URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Яковлев В.А. От креативов метафизики к философии творчества: Универсум принципов современной науки
Id: 165011
 
202 руб.

От креативов метафизики к философии творчества: Универсум принципов современной науки

URSS. 2013. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03279-7.

 Аннотация

В настоящей монографии на основе классического представления о метафизике как философской теории первооснов всего сущего реконструируются и анализируются основные мировоззренческие исследовательские программы Древнего Востока и Античности. Раскрывается креативный потенциал метафизических эйдосов --- креативов --- в формировании структуры и проблем теоретического знания о предельных основаниях бытия, субъектной экзистенции и культуры. Креативы метафизики прослеживаются в методологическом, онтологическом, гносеологическом и аксиологическом аспектах. Подчеркивается, что эти креативы первичны по отношению ко всем другим принципам теоретической деятельности и имеют априорный статус.

Логика становления и развития первых философских теорий --- "осевое время человечества" (К.Ясперс) --- свидетельствует, что креативы метафизики выражают имманентно-креативную сущность универсума. В то же время эвристически значимые метафизические программы сами становятся креативными исходными импульсами развития человеческого духа и культуры в целом. Неслучайно, как показывается в работе, именно в диалогах Платона формируется развернутая теория креативности, основные положения которой, связанные с выяснением структуры процесса творчества, актуальны и в настоящее время.

Работа написана на базе значительного числа авторских публикаций в различных изданиях, в частности в журнале "Вопросы философии".

Монография может быть полезна для специалистов в области онтологии, истории философии, исследователей креативной проблематики, а также для студентов и аспирантов, интересующихся философией творчества.


 Оглавление

Введение
Принципы креативности в философии Древней Индии
 Бытие
 Познание
 Мораль
Философские креативы в Древнем Китае
 Бытие
 Познание
 Мораль и право
Античные натурфилософские программы креативности
Антропофилософкие креативы в учениях софистов, Сократа и сократических школ
Методология творчества и онтологические креативы Платона
 Методология
 Онтология
Креативы гносеологии, этики, политологии и эстетики в философии Платона
 Гносеология
 Этика
 Политология
 Эстетика
Креативы философии Аристотеля
 Креативы методологии
 Креативы метафизики бытия
 Креативы познания
 Креативы и антикреативы гуманитаристики
Метафизические креативы эпохи эллинизма
 Эпикуреизм
 Школа стоиков
 Скептицизм
 Неоплатонизм
Заключение

 Заключение

В работе были рассмотрены наиболее важные эйдосы-креативы Восточной философии и философских школ Античности. Известно, что в основе всей отечественной учебной и исследовательской литературы по этим периодам становления и развития философской мысли лежат хорошо известные переводы оригинальных текстов. Ещё в 1903 г. вышло в свет первое издание "Фрагментов досократиков" немецкого филолога Германа Дильса, которые стали основной базой источниковедения для философов и культурологов. После смерти Дильса, начиная с 5-го издания, вышедшего в 1934-1937 гг., редактирование "Фрагментов" взял на себя его ученик, филолог Вальтер Кранц. "Фрагменты досократиков" приобрели стандартный вид трехтомника, а при ссылках на этот труд обычно пользуются сокращенным обозначением DK.

Новые открытия первоисточников древней философии крайне редки и требуют специального филологического анализа. Общее сложившееся представление о философских идеях того периода они не меняют и вряд ли изменят, если, конечно, не принимать всерьёз так называемую "Новую хронологию" А.Т. Фоменко, утверждающего с помощью своеобразных расчётов, что древние цивилизации и государства Античности не существовали вообще, а являются вымыслом авторов гораздо более позднего времени.

В профессиональных работах, как правило, или исследуют какую-либо одну философскую проблему у разных авторов в плане сравнения и прослеживания её развития, например "бытия", или проводится системно-тематический анализ по персоналиям в зависимости от выбранной исходной установки. В учебной литературе материал организуется по принципу историко-хронологического изложения основных идей философов древности по всем разделам философского знания.

В представленной работе историко-философский материал был организован, исходя из предположения, что в философии Древнего Востока и философских учениях Античности сформировались креативные метафизические программы, которые в дальнейшем стали основой социокультурных и научных исследовательских программ Западной цивилизации. Задача выявления специфических креативов-эйдосов решалась в ходе анализа этих программ у разных философов.

Метафизические принципы присущи любой развитой науке. В.С. Соловьёв подчёркнул: "Ошибочно противопоставление метафизики как знания чисто умозрительного положительной науке как знанию чисто опытному. Действительность, с которой имеет дело наука, есть умственное построение, невидимое и не подлежащее никакому восприятию. Положительная наука неизбежно становится на тот путь сверхчувственного, умозрительного построения вселенной, по которому метафизика пытается идти далее до конца".

В книге прослеживалась так называемая филиация идей древней философии и современной науки и культуры. Можно вполне согласиться с Т.Л. Гусевой, которая пишет: "Предметную область метафизики составляют вопросы столь предельно общие и сущностно важные для осмысления мира и человека в нем, что в трактовке великих мыслителей -- Платона, Аристотеля, Лейбница, Гегеля, Канта метафизические представления играли важнейшую роль в развитии человеческой мысли. Тем самым была предопределена история эволюции метафизики как дисциплины".

Однако в моём понимании метафизика как дисциплина, исследующая креативы-эйдосы, есть предельно общая теория творчества вообще, иначе говоря, -- метафизика креативности.

Теория творчества Платона, проанализированная в данной работе, стала отправной точкой для различных метафизических программ творчества. В общем, можно выделить два типа программ: субстанциальные и функциональные. Первый тип акцентирует внимание на вопросе -- “кто является субъектом творчества?”; второй на вопросе, -- “каким образом, как осуществляется акт творчества?”.

Логически возможные и исторически фиксируемые в античной философии ответы на первый вопрос: 1. Бог (креационизм -- Платон); 2. Природа (натурализм -- Гераклит, стоики); 3. Человек (Сократ). Ответы на второй вопрос: 1. Через Логос, аналитику (нормативность -- Гераклит, стоики, Аристотель); 2. Через диалектику (Сократ); 3. Через мистическое озарение (неоплатоники). Отметим также, что все программы разделяют ценностную установку Платона -- творчество имеет целью благо человека, достигаемое во взаимодействии его с природой и другими людьми.

Теория творчества, развитая Платоном, позволяет не только обосновать онтологию творчества, но проследить дальнейшее развитие креативов метафизики в истории философской мысли, а также выявить общую эпистемическую структуру креативных процессов. Но это уже, очевидно, задача для другого специального исследования.


 Об авторе

Владимир Анатольевич ЯКОВЛЕВ

Доктор философских наук, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заслуженный профессор МГУ. Читал курсы по философии за рубежом. Участник Всемирных философских конгрессов в Бостоне (1998), Стамбуле (2003) и Сеуле (2006), а также симпозиумов по метафизике 2000 и 2006 гг. в Риме. Область научных интересов -- философия и методология науки, теория креативности и инновации в науке. Член Союза писателей Москвы. Автор нескольких монографий и множества научных статей.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце