URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Голубева-Монаткина Н.И. Вопросы и ответы диалогической речи: Классификационное исследование
Id: 165585
 
270 руб.

Вопросы и ответы диалогической речи: Классификационное исследование. Изд.2

URSS. 2013. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03254-4.

 Аннотация

В книге приведены результаты исследования как гносеологических, информационных, иллокутивных, коммуникативных характеристик вопросительных и ответных предложений, так и их предикативной оси. Рассматриваются классификации вопросов и ответов, созданные лингвистами, логиками, философами, социологами. Предлагается новая классификация, которая, как представляется автору, обладает необходимыми свойствами простоты, объяснительной силы, эффективности.

Книга предназначена для всех, кто интересуется проблемами речевого общения, диалога.

Golubeva-Monatkina Natalia Ivanovna

Pragmatic classifications of questions and answers.

A distinction between questions and answers is based on the fact that there is no identity between worlds described in a question and reality, whereas, in an answer, these possible worlds are in correlation with the real world.

Tacking into account this gnoseologic distinction between questions and answers, 46 criteria are proposed and applied to a corpus. Pragmatic classifications of questions and answers are then proposed.


 Оглавление

Введение
I Классификация вопросов и ответов диалогической речи: постановка проблемы
 § 1.Классификация вопросов
 § 2.Классификация ответов
 § 3.Соотношение теоретического и эмпирического в классификации вопросов и ответов
 § 4.Обсуждение результатов
II Основные свойства вопросов и ответов диалогической речи
 § 1.Гносеологические свойства вопросов и ответов
 § 2.Информационные свойства вопросов и ответов
 § 3.Иллокутивные свойства вопросов и ответов
 § 4.Коммуникативные свойства вопросов и ответов
 § 5.О предикативной оси вопросительных и ответных предложений
 § 6.Обсуждение результатов
III Гипотезы, критерии и методы классификации вопросов и ответов
 § 1.Критерии оценки вопросов
 § 2.Критерии оценки ответов
 § 3.Организация и методы исследования
 § 4.Обсуждение результатов
IV Основные результаты проверки классификационных гипотез
 § 1.Построение классификации вопросов
 § 2.Построение классификации ответов
Общие выводы
Резюме (на французском языке)
Литература

 Введение

Светлой памяти родителей моих Ивана Федоровича и Тамары Петровны посвящаю

Диалогичность всегда была свойственна мышлению, познавательной деятельности, межличностному взаимодействию людей. Вот почему исследование диалога, диалогической речи, начавшееся еще в античности, продолжается и в настоящее время. Философы, логики, социологи и, конечно, лингвисты с возрастающим интересом изучают основу диалога -- вопросы и ответы.

Существенное место в научной литературе по вопросам и ответам занимает их классификация. Это может служить одним из показателей важности и необходимости изучения вопросов и ответов именно методом классификации, которая, как известно, направлена на организацию и представление в обозримой форме больших массивов эмпирического материала, а также на теоретическое конструирование моделей и выявление их соответствия этому материалу.

Самое трудное при построении классификации -- это выделение оснований (критериев) классификации, которые должны базироваться на существенных свойствах и закономерных связях классифицируемых объектов (Дж.Ст.Милль, С.С.Розова). Например, попытки классифицировать химические элементы не удавались до Д.И.Менделеева потому, что критериями классификации служили свойства элементов, несущественные в классификационном отношении. Важнейшая роль существенных свойств объектов в построении классификации обусловлена тем, что эти свойства отражают заключенные в самом объекте основания изменений, происходящих в нем при взаимодействии с другими объектами. Кроме того, существенные для определенных объектов свойства оказываются именно в силу своей существенности общими для этих объектов. Мышление, познавая существенные свойства объектов, познает тем самым как общие свойства этих объектов, которые являются основанием для их объединения в классы и подклассы, так и зависимости между ними (С.Л.Рубинштейн). Познание существенных свойств объектов и их зависимостей -- это познание закономерностей функционирования этих объектов. Поэтому классификации, построенные на основании существенных свойств, способны отражать научные закономерности. Такие классификации могут считаться эффективными, обладающими объяснительной силой.

Анализ научной литературы по вопросам и ответам диалогической речи показывает, что из множества выявленных оснований классификации вопросов и ответов еще не выбраны те основания, которые формируются существенными свойствами вопросов и ответов и по которым могут быть построены эффективные классификации. Таким образом, проблема создания эффективной классификации вопросов и ответов в теоретической литературе не решена и может быть снова поставлена. Решение ее возможно на основе междисциплинарного подхода, который позволяет получить систему лингвистических, логических и других оснований, выбрать действительно значимые основания с помощью методов ряда наук.

Использование в данной работе математико-статистических методов, созданных, в частности, для решения задач классификации в ряде наук, позволило, как представляется, получить классификации вопросов и ответов, обладающие необходимыми свойствами объективности, достоверности, достаточной полноты. Кроме того, в процессе классификационного исследования обнаружена несимметричность гносеологического статуса вопроса и ответа: положения дел, представленные в вопросе, не соотнесены с действительным положением дел в реальном мире; положения дел, описанные спрашивающим, могут быть соотнесены с действительностью в ответе. На этом свойстве основана роль вопроса в познании человеком окружающей действительности, оно объясняет так называемое герменевтическое первенство вопроса, возможность создания интеррогативной методологии науки, использование вопроса в обучении. Несимметричность гносеологического статуса вопроса и ответа предопределяет несимметричность ряда их свойств, в том числе то, что в вопросе более значимы вербальные средства выражения коммуникативной установки говорящего, в то время как в ответе большую роль играют невербальные средства.

Избранный подход позволил сформулировать основной принцип взаимодействия членов вопросно-ответной последовательности. Им является общеязыковой метонимический принцип представления целого по части. Целое -- это совокупность положений дел (возможных миров), построенная в вопросе, часть -- тот возможный мир, который отвечающий соотносит с реальным миром. Этот принцип действует лишь в том случае, когда отраженные в вопросно-ответной последовательности миры спрашивающего и отвечающего тождественны.


 Об авторе

Наталия Ивановна ГОЛУБЕВА-МОНАТКИНА

Доктор филологических наук, профессор факультета "Высшая школа перевода" Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Является автором книг "Французская диалогическая речь в сопоставлении с русской" (М., 1985), "Русская эмигрантская речь во Франции конца ХХ века" (М.: URSS, 2004), "Русская эмигрантская речь в Канаде конца ХХ века" (М.: URSS, 2004, 2010), "Французский язык в Канаде и США: Социолингвистические очерки" (М.: URSS, 2005, 2010).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце