URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Костяев А.И. Вкусовые метафоры и образы в культуре
Id: 165114
 
197 руб.

Вкусовые метафоры и образы в культуре. Изд.2

URSS. 2013. 160 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03197-4.

 Аннотация

В настоящей книге представлен новый взгляд на проблему вкуса. Установлена связь между механизмом вкусовых ощущений и процессом осмысления мира. Проведена реконструкция вкусовых ощущений человека в протокультуре. Предпринята попытка обобщить различные подходы к феномену вкуса, в том числе мнения Г.Гегеля, М. де Унамуно, Х.Ортеги-и-Гассета, Х.Борхеса, У.Эко и других. В книге обсуждается вопрос о вкусовых пристрастиях русского человека, особенностях русской культуры. Мысли автора иллюстрируются множеством занимательных фактов из истории и современности.

Книга предназначена для всех интересующихся культурой повседневности.


 Оглавление

Введение
I От вкуса первобытного человека к вкусам современного человека
 § 1.Контуры мира вкусов
 § 2.Вино и хлеб: вариации на гегелевскую тему
 § 3.Вкус чести: М.Унамуно, Х.Ортега-и-Гассет
 § 4.Вкус независимости: Ж.П.Сартр, С.де Бовуар
 § 5.Вкусовые лабиринты: Х.Борхес, У.Эко
 § 6.Вкусовой код культуры
II Язык вкусов в России
 § 1.Вкусовые пристрастия русского человека
 § 2.Наслаждение вкусом: А.С.Пушкин
 § 3.Воспитание вкуса: Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов
 § 4.Искушение вкусом: В.С.Соловьев
 § 5.Распознавание вкусов: П.А.Флоренский
 § 6.Вкус сбывшегося и несбывшегося: Ф.А.Степун
 § 7.Вкус эпохи
Заключение
Литература
Список принятых сокращений

 Введение

Значимость исследования вкуса настолько очевидна, что она стала самостоятельной проблемой психологии, биологии, медицины. Существует область "утонченных" вкусов в прямом смысле, то есть кулинарное искусство. В современной философии под вкусом подразумевается эстетическая чувствительность. Отстраненность от "элементарных" ощущений в ней налицо. Признавая единство человека, философия занимается преимущественно феноменом сознания, а вкусы в их первоначальном смысле оказываются для нее "чужими". Механизм вкусового восприятия человека есть первый в онтогенезе предмет, ставший новым функциональным органом и универсальным знаком.

Вкусовые ощущения не могут быть определены только внешним источником. Они зависят от мотивации человека, принадлежности к определенной культуре, индивидуального опыта. Для массовой культуры XXI века характерна управляемость, подконтрольность механизма вкусовых ощущений. Внедряются "нужные" вкусы. На поток поставлено производство вкусов-заменителей. Цепочка вкусовых ощущений замыкается определенным потребительским стандартом.

Существует несколько похожих определений вкуса. В.Даль понимает под вкусом одно из внешних чувств. Свойство разнообразия пищи. Понятие о прекрасном. Чувство изящного. У В.В.Виноградова вкус как понятие включает:

-- ощущение, возникающее в результате раздражения слизистой оболочки языка различными веществами и способности к восприятию подобного ощущения;

-- чувство красивого, изящного, способность эстетической оценки;

-- склонность, интерес, любовь к чему-либо;

-- сочетание с определением манеры, стиля.

Н.М.Шанский, исследуя происхождение термина "вкус", относит его возникновение как качество еды с XVIII века. Тогда появляется термин "вкус" как чувство прекрасного (перевод с французского). Между тем действие -- "вкусить" известно уже в "Изборнике" Святослава (IX век). Во Франции категория вкуса получила эстетический смысл в сочинениях Н.Буало, Ш.Монтескье. Начиная с Буало, основа вкуса -- изучение древности с ее признаками: ясностью, очерченностью. В английской мысли XVIII века понятие вкуса приобрело не только эстетический, но и нравственный смысл. Ф.Хатчесон, Э.Берк утверждали всеобщность вкуса. И.Кант указывал на трудности в определении суждения вкуса.

Гегель придавал вкусу самые различные смыслы. Он пишет: "Но чем же я все-таки владею? а) Моим телом. б) Вещью, которая у меня во рту...". Гегель замечает сходство органов пищеварения человека и свиньи. Это его не пугает. И чего следует опасаться, если существуют личности, для которых мозг "заменяет" орган пищеварения. Здесь Гегель входит в мир вкусовых метафор. Вкус в политическом смысле наиболее детально описан К.Марксом. Общее в различных определениях вкуса: смыслы располагаются в такой последовательности, что предполагает их причинно-следственную связь. Это было бы оправданно, если рассматривать вкусовое ощущение само по себе. Между тем, опознание вкуса носит системный характер. Связь вкуса и поведения также имеет системную природу. Исследования физиологии вкуса находятся "не впереди", а только в "основе" других изысканий. В середине XX века возникает органолептика, где в числе других проблем изучается вкус. В конце XX века быстрые темпы "набирают" исследования в области философии телесного.

В рамках проблематики телесного рассматриваются вкусовые ощущения. Возникает ювенология, где особенности вкусового восприятия детей изучаются в комплексе других факторов. Проблемой в педагогике признается сенсорное восприятие различных групп населения. "Открытие" вкусовых ощущений в культурологии связано с обсуждением проблемы повседневности. В монографии предпринята попытка обобщить различные подходы к феномену вкуса. Такой путь представляется единственно правильным в условиях, когда старая система понятий "не вмещает" накопленный эмпирический материал.

1:1 Даль В. Вкус // Даль В. ТСЖВЯ. М.: ГИИНС, 1955. Т. 1. С.212.:2 Вкус // СРЯ / Под общ. ред. В.В.Виноградова. М.: ГИИНС, 1957. Т. 1. С.231--232.:3 Шанский Н.М. Вкус // ЭСРЯ. М.: Изд-во МГУ, 1968. Т. 1. С.115.:4 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М.: Мысль, 1973. Т. 1. С.317.


 Об авторе

Александр Иванович КОСТЯЕВ

Кандидат философских наук, член Российского философского общества. Автор более 40 научных публикаций, в том числе монографий: "Культура как объект смыслогенетического анализа" (2003), "Алфавиты и коды культуры. Palaestina. Roma" (2004), "У истоков европейской мысли. L. A. Seneca" (2005), "Вкусовые метафоры и образы в культуре" (URSS, 2007). Является одним из авторов учебно-методических пособий: "Структурный курс философии" (2003), "Философия: Исследования, тексты, схемы, таблицы, упражнения, тесты" (2003), "Культурология. Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования" (URSS, 2010).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце