На современном этапе развития экономики России предпринимаются попытки к созданию экономической модели, в которой развитие предприятий содействует развитию благосостояния общества в целом. Предприятия и частные инвесторы все чаще вкладывают денежные средства в социально значимые инвестиционные проекты, в частности, связанные со сферой жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, строительством социального жилья, с развитием малого бизнеса в моногородах и др. Многие проекты носят показательный характер и становятся в итоге низкоэффективными именно из-за того, что решение сложных задач развития производится в условиях плохих информационных потоков, недостаточной детализации управленческого учета, неправильной организации внутреннего контроля, низкой мотивации персонала и других аспектов управления, на обоснование которых западный менеджмент потратил столетия. Финансовый механизм таких предприятий препятствует достижению их стратегических целей, поскольку приоритеты в управлении финансами определяются ситуационно и не соответствуют реальному составу проблем предприятий. Начиная с 2007 года государство активно проводит политику поддержки развития малого и среднего бизнеса. Так, в июле 2007 года был принят закон о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, определивший принципы государственной поддержки такого бизнеса. Позднее появились различные организации, такие как "ОПОРА России", Российский банк поддержки развития малого предпринимательства и др., целью деятельности которых является обеспечение благоприятных экономических условий развития предпринимательской деятельности. В то же время, несмотря на такую активную поддержку со стороны государства, из-за низкой прозрачности компаний, отсутствия культуры управления финансами малый бизнес в России развивается довольно медленно, и эти предприятия крайне редко переходят в категорию средних. Малые предприятия создают незначительную долю ВВП страны, в то время как за рубежом более половины ВВП обычно создается именно благодаря малому и среднему бизнесу. Современный этап развития предприятий характеризуется также тем, что, с одной стороны, профессионалы, которые работали менеджерами среднего звена в крупных корпорациях до кризиса, перешли на работу на позиции высшего руководства в малый и средний бизнес или организовали собственный бизнес. С другой стороны, была и остается группа лиц, которая как бы находилась "за бортом", и активная поддержка государством развития малого бизнеса, его кредитование и субсидирование помогли этой группе лиц обрести уверенность в своих силах и организовать свой бизнес. Специфика современных российских предприятий характеризуется тем, что в результате быстрого перехода к рынку при отсутствии прозрачной законодательной базы и быстрой адаптации западных моделей управления финансами предприятия получили комплекс проблем, относящихся к разным этапам финансового менеджмента. Большинство российских предприятий практически не имеют сложившейся корпоративной культуры и в итоге теряют конкурентные преимущества. Управление финансами часто производится избирательно, без использования комплексного подхода, в результате чего, достигая существенных успехов в одном аспекте управления финансами, например, в составлении бюджетов и организации внутреннего контроля, компания отстает в другом аспекте – например, в финансовом стимулировании покупателей, что тормозит ее развитие в целом, а часто и вовсе сводит на нет все положительные моменты от применения каких-либо отдельно взятых инструментов. Решение описанных проблем может быть найдено в результате разработки механизмов управления финансами, способных воздействовать на формирование корпоративной культуры и ключевые процессы, являющиеся причинами развития, путем сбалансированного применения инструментов стратегического управления, планирования, контроля и стимулирования. В настоящей книге нами были исследованы различные процессы, происходящие в организациях, и выявлено, что ключевыми процессами, определяющими характер развития, являются процессы социокультурного развития работников, сотрудничества, контроля и конкуренции. Таким образом, основные проблемы медленного развития российских предприятий и роста благосостояния общества в целом состоят в отсутствии системного подхода к управлению данными процессами. Обеспечив системное воздействие на них при помощи финансовых отношений, методов и информационных взаимосвязей финансового механизма управления, возможно получить синергетический эффект, возникающий в результате усиления данных процессов и выражающийся в существенном увеличении экономического потенциала предприятий. Настоящая книга посвящена исследованию теории финансового менеджмента и методологии финансового анализа как инструментов обеспечения развития российских предприятий и повышения благосостояния общества в целом. Реализованное в книге концептуальное осмысление финансового механизма развития предприятий позволяет обеспечить теоретическую базу для разработки новых методик управления развитием предприятий на основе системного подхода к управлению фундаментальными процессами их хозяйственной деятельности. Большинство финансовых моделей, рассмотренных в книге, носят прикладной характер и могут использоваться большинством предприятий малого и среднего бизнеса. К числу таких моделей относятся: Хмодель оценки соответствия выбранного способа подготовки международной отчетности информационным потребностям финансового менеджмента; Книга ориентирована на бухгалтеров и финансовых менеджеров малых и средних предприятий и нацелена на то, чтобы оптимизировать процесс организации бухгалтерского учета и управления финансами таким образом, чтобы он содействовал непрерывному развитию предприятий, увеличению их экономического потенциала, усилению процессов конкуренции, контроля, сотрудничества и социокультурного развития работников внутри этих организаций. Книга также полезна студентам, поскольку в ней описываются практические аспекты организации финансового менеджмента и подходы к финансовому анализу, адаптированные для применения в российских компаниях малого и среднего бизнеса, финансовая отчетность которых не является достаточно прозрачной, чтобы эффективно применить большинство западных методик. После окончания вузов многие студенты приходят на предприятия с теоретическим багажом знаний, часто далеким от практики, и не всегда способны быстро адаптироваться к действительности и применить свои знания. Данная книга поможет сблизить теоретические знания основ финансового анализа и финансового менеджмента с практической реальностью управления российскими предприятиями. Книга также полезна при изучении дисциплин "Международные стандарты финансовой отчетности", "Финансовый анализ", "Финансовый менеджмент", "Финансы предприятий", "Управленческий учет", "Информационные системы в бизнесе". Весь материал, собранный в книге, является разработками автора, использованными и успешно внедренными на практике в различных отраслях бизнеса, таких как нефтегазовая отрасль, строительство, телекоммуникации, сельское хозяйство, в ходе многолетней консалтинговой работы по постановке учета, оптимизации внутреннего контроля, анализу сделок слияний и поглощений и подготовке отчетности в различных компаниях. Шуклов Лев Викторович Кандидат экономических наук. Проходил обучение международным стандартам финансовой отчетности в головном представительстве Международной ассоциации бухгалтеров и Института финансовых аналитиков Великобритании в России. В 2006 г. окончил Болтонский университет (Великобритания) по специальности «бухгалтерский учет и финансы». Имеет большой опыт в области подготовки отчетности по международным стандартам, в постановке международного учета в компаниях среднего бизнеса с нуля, разработке внутрифирменных методологических документов. Участвовал в проектах вывода компаний на Лондонскую фондовую биржу, долгое время занимался финансовым анализом крупных инвестиционных проектов и сделок по приобретению предприятий, оптимизацией внутреннего контроля. С 2007 г. читает лекции и проводит семинары по постановке международного учета и внедрению бухгалтерских информационных систем.
|