В контексте биоэтики понятие "ценность" приобретает новые смысловые оттенки: ценности – это, прежде всего нормы, принципы, идеалы, культивирование которых способствует продлению жизни человека, укреплению его здоровья и благополучия. Наиболее четко целевая направленность аксиологии жизни может быть выражена словами Декалога "чтобы продлились дни твои на земле" (Ис. 20; 12). Антиценность, соответственно, есть то, что разрушает жизнь, здоровье и благополучие человека. Аксиология жизни в контексте биоэтики может быть представлена в виде пирамиды, вершину которой венчает высшая ценность – человеческая жизнь. Подчиненными ценностями в этой иерархии выступают те, которые наполняют жизнь смыслом, делают ее полноценной, дают нам силы и стимул жить. Далеко не последними в этой аксиологической пирамиде стоят такие социальные ценности, как: достоинство личности, свобода, права человека, справедливость, милосердие, целомудрие, здоровье человека. Необходима актуализация этих ценностей в современном российском обществе. Биоэтика возникла в США и Западной Европе как результат стремления общества выработать формы правового регулирования деятельности ученых-естественников и медиков, правовой защиты человека от всего потенциально опасного, что несут в себе современные научные открытия. В России накопленный западной биоэтикой правовой опыт может быть использован с учетом социокультурных особенностей нашей страны. Привлекая внимание, в том числе и к юридическим аспектам защиты жизни и здоровья человека, биоэтика может способствовать преодолению сложившегося в российском обществе правового нигилизма, который особенно болезненно проявляется в присущей многим российским гражданам неспособности к грамотной юридической защите своих интересов, в том числе и в ситуациях, связанных с нарушениями прав человека в сфере биомедицины. Биоэтика интегрирует естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, представляет собой особый тип морального отношения к жизни и человеку, чем характеризуется ее этический аспект. Но наиболее значимым представляется исследование того, как генезис, особенности развития биоэтики тесно связаны с социально-философскими концепциями и самим социально-философским типом рефлексии, который позволит выявить социально-аксиологическую сущность биоэтики и ее роль в формировании в общественном сознании ценностного отношения к жизни и здоровью человека. |