URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Шмидт В.Ф. Психоаналитическое воспитание. Психоаналитические и педагогические труды
Id: 165658
 
880 руб.

Психоаналитическое воспитание. Психоаналитические и педагогические труды. Т.3

2012. 310 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-98904-065-0.

 Аннотация

Настоящий том составляют работы В.Ф. Шмидт, посвящённые опыту практического применения психоанализа к воспитанию детей. Из них лишь три статьи и небольшая брошюра были опубликованы при жизни Шмидт, причём на немецком языке в западных психоаналитических журналах. Остальные материалы публикуются впервые. Тексты сгруппированы в несколько разделов.

В первом разделе — «Психоаналитическое воспитание» — представлены работы, описывающие опыт психоаналитической и педагогической деятельности в московском Детском доме-Лаборатории «Международная солидарность». Там В.Ф. Шмидт была одной из руководительниц (воспитательниц) и являлась ответственной за педагогическую часть. Деятельность этого Детского дома строилась на принципах ещё только разрабатываемой в то время психоаналитической педагогики. Здесь же помещён отчёт В.Ф. Шмидт, подготовленный к зарубежной поездке. В этой поездке осенью 1923 г. Отто Юльевич и Вера Фёдоровна Шмидты имели задачей налаживание контактов с Международным психоаналитическим объединением. Отчёт о Детском доме был представлен в виде доклада в Берлинском психоаналитическом обществе и передан для ознакомления З. Фрейду. Последний рекомендовал его к публикации в своём издательстве, что стало фактом серьёзного внимания и поддержки со стороны Международного объединения развивающемуся психоаналитическому движению в тогдашней России. Брошюра, опубликованная в 1924 г. на немецком языке, имела титул «Психоаналитическое воспитание в Советской России». Русскоязычный читатель долгое время не был знаком с данной работой. Кроме того, в первом разделе впервые публикуются достаточно большие по объёму статьи В.Ф. Шмидт, сохранившиеся в её архиве, которые, по всей вероятности, готовились к публикации в отечественных изданиях, но так и не появились. В них Вера Фёдоровна разворачивает дальнейшее обобщение своего опыта организации и педагогической деятельности в Детском доме. Она применяет основные положения психоанализа к пониманию проявлений детей и трудностей, которые возникают в их педагогическом сопровождении.

В разделе «Наблюдения за детьми» помещены выписки из Дневников наблюдений I младшей группы Детского дома. Данные дневники велись всеми работающими там руководительницами (воспитательницами); в них заносились текущие наблюдения за проявлениями детей. Сбор и систематизацию всего получаемого в наблюдениях материала осуществляла В.Ф. Шмидт. Именно в её архиве сохранились как сами дневники младшей группы, так и большая часть подготовленных ею выписок. Часть материалов сохранилась также в архиве И.Д. Ермакова (1875–1942) — председателя Русского психоаналитического общества (1922–1924), заведующего Детским домом. Скорее всего, эти тематические выписки должны были послужить эмпирическим материалом для научных публикаций. Так, в частности, в архиве В.Ф. Шмидт сохранились заметки о капризах с небольшими примечаниями ещё одного замечательного психоаналитика М.В. Вульфа (1878–1971). Тема детских капризов была одной из основных в исследовательских планах Детского дома-Лаборатории. Обобщение наблюдений о капризах и их психоаналитическое толкование впоследствии были осуществлены М.В. Вульфом в его книге.

Следующий раздел служит дополнением к текстам об опыте Детского дома. Здесь помещены документы, подготовленные В.Ф. Шмидт и отражающие текущую деятельность Детского дома. В частности, это её доклады на заседаниях Русского психоаналитического общества, которое руководило деятельностью и исследованиями, проводившимися в Детском доме.

Завершающий раздел настоящего тома включает в себя статьи и доклады В.Ф. Шмидт, посвящённые психоаналитическим наблюдениям за своим сыном Воликом (в публикациях его имя изменено на Алик). Это, прежде всего, её крупные публикации в психоаналитическом журнале «Imago» — «Значение сосания груди и пальца для психического развития ребёнка» (1926) и «О развитии Wissenstrieb’a у одного ребёнка» (1930). В качестве материалов при написании представленных статей Шмидт использовала свой «Дневник матери» (см. Т. 1 и 2 настоящего издания). Эти статьи представляются, несомненно, важным вкладом в психоаналитическую теорию развития, в педагогическом же отношении выражают опыт ненасильственного антиавторитарного воспитания.


 Об авторе

Шмидт, В.Ф. (1889–1937) — российский психоаналитик, педагог, секретарь Русского психоаналитического общества, автор брошюры «Психоаналитическое воспитание в Советской России» и ряда статей по психоаналитическому изучению детства.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце