URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Емельянов С.В. Труды ИСА РАН: Общая теория систем. Численные методы решения. Математические модели социально-экономических процессов. Дискуссии
Id: 165441
 
402 руб.

Труды ИСА РАН: Общая теория систем. Численные методы решения. Математические модели социально-экономических процессов. Дискуссии. Т.62. Вып.2

URSS. 2012. 100 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00468-9.

 Аннотация

Вашему вниманию предлагается номер журнала "Труды института системного анализа Российской академии наук".


 Оглавление

Общая теория систем
 Вспомогательные равновесия для статических и динамических конфликтных задач
  В. Э. Смольяков, Э. Р. Смольяков
 Методы анализа и совершенствования организационных систем управления предприятием
  Е. Ю. Попков
Численные методы решения
 Построение нижней оценки стоимости бесконечного опциона Марграбе
  Д. Л. Муравей
 Алгоритм подтверждения результатов распознавания с помощью словаря
  О. А. Славин, И. М. Янишевский
 Робастное энтропийное оценивание характеристик рандомизированных моделей данных
  А. Ю. Попков, Ю.С. Попков
 Оптимизация смещений и дисперсий оценок параметров математических моделей при обработке сглаженных экспериментальных данных
  Д. А. Потапов
Математические модели социально-экономических процессов
 Структура вероятностной макросистемной демо-экономической модели (часть III)
  А. С. Алиев, А. Ю. Попков, Ю. С. Попков
 Моделирование деловых взаимоотношений участников бизнес-процессов
  А. Ю. Долгоруков
 Нелинейное равновесие и его роль в экономических процессах
  В. Н. Костюк
 Анализ задачи оптимального планирования инвестиционного проекта на базе операционного исчисления
  П. Н. Победаш
Дискуссии
 Неизвестные законы и процессы в гравитационных и электромагнитных полях
  Э. Р. Смольяков
Abstracts

 Методы анализа и совершенствования организационных систем управления предприятием (отрывок)

Е. Ю. Попков

Аннотация.Рассмотрены особенности организационных систем управления предприятием. Проведена классификация структур, функций и системобратной связи в организационных системах. Показана адекватность методологии кластерного анализа проблематике организационных систем.
Ключевые слова: организационная система, структура, кластерный анализ, автоматическая классификация.

Введение

Переход к рыночным отношениям, спад производства, общая экономическая нестабильность в стране резко усложнили условия функционирования промышленных предприятий практически всех отраслей народного хозяйства. Перевод предприятий на реальную самостоятельность, переход в их взаимоотношениях с распределительных на рыночные (договорные) отношения привел к существенному обострению многих проблем управления, прежде всего в финансово-экономической области, в сфере материально-технического обеспечения производства сырьем, комплектующими и т.д., сбыта готовой продукции. В этих условиях чрезвычайно актуальным является создание эффективных методов и процедур анализа и совершенствования организационных систем управления крупным предприятием в условиях перехода к рынку. Существовавшие до сих пор технологии такого анализа и организационного проектирования практически невозможно использовать в новых условиях без серьезной адаптации. Следует подчеркнуть, что проблема управления крупным предприятием в условиях перехода к рынку представляет и существенный научный интерес. Здесь требуется разработка новых постановок задач и алгоритмов разработки предложений по совершенствованию управленческих структур в условиях отсутствия достоверной информации о причинах неэффективной работы отдельных подразделений системы управления (или системы в целом).

1. Специфика и основные составляющие организационных систем управления

В настоящее время многие политические, экономические и социальные задачи, стоящие перед современным обществом, решаются с помощью организационных систем управления, причем с ростом сложности и объема этих задач роль и значение организационных систем непрерывно возрастает [1--4].

Трудность исследования организационных систем управления точными методами состоит в том, что их работа зависит не столько от технологических или экономических характеристик системы, а (часто в основном) от социальных и психологических закономерностей поведения людей в этой системе.

Теория управления начинала складываться как наука, изучающая управление техническими объектами и технологическими процессами. Именно при изучении этих объектов были сформулированы основные понятия теории регулирования -- входо-выходные зависимости, передаточная функция, обратная связь и т.д., а также получены основные теоретические результаты. Эта теория первоначально была детерминированной, в последующем была разработана статистическая теория управления, позволяющая синтезировать управляющие системы при наличии помех и в условиях неопределенности. Первые же попытки использовать теорию автоматического управления для анализа и синтеза организационных систем показали, что аппарат этой теории не адекватен исследованию подобных объектов. Причина этого состоит в специфических особенностях организационных систем управления. Рассмотрим основные из них [5--7].

Как уже отмечалось, существенным элементом организационных систем управления являются люди, которые имеют собственные цели, часто не совпадающие с целями организации, и поведение которых невозможно однозначно предсказать. Наличие людей в таких системах приводит к тому, что эффективность работы организации в целом зависит от морального климата, наличия или отсутствия конфликтов между ее сотрудниками. Все эти обстоятельства не могут быть учтены в рамках классической теории управления.

Другая особенность состоит в том, что, как правило, организационная система управления -- многоуровневая и многоэлементная система, т.е. большинство организаций имеет сложную иерархическую структуру и сложные процедуры функционирования.

Третья особенность организационной системы управления состоит в том, что на эффективность ее работы существенное влияние оказывают неформальные факторы, которые порождают неформальную структуру взаимоотношений сотрудников, неформальные процессы функционирования и т.д. Это сильно усложняет анализ и понимание основных закономерностей ее работы.

Следующая особенность организационной системы управления состоит в том, что на работу организации сильно влияют неконтролируемые факторы, т.е. для таких систем характерен высокий уровень и многочисленность помех. В организационных системах помехи, как правило, не подчиняются статистическим закономерностям, в связи с чем применение формального аппарата статистической теории управления в большинстве случаев невозможно.

Отмеченные особенности приводят к необходимости развития специальных средств и методов исследования организационных систем. В диссертации предпринята попытка разработки средств анализа и синтеза организационных структур таких систем управления, опираясь на методы кластерного анализа.

В дальнейшем при рассмотрении любых организационных систем будем выделять следующие три основные составляющие: организационная структура, методы (способы) функционирования и система стимулирования (система обратных связей).

Под организационной структурой исследуемого объекта будем понимать совокупность его подразделений, рассматриваемых совместно с системой подчинения между ними, системой распределения прав и ответственности, которыми они наделены, и с критериями оценки качества выполнения подразделениями своих задач.

Здесь под термином "подразделение" понимается структурная единица объекта, которая рассматривается как элементарная "ячейка" при последующем исследовании. Выбор типа подразделений существенно зависит от масштаба и целей исследования. Так, например, при анализе работы крупного производственного объединения с целью совершенствования структуры его управления в качестве подразделений могут рассматриваться управления и крупные функциональные отделы его центрального аппарата, в то время как при изучении конкретной стороны деятельности того же объединения в качестве подразделений могут фигурировать предприятия, входящие в это объединение, или даже отдельные их цеха. При совершенствовании же системы управления предприятием в качестве подразделений часто выбираются даже отдельные исполнители.

Термины "подчинение", "ответственность" и "права" подразделений понимаются в приведенном выше определении в традиционном смысле [7].

Под термином "критерий оценки качества выполнения подразделением своих задач" понимается совокупность показателей, которые определяют степень выполнения подразделением возложенной на него ответственности.

Задание организационной структуры не однозначно определяет ее работу -- в пределах одной и той же организационной структуры подразделение может работать по-разному. В связи с этим для описания организационной системы управления необходимо задать также способы функционирования организационной структуры.

Под методами (способами) функционирования будем понимать совокупность действий (распоряжение, распределение ресурса, составление плана, контроль, отчет, технологические операции и т.п.) и способов их выполнения, которые фактически имеют место в организации и в соответствии с которыми каждый сотрудник, каждое подразделение и организация в целом выполняют возложенные на них задачи. Иногда способы функционирования -- это жесткие инструкции и фиксированные формы документов, иногда -- это указания достаточно общего характера без регламентированной документации, иногда же (и достаточно часто) -- это исторически сложившийся, нигде не зафиксированный способ работы конкретного человека или группы лиц, опирающийся на их интуицию, опыт и взаимоотношения с другими сотрудниками данной организации и внешних организаций.

Под системой стимулирования (обратных связей) будем понимать совокупность механизмов, направленных на стимулирование подразделений к эффективному выполнению стоящих перед ними задач.

Эти механизмы используют показатели деятельности подразделений для расчета, в соответствии с определенными правилами, стимулирующих воздействий на соответствующие подразделения; при этом стимулирующие воздействия могут быть как "положительные" (поощрение), так и "отрицательные" (наказание).

В большинстве случаев для реальных объектов в явном виде не фиксируются основные элементы организационной системы управления; обычно определены лишь формальные аспекты организационной структуры (схема административного подчинения и т.д.), способов функционирования (должностные инструкции) и системы стимулирования (положение о премировании работников) [10]. Именно этим обстоятельством можно объяснить большую роль стихийных, исторических факторов формирования подавляющей части реальных организационных систем управления.

Описанный способ задания организационной системы управления является "статическим", т.е. подразумевает неизменность основных ее элементов при неизменности внешних условий и технологии работы производственных звеньев. Если же эти условия меняются, то необходимо провести "подстройку" ее основных элементов. Вообще говоря, возможен и другой, "динамический" подход к заданию организационной системы управления, который подразумевает формулировку законов изменения организационной структуры, способов функционирования и системы стимулирования во времени [3].

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце