URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кодухов В.И. Общее языкознание
Id: 164739
 
329 руб. Бестселлер!

Общее языкознание. Изд.6

URSS. 2013. 304 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-397-03140-0.

 Аннотация

В настоящем учебнике освещаются главные этапы истории лингвистики и ее ведущие направления и школы, характеризуются основные проблемы современного теоретического языкознания, описываются различные методы и приемы лингвистического анализа. Особое внимание обращено на вклад отечественного языкознания в теорию и практику мировой лингвистики. Лингвистическая проблематика рассматривается в свете общей теории познания и развития современных наук.

Книга рекомендуется студентам и аспирантам гуманитарных специальностей, преподавателям русского и иностранных языков, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами языкознания и методики изучения языка.


 Оглавление

Слово об авторе
От автора
Часть первая. История языкознания
 Введение
 Глава 1. От филологии древности до языкознания XVIII в.
  1. Филология классической древности Веды и грамматика Панини (7). Древнегреческая философия и вопросы языкознания (8). Система александрийской грамматики (10)
  2. Языкознание средних веков и эпохи Возрождения Языкознание средних веков (12). Возрождение классической и восточной филологии (12)
  3. Языкознание XVII--XVIII вв. Исторические события и языкознание (13). Всеобщая рациональная грамматика (14). Нормативные грамматики и словари (17)
 Глава 2. Сравнительно-историческое языкознание и философия языка
  4. Возникновение сравнительно-исторического языкознания Возникновение германистики (21). Возникновение славистики (22). Санскрит и сравнительная грамматика Ф.Боппа (24)
  5. Философия языка В.Гумбольдта Язык как деятельность (26). Язык -- "дух народа" (26). Форма языка (27). Типы языков (28)
  6. Три периода в развитии компаративистики Лингвистическая концепция А.Шлейхера (30). Компаративистика второй половины XIX в. (34). Современное сравнительно- историческое языкознание (35)
 Глава 3. Логическое и психологическое языкознание
  7. Логическое направление в языкознании Логико-грамматическая школа середины XIX в. (37). Логика и грамматика (40)
  8. Психологическое направление в языкознании Основные школы лингвистического психологизма (41). Ассоциация представлений и речевое поведение (44). Лингвистическая концепция А.А.Потебни (45)
  9. Младограмматики и младограмматизм Говорящий человек и узус (50). Диалектология и лингвистическая география (51). Принцип историзма (52)
 Глава 4. Социология языка и неограмматизм
  10. Казанская лингвистическая школа Язык как социально-психическое явление (60). Фонема и морфема как основные языковые атомы (61). Статика и динамика (62) Строение лингвистики (64)
  11. Московская лингвистическая школа Язык и его история (66). Форма слова и части речи (67). Словосочетание и предложение (68)
  12. Лингвистическая концепция Ф.де Соссюра Объект, предмет и метод лингвистики (70). Речевая деятельность как антиномия (72). Языкознание -- система лингвистик (72) Синхроническая лингвистика (73). Женевская и Парижская лингвистические школы (77)
 Глава 5. Языкознание XX в. и структурализм
  13. Функциональная лингвистика Система и функции языка (82). Фонология (83). Морфологические оппозиции и функциональный синтаксис (85). Функциональные стили и культура языка (86)
  14. Дескриптивная лингвистика Американское языкознание и дескриптивизм (87). Методика описания и метаязык (88). Фонемика и морфемика (89). Конструкция и ее анализ (90). Трансформационная методика и порождающая грамматика (91)
  15. Глоссематика Схема, норма и узус (93). Фигуры и функции (94). Метод описания (95)
  16. Математическое и инженерное языкознание Возникновение математической лингвистики (96). Машинный перевод и инженерное языкознание (97)
 Глава 6. Советское языкознание
  17. История советского языкознания Создание советской школы и овладение традициями (99). Языковое строительство и борьба за марксистско-ленинские основы в языкознании (100). Советские лингвистические концепции (101) Возникновение советского структурализма и прикладной лингвистики (108)
  18. Теория языка и практика лингвистических работ Лексикография и лексикологическая теория (111). Фонетико- орфографическая практика и общая фонетика (113). Нормативная грамматика и грамматическая теория (114)
Часть вторая. Теория языка
 Введение
 Глава 7. Знаковые и незнаковые свойства языка
  19. Языкознание и семиотика Общая семиотика и лингвосемиотика (124). Своеобразие знаковой системы языка (127)
  20. Основные вопросы лингвосемиотики Понимание знака (128). Виды знаков и единицы языка (130) Незнаковые свойства языковых единиц (132)
 Глава 8. Язык как система
  21. Система и структура языка. Потенциальность и открытость системы языка (134). Язык как система систем (136)
  22. Основные и промежуточные ярусы языка Фонетико-фонологический ярус (137). Морфемо-морфологический ярус (138). Синтаксический ярус (142). О лексико-семантическом ярусе языка (144). О внеярусных явлениях и промежуточных ярусах (145)
  23. Теории структуры языка Теория изоморфизма (149). Теория иерархии уровней (149) Части речи как реализация связей ярусов языка (150)
 Глава 9. Язык и мышление
  24. Основные направления менталингвистики Язык и логическое мышление (153). Язык и психическая деятельность говорящего (154). Язык и передача информации (155). Языковые значения и передаваемая информация (156)
  25. Типы и виды языковых значений Значение как содержание языковых единиц (157). Значение и типы передаваемых сообщений (158). Прямые и переносные значения (160)
  26. Отражательная функция языка Формальные и содержательные значения (162). Языковые единицы и контекст (163). Теория языковой относительности (165)
 Глава 10. Язык и общество
  27. Язык и речевая деятельность Речевой акт и психофизические механизмы речи (167). Социальная природа речевой деятельности (169). Двуязычие как психофизическое и социальное явление (170)
  28. Язык как социально-историческая норма Языковая система и языковая норма (171). Типы языковой нормы (173). Узус и территориальное и социальное расслоение языка (174). Литературный язык и его стили (177)
  29. Социальные общности и социальные типы языков Народность и ее язык (180). Нация и национальный язык (181) Язык межнационального общения (181)
 Глава 11. Язык и история
  30. Развитие языка и аспекты лингвистики Синхрония и диахрония (185). Состояние как динамическое равновесие (186). История языка и хронологические срезы (187)
  31. История языка -- история народа Языковые контакты (189). Язык и культура (191). Социальная обусловленность истории языка (193)
  32. Внешние и внутренние законы развития языка Внутренние законы (196). Внешние законы (197). Причины исторического развития языков (199)
Часть третья. Методы языкознания
 Введение
 Глава 12. Способы познания и методы лингвистики
  33. Методы познания и методология науки
  34. Научное познание как процесс Наблюдение как способ изучения языка (205). Эксперимент как способ изучения языка (206). Лингвистическое моделирование (208). Лингвистическая интерпретация (210). Единство эмпирического и теоретического знания (212)
  35. Лингвистические методы Метод и аспект исследования (214). Метод как прием исследования (214). Методика исследования (215). Методика исследования и способ описания (215). Классификация основных методов лингвистики (217)
 Глава 13. Описательный метод
  36. Языковые единицы и их описание Единицы языка и их признаки (219). Единицы языка и единицы анализа (221). Основные типы приемов описательного метода (224)
  37. Приемы внешней интерпретации Социологические приемы (225). Логико-психологические приемы (227). Артикуляционно-акустические приемы (229). Приемы межуровневой интерпретации (230). Дистрибутивная методика (230)
  38. Приемы внутренней интерпретации Приемы классификации и систематики (232). Приемы парадигм и парадигматическая методика (233). Оппозиционный прием (234) Приемы семантического поля (237). Позиционные приемы (238) Приемы преобразований и трансформационная методика (239)
  39. Математические приемы Логико-математические исчисления и моделирование (242) Статистические приемы (245)
  40. Инструментальные приемы и автоматизация лингвистических исследований Инструментально-фонетические приемы (250). Автоматизация лингвистических исследований (251)
 Глава 14. Сравнительный метод
  41. Сравнительно-исторический метод Сравнительно-историческое языкознание и сравнительно-исторический метод (254). Установление генетического тождества (256) Реконструкция праформ (257). Абсолютная и относительная хронология (258). Этимологический анализ (260)
  42. Историко-сравнительный метод Историческое тождество и различие (263). Внутренняя реконструкция и хронологизация (265). Диалектография (267). Приемы культурно-исторической интерпретации (269). Текстологические приемы (270)
  43. Сопоставительный метод Сравнительно-сопоставительное изучение языков и сопоставительный метод (272). Установление основания сопоставления (273). Сопоставительная интерпретация (276). Сопоставительная методика и типологические исследования (279)
Дополнительная литература
Указатель имен

 От автора

Обязательный курс "Общее языкознание" введен в систему лингвистических дисциплин, читаемых на филологических факультетах высших учебных заведений, в 1963 г. (до этого читались спецкурсы по истории, теории и методологии языкознания). Теперь в некоторых вузах курсы "Общее языкознание" и "История лингвистических учений" читаются раздельно; в других институтах курс общего языкознания объединяет теорию языкознания и историю лингвистических учений, иногда читается отдельно спецкурс и проводятся семинарские занятия по методам лингвистического анализа. Таким образом, независимо от конкретных форм организации учебных дисциплин, современная структура курса общего языкознания предполагает освещение трех основных разделов -- истории языкознания, теории языка и методов лингвистического анализа.

Курс общего языкознания, подводя итоги изучения многих лингвистических дисциплин, не только способствует обобщению и теоретическому осмыслению фактов и положений, изученных в частных курсах и в курсе "Введение в языкознание", но и знакомит с новым фактическим и теоретическим материалом.

Курс общего языкознания расширяет и углубляет общеязыковедческую подготовку выпускников филологических факультетов: поднимает их теоретический уровень, знакомит с основными лингвистическими направлениями и школами, вводит в проблематику современной лингвистики, вооружает методологией и методикой лингвистического анализа, способствует лучшей подготовке выпускника к творческой практической деятельности в области просвещения, культуры и науки. Осознавая эту практическую направленность курса, автор учебника, опираясь на философию марксизма-ленинизма, стремится все общелингвистические вопросы рассматривать в свете общей теории познания. Особое внимание уделяется актуальным проблемам современной лингвистики, достижениям советского и отечественного языкознания; в книге представлены как фундаментальные проблемы теории, так и вопросы прикладного языкознания.

Учебник состоит из трех частей: история языкознания, теория языка, методы и приемы изучения и описания языка. К каждой главе дана обязательная литература, а в конце книги приведен список дополнительной литературы, в него включены наиболее интересные работы. Принцип составления библиографии -- содержательный, т.е. книги и статьи указываются в том порядке, который более целесообразен для изучения того или иного вопроса. Вся указанная автором литература в разной степени использована при написании книги. Названия работ, написанных и опубликованных на иностранных языках, даны в русском переводе: когда возможно, приводится канонический перевод, в остальных случаях переводы принадлежат автору. В переводе автора даются также некоторые цитаты из работ зарубежных лингвистов. Сокращения слов (названия языков, лингвистические термины и т.д.) используются общепринятые.

Автор выражает свою искреннюю благодарность официальным рецензентам -- чл.-корр. АН СССР Ф.П.Филину и кафедре русского языка Казанского государственного университета им.В.И.Ульянова-Ленина, а также проф. Л.Я.Маловицкому и доц. И.С.Куликовой, которые читали и обсуждали рукопись во всех ее вариантах. Автор признателен слушателям факультета повышения квалификации преподавателей педагогических институтов РСФСР и студентам факультета русского языка и литературы ЛГПИ им.А.И.Герцена, которым впервые читался курс общего языкознания.


 Введение

Каждая наука имеет свою историю, и новые знания являются аккумуляцией уже известных, их дальнейшим развитием и видоизменением, в ряде случаев весьма существенным.

История лингвистики показывает, что ее прогресс, как, впрочем, и любой науки, обусловливается многообразными потребностями развивающегося общества, что языкознание не может развиваться изолированно от других наук, что на лингвистической арене также проявляется борьба материалистической философии с идеализмом, диалектики с метафизикой.

Вместе с тем история лингвистики -- это накопление знаний о языке вообще и отдельных языках, развитие внутренней логики науки, углубление лингвистической теории и совершенствование методики лингвистического анализа, более всестороннее изучение языка и расширение практического применения лингвистических знаний в разных сферах человеческой деятельности. Возникновение новых гипотез и теорий есть форма преодоления противоречий, обнаруженных в предшествующий период развития, открытие новых сторон языковой деятельности и изучение их.

Наука не может не опираться на объективное содержание знаний, добытых в разные периоды человечеством (фактический материал, его обобщение в виде законов, категорий, формул, а также выработанные каждой из конкретных наук методы и приемы исследования). В то же время современная наука не может сохранять в своем арсенале ошибки, характерные для ее более раннего развития.

Периодизация истории науки определяется пониманием строения науки в настоящий период. Иначе говоря, история нам нужна прежде всего для лучшего понимания современного состояния науки и перспектив дальнейшего ее движения вперед.

Наиболее ценным является такое изучение прошлого, которое прослеживает последовательные пути формирования человеческих знаний, определяет закономерности развития, История науки должна показать становление основных проблем и методов, вычленение разделов науки и распространение научных знаний на новые объекты и области лингвистической деятельности. Периодизация истории языкознания предполагает прежде всего выделение основных этапов -- их пять:

1) от филологии древности к языкознанию XVIII в.;

2) возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (конец XVIII -- начало XIX в.);

3) логическое и психологическое языкознание (середина XIX в.);

4) неограмматизм и социология языка (последняя треть XIX -- начало XX в.);

5) современное языкознание и структурализм (30--60-е годы XX в.); естественно, этот этап включает историю советского языкознания.

Конечно, каждый из названных этапов истории лингвистики делится на периоды, однако языкознание всегда было разноаспектным и в каждый из периодов существовали разные направления и лингвистические школы. Соотношение предметных (объектных) и методических (субъектных) знаний было всегда разнообразно; философские основания тоже были разными.

Установление этапов истории науки осуществляется на базе выделения актуальных, утверждающихся знаний, господствующих в поступательном движении языкознания. Разумеется, неактуальные знания не отбрасывались: они становились общепризнанными, аксиоматическими. Такие знания объединяли существующие научные направления, тогда как новые знания возникали в связи с решением новых задач. И тем не менее, "развивать науку на базе имеющихся достижений -- и значит поддерживать новое в науке".

Если подходить к периодизации истории лингвистики как к логическому построению, то возникает естественный вопрос о логических основаниях классификации истории.

Двучленные классификации построены по дихотомическому принципу: неновое (старое) -- новое, несовременное (традиционное) -- современное. При ясности, простоте этот принцип мышления сохраняет оценочно-волевой момент, ибо самое понятие "новое" (или "современное") уже заключает оценку лучшего, совершенного -- без раскрытия содержания и объема этого совершенного и доказательства, почему оно совершенно и современно.

Многочленные классификации сложнее, так как они сохраняют противоречивость и сложность развития. Поэтому для точности классификации необходимо воспользоваться правилами диалектической логики -- диалектическим законом отрицания отрицания. Он утверждает преемственность в развитии и переход одного качества в другое.

Спиралеобразность -- одна из характерных черт в развитии лингвистики как науки. Развитие общества выдвигало новые задачи; новый материал и новая его интерпретация вели к уточнению понимания предмета языкознания и приемов изучения языка.

Если наука классической древности представляла язык в своей единичности и требовала его описания и логико-философского осмысления, то сравнительно-историческое языкознание считало язык генетическим родством и требовало объяснения его происхождения.

Если логические школы расчленяли объект на всеобщее, относя его в область мышления, и частное, относя его к национальной форме языка, то психологические школы обращались к проблеме мысли, понимания, семантической интерпретации отдельных фактов. Это, в свою очередь, ставило проблему исторического и логического, речи и языка, индивидуального и социального.

Если младограмматики ставили во главу угла историческое, индивидуальное, конкретное, то неограмматики интересуются современным, социальным, грамматическим.

Если неограмматики интересовались языком как особой формой, то структуралисты (особенно глоссематики) стали заниматься прежде всего всеобщим, инвариантным, считая формализацию доказательства не менее значимой, чем сами знания о реальном языке.

Началось с всеобщего -- пришло к всеобщему, но понимание всеобщего, например, у Аристотеля и Л.Ельмслева, весьма отлично, и это в значительной степени зависит не столько от фактического материала, хотя, естественно, объект (язык) развивался, сколько от различных способов научного мышления. Однако развитие науки опережает развитие объекта, и в этом -- уверенность, что наши знания прогрессируют, развиваются, что наука идет все дальше и дальше к овладению объектом познания.


 Об авторе

Виталий Иванович КОДУХОВ (1919-1996)

Выдающийся отечественный лингвист, ученый с мировым именем. Доктор филологических наук, профессор. Родился в Барнауле. Учился в Новосибирске и Казани. Участник Великой Отечественной войны. Преподавал литературу в средней школе. С 1950 г. аспирант кафедры русского языка Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена. В ЛГПИ защитил кандидатскую (1953) и докторскую (1967) диссертации. Автор более 300 работ, редактор огромного количества сборников статей, учебных программ, авторефератов диссертаций, выполненных под его руководством.

Основные научные интересы В.И.Кодухова -- теория и история языкознания, методы лингвистического исследования, сравнительное изучение восточнославянских языков, синтаксис и лексика русского языка, методика преподавания русского языка как иностранного и неродного. Известность получили его работы "Лексико-семантические группы слов" (Л., 1955), "Методы лингвистического анализа" (Л., 1963), "Русский язык как иностранный" (Л., 1985) и другие. Однако, как отмечал сам В.И.Кодухов, в центре его лингвистических интересов было общее языкознание, и в историю отечественной науки он вошел прежде всего как автор дважды переиздававшегося учебника "Введение в языкознание" (М., 1979; 1987) и первого учебника "Общее языкознание" (М., 1974; переведен на грузинский и латышский языки), пятое издание которого предлагается читателям.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце