URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Введенский А.И. Логика, как часть теории познания Обложка Введенский А.И. Логика, как часть теории познания
Id: 163892
Предварительный заказ!  4999 р.

Логика, как часть теории познания Изд. 3

1917. 430 с. Букинист. Состояние: 4+.
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается фундаментальный труд известного отечественного философа А.И.Введенского (1856–1925), в котором даются главные выводы его философской системы. В книге излагаются логические законы и формы мышления; параллельно автор описывает способы доказательства и методы их проверки, а также дает сравнительную оценку познавательного значения суждений. По мнению автора, ценность логики --- в той роли, которую она... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловiе къ 3-му изданiю
I.Задачи логики и ея отличiя отъ психологiи
 Определенiе логики. Логика открытiй и логика проверки. Неосуществимость логики открытiй. Независимость логики отъ психологiи. Главное отличiе логики отъ психологiи. Логика и психологiя сужденiй. Логика и психологiя умозаключенiй. Пункты, въ которыхъ психологiя сама основывается на логике. Двоякiй вредъ, причиняемый психологiи ея смешенiемъ съ логикой. Две причины произвола въ логике, обосновываемой на психологiи. Психологическая неразличимость веры и знанiя. Вредъ для логики отъ механическаго переплетенiя ея съ психологiей. Причины ложнаго мненiя о трудности логики.
II.Значенiе логики. Логика и философiя
 Возможныя значенiя каждой науки. Утилитарное значенiе логики. Главная задача философiи. Важность теорiи познанiя для философiи. Окончательное определенiе философiи. Окончательная формулировка главнаго вопроса теорiи познанiя. Метафизика и ея задачи. Истинное и кажущееся бытiе. Условiя безпредпосылочнаго отношенiя гносеологiи къ истинному бытiю и къ знанiю. Философское значенiе логики и нравственное значенiе теорiи познанiя. Исторiя и разныя значенiя термина "метафизика". Методы устраненiя для защиты метафизики. Методъ ложной предпосылки. Методъ замалчиванiя явныхъ противоречiй. Методъ двойной подмены естествознанiя и метафизики. Методъ отожествленiя разнородныхъ задачъ.
III.Сужденiя и предложенiя. Термины и понятiя
 Части сужденiя и ихъ словесные знаки. Отступленiе строя предложенiя отъ строя сужденiя. Ошибочность принятыхъ въ грамматике определенiй для подлежащаго и сказуемаго предложенiя. Термины. Признаки и ихъ подразделенiя. Относительность въ разнице существенныхъ и несущественныхъ признаковъ. Неудача попытокъ сделать безотносительной разницу между существенными и несущественными признаками. Понятiя. Важнейшiя недоразуменiя по поводу понятiй.
IV.Видоизмененiя понятiй и сужденiй
 Содержанiе и объемъ понятiя. Видоизмененiя понятiй по ихъ содержанiю и объему. Взаимоотношенiя понятiй по ихъ объему. Взаимная зависимость объема и содержанiя въ некоторыхъ понятiяхъ. Ограниченiе и обобщенiе понятiя. Распространенiе на термины названiй, служащихъ для понятiй. Простыя и сложныя сужденiя. Относительность сужденiя. Качество и количество сужденiя. Модальность сужденiя. Матерiалъ (матерiя) и форма сужденiя. Прiемъ англiйскихъ логиковъ въ ученiи о понятiяхъ и сужденiяхъ.
V.Особенная важность общихъ сужденiй и ихъ взаимоотношенiя по степенямъ общности
 Зависимость познавательнаго значенiя сужденiя отъ его формы. Какъ относятся математика и естествознанiе къ общимъ сужденiямъ?. Въ какихъ наукахъ больше оправданныхъ общихъ сужденiй?. Почему всякая наука должна больше всего ценить общiя сужденiя?. Наибольшая важность общихъ сужденiй въ исторiи. Особыя задачи логики относительно общихъ сужденiй и разница последнихъ между собой.
VI.Зависимость познавательнаго значенiя сужденiя отъ его матерiала
 Разделенiе утвердительныхъ сужденiй на аналитическiя и синтетическiя. Анализъ н синтезъ. Одна изъ особенностей критической теорiи познанiя. Почему сужденiя называются аналитическими и синтетическими?. Средство для различенiя аналитическихъ й синтетическихъ сужденiй. Познавательное значенiе аналитическихъ и синтетическихъ сужденiй. О разделенiи отрицательныхъ сужденiй на аналитическiя и синтетическiя. О примененiи разделенiя на, аналитическiя и синтетическiя къ условнымъ и разделительнымъ сужденiямъ. Причина и одно изъ проявленiй враждебнаго отношенiя къ критической теорiи познанiя. Ошибочность возраженiя, основаннаго на неотделимости анализа отъ синтеза. Ошибочность возраженiя, основаннаго на превращенiи всехъ синтетическихъ сужденiй въ аналитическiя. Причины мненiя, будто бы все синтетическiя сужденiя должны превращаться въ аналитическiя.
VII.Основные методы проверки сужденiй
 Оправданiе и опроверженiе сужденiй. Методъ и прiемъ. Основные методы оправданiя сужденiй. Знанiе непосредственное и опосредствованное. Сужденiя подлинно общiя и кажущiяся общiя. Составныя части и основныя видоизмененiя доказательствъ. Значенiе чертежа въ геометрiи. Рацiональныя и эмпирическiя науки . Общая методологiя и методологiй отдельныхъ наукъ. Методы опроверженiя сужденiй и противоположныя сужденiя. Сужденiя противныя и противоречащiя. Логическiй квадратъ.
VIII.Доказательства,несоединенныя съ установкой данныхъ опыта, или чисто-рацiональныхъ наукъ
 О положенiяхъ, доказываемыхъ въ чисто-рацiональныхъ наукахъ. О разсужденiи (демонстрацiи) въ доказательствахъ чисто-рацiональныхъ наукъ. Объ основанiяхъ въ доказательствахъ чисто-рацiональныхъ наукъ: прежде доказанныя положенiя и высшiя основанiя . Два рода высшихъ основанiй въ чисто-рацiональныхъ наукахъ и необходимость определенiй въ числе ихъ. Полная характеристика второго рода высшiихъ основанiй. Пангеометрiя Лобачевскаго. Точное определенiе аксiомъ. Способъ решенiя вопроса о второмъ роде высшихъ основанiй. Ошибки въ доказательствахъ.
IX.Умозаключенiя, какть части доказательствъ.
 Общiй планъ ихъ изученiя. Подлинныя и кажущiяся умозаключенiя. Неполная индукцiя и заключенiя по аналогiи. Разделенiе умозаключенiй на непосредственныя и силлогизмы. Энтимемы. Сокращенный способъ изученiя всехъ умозаключенiй. Непосредственныя умозаключенiя. Круговыя схемы непосредственныхъ умозаключенiй.
X.Силлогизмы, какъ наиважнейшая часть доказательствъ
 Простые категорическiе силлогизмы и ихъ составныя части. Фигуры и модусы простого категорическаго силлогизма. Основныя и производныя правила категорическихъ силлогизмовъ. О рас; пределенности понятiй въ сужденiи. Основныя правила категор. силлогизмовъ. Ошибки въ категорич. силлогизмахъ. Методъ составленiя таблицы правильныхъ модусовъ и условiя правильности общаго вывода. Сложные категорическiе силлогизмы. Разделительные силлогизмы. Условные силлогизмы. Ошибочность теорiи М. И. Владиславлева и Н. О. Лосскаго. Невозможность въ чисто-рацiональныхъ наукахъ а) доказывать единичныя сужденiя и Ь) обходиться безъ употребленiя общихъ синтетическихъ сужденiй, какъ высшихъ основанiй. Значенiе силлогизмовъ и ошибочность мненiя Милля объ ихъ значенiи.
XI.Важнейшiя частности въ ученiи о силлогизмахъ
 Установка правилъ категорическаго силлогизма съ помощью таблицы правильныхъ модусовъ. Доказательство, что все новыя правила посылокъ категорическаго силлогизма всего лишь следствiя названныхъ основными. Доказательство, что все новыя правила выводовъ категорическаго силлогизма всего лишь следствiя названныхъ основными. Три способа оценки правильности категорическихъ силлогизмовъ. Сводимость другихъ фигуръ на первую и первой на остальныя. Мненiе о самостоятельности одной лишь первой фигуры. Мненiя о наибольшей очевидности выводовъ первой фигуры въ связи съ мненiемъ объ ея исключительной самостоятельности. Ложныя мненiя о dictum de omni et de nullo въ связи съ мненiемъ о самостоятельности одной лишь первой фигуры. Происхожденiе выдумокъ о самостоятельности одной лишь первой фигуры к о роли dictum'a. Сводимость каждой фигуры на любую другую. Вопросъ о большемъ совершенстве первой. Значенiе некоторыхъ согласныхъ въ названiяхъ модусовъ. Неуместность упрековъ логике за пропуски и искусственность некоторыхъ силлогизмовъ.
XII.Доказательства, соединенныя съ установкой данныхъ опыта
 Доказательства, соединенныя съ установкой данныхъ опыта, но однородныя съ несоединенными. Задачи эмпирическихъ наукъ. Случаи, въ которыхъ встречаются доказательства, соединенныя съ установкой данныхъ опыта и разнородныя съ несоединенными. Гипотезы и троякiй путь ихъ превращенiя въ знанiе. Значенiе гипотезъ для науки. Реальныя и рабочiя гипотезы. Индуктивныя доказательства. Значенiе Бекона и Милля для ученiя о нихъ. Условiя, при которыхъ одно явленiе считается причиной другого. Методъ единственнаго совпаденiя. Методъ единственной разницы. Методъ единственнаго сопутствующаго измененiя. Соединенный методъ совпаденiя и разницы. Методъ остатковъ. Силлогизмы, какъ составная часть всякаго индуктивнаго доказательства. Неизбежность употребленiя сложныхъ индуктивныхъ методовъ и ихъ разнообразiе. Законы природы. Доказательства догадокъ о законахъ природы. Точные и эмпирическiе законы природы. Принципъ единообразiя природы и способъ осуществленiя въ индукцiи правила о доказательстве общихъ синтетическихъ сужденiй. Ошибки въ индукцiи.
XIII.Индукцiя и дедукцiя
 Разделенiе доказательствъ на индукцiю и дедукцiю. Разница между индукцiей и дедукцiей. Индуктивныя и дедуктивныя науки. Неодинаковость въ употребленiи разными авторами терминовъ "индукцiя" и "дедукцiя". Такъ называемая, математическая индукцiя. Исторiя терминовъ "индукцiя" и "дедукцiя".
XIV.Разделенiе понятiя и определенiе понятiя, какъ вспомогательныя средства при доказательствахъ
 Разделенiе понятiя, его основныя правила и встречающiяся въ немъ ошибки. Прiемъ деленiя, наиболее застраховывающiй отъ ошибокъ. Возможность правильно разделить понятiе разными способами. Основанiе деленiя. Классификацiя въ ея отношенiяхъ къ деленiю. Естественныя и искусственныя классификацiи. Реальныя и номинальныя определенiя. Правила и ошибки реальныхъ определенiй. Наикратчайшая форма реальныхъ определенiй. Правила научной терминологiи.
XV.Логическiе законы мышленiя
 Методъ установки логическихъ законовъ. Установка законовъ противоречiя и исключеннаго третьяго. Объясненiе обязательности выводовъ. Логическая связь и логическая необходимость. Установка закона достаточнаго основанiя, его самостоятельность и исторiя. Необходимость отличать основанiе отъ причины и связь основанiя съ следствiемъ отъ причинной связи. Установка закона тожества и объясненiе самой возможности силлогизмовъ. Объясненiе логическими законами мышленiя всехъ правилъ логики и формальный характеръ правильности мыслей, обусловленной этими законами. Обычный неправильный методъ установки логическихъ законовъ мышленiя и его последствiя. Взглядъ Липпса на законы мышленiя.
XVI.Логицизмъ А. И. Введенскаго или русское доказательство невозможности метафизики въ виде знанiя
 Логицизмъ. Необходимость отличать представленiя отъ мышленiя. Граница логически позволительнаго примененiя умозаключенiй и доказательствъ. Условiе права математики и естественныхъ наукъ считаться знанiемъ. Невозможность всякой метафизики въ виде знанiя и неопровержимость любой метафизики, выставленной въ виде веры. Защита метафизики Н. О. Лосскимъ съ помощью интуитивизма. Мистицизмъ и защита метафизики съ его помощью. Защита метафизики съ помощью единственнаго произвольнаго допущенiя. Отсутствiе какого бы то ни было метафизическаго знанiя въ настоящемъ. Неизбежность для метафизики быть ученiемъ о трансцендентныхъ предметахъ и всегда состоять только изъ гипотезъ. Недоказуемость навсегда всехъ трансцендентныхъ гипотезъ. Противоречiе въ понятiи появленiя метафизическаго знанiя. Обусловленная имъ особенность метафизики. Невозможность для метафизическихъ гипотезъ отличаться другъ отъ друга большей или меньшей вероятностью. Три гносеологическихъ правила, обязательныхъ при разработке каждой науки. Вера и знанiе. Постепенная перемена во взглядахъ на место метафизики. Сознанiе у современныхъ защитниковъ метафизики ея разнородности съ знанiемъ. Сущность христiанства.
XVII.Иностранныя доказательства неосуществимости метафизическаго знанiя: позитивизмъ, эмпиризмъ и критицизмъ
 Позитивизмъ. Эмпиризмъ. Разница между эмпиризмомъ н сенсуализмомъ, теорiей познанiя и психологiей. Определенiе апрiорныхъ сужденiй. Доказательство необходимости допускать апрiорныя сужденiя, если математика и естественныя науки считаются знанiомъ. О числе и содержанiи апрiорныхъ сужденiй. Невозможность оправдать принципъ причинности простой установкой данныхъ опыта. Неустранимость апрiорныхъ сужденiй путемъ какого бы то ни было объясненiя ихъ происхожденiя: нативизмъ, генетизмъ и эволюцiонная теорiя. Апрiорность и прирожденность. Условiе заведомой годности апрiорныхъ сужденiй для знанiя. Три следствiя, важныхъ для вопроса о метафизике, изъ условия заведомой годности апрiорныхъ сужденiй для знанiя. Невозможность метафизики въ виде знанiя. Необходимость дополнить критицизмъ логицизмомъ.
ХVIII.Рацiонализмъ. Неопровержимость матерiализма. Составъ цельнаго научно-переработаннаго мiровоззренiя
 Рацiонализмъ и его связъ съ верой въ осуществимость метафизическаго знанiя. Двоякiй путь для опроверженiя рацiонализма. Неосуществимость рацiоналистическаго объясненiя существованiя природы и ошибочность онтологическаго доказательства существованiя Бога. Неосуществимость рацiоналистическаго объясненiя причинныхъ связей между душевными и телесными явленiями: отказiонализмъ, престабилизмъ и психофизическiй монизмъ. Противоречiе рацiонализма правиламъ логики. Необходимость мириться съ необъяснимыми остатками при объясненiяхъ природы и правильное отношенiе къ законамъ природы. Неопровержимость матерiализма. Метафизика, какъ морально обоснованная вера, и философiя, какъ ученiе о законахъ мiровоззренiй.
Примеры
 Къ главе IV. Къ главе VII. Къ главе VIII. Къ главамъ IX и Х. Къ главе XIII. Къ главе XIV. Къ главе XV.

Предисловие к 3-му изданию
top

Братiя! не будьте дети умомъ:
на злое будьте младенцы, а по уму
будьте совершеннолетни.
(Апост. Павелъ).

Это изданiе настолько же отличается отъ второго, насколько второе отъ перваго. Это – почти новая книга. Я не только принялъ во вниманiе все замечанiя, сделанныя мне въ печати и частнымъ образомъ по поводу двухъ первыхъ изданiй, но на основанiи своихъ преподавательскихъ наблюденiй и самъ подметилъ, что следуетъ переделать въ этомъ изданiи, что выпустить изъ него, а что прибавить. Все переделки были направлены къ дальнейшему усиленiю ясности изложенiя. Выпущены же здесь только те ученiя, которыя хотя и очень тесно соприкасаются съ логикой, но относятся не къ ней самой, а къ психологiи. Таковы, напр., ученiе о разнице между интуитивнымъ и дискурсивнымъ мышленiемъ, вопросъ, принадлежатъ ли логическiе законы мышленiя къ нормативнымъ или естественнымъ и т. и. Прибавленiя же сделаны въ частяхъ, посвященныхъ теорiи познанiя, напр.-прибавлено изложенiе эмпиризма.

Главная же перемена въ частяхъ, посвященныхъ теорiи познанiя, состоитъ въ обработке логицизма, какъ особаго гносеологическаго направленiя. Во второмъ изданiи я излагалъ логицизмъ, не употребляя этого названiя, въ виде всего лишь моихъ дополненiй и поправокъ къ кантовскому критицизму и только подъ конецъ печатанiя я подметилъ, что изъ этихъ дополненiй можетъ быть выработано новое, совершенно независимое (конечно, логически, а не генетически независимое) отъ критицизма, доказательство неосуществимости метафизическаго знанiя. Во второмъ изданiи я могъ лишь мимоходомъ указать на это, именно въ 16 параграфе XVII главы. Здесь же я впервые выработалъ это доказательство и умышленно поместилъ его раньше изложенiя критицизма, чтобы подчеркнуть его полную независимость (повторяю не генетическую, а логическую) отъ критицизма.

Въ заключенiе приношу глубокую благодарность всемъ, кто сообщилъ мне, въ печати или частнымъ путемъ, свои критическiй замечанiя по поводу этой книги.

Александръ Введенскiй.
23 iюня 1917 г.

Об авторе
top
Александр Иванович ВВЕДЕНСКИЙ (1856–1925)

Известный отечественный философ, психолог, логик, крупнейший представитель русского неокантианства. Родился в Тамбове. В 1881 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884–1886), где слушал лекции Куно Фишера в Гейдельберге. В 1888 г. защитил магистерскую диссертацию "Опыт построения теории материи на принципах критической философии". С 1890 г. – профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Был одним из инициаторов учреждения первого в России Философского общества при Петербургском университете и его бессменным председателем с 1899 по 1921 гг.

А. И. Введенскому принадлежит целый ряд работ по гносеологии, метафизике и другим вопросам философии. В своих сочинениях "О пределах и признаках одушевления" (1892) и "Психология без всякой метафизики" (1914) он ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности психического за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по Введенскому, подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством. Логическое учение Введенского связано с его гносеологией; функция логики, по его мнению, – проверять истинность познания, а не открывать новое. А. И. Введенский был редактором многих переводов и изданий европейской философской литературы, автором статей в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона. Университетский курс Введенского по логике был удостоен премии им. Петра Великого.