URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бутру Э. Паскаль. Пер. с фр.
Id: 165675
 
257 руб.

Паскаль. Пер. с фр. Изд.3

URSS. 2012. 216 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01398-5.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1901 г.)

 Аннотация

Настоящая книга, написанная известным французским философом Эмилем Бутру (1845--1921), посвящена жизни и творчеству его выдающегося соотечественника, одного из величайших умов XVII столетия, математика, физика и философа Блеза Паскаля. В книге не только подробно излагаются факты биографии Паскаля и детали его научной деятельности, но и разбираются религиозно-философские сочинения ученого, результаты его духовных исканий и сомнений, в том числе знаменитые "Письма к провинциалу" и "Мысли".

Рекомендуется философам, историкам науки, религиоведам, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


 Оглавление

ГЛАВА I. Детство и Юность. Первыя работы
ГЛАВА II. Первое обращенiе. Работы по физике
ГЛАВА III. Светская жизнь. Работы по математике
ГЛАВА IV. Окончательное обращенiе
ГЛАВА V. Паскаль въ Поръ-Рояле
ГЛАВА VI. "Письма къ Провинцiалу"
ГЛАВА VII. Последнiе годы. Задача о рулете
ГЛАВА VIII. "Мысли"
ГЛАВА IX. Паскаль и его судьба

 Вступление: Паскаль

Паскаль, приступая къ работе, имелъ обыкновенiе преклонять съ молитвою колена: онъ просилъ Вечное Существо покорить всю его душу, чтобы глубина его духовнаго приниженiя равнялась той силе, которую онъ въ себе ощущалъ. Смиривъ себя, онъ отдавался вдохновенiю.

Тому, кто желалъ-бы постигнуть всю истинную глубину этого высокаго и редкаго генiя, следовало-бы итти подобнымъ-же путемъ: использовавъ, по возможности, естественныя орудiя нашей мысли: научное знанiе, анализъ и критику, покорно отдаться влiянiю самого Паскаля и искать въ немъ того благодатнаго вдохновенiя, которое одно можетъ дать нашимъ усилiямъ верное направленiе и сделать ихъ действительными.


 Из главы первой. Детство и юность. Первые работы

Блэзъ Паскаль родился въ Клермонъ-Ферране 19 iюня 1623 г. Онъ принадлежалъ къ старинному роду изъ Оверни. Одинъ изъ его предковъ, Этьенъ Паскаль, младшiй членъ государственнаго совета, былъ возведенъ въ дворянство королемъ Людовикомъ XI.

Судейское дворянство, несмотря на свое давнее происхожденiе, всегда ближе стояло къ буржуазiи, чемъ дворянство военное, и съ давнихъ поръ отличалось своимъ стойкимъ сопротивленiемъ деспотизму. Во время фронды магистратура, не доходя до открытаго возмущенiя, ясно выказала враждебное отношенiе къ абсолютной власти короля. Отецъ Паскаля, Этьенъ Паскаль, сынъ и внукъ служащихъ въ финансовомъ управленiи, былъ избранъ въ Нижней Оверни, въ Клермоне, докладчикомъ королевскаго совета. Позднее онъ сделался вторымъ президентомъ палаты сборовъ въ Монферране, которая въ 1630 г. была перенесена въ Клермонъ. Женился онъ на Антуанетте Бегонъ, женщине, отличавшейся своей набожностью и умомъ. Отъ нея онъ имелъ четверыхъ детей, изъ которыхъ только трое остались въ живыхъ: Жильберта, будущая г-жа Перье, родившаяся въ 1620 г. Блэзъ -- на три года моложе ея, и Жакетта или Жакелина, родившаяся въ 1625 г.

Блэзу исполнилось три года, когда умерла его мать, но детство его не протекло безъ женскаго влiянiя. Онъ росъ вместе съ сестрами, къ которымъ былъ нежно привязанъ, и о немъ постоянно заботилась одна женщина, преданная ихъ семье, которую г-жа Перье называетъ "моя верная" и которая, по всей вероятности, была для нея скорее другомъ, чемъ простой служанкой.

Этьенъ Паскаль, ученый математикъ, знатокъ физики, поддерживавшiй связи со всеми выдающимися людьми своего времени, горячо желалъ дать своимъ детямъ, въ особенности сыну, основательное образованiе. Въ 1631 году онъ продалъ свою должность, чтобы всецело посвятить себя воспитанiю детей. Его средства позволяли ему устраивать свою жизнь по желанiю. Онъ оставилъ Клермонъ, где светскiя знакомства отвлекали его отъ занятiй, и переехалъ въ Парижъ. Тамъ ему была хорошо знакома семья знаменитаго адвоката, врага iезуитовъ, Антуана Арно, умершаго въ 1619 году. Изъ двадцати детей Антуана Арно въ живыхъ оставались тогда десять: старшимъ былъ Арно д'Андильи, а самымъ младшимъ -- Антуанъ Арно), теологъ, родившiйся въ 1612 году.

Этьенъ Паскаль заранее составилъ и тщательно обдумалъ планъ обученiя сына. Основнымъ правиломъ этого плана было требованiе, чтобы всегда силы ребенка превосходили трудность заданной ему работы. Онъ решилъ не учить сына греческому и латинскому прежде, чемъ ему исполнится двенадцать летъ, а математике не раньше пятнадцати или шестнадцати летъ. Между восемью и двенадцатью годами онъ далъ сыну первое общее понятiе о различныхъ языкахъ, объяснивъ, какимъ образомъ они сначала складывались естественнымъ путемъ, а впоследствiи подчинились грамматике путемъ анализа и классификацiи ихъ элементовъ. Такъ онъ познакомилъ мальчика съ происхожденiемъ и значенiемъ формулированныхъ наукою правилъ. Въ то же время онъ обращалъ вниманiе мальчика на замечательныя явленiя природы.

Подъ влiянiемъ этого воспитания, а, можетъ быть, и самостоятельно, въ душе Паскаля рано проснулась жажда знанiя. Онъ постоянно разспрашивалъ о причинахъ всего, что попадалось ему на глаза, и не легко удовлетворялся ответами. Онъ поражалъ ясностью своего мышленiя, когда дело касалось различенiя истины отъ лжи. Не ограничиваясь разспросами, онъ старался самостоятельно добиться истины. Однажды кто-то въ его присутствiи ударилъ по фаянсовому блюду ножомъ; онъ подметилъ вызванный ударомъ звукъ, а также и то, что этотъ звукъ можно прекратить прикосновенiемъ палъца къ блюду. Онъ захотелъ узнать причину этого явленiя и принялся проделывать различные опыты со звукомъ. При этомъ онъ подметилъ столько любопытныхъ явленiй, что скоро сочинилъ на эту тему настоящiй трактатъ, замечательно хорошо обдуманный; двенадцатилетнiй ребенокъ применилъ эксперименталный методъ во всей его последовательности: онъ наблюдалъ любопытное явленiе, сравнивалъ различные случаи, делалъ предположенiе о причине, производилъ опыты.

Къ такому чисто позитивному обученiю, религiя не применивалась; это не значитъ, что Этьенъ Паскаль былъ вольнодумцемъ. Въ отношенiи религiи онъ всегда оставался искренне почтительнымъ и покорнымъ, но онъ полагалъ, что предметы веры не могутъ быть предметами размышленiя разума и еще меньше могутъ ему подчиняться. Онъ былъ убежденъ, въ свою очередь, что вера не можетъ быть привлечена къ изследованiю естественныхъ явленiй, и въ практической жизни находилъ возможнымъ соединять духъ светскiй съ духомъ благочестiя, заботы о собственномъ благосостоянiи съ выполненiемъ евангельскихъ правилъ.

Планъ воспитанiя, составленный Этьеномъ Паскалемъ, совершенно неожиданно изменился. Больше всего Этьенъ Паскаль стоялъ за одинъ пунктъ своей программы: ничего не говорить мальчику о математическихъ наукахъ до пятнадцати-шестнадцати летъ. Но маленькiй Блэзъ упорно требовалъ объясненiй, касающихся именно математическихъ вопросовъ и постоянно разспрашивалъ о нихъ отца. Последнiй отказывался отвечать, обещая обучить Блэза математике позднее, въ награду, когда онъ будетъ хорошо знатъ латынь и греческiй. Но однажды -- Блэзу въ это время былю не более 12-ти летъ -- отецъ засталъ мальчика за доказательствомъ 32-ой теоремы первой книги Эвклида, по которой сумма угловъ въ треугольнике равна двумъ прямымъ угламъ.


 Об авторе

Эмиль БУТРУ (1845--1921)

Известный французский философ-идеалист и историк философии, представитель спиритуализма. Учился в лицее Генриха IV, в Высшей педагогической школе. Получил степень агреже по философии (1868). Два года провел в Гейдельбергском университете, где слушал лекции по истории философии. В 1874 г. защитил докторскую диссертацию и начал читать курс философии на филологическом факультете в университете Монпелье, в 1876 г. перешел в университет Нанси. Позже преподавал в Высшей педагогической школе (1877--1886), сменив Альфреда Фулье и в Сорбонне (1886--1902). Член Французской академии (1912), иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1916). Кавалер ордена Почетного легиона.

Философия Бутру формировалась под влиянием идей спиритуализма -- философского воззрения, рассматривающего дух в качестве бестелесной субстанции, существующей независимо от материи. По его мнению, законы науки, не будучи абсолютно строгими, оставляют место случайности, индивидуальному действию и в конечном счете творческому принципу, необъяснимому божественному началу, т.е. Творцу. В работах по истории философии Бутру излагал мысли авторов максимально ясным языком, стремясь сохранить их живость и выявить оригинальный вклад, ведущую идею каждого философа. Его труды оказали значительное влияние на французскую философскую мысль, в частности на работы Анри Пуанкаре, Пьера Дюгема, Мориса Блонделя, Леона Брюнсвика, Анри Бергсона.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце