URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Белановский С.А. Глубокое интервью
Id: 1624
 
375 руб.

Глубокое интервью

2001. 320 с. Твердый переплет. ISBN 5-901488-03-2.

 Аннотация

Настоящая книга --- первое в России учебноДметодическое пособие по проведению глубокого интервью в социальных исследованиях. Глубокое интервью широко применяется в странах Запада при изучении самых различных проблем: исследованиях организаций, маркетинга, рек\-ламы, теневой экономики, преступности и отклоняющегося поведения, проблем семьи, медицины и многих других. Издание книги ставит своей целью расширение методической базы, используемой в отечественных социальных исследованиях.

Для социологов, психологов, экономистов, журналистов, преподавателей и студентов.


 Рецензии

Глубокие интервью и фокус-группы сегодня вошли в повседневную практику социологических и маркетинговых исследований, хотя недавно использование этих методов вызывало ожесточенные споры. Превратить предмет спора в общепринятый стандарт, создать "методическую банальность" - это совсем не банальное дело! Неустанный подвижник качественных методов Сергей Белановский уже давно заразил российское профессиональное сообщество своей энергией и энтузиазмом. Его книги отличаются глубиной и тщательностью проработки, и сам Сергей Александрович - глубокий человек.

Александр Ослон

Президент Фонда "Общественное мнение"

Ученые, изучающие экономику, испытывают острый дефицит первичной информации. Не случаен их интерес к газете. Газета служит источником информации, но источником зачастую некачественным и неадекватным. Журналисты, как правило, не обладают высокой экономической квалификацией. Имеющийся у них материал они пропускают через собственное сознание, искажая его и не умея заглянуть вглубь проблемы. На этом фоне глубокие интервью, которые "изобрел" С.А.Белановский, представляют собой материал на несколько порядков более качественный, чем газетные публикации. В них сами собой всплывают проблемы, которые еще ни разу не поднимались ни в публицистике, ни в научной литературе.

Юрий Яременко

Экономист, академик РАН__

Сергей Белановский работает в науке, как Фаберже в искусстве, - филигранно и тонко оттачивая свои методы. Энциклопедии методов глубокого интервьюирования и фокус-групп, написанные автором, способствуют не только решению практических задач в маркетинге и политике. Посредством этих методов можно услышать голос коллективного бессознательного, уловить глубинные тенденции саморазвития общества. Книги С.А.Белановского - значительное событие в научной жизни России.

Ирина Владыкина

Доцент социологического факультета МГУ

Качественные методы в социологии, пионером развития которых в России является С.А.Белановский, послужили фундаментом для проведения базисных исследований электоральных установок, на основе которых "Никколо М" уже на протяжении многих лет выстраивает стратегии выборных и PR кампаний в России и других странах. Книги С.А.Белановского необходимы политическим аналитикам, которые хотят строить свою работу на базе эмпирических исследований, а не только на базе умозрительных построений.

Игорь Минтусов

Председатель Совета Директоров Центра политического консультирования "Никколо М"


 Введение

Книга, предлагаемая вниманию читателя, была написана в период с 1988 по 1991 год. Первая ее публикация была осуществлена в 1993 году в издательстве "Наука". Ныне, по имеющимся сведениям, данная публикация сделалась редкостью. Это побудило автора предпринять усилия по ее переизданию.

В соответствии с изначальным замыслом книга представляет собой учебное пособие, состоящее из двух частей: методологической и методической.

Вторая, методическая часть, начинающаяся со второй главы, представляет собой учебник широкого профиля. Этот учебник предназначен не только для социологов, но и для представителей смежных дисциплин: социальной психологии, журналистики, маркетинга и других. Думается, что изучение методики глубокого интервьюирования полезно и представителям ряда практических профессий, чья работа основана на контактах с людьми: менеджерам, преподавателям, врачам, учителям и т.д.

Методологическая часть (первая глава данной книги), в отличие от методической, предназначена главным образом для социологов. В ней содержится описание познавательных функций так называемых качественных методов исследования, к числу которых относится и глубокое интервью. Одновременно критикуется своего рода "засилие" количественной методологии в российских учебниках по эмпирической социологии, которое затрудняет процесс преподавания в вузах и снижает качество подготовки студентов. При этом следует подчеркнуть, что уместное и корректное применение количественных методов никоим образом не подвергается критике.

При подготовке данного издания первоначальный вариант книги был сокращен, а первая (методологическая) глава была радикально переработана. Не без сожаления автор исключил из книги главу "Другие качественные методы", включавшую в себя краткие очерки, посвященные наблюдению, автобиографиям, письмам и дневникам. Тем не менее, сделать это было необходимо, поскольку для современной публикации эти очерки должны были быть написаны заново с учетом появления новых источников.

За годы, прошедшие со времени первого издания, и в стране, и в отечественной социологии произошли значимые перемены. Глубокое интервью, как в индивидуальном, так и в групповом варианте (фокус-группы), нашло широкое применение во многих практических областях: маркетинге, политическом консультировании, исследованиях рекламы и СМИ, и др. Используется оно и в академических исследованиях, но только на практическом уровне. Методологические и методические публикации, посвященные этим методам, до сих пор остаются редкостью. Автор надеется, что новая публикация данной книги, а также книги, посвященной методу фокус-групп, в определенной мере заполнит этот пробел.

Автор выражает глубокую благодарность академику Ю. В. Яре- менко, который в 1992 г. своим решением осуществил первую публикацию этой непрофильной для экономиста книги после того, как она была исключена из плана издания Института социологии РАН решением ученого совета этого института.

Автор выражает признательность Т.Н.Федоровской, которая оказала ему огромную помощь в изучении зарубежных литературных источников.

Автор благодарит учредителей Центра политического консультирования "Никколо М" И.Е.Минтусова и Е.В.Егорову, осуществивших финансирование второго издания данной книги.

Для обсуждения книги с автором можно связаться по адресу: Москва, Самаркандский бульвар, квартал 134а, д.5, кв.9, телефон 709--13--17.


 Содержание

Введение
1 Качественная традиция исследований и ее методологические основы
 § 1.Количественная и качественная традиции в эмпирической социологии
  Содержание количественного и качественного подходов
  Историческое взаимодействие количественной и качественной традиций
 § 2.Количественный и качественный подходы в российской социологии
 § 3.Позитивистская методология и ее ограничения
  Влияние методологии на исследовательский процесс
  Позитивизм в социологии и причины его неадекватности
 § 4.О пост-позитивистских взглядах на природу научного знания
  Синтетическая природа научного знания
  Теория как образ и как логическая система
  Процесс роста научного знания
  Теоретический ресурс научной дисциплины
  Проблема доказательств
  О взаимодействии логических и эмпирических аспектов познавательного процесса
  Позитивистская методология как рефлексия частного случая научных исследований
 § 5.Влияние позитивистской методологии на социологические исследования в России
  Пренебрежение теорией
  Нарушение механизмов взаимодействия с эмпирической действительностью
  Сужение ментального пространства исследований
  Пример стагнации в конкретном направлении исследований
 § 6.О функциях количественных и качественных методов социологического исследования в свете современных методологических представлений
  О сущности количественного и качественного подходов
  Перекрестная валидизация количественных и качественных методов
  Исследовательские функции качественных методов
  Обеспечение связи с социальными проблемами
  Качественные методы как компенсатор слабости теории
  Формирование целостного образа объекта или проблемы
  Выявление значимых социальных фактов
  Обеспечение динамизма исследовательского процесса
  Формирование системы понятий и обслуживание "переднего края" научных исследований
  Заполнение брешей между количественными параметрами
  Преодоление смыслового распада и логических спекуляций
  Изучение объектов, не поддающихся количественному описанию
  Преодоление "мифов"
  Взаимодействие с обыденным сознанием
  О функциях количественных методов
  Выход за пределы индивидуального сознания
  Определение количественных характеристик сегментов исследуемой совокупности
  Выявление сегментов на основе большого числа параметров
  Выявление динамических тенденций
  Проверка логических гипотез
  Выявление значимых фактов
  Погруженность количественного знания в качественную когнитивную среду
  Пример научного запроса на качественные исследования
 § 7.Качественный подход и общественные задачи социологии как фундаментальной науки
2 Типы интервью в социальных исследованиях
 § 1.Основные типы интервью
  Направленное и ненаправленное интервью
  Интервью с точной и с неточной формулировкой вопроса
  Вопросы, подготовленные заранее, и вопросы, заданные по ходу интервью
  Общий и частный вопросы
  Полуструктурированный вопрос
  Наводящий и нейтральный вопросы
  Мягкий и жесткий стили ведения интервью
 § 2.Фокусированное интервью
  Интервью, фокусирующееся на предмете, и "самофокусирующееся" интервью
3 Методика и техника интервьюирования
 § 1.Подготовка интервью (общая)
  Профессиональные качества интервьюеров
  Практическое обучение интервьюированию
 § 2.Подготовка интервью (конкретная)
  Выбор респондентов
  Противостоящие или конфликтующие ролевые позиции
  Активный и пассивный типы респондентов
  Незаурядные люди как особый тип респондентов
  Члены группы и посторонние.
  Кто доступен
  Кто хочет предоставить информацию
 § 3.Вопросник интервью
  Последовательности тем по характеру смысловых связей
  Вопросы, запланированные заранее, и вопросы, формулируемые по ходу интервью
  Число тем в интервью
  Степень логической детализации вопросника
  Степень логической разветвленности вопросника
  Полнота логической структуры вопросника
  Прямая и обратная "воронка"
  Логика исследователя и логика респондента
  Специальные виды последовательностей
  Язык интервью
 § 4.Время, место и способ записи
  Время проведения интервью
  Место проведения интервью
  Способ записи интервью
 § 5.Начало интервью
  Сбор сведений о респонденте
  Начало интервью
 § 6.Основная часть интервью
  Раскрытие темы
  Переходы в темах
  Контроль над темой
  Усилия по фокусировке
  Контроль релевантности
  Контроль полноты
  Конкретизация тем
  Логический контроль
  Противоречия
  Ошибки в повествованиях
  Ошибки в описаниях
  Ошибки в рассуждениях
  Поддержание мотивации
  Искажения в интервью
  Влияние собственной позиции интервьюера
  Ложь и фантазии со стороны респондента
  Искажения в процессе коммуникации
  Искажения, основанные на стереотипах восприятия
  Ошибки интервьюеров. Некоторые рекомендации
 § 7.Завершение интервью
 § 8.Обработка материалов интервью
  Проблема редактирования
  Стилистическая обработка фраз
  Логический контроль
  Формирование текстовой композиции
  Осмысление результатов
4 Принципы фокусировки интервью
 § 1.Фокусировка на эмоциональных реакциях
 § 2.Фокусировка на когнитивных структурах
  Структура обыденного сознания
  Обыденное сознание как источник достоверного знания
  Ведение интервью в пределах зоны компетентности
  К проблеме несогласованности высказываний респондентов
  Фокусированное интервью и экспертные опросы
  Свойства представлений в зоне некомпетентности
5 Глубокое интервью при разработке социологических анкет
 § 1.Проблемы повышения адекватности количественного инструментария
Приложение. Сопоставление результатов обследования методом анкеты и методом глубокого интервью
Заключение
Литература

 Сведения об авторе

Сергей Александрович БЕЛАНОВСКИЙ - известный российский социолог, основатель российской традиции качественных методов социологического исследования. Кандидат экономических наук, автор более 50 научных публикаций по социологии, экономике, политологии и маркетингу.

Учебные пособия "Глубокое интервью" и "Метод фокус-групп", автором которых является С.А.Белановский, приобрели широкую известность среди социологов, маркетологов, специалистов по политическому консультированию в России и на всем русскоязычном пространстве стран СНГ.

С.А.Белановский работает в социологии с 1977 года. Его учителями были такие известные ученые, как методолог Э.Г.Юдин, социолог В.Ф.Чеснокова (автор известного научного труда "О русском национальном характере"), экономист Ю.В.Яременко (академик РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования).

Практическую работу в области социологии С.А.Белановский начал в угольной и нефтехимической отраслях промышленности, где за период с 1977 по 1983 гг. провел ряд крупных по тем временам исследований. Результаты этих исследований были обобщены в книге "Факторы эффективности управленческого труда в промышленности", опубликованной издательством "Наука" в 1986 году. Данная работа была защищена в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук и получила высокую оценку известных социологов Т.И.Заславской и Р.В.Рывкиной.

Отличительной особенностью работы было новаторское и не имеющее аналогов социологическое описание механизма управления отраслью посредством репрессий по отношению к руководящим кадрам. В книге на конкретном эмпирическом материале дан анализ возможностей и ограничений этого механизма. Автор книги сумел соединить полученные им результаты с исторической ретроспективой, восходящей к сталинской эпохе. Ныне, в новой экономической ситуации, этот эмпирический результат вновь приобретает актуальность.

В 1983 году С.А.Белановский перешел на работу в Центральный экономико-математический институт АН СССР, позднее в Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, занимавшихся разработкой Комплексной программы научно-технического прогресса. Руководитель института Ю.В.Яременко высоко оценил научную результативность исследований С.А.Белановского и назначил его руководителем первой в России лаборатории, занимавшейся исследованием хозяйственных процессов с использованием метода глубокого интервью. Результаты работы лаборатории, опубликованные в конце 80-х и начале 90-х годов, вызвали широкий резонанс в научной среде экономистов и социологов.

За период с 1977 по 1994 гг. С.А.Белановский реализовал большое число пионерных для России инициативных исследовательских проектов, включая исследования молодежных субкультур и отклоняющегося поведения молодежи, а также армейской дедовщины.

В 1994 году С.А.Белановский переключил свою деятельность с академических на прикладные исследования в области маркетинга, политики и рекламы.

В 1996 году принимал участие в президентской кампании Александра Лебедя, проводил исследования с использованием фокус-групп и участвовал в разработке программных документов.

С 1997 года С.А.Белановский - директор по науке Центра политического консультирования "Никколо М". Основное направление работы состоит в разработке стратегий агитационных кампаний, связанных с проведением выборов, PR-сопровождением политических и бизнес-структур, а также аудитом коммерческой рекламы и продвижением продуктов на рынке.

Среди последних опубликованных работ С.А.Белановского может быть назван цикл статей "Парламентские выборы в зеркале фокус-групп", размещенных на сайте polit.ru.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце