URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Рыбин В.А. Университет XXI века: Антропологические перспективы образования и культуры
Id: 162696
 
219 руб.

Университет XXI века: Антропологические перспективы образования и культуры

URSS. 2012. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03129-5.

 Аннотация

Представленная работа содержит опыт критического осмысления современной общекультурной ситуации с точки зрения образования как базисного социального института, осуществляющего трансляцию общественно значимого опыта. Исторический подход к этой проблеме дает основания утверждать, что установка на целенаправленную универсализацию индивида в образовательном процессе, возникшая в Античности и окончательно оформившаяся в классическом университете эпохи Модерна, представляет собой ведущий фактор всех достижений новейшей европейской культуры и в то же время глубинную причину кризисных тенденций, нараставших по ходу ее развития и обострившихся на рубеже XX--XXI веков. Необходимость закрепить и оптимизировать эту антропологическую установку применительно к современным условиям актуализирует вопрос о новой реформе классического университета. Ее основная идея: универсализирующий общенаучный синтез нуждается в радикальной трансформации гуманитарного знания и требует опоры на искусство, образовательный потенциал которого продемонстрирован на примере произведений Рембрандта, Л.Н. Толстого, С.С. Прокофьева.

Книга рассчитана на философов, культурологов и всех специалистов в области гуманитарной проблематики, на преподавателей высшей и средней школы, на руководителей административного звена системы образования, а также на всех тех, кто интересуется проблемами и перспективами развития современной культуры.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1. Современный университет и его проблемы: тупик или кризис роста?
Глава 2. Универсализирующая образовательная модель -- ключевой фактор воспроизводства европейской культуры
Глава 3. Человек и образование на рубеже XX--XXI веков
Глава 4. Университет XXI века: контуры новейшей образовательной реформы
Заключение
Приложение 1. Культура как система воспроизводства коллективного опыта: теоретическая модель
Приложение 2. "Введение в антропологию культуры": теоретическое обоснование
Приложение 3. "Введение в антропологию культуры": содержание программы
Приложение 4. "Введение в антропологию культуры" в системе общего высшего образования
Приложение 5. Искусство как воплощение всеобщих форм культуры: на примере графики ("Фауст" Рембрандта)
Приложение 6. Искусство как антропологическое знание: на примере литературы (Траектория жизни в творчестве Л. Н. Толстого)
Приложение 7. Проективная функция искусства: на примере музыки (Светоносность музыки С. С. Прокофьева)
Список рекомендуемой литературы

 Предисловие

Классический университет -- безусловная принадлежность европейской культурной традиции, необходимый элемент ее воспроизводства, а следовательно, и один из базисных факторов существования современной общечеловеческой цивилизации. Поэтому неудивительно, что сегодня, в эпоху ее глобальных трансформаций и кризисов (среди которых, как это становится очевидно все большему числу людей, исходным и наиболее опасным является антропологический кризис -- кризис человека в современной культуре, связанный не только с утерей способности воспринимать ценности истины, добра и красоты, но и с утратой элементарной вменяемости) особенно остро встает вопрос о судьбах классического университета, задающего уровень образовательных стандартов в обществе, о его нынешнем положении и перспективах.

Между тем не секрет, что характер соответствующих дискуссий далек от проникновения в суть вопроса, а действия по реформированию социального института образования (как среднего, так и высшего, как на Западе, так и в России) скорее усугубляют проблемы, нежели способствуют их разрешению, и это свидетельствует о том, что текущая ситуация в образовании продолжает осмысливаться в рамках прежних представлений, уже не способных выразить всю сложность. Речь идет не только об идеях Канта, Фихте, Шеллинга или Гегеля, которые, оставаясь парадигмальными для университетского образования в целом, требуют, тем не менее, серьезной поправки на прошедшие двести лет, но и о взглядах таких крупных мыслителей XX века, как Х.Ортега-и-Гассет, К.Манхейм, К.Ясперс, Ю.Хабермас, Ж.Деррида и др. В их работах, посвященных поискам идеи университета, речь идет о высоком назначении классического университета, подробно обсуждается его идеальная модель, но сам путь к ее воплощению остается недостаточно проясненным или даже декларативным. Труды отечественных теоретиков высшего образования -- от Н.И.Пирогова и М.М.Рубинштейна до Ю.В.Громыко, Б.С.Гершунского, М.П.Карпенко, В.И.Добренькова и В.Я.Нечаева и многих других -- выделяются значительно большей практической направленностью и методологической проработанностью, нежели на Западе, но, за исключением некоторых выдающихся работ (среди которых в первую очередь следует выделить труды М.К.Петрова и Ф.Т.Михайлова), все же не достигают той степени конкретности, которая необходима для претворения повсеместно признаваемых идеальных принципов и благих пожеланий в "образовательную повседневность" современного классического университета.

Представленная работа призвана отчасти восполнить эти недостатки и нацелена на то, чтобы, теоретически раскрыв причины кризисных тенденций в жизни университета применительно к современности, к реалиям XXI века, выработать практически эффективную программу их преодоления. Решение данной задачи потребовало, во-первых, исторического подхода к раскрытию самой этой идеи, во-вторых, обновленного взгляда на культуру, на процесс ее воспроизводства и на роль философии в этом процессе, в-третьих, особого внимания к "операциональным" вопросам. Чем и объясняется как "постатейная" форма основного, теоретического раздела работы, так и выделение прикладного, практического ее раздела в особый корпус "Приложений", демонстрирующих возможность продуктивной реализации выдвинутых идей на конкретных примерах.

Автор предвидит возможные возражения в свой адрес, но, будучи убежден в необходимости дискуссий и аргументированной критики для развития научного знания, выражает надежду, что они послужат скорейшей выработке оптимальных вариантов реформирования высшего образования, состояние которого определяет не только характер процессов в современном обществе, но и судьбы отечественной и всей мировой культуры.


 Об авторе

Владимир Александрович РЫБИН

Доктор философских наук, профессор факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета, специалист в области философии культуры, философии биологии и медицины, философской и медицинской антропологии. Около 20 лет проработал в практической медицине как анестезиолог-реаниматолог высшей квалификационной категории.

Ведущее направление научной деятельности -- разработка философских оснований "единой науки о человеке", выявление глубинного социокультурного содержания тех изменений, которые совершаются сегодня в сфере таких антропологически ориентированных социальных институтов, как высшее образование и особенно медицина.

Автор ряда работ по данной проблематике, в том числе книг "Эвтаназия. Медицина. Культура" (2-е изд., М.: URSS, 2009), "Проблема эвтаназии: Медико-антропологические аспекты и философские основания" (Саарбрюккен, Германия, 2010), "Человек в современной культуре: Введение в общее человековедение (на материале кинематографа)" (в соавт.; Челябинск, 2010), а также публикаций в отечественной и зарубежной научной печати, среди которых "Компоненты антропологического кризиса современности", "Медицина как парадигма философского знания", "Органическая эволюция сквозь призму теории культуры" и др.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце