменениям в функционировании печати, радиовещания и телевидения как составных частей системы средств массовой информации.

Книга предназначена для исследователей современных СМИ, а также для всех, кто интересуется проблемами массовой коммуникации.


 Оглавление

Предисловие научного редактора
Введение
Глава 1. Теоретико-методологический инструментарий исследования СМИ и СМК
 Журналистика в информационном обществе
 СМИ как предмет научного исследования
 Теория коммуникаций и медиалогия
 Экопсихология и виртуалистика медиа
Глава 2. Интерактивный гипертекст медиапространства
 Современная медиакартина мира
 Сущность и свойства гипертекста
  Гипертекст электронных документов и машин
  Дефиниция гипертекста
  Медиасвойства гипертекстуальности
 Особенности восприятия, понимания и производства интерактивного гипертекста
  Компьютерная метафора и мышление
  Потребность в интернете
Глава 3. Становление и развитие интернет-журналистики как компонента системы СМИ
 Интернет-аудитория России
 История интернет-журналистики в России
 Что такое веб-издание?
 Редакторские и управленческие функции веб-издания
 Жанр, язык и стиль веб-публикаций
 Актуализация и маркировка факта как базовая функция интернет-журналистики. Web2.0 -- расширения журналистики
Глава 4. Параметры профессионализации журналиста в эпоху интернет
 Зона ответственности интернет-журналистики
  Образ профессиональной деятельности
  Этапы становления профессии журналиста
  Генезис журналистского профессионализма
  Профессиограмма журналистики и модель специалиста
 Журналистское образование в эпоху интернета
  Состояние и перспективы развития системы подготовки журналистских кадров
  Медиаобразованность как общекультурная норма и база профессионального журналистского образования
  Уровни и аудитории медиаобразования и профессионального журналистского образования
 Модели, формы и технологии обучения интернет-журналистике
  Образование журналиста как адаптация к профессиональной среде
  Дистанционные технологии журналистского образования
Заключение

 Введение

Велимир Хлебников писал в эссе "Радио будущего": «В каждом селе будут приборы слуха и железного голоса для одного чувства и железные глаза для другого... Это даст Радио еще большую власть над сознанием страны... Верховный совет наук будет рассылать уроки и чтение для всех училищ страны -- как высших, так и низших. . Ежедневные перелеты уроков и учебников по небу в сельские училища страны, объединение ее сознания в единой воле. Так Радио скует непрерывные звенья мировой души и сольет человечество». Необходимо признать, что во многом это пророчество начала ХХ в. сбылось в XXI в., если отбросить моменты "сковывания" и "слияния". Для контраста приведем куда более скромный прогноз 1967 г.: «В 2000 г. газета, которая доставляется лифтом или опускается в почтовый ящик, покажется всем нам совершенно невозможным анахронизмом Газета грядущего, если ее вообще можно считать таковой, будет электронной газетой. Люди смогут получать печатные новости на стенном телеэкране, личные „дальнописцы" через специальные устройства создадут возможность комбинировать и варьировать в выборе программы. Абонент набирает номер, и на экране появляется „страница 1" газеты...» Велимир Хлебников оказался точнее в своих предсказаниях, поскольку к 2000-му году в СМИ и СМК уже произошли и наметились изменения, которые с полным правом можно назвать тектоническими, требующими разработки новых подходов и методов исследования феноменов массовой информации и коммуникации.

Современная журналистика как форма коммуникативной практики, развивающаяся совместно с глобальным проектом информационного общества, приобретает ряд качественно новых свойств. В частности, в медиапространстве утвердилась и расширяется зона интернет-журналистики, обладающей свойствами гипертекстовости и интерактивности. Наблюдается также усиление влияния интернет-журналистики на печать, телевидение и радио. Данные процессы

происходят на фоне формирования новой информационной парадигмы, характеризующейся усилением коммуникативного аспек журналистской деятельности. Это приводит к расширению медийного пространства за счет использования нежурналистских носителей информации и технологий: средств ПР, рекламы, маркетинга; политических технологий и т. п.

Следствием этих процессов являются: 1) структурные изменения в системе отечественных СМИ и в системе массовых коммуникаций (СМК) в целом; 2) изменения параметров профессионализации журналистов; 3) перераспределение роли и значения региональных и центральных изданий; 4) появление новых стандартов стилистики публикаций.

Императив интерактивности продиктован не только тем, что современные информационно-коммуникативные технологии (интернет, в частности) ориентированы на диалоговость и гипертекстовость, но и тем, что поле журналистики все в большей степени становится областью согласований как в отношении собственных бизнес-процессов, так и в отношении смыслового взаимодействия С МИ со своими аудиториями. Иными словами, в журналистских проектах усиливается значение использования обратной связи, осуществляемой, в том числе, и в единомоментном (симультанном) режиме.

Императив гипертекстовости является следствием качественного усложнения современного информационно-коммуникативного пространства. Гипертекстовость эпистемы современности легко увидеть на примере интернета, который здесь нужно понимать скорее как зримый образ, модель знаниевой составляющей современного общества Можно констатировать, что изменения в современной журналистике носят масштабный системный характер, однако этот факт остается малоисследованным. Таким образом, перед современным исследователем массмедиа встает задача выработки методов анализа быстро меняющегося ме-диаландшафта. Рассмотрению именно этих вопросов и посвящена настоящая работа.

Автор поставил себе целью разработку теоретико-методологических основ исследования феномена интернет-журналистики, определения ее места и роли в функционировании современной системы СМИ и выявление формы ее профессионализации.

Достижение данной цели предполагает:

-- Определение значения, роли и места журналистики в процессе формирования информационного общества.

-- Анализ теоретических подходов к исследованию системы С М И с учетом включения в нее компонента интернет-журналистики, выделение базовых концепций, разработка адекватных предмету и объекту исследования теоретико-методологического инструментария, основанного на интеграции современных концепций теории СМИ, теории коммуникаций, виртуалистики и экопси-хологии.

-- Выделение особенностей формируемой СМИ картины мира и представления журналистских материалов в гипертекстовой интерактивной форме.

-- Исследование особенностей восприятия, понимания

и производства интерактивного гипертекста современной информационно-коммуникативной продукции.

-- Выделение общих и особенных свойств интернет-журналистики, описание ее современного состояния, позиции в медиапространстве России во взаимодействии с другими компонентами системы СМИ, определение характеристик интернет-аудитории.

-- Определение этапов становления интернет-журналистики, разработка типологии веб-изданий, их редакторских и управленческих функций.

-- Оределение особенности жанров, языка и стиля веб-публикаций.

-- Выявление параметров профессионализации в сфере интернет-журналистики методами профессиогра-фического анализа, а также форм и технологий профессионального образования и повышения квалификации в этой области.

Следует отметить, что процесс осмысления научным сообществом явлений, получивших распространение в интернете, восходит к 90-годам прошлого века Причем изучение интернета неразрывно связано с изучением информационного общества и его феноменов, в том числе проблемы медиатизации современного общества, медиаэволюции, конвергенции медиа и т. д... Теоретическое обоснование трансформаций, происходящих в современном обществе, отражено в трудах М. Кастеллса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера и др.

Поскольку средства массовой информации представляют собой систему, то для выяснения связей и закономерностей развития об ектов внутри нее необходима их классификация и типологизация. Системный подход к журналистике впервые в отечественной науке был применен В.С. Хелемендиком Впоследствии этот подход активно разрабатывался многими отечественными учеными: Е.А. Корниловым, Л.Л. Реснянской, М.В. Шкондиным и др.

Системный подход позволяет увидеть целостный характер связей и отношений компонентов системы СМИ в едином информационно-коммуникативном пространстве, которое в настоящем исследовании именуется также медиапространством. В связи с этим отметим коллективную работу "Система средств массовой информации России", где интернет рассматривается как компонент системы С МИ.

В работе «От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия» становление российских компьютерных сетей стало предметом фактографических исследований. Связь компьютерных сетей и представление сети как коммуникативного пространства С МИ в России были впервые обозначены в работах А.И. Акопова, хотя вопросы функционирования электронных изданий поднимались и ранее.

Стоит упомянуть также диссертацию М.М. Колесниковой, в которой приводится подробная историко-типологическая структура сетевых периодических изданий российского интернета. Изучение сети с гуманитарных позиций предполагает, по крайней мере, три подхода: рассмотрение интернета как специфической социальной организованности (сообщества); акцентирование внимания на языковых аспектах интернета, в частности на референции реальности в языке телекоммуникационного общения. Наиболее близкий к теме настоящего исследования является третий подход, рассматривающий интернет в качестве медиа, а информационно-коммуникативное пространство -- как медиированную реальность.

Особо следует отметить проблематику гипертекста, историография которой восходит к середине XX в. Позже проблематика гипертекста и нелинейного текста существенно расширялась за счет включения новых аспектов этого феномена и определения подходов к описанию гипертекста и методов его разработки. Сегодня исследовательское поле гипертекста представлено следующими направлениями: изучение информационно-структурных характеристик текста, в частности особенностей составного, идеовербального, поликодового, креолизо-ванного текстов; анализ семиотических механизмов культуры и знаковых основ информационных ресурсов; изучение коммуникативных характеристик гипертекста и языка интернет-коммуникации.

Таким образом, можно констатировать наличие достаточного научного задела, позволяющего подойти к исследованию интернет-журналистики, включающего историографический, аналитический, типологический и проектный компоненты Однако наличие значительного количества работ, посвященных изучению интернета в историографическом, социологическом, психологическом, философском, экономическом и других аспектах, а также большого массива трудов, посвященных журналистике, ставит в качестве одной из задач формулировку выводов и обобщений, отражающих именно филологический характер данной научной работы. Это обусловлено и тем фактом, что исследований непосредственно по проблемам интернет-журналистики как компонента системы С МИ в Российской Федерации практически не проводилось.

В целом можно утверждать, что интернет-журналистика в процессе своего развития в качестве компонента системы СМИ усваивает ряд свойств других компонентов системы: печати, радио, телевидения, которые, в свою очередь, трансформируются под влиянием развития интернет-журналистики.

Продуктивными для анализа феномена интернет-журналистики являются ряд концепций, выработанных в современной теории коммуникаций, интегрирующей результаты различных направлений и школ, исследовавших феномен социальной коммуникаци Такие понятия, как коммуникативное действие, аутопойезис, пер-фомативное высказывание, ризома и т. п., органично включаются в тезаурус теории журналистики. При этом среди новейших направлений науки, результаты которых применимы к исследованию интернет-журналистики, отдельно выделяются виртуалистика и экологическая психология.

Одновременно наблюдается доминирование коммуникативного аспекта в интернет-журналистике, что требует выработки теоретико-методологического инструментария, формируемого в междисциплинарной области знания, включающей ряд гуманитарных и естественных наук, в том числе филологию, психологию, информатику, глобалистику. Вместе с тем ни в одной из них, в том числе и в собственно теории журналистики, на данный момент не сформировалось еще доминирующей парадигмы, которая была бы адекватна быстро меняющейся медиареальности. Современный этап развития С М И не имеет также оснований для появления метатеории медиа даже в ближайшем будущем. В связи с этим продуктивным, на наш взгляд, является полипарадигмальный подход, использующий сразу несколько исследовательских парадигм. Этот подход способствует постепенной интеграции их в общую теорию.

Появление интернета привело к трансформациям редакционной системы СМИ: включению веб-редакционных структур (подразделений); допуску к производству массовой информации любителей; рассмотрению массовой информации как двухкомпонентного информационного и коммуникативного образования. Последний момент, а также зависимость форм веб-публикаций от особенностей развивающихся интернет-технологий позволяют говорить о пополнении жанровой палитры журналистики жанром веб-публикаций (или интерактивных гипертекстовых публикаций).

Констатация факта институционализации и профессионализации интернет-журналистики, а также наблюдаемое расширение участия интернет-журналистики в медиапространстве выдвигают новые требования как к системе подготовки специалистов, так и к системе образования в целом. Для профессионального журналистского образования требуется включение нового содержания, заимствованного из других областей знания, в частности из информатики. Одновременно перед образованием встает задача формирования медиакультуры и информационной культуры личности. Причем обучение собственно интернет-журналистике будет осуществляться с использованием методов дистанционного интернет-обучения. В этом случае среда учения и профессиональная сфера будущей деятельности окажут ся в конгруэнтном отношении.

Конспективно результат этой работы в контексте теории журналистики сводится к тому, что в ней концептуализированы подходы к исследованию интернет-журналистики, определены ее характерологические свойства, а именно гипертекстовость и интерактивность. Как следствие действия закона взаимодействия и взаимовлияния компонентов системы СМИ, они становятся общими свойствами современной информационно-коммуникативной продукции и даже среды. В этом на новом этапе проявляется коммуникативная природа средств массовой информации Кроме того, определены относящиеся к интернет-журналистике понятия, которые могут стать базой научно-исследовательского тезауруса, а теория жанров журналистики дополнена обоснованием появления жанра интерактивных гипертекстовых публикаций, а также типоформирующими факторами журналистских публикаций в интернете.

Выход в практику результатов этой, в большей степени теоретической, работы видится автору в следующем:

во-первых, на основании разработанных подходов к изучению гипертекстовой интерактивной журналистики можно не только осуществлять специальные исследовательские проекты, но и повышать эффективность информационно-коммуникативной деятельности печатных изданий, телевидения и радио;

во-вторых, разработаны конкретные предложения по модернизации программ профессиональной подготовки журналистов, применение которых позволит повысить качество обучения специалистов и программ медиаобразования для различных аудиторий.

В заключение хотелось бы выразить искреннюю благодарность коллегам по факультету истории, политологии и права РГГУ, особенно профессору А.П Логунову, коллегам по кафедре теории и практики общественных связей ФИПП и ее заведующему профессору С.В Клягину, в беседах с которыми выстраивался концептуль-ный стержень исследования.

Неоценимую помощь в работе мне оказали коллеги с кафедры периодической печати ИПК работников телевидения и радиовещания, где была выполнена основная часть исследования. В связи с этим особая благодарность ее заведующему Л.А. Речицкому. Не могу не упомянуть отдельно профессора В.С. Хелемендика, поскольку знакомство с его работами и беседы с ним позволили подойти к объекту исследования с системной позиции, а также профессора В.Л. Цвика, профессора М.Ю Вороненкова, доцента С.Б. Головко и многих других.

Особенно мне хотелось бы поблагодарить профессора Л.А. Ко-ханову. с Людмилой Александровной у меня сложилось многолетнее и весьма плодотворное сотрудничество, как в плане соавторства учебников и монографий, так и в реализации ряда научно-образовательных проектов.


 Заключение

Интернет-журналистика состоялась и претендует на все большее место в медиапространстве. В связи с этим в который раз возникают опасения за судьбу иных видов журналистики: печати, радио и телевидения. Действительно, компьютер в его настольном или мобильном виде способен полностью заменить все другие носители информации: газету, экран телевизора, репродуктор, но значит ли это, что пресса, радио и тележурналистика исчезнут?

Сеть действительно является универсальным каналом передачи и распределения информации, однако основное отличие интернет-журналистики от других видов журналистики определяется не этим. Суть различения в актуализации свойств гипертекстовости и интерактивности, т. е. смены вещательной парадигмы СМИ диалоговой Вместе с тем трудно ожидать, что вещательность полностью уйдет в прошлое, поскольку интерактивное взаимодействие со С М И предъявляет повышенные требования к участникам диалога, на которые далеко не все и не всегда способны Прав У. Эко, утверждая, что человечество разделится на тех, кто будет смотреть в телевизор, и тех. кто, вооружившись мышкой и клавиатурой. будет самостоятельно добывать и производить информацию. Однако вопрос здесь не только в интеллектуальных способностях, а скорее в наличии желания выбирать, которое в современном сверхусложненном мире вовсе не обязательно должно появляться во всех случаях. Вещательные С МИ никогда не исчезнут.

Традиционная вещательная парадигма С МИ, ориентирующаяся на коммуникационную модель "один ко многим", будет отходить на второй план, замещаясь диалоговыми формами. Подобная форма взаимодействия возможна, если и источник, и приемник субъек-тны. Массовое телевидение и массовая печать не допускают субъект-субъектных отношений с каждым зрителем или читателем. Будущее СМИ за множественным полилогом субъективированных информационно-коммуникативных образований: сообществ, информационных агентств и изданий, многообразных интернет-ресурсов и т. п. С медиаландшафтом сегодня повторяется то, что в свое время происходило при появлении радио и телевидения. «История свидельствует, что, делая первые шаги, радиовещание приступило к в полнению этих задач как средство озвучивания материалов печати и только потом открыло собственные выразительные возможности и жанры. Аналогичный путь прошло в своем развитии и телевидение, но оно опиралось уже на опыт не только печати, но и радио. Рождалась единая, целостная система... ни одно из вновь появившихся средств информации не вытесняло, не заменяло уже имеющиеся, а дополняло их, становясь гигантским ускорителем дальнейшего их совершенствования и развития». Интернет-журналистика, интегрируя в себе все возможности прессы, радио и телевидения, существует в ветвящемся интерактивном гипертексте, пока не вполне доступном вещательным медиа. Сам факт появления интернет-журналистики требует смены информационной парадигмы и реконцеп-туализации даже таких базовых понятий как «массмедиа, аудитория, и сама коммуникация».

Вместе с тем можно утверждать, что с развитием информаци-онального общества значение медиа будет только возрастать. Это требует выработки новых теоретических подходов к исследованию системы СМИ с учетом включения в нее компонента интернет-журналистики, что также являлось одной из задач данной работы Интерактивность и гипертекстовость журналистской продукции определяет особенности ее восприятия, понимания и производства, которые должны учитываться современной журналистикой в целом, а не только интернет-журналистикой. В этом плане интернет-журналистику можно рассматривать как полигон, на котором отрабатываются новые формы журналистской деятельности.

Исследованы общие и особенные свойства интернет-журналистики, определено ее современное состояние и позиция в медиа-пространстве России во взаимодействии с другими компонентами системы СМИ. Наблюдается наличие процессов медиатизации интернета и "интернетотизации" прессы, радио и телевидения, а также ускоренный рост интернет-сектора СМИ.

Осуществлена периодизация развития интернет-журналистики, разработана типология веб-изданий, выделены новые редакторские функции, особенности жанров, языка и стиля веб-публикаций.

Определен жанр гипертекстовых интерактивных публикаций и описаны его типоформирующее факторы, среди которых выделяются характеристики юзабилити. Предложена типология юзабилити, основанная на различениях характеристик: пользователей; контекста; поисковой активности; тематик; контента. Используя методы про-фессиографического анализа, определены параметры профессионализации в сфере интернет-журналистики.

Итог настоящей работы можно сформулировать следующим образом: интернет-журналистика в полной мере институирована как компонент системы СМИ наряду с печатью, телевидением и радио. Ее отличительной особенностью является доминирование коммуникативности (качества интерактивности и гипертекстовости) над информационностью. Специфика интернет-журналистики, с одной стороны, требует изменений в профессионализации журналистов, с другой -- открывает новые направления в научных исследованиях медиа.


 Об авторе

Александр Альбертович КАЛМЫКОВ

Доктор филологических наук, кандидат педагогических наук, доцент. Профессор кафедры теории и практики общественных связей факультета истории, политологии и права РГГУ, а также кафедры электронных и печатных СМИ Института повышения квалификации работников радио и телевидения. Член Союза писателей России, а также ряда научных обществ: географического, психологического, философского. В 1975 г. окончил факультет теоретической и экспериментальной физики Московского инженерно-физического института по специальности "экспериментальная ядерная физика", в 1988 г. -- психологический факультет Ленинградского государственного университета по специальности "инженерная психология". В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, а в 2009 г. -- докторскую диссертацию по филологии (в области журналистики). Научные интересы: теория коммуникаций, медиалогия, интернет-журналистика, экологическая психология, психология виртуальных реальностей, дистанционное образование. Опубликовал более 130 работ по указанным темам, в том числе несколько учебников и монографий. Разработал и поддерживает ряд интернет-ресурсов, среди которых: "Оптимальные коммуникации (ОК)", "newСМИкер", "Космос России", "Ноосферное образование и образование ноосферы", журнал "Консультант директора" и др.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце