URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Коломийцев В.Ф. Мысли Арона (в свете западной социологии XX века)
Id: 165633
 
224 руб.

Мысли Арона (в свете западной социологии XX века)

URSS. 2013. 160 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03258-2.

 Аннотация

Имя человека, которого советские обществоведы иногда называли "патриархом" западной социологии XX века, отечественному читателю до 1990-х годов было малоизвестно. С развитием преподавания социологии и политологии в России работы Реймона Арона стали переводиться на русский язык. Их чтение вызывает интерес, но при углубленном изучении ставит и немало вопросов.

Автор данной книги приглашает всех интересующихся проблемами обществоведения поучаствовать в размышлениях по поводу того, что написал видный французский социолог.


 Оглавление

От автора
Философ истории
Социолог
Политолог
Идеолог либерализма
Западные социологи в поисках новых идей

 От автора

Духовные связи России и Франции хорошо известны. Французы гордятся тем, что их страна стала родиной Декларации прав человека и гражданина. Особенность Великой Французской революции состояла в том, что в момент её наивысшего подъёма гегемонию осуществляли социальные низы. От своих предков французы унаїследовали приверженность к политическим свободам, ущемление которых они терпят меньше, чем экономические трудности. Ин-тенсивность политической и социальной жизни -- одна из примечательных черт французской нации.

По словам Ф.Энгельса, "Франция -- та страна, в которой историческая классовая борьба больше, чем в других странах, доходила каждый раз до решительного конца". Парижская Коммуна 1871 г. открыла эру пролетарских революций.

Французы не допустили прихода к власти фашистов в 1934 г. Движение Сопротивления во Франции и Югославии было самым значительным в Западной Европе в годы Второй мировой войны.

Франция меняется, но что-то в ней остаётся прежним. Подобно своему национальному флагу, страна имеет как бы несколько цветов, несколько измерений, несколько обликов. В одном из выступлений генерала де Голля были такие примечательные слова: "Франция -- это все французы, вместе взятые. Ни левые ещё не представляют Францию, ни правые. Конечно, среди французов всегда были течения. Есть вечное течение к реформам и переменам, которое само по себе необходимо, но есть также течение в пользу порядка, законности, традиций, которое также необходимо".

Исторической традицией Франции остаётся сильная централизованная власть и государственное регулирование экономики ("дирижиризм"). В стране сохраняется достаточно высокая степень защиты и социального обеспечения наёмных работников, 3/4 которых охвачены коллективными договорами профсоюзов с работодателями.

В последние десятилетия, как отметил политолог А.Дюамель, одной из главных черт политического характера французов стало стремление к консенсусу, внутреннему единству страны, согласованным действиям различных социально-политических сил. В конечном итоге французы уважают государственную власть, ждут от государства помощи и социальной защиты, являются поборниками законности, но одновременно при каждом удобном случае они показывают свой независимый характер.

Франция -- страна философской культуры, которая по праву может считать себя наследницей греко-римской цивилизации. Идущие от просветителей-энциклопедистов революционно-демократические традиции привили гражданам интерес к идеям общественного развития. Ещё в XIX в. А.де Токвиль отмечал, что у французов "склонность к общим идеям, по-видимому, превратилась в страсть столь безудержную, что она требует удовлетворения при первой же возможности". И по сей день эта страна интересна миру своей интеллектуальной жизнью. Политический еженедельник "Нувель обсерватэр" однажды с иронией заметил: "Во Франции нет нефти, но есть коллоквиумы".

В последние два десятилетия на русский язык были переведены многие труды западной философской, социологической и политической мысли. Среди них есть работы видного французского социолога и политолога Р.Арона (1905--1983).

На Западе он получил известность первоначально не как учёный, а как журналист. Академическое признание он приобрёл после выдвижения концепции "индустриального общества" и подхода к созданию социологии международных отношений. С 1962 г. Арон -- вице-президент Всемирной социологической ассоциации, а в 1963 г. избирается членом Академии моральных и политических наук Франции и почётным членом американской Академии искусств и наук. Он был также почётным доктором Гарвардского, Колумбийского, Оксфордского, Базельского, Брюссельского и Иерусалимского университетов.

До 1968 г. Арон заведовал кафедрой социологии в Сорбонне, а с 1970 по 1978 г. -- кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс.

На творчество ученого оказали влияние драматические события истории XX века. Он был свидетелем Первой мировой войны, прихода к власти фашизма в Германии и Италии, Второй мировой войны и "холодной войны" в международных отношениях. Его перу принадлежит более 50 крупных монографических произведений и сборников статей по "философии истории", проблемам социологии, политологии, внешней политики, международных отношений, идеологической борьбы.

Р.Арона нельзя воспринимать однозначно: он выступает то как ангажированный полемист в газете, то как сладкоголосый лектор-рассказчик в духе Шехерезады, то как учёный, осторожно взвешивающий свои аргументы. Как политический мыслитель он отличался проницательностью, известным даром предвидения, чеканностью мысли. И в наши дни актуально воспринимается его запись в конспекте "Гиффордских лекций" 1973--1974 гг., в которой говорится, что характерными чертами мира "являются сдерживание посредством ядерной угрозы, рост насилия, партизанские действия, соперничество идеологий и "промывание мозгов".

Как оценивали его современники? Профессор Мичиганского университета Рой Пайерс называл Арона "самым плодовитым и многосторонним политическим мыслителем XX века". По его словам, для французского мыслителя было характерно представление о "примате политической организации над другими общественными институтами".

Р.Арон не занимал крупных государственных постов, но к его мнению прислушивались многие видные политические деятели. Генри Киссинджер, госсекретарь США (1973--1977 гг.) говорил о нём: "Никто не имел на меня большего интеллектуального влияния.: Он был благожелательным критиком в те времена, когда я занимал официальные должности. Его одобрение меня вдохновляло, а критика в мой адрес -- сдерживала".

По словам Гастона Фессара, автора книги "Историческая философия Реймона Арона", -- "негативное мышление", "леденящая ясность", "бессердечная диалектика", "драматическая сухость," "пессимизм", "скептицизм" и т.д. -- таковы обвинения, которые обычно направляют в адрес Реймона Арона как теоретика истории и политики. Однако даже самые ярые его противники, если только не теряют чувства самообладания, не ставят под сомнение острый ум Арона, ясность его суждений и мощь его интеллекта".

Отличительной особенностью многих высказываний Арона был скепсис. Это, впрочем, не является отрицанием науки, которая может задавать вопросы, но не давать на них ответы. В диалектическом мышлении ему нельзя было отказать, а в том, что он не был беспристрастным наблюдателем, он признавался сам. Искусный полемист, он говорил о своих аргументах: "Хорошие или плохие, истинные или ложные, они ни в коем случае не претендуют на то, чтобы непременно кого-то убедить".

Достаточно полное представление об Ароне как видном идеологе либерализма дают две большие публикации на русском языке, подготовленные при содействии Министерства иностранных дел Франции -- "Мемуары (50 лет размышлений о политике)" и "История XX века (Антология)".

Французский мыслитель не был банальным "ниспровергателем" марксизма, хотя всю жизнь определял своё отношение к этому учению. В одной из работ он солидаризировался с позицией Й.Шумпетера, который, не будучи марксистом, отмечал, что все, кто пишет о будущем обществе, хотели бы иметь такой же коэффициент осуществлённых предвидений, как К.Маркс.

Труды Арона были своеобразным катехизисом западных философско-социологических концепций XX в. Для России, внёсшей уникальный вклад в мировую цивилизацию, слепое подражание Западу не может быть образцом. Навязываемая русскому народу либеральная модель не срабатывает в силу того, что её ценности -- частная собственность на средства производства, индивидуализм, эгоизм, а ныне и антикоммунизм -- плохо усваиваются нацией, которая от дедов и отцов привержена в своей массе к коллективизму, солидарности, социальной справедливости, общему благу.

Автор этих очерков не претендует на исчерпывающую характеристику творчества Р.Арона, а останавливается преимущественно на тех аспектах, которые могут заинтересовать людей, изучающих социологию и политологию.


 Об авторе

Валентин Федорович КОЛОМИЙЦЕВ

Доктор исторических наук, профессор кафедры социологии, политологии и экономики Московского городского педагогического университета. Автор книг "Рабочий класс и профсоюзы Франции в борьбе против монополий (1968--1981) " (1981), "Монополии и рабочий класс: Миф о социальном мире и действительность" (1985), "Методология истории: От источника к исследованию" (2001), "Социология и политика" (URSS, 2009), "Россия: Реформы, трансформация, модернизация. Заметки политолога" (URSS, 2011), а также 6 брошюр и около 200 публикаций в журналах и сборниках.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце