URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Реклю Э. Эволюция, революция и идеалы анархизма. Пер. с фр.
Id: 162692
 
149 руб.

Эволюция, революция и идеалы анархизма. Пер. с фр. Изд.3

URSS. 2012. 104 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03034-2.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1906 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного французского ученого-географа, политического деятеля и теоретика анархизма Элизе Реклю (1830--1905), в которой рассматриваются понятия "эволюция" и "революция" как две последовательные стадии процесса общественного развития. Автор подчеркивает неразрывное единство эволюции и революции в деле социального освобождения человечества.

Книга, написанная более ста лет назад (первое русское издание вышло в 1906 г.), будет полезна историкам, социальным философам, политологам, обществоведам, а также всем, кто интересуется историей социально-политических учений.


 Оглавление

I.

Всемiрная эволюцiя и частичная революцiя. НевЪрное пониманiе терминовъ "эволюцiя" и "революцiя". Эволюiцiонисты лицемЪрные, робкiе или недальновидные. Эволюцiя и революцiя, какъ двЪ послЪдовательныя стадiи одноiго и того же процесса

II.

Революцiи прогрессивныя и революцiя регрессивныя. Сложныя событiя одновременно прогрессивныя и реiгрессивныя. Нельзя приписывать прогрессъ волЪ повелителя или дЪйствiю законовъ. Эпоха возрожденiя. Реформацiя. Французская революцiя

III.

Революцiя безсознательная. Толпа. Революцiи сознательныя должны слЪдовать за революцiями безсознательными. Дворцовыя революцiи. Заговоры партiй. Контрастъ между умственной и родовой аристократiей. Политики

IV.

Точное опредЪленiе современнаго общественнаго состоянiя. Всемогущество капитала. Поверхностное преобразованiе учрежденiй и ихъ фатальный регрессъ. Государство, королевская власть, религiя, судъ, армiя, администрацiя. Корпоративный духъ этихъ учрежденiй. Патрiотизмъ, порядокъ, соцiальный миръ

V.

Идеалъ эволюцiонистовъ; цЪли революцiонеровъ. Лозунгъ "хлЪба для всЪхъ". БЪдность и "законъ Мальтуса". Достаточность и даже избытокъ средствъ жизни. Идеалъ свободы мысли, слова и дЪйствiя. Анархисты -- враги религiи, семьи и собственности

VI.

Неосновательныя надежды на уступки со стороны капитала. Нравственное паденiе всЪхъ партiй, захватывающихъ власть: монархистовъ, республиканцевъ и соцiалистовъ. Всеобшее избирательное право и фатальная эволюцiя кандидатовъ въ парламентъ. "Первое мая". Раздвоенiе партiй

VII.

Борящiяся силы. Чудовищность средствъ репрессiй. Союзъ господъ и слугъ. Отсутствiе логики въ дЪйствiяхъ современныхъ правительствъ. "Высшiй разумъ" короля и "право сильнаго"

VIII.

Власть религiознаго фанатизма. Видимые успЪхи церкви, ставшей оплотомъ реакцiи; невозможность приспособленiя для нея къ новой средЪ. Образованiе народа въ рукахъ враговъ науки, ихъ ученiе о природЪ и обществЪ. Истиниая наука и наука оффицiальная. Истинная оцЪнка вещей: паденiе авторитетовъ

IX.

Настоящее положенiе и близкое будущее. Возникновенiе Интернацiонала. Стачки. Безсилiе рабочихъ въ борьбЪ съ крупной индустрiей посредствомъ частичныхъ стачекъ. Стачка Вьеноскихъ ткачей: первая попытка захвата фабрикъ въ коллективную собственность. Всеобщая стачка и стачка солдатъ. Солидарность стачечниковъ. Коммунистическiя ассоцiацiи. Трудность приспособленiя къ новой средЪ. Фаланстеры въ ТехасЪ и ФриландЪ. Кооперативныя и анархическiя ассоцiацiи. "Монтрейльская коммуна"

X.

ПослЪдняя борьба. Мирное разрЪшенiе въ будущемъ двухъ процессовъ эволюцiи и революцiи въ анархiи. Законы движенiя


 Отрывок из книги

I.

Эволюцiя есть безконечное движенiе всего существующага, напрерывное измЪненiе мiра какъ въ цЪломъ, такъ и въ его частяхъ, отъ начала вЪковъ до безконечности. Млечные пути, видимые въ неизмЪримомъ пространствЪ, образуются и исчезаютъ въ теченiе миллiоновъ и миллiардовъ вЪковъ; звЪзды, свЪтила рождаются, скопляются, умираютъ; движенiе нашей солнечной системы съ его центральньмъ свЪтиломъ, его планетами и лунами, все, что находится въ узкихъ предЪлахъ нашего земного шара, вновь возникающiя и исчезающiя горы, океаны, образущiеся съ тЪмъ, чтобы потомъ высохнуть, ярко блестящiя въ долинахъ рЪки, которыя высыхаютъ подобно утренней росЪ, поколЪнiя растенiй, животныхъ и людей, слЪдующихъ одно за другимъ, миллiоны незамЪтныхъ маленькяхъ существъ отъ человЪка до насЪкомаго -- все это явления всеобщей великой эволюцiи, увлекающей все въ своемъ безконечномъ движенiи.

Въ сравненiи съ этимъ основнымъ фактомъ мiровой эволюцiи, что значатъ эти маленькiя явленiя, называемыя революцiями астрономическими, геологическими или политическими!--Едва замЪтныя движенiя, почти призрачныя.

Миллiарды миллiардовъ революцiй смЪняютъ другъ друга въ мiровой эволюциiи. Но какъ бы малы онЪ ни были, онЪ являются частью безконечнаго движенiя.

Такимъ образомъ, наука не видитъ никакого противорЪчiя между этими двумя словами: эволюцiя и революцiя, которыя очень сходны между собою, но которыя въ обыднной рЪчи употребляются совершенно въ иномъ смыслЪ, различномъ отъ ихъ первоначальнаго значеiя. Не видя въ нихъ явленiй одного и того же порядка, различающихся только по степени, трусливые люди, боящiеся всякихъ перемЪнъ, придаютъ этимъ двумъ словамъ совершенно противоположный смыслъ. Эволюцiя --синонимъ постепеннаго развитiя, совершающагося въ области идей и нравовъ, -- понимается ими, какъ нЪчто противоположное этой страшной вещи -- революцiи, представляющей собой болЪе или менЪе рЪзкiя перемЪны въ мiровой жизни. Съ кажущимся или даже искреннимъ энтузiазмомъ говорятъ они объ эволюцiи -- медленномъ развитiи, совершающемся въ мозговыхъ клЪткахъ, въ головахъ и сердцахъ; но имъ нельзя говорить о страшной революцiи, которая возникаетъ внезапно въ умахъ, выливается на улицы, сопровождаясь иногда неистовыми криками толпы и громомъ оружiя. Прежде всего скажемъ, что эти люди обнаруживаютъ только свое невЪжество, воображая, что между эволюцiей и революцiей существуетъ такая же разница, какъ между миромъ и войной, между мирной жизнью и насилiемъ. Иногда революцiи могутъ совершаться мирно, вслЪдствiе внезапнаго измЪненiя среды и перемЪщенiя интересовъ; точно также и эволюцiи въ обществЪ могутъ быть чрезвычайно затруднены, сопровождаясь войнами и преслЪдованiями. И, если слово эволюцiя охотно употребляется тЪми, которые съ ужасомъ смотрятъ на революцiонеровъ, то это происходитъ оттого, что они не понимаютъ всего значенiя этого слова, такъ какъ отъ него-то они открещиваются всЪми способами. Они говорятъ о прогрессЪ въ общихъ выраженiяхъ, но сущности его самого не хотятъ. Они находятъ, что современный строй, какъ бы плохъ ни былъ, въ чемъ они сами сознаются, все таки долженъ быть сохраненъ, -- такъ какъ имъ достаточно, чтобы онъ дЪлалъ возможнымъ достиженiе для нихъ ихъ идеала; богатства, власти, значенiя и комфорта.

Такъ какъ существуютъ богатые и бЪдные, власть имущiе и подчиненные, господа и рабы, властелины, дающiе знакъ къ борьбЪ, и гладiаторы, идущiе по ихъ знаку на смерть, то этимъ благоразумнымъ людямъ остается только стать на сторону богатых и власть имущихъ или сдЪлаться куртизанами и льстецами сильныхъ мiра. Это общество даетъ хлЪбъ, деньги, мЪста, почести; и отлично: пусть умные люди устраиваются такимъ образомъ, чтобы получить наибольшую часть всЪхъ этихъ благъ. Если они родились подъ счастливымъ созвЪздiемъ, которое, избавляя ихъ отъ всякой борьбы, дало имъ все необходимое въ изобилiи, то зачЪмъ же имъ жаловаться? Они стараются убЪдить себя, что всЪ такъ же довольны, какъ они сами; сытому кажется, что весь мiръ хорошо пообЪдалъ. А если какой-нибудь эгоистъ съ дЪтства обиженъ судьбою и недоволенъ ею, то у него по крайней мЪрЪ остается надежда добиться своего интригами, лестью, благодаря счастливой случайности или даже упорнымъ трудомъ въ пользу власть имущихъ. Что для него общественная эволюцiя? Его собственная эволюцiя къ богатству, вотъ его единственное стремленiе. Не заботясь о правахъ всЪхъ, онъ ищетъ лишь исключительныхъ правъ для себя самого.

Существуютъ однако рабскiе умы, которые искренно вЪрятъ въ эволюцiю идей и питаютъ неопредЪленныя надежды на соотвЪтствующее измЪненiе обстоятельствъ, но которые, тЪмъ не менЪе, съ инстинктивнымъ почти физическимъ страхомъ думаютъ о всякой революцiи. Они желаютъ ее и боятся ея одновременно: они критикуютъ сущЪствующiй строй и мечтаютъ о новомъ, какъ будто бы онъ долженъ появиться внезапно, вызванный какимъ-то чудомъ безъ малЪйшей ломки и борьбы между грядущимъ и отжившимъ. Слабые, безвольные люди мечтаютъ, не имЪя ни силъ, ни желания, достигнуть своей цЪли. Принадлежа кь обоимъ мiрамъ, они фатально осуждены не служить ни тому ни другому: среди консерваторовъ они являются разобщающимъ элементомъ, благодаря своему образу мыслей; среди революцiонеровъ они становятся крайними реакцiонерами, измЪняя обЪтамъ своей юности и какъ собака, о которой говоритъ евангелiе, возвращаются къ тому, что они нЪкогда изрыгли. Такимъ образомъ во время революцiи наиболЪе ярыми защитниками стараго порядка становятся тЪ, которые когда то зло насмЪхались надъ нимъ: изъ сторонниковъ они обращаются вь ренегатовъ. Они замЪчаютъ слишкомъ поздно, какъ неловкiе волшебники легенды, что они вызвали слишкомъ страшныя, темныя силы, съ которыми они уже не могутъ справиться.


 Об авторе

Элизе РЕКЛЮ (1830--1905)

Выдающийся французский географ, социолог и политический деятель, один из теоретиков анархизма. Родился в г. Сент-Фуа-ла-Гранд на юге Франции, в семье протестантского пастора. Учился в протестантской средней школе в Германии, провел один семестр в Берлинском университете. В 1851 г. после прихода к власти Наполеона III был вынужден покинуть Францию. Много путешествовал, работал в Ирландии и в США, около двух лет жил в Южной Америке. В 1857 г. вернулся во Францию и начал работать в издательстве и публик овать статьи в географических журналах. В 1868 г. вместе с М. Бакуниным и Д. Фанелли основал Альянс социалистической демократии, который в 1869 г. примкнул к Первому Интернационалу. В 1871 г. за участие в Парижской Коммуне приговорен к пожизненному заключению, которое благодаря ходатайству европейских ученых было заменено высылкой из Франции. Участвовал в создании Свободного университета в Брюсселе, а в 1898 г. основал в рамках университета Географический институт. Много работал над фундаментальными трудами "Всеобщая география" и "Человек и Земля", в которых наряду с описанием стран попытался дать общую картину развития человечества.

Будучи самостоятельным мыслителем, врагом религиозных и социальных принуждений, Э. Реклю развил в своих сочинениях идеи, выходившие за рамки чисто географических исследований. По его мнению, в процессе исторического развития изменились отношения человека с природой, а создатели индустриальной цивилизации преобразуют Землю в соответствии со своими потребностями, что нарушает первичную гармонию человека и природы. Необходимо вновь вернуть Земле красоту, познавать ее, руководствуясь принципами любви, а не насильственного преобразования, что возможно только путем воспитания, которое разовьет моральное чувство людей и приведет их к гармонии друг с другом и с природой. Человеческая солидарность, по мнению Э. Реклю, -- единственный способ положить конец социальному неравенству, что, в свою очередь, поможет человечеству перейти в своем движении от исторических циклов к подлинной эволюции.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце