Для такой громадной по площади, значительной по численности населения страны, как Российская Федерация, анализ регионального развития, учет региональной составляющей представляется необходимым атрибутом любого исследования социально-экономических процессов. Межрегиональные различия в России, имеющей многонациональное и поликонфессиональное население, крайне велики. Даже по площади и численности населения различия субъектов Российской Федерации достигают нескольких сотен раз. В стране существуют регионы-города (Москва, Санкт-Петербург) и регионы с полностью сельским населением. Объективные различия в распределении топливно-сырьевых ресурсов, в агроклиматических условиях, в сложившихся историко-культурных традициях местного населения предопределили возникшее экономическое и социальное неравенство субъектов Федерации. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в регионах Российской Федерации в середине – конце 1990-х гг., определялась как общим состоянием российского общества и экономики, находящихся на этапе переходного периода, так и сильной дифференциацией регионов по самым различным показателям. Из общероссийских факторов социально-экономического развития регионов в России в 1990-е гг. можно выделить следующие: глубокий, не имеющий аналогов в мировой практике экономический кризис; стремительное разрушение элементов централизованного планового хозяйства с одновременным складыванием рыночной экономики; последствия распада единого экономического пространства республик бывшего СССР, разрыв старых хозяйственных связей российских предприятий с предприятиями стран СНГ; либерализация цен, повлекшая значительный по своим масштабам инфляционный процесс, неустойчивость национальной валюты (рубля); демилитаризация экономики страны, сокращение расходов на производство вооружения и военной техники, широкомасштабная конверсия отраслей военно-промышленного комплекса; формирование новых социальных классов (например, развитие малого предпринимательства, фермерства) с процессом быстрого расслоения общества; процесс приватизации, как одна из сторон разгосударствления экономики, охвативший крупные промышленные предприятия, малый бизнес и жилой фонд граждан; институциональное формирование (часто на "пустом" месте) элементов рыночной инфраструктуры: фондового рынка, двухуровневой банковской системы и т.п. Нельзя не учитывать и общемировой фон, характеризующийся произошедшим ранее крушением мировой системы социализма, глобализацией и интернационализацией мирового производства, опережающим ростом сферы услуг в мировой экономике, периодически возникающими мировыми экономическими и финансовыми кризисами, приводящими к ухудшению конъюнктуры российских товаров на мировых рынках, дополнительным расходам государственного бюджета. Все эти факторы предопределили общие черты развития всех российских регионов в конце XX столетия и в значительной степени повлияли на индивидуальные особенности хода динамических процессов в отдельных регионах. Именно эти особенности и стали предметом данного исследования. В данной работе под регионами понимаются, в первую очередь, субъекты Российской Федерации, которым свойственны определенная политическая самостоятельность (наличие собственных законодательства и органов государственной власти), часто замкнутая и усиливающаяся в последние годы по степени закрытости экономическая система, высокая степень концентрации финансовых ресурсов (как государственных, так и корпоративных), наличие единой транспортной и социальной инфраструктуры. При этом регионы группируются по самым различным основаниям: административно-политический статус (республики, края, области и т.д.), принадлежность к федеральным округам, крупным экономическим районам, ассоциациям межрегионального экономического взаимодействия, бюджетная обеспеченность регионов (доноры и реципиенты), специализация региональной экономики и т.п. Данное исследование охватило временной период с конца 1980-х до конца 1990-х гг., характеризовавшийся завершением многих этапов в развитии социально-экономических процессов, а иногда и полным циклом отдельных экономических явлений (например, в первой половине – середине 1990-х гг. была проведена чековая приватизация). Это во многом определило характер подачи представленного материала как своего рода исторический обзор. В первой главе книги описываются особенности социально-экономического развития российских регионов в рассматриваемый период, дается характеристика межрегиональных различий в территории, численности населения, демографических, социальных показателях, экологической ситуации, выявляются индивидуальные черты отраслевой структуры промышленности, региональные последствия социально-экономических реформ. Вторая глава посвящена проблемам российского федерализма и основным направлениям реализации государственной региональной политики, в том числе в финансовой и инвестиционной сферах. Особо рассматриваются перспективы межрегионального взаимодействия в России. В третьей главе собраны аналитические материалы, исследующие региональные проявления различных процессов, имевших место в национальной экономике, и прежде всего в финансовой сфере, в 1990-е гг. Это, в частности, региональный анализ развития двухуровневой банковской системы, выявление приоритетов в региональной стратегии коммерческих банков, особенностей приватизации в регионах России, ретроспективный взгляд на становление свободных экономических зон, направления иностранных инвестиций в регионы, аспекты межрегионального сотрудничества в производственной и финансовой сферах, а также почти хроникальное изложение региональных проявлений финансово-экономического кризиса, вызванного решениями федерального правительства в августе 1998 г. Наконец, в приложениях приводятся извлечения из Конституции Российской Федерации, характеризующие, прежде всего, основы федеративного устройства страны, и табличный материал с самыми основными показателями экономического и социального развития регионов России в 1990-е гг. При написании книги использовался ряд открытых и доступных для исследователей источников информации. К таковым, в первую очередь, относятся официальные издания Госкомстата России (в том числе данные, собранные и опубликованные в справочниках "Регионы России"), других федеральных ведомств: Минфина России, Минэкономики России, Центрального банка РФ и др., а также сборники (базы данных) нормативных правовых документов. Активно привлекались материалы прессы, обзоры и рейтинги аналитических центров, а также теоретические работы в соответствующих отраслях знания. Многие использованные в работе источники указаны в приводимом списке литературы, в который, впрочем, включены лишь основные – по мнению автора – монографии и сборники, посвященные региональной проблематике и вышедшие в России в последние годы. За пределами списка остались многочисленные статьи в различных журналах (в том числе специализирующихся на региональных исследованиях, например, издаваемый в Новосибирске "Регион: экономика и социология" или саранский "Регионология") и сборниках, публикации зарубежных исследователей, а также отечественных ученых, но вышедшие за границей и др. Книга написана по результатам исследования "Географические факторы экономической самостоятельности регионов России", выполненного на географическом факультете Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Отдельные результаты работы были получены в рамках других программ и проектов с участием автора: проектов Российского фонда фундаментальных исследований, Московского общественного научного фонда, Московского центра Института "Восток–Запад", Московского центра Карнеги, Центра институциональных реформ и неформального сектора, программы "ТАСИС", программы Совета Европы "РУС-1" и др. Автор выражает благодарность С.С.Артоболевскому, Г.В.Былову, О.А.Климановой, А.М.Лаврову, В.Н.Лексину и А.Н.Швецову за ценные консультации в ходе работы над отдельными параграфами книги, а также бывшим коллегам в Миннаце России и участникам совместных проектов.
Климанов Владимир Викторович В 1993 г. окончил географический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В 1997–2000 гг. работал в федеральных министерствах, ответственных за реализацию региональной политики и развитие федеративных отношений. Имеет квалификационный разряд «Государственный советник Российской Федерации 1 класса». С 2000 г. — сотрудник Института системного анализа РАН, где в 2003 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. С 2002 г. — директор Института реформирования общественных финансов. С 2010 г. — заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сайт www.klimanov.ru |