URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Осипов Г.В. Социология
Id: 162267
 
329 руб. Бестселлер!

Социология. Изд.3, стереотипное

URSS. 2012. 384 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-382-01368-8.

 Аннотация

В монографии ведущего российского социолога, академика РАН Г.В.Осипова исследуются основные аспекты социологической науки, ее предмет и метод, социальные системы, социальные институты, личность в контексте общественных отношений, основные условия и формы жизнедеятельности общества, парадигма его изменения и развития, методы и формы управления социологическими процессами.

Издание представляет интерес для научного, прежде всего социологического, сообщества, для студентов, преподавателей и аспирантов социологических вузов и факультетов; может быть полезна читателям, которых интересуют социальные процессы в обществе в их историческом контексте, современном состоянии и развитии.


 Оглавление

Предисловие к первому изданию. Развитие социологии в СССР
Глава I. Социология как наука об обществе
 1. Научный статус социологии: предмет социологической науки
 2. Теоретическая и прикладная социология. Функции социологии
 3. Социальные законы и социальная деятельность людей
 4. Социология в системе общественных и гуманитарных наук
Глава II. Общество и социальные системы
 1. Социетальные и социальные системы
 2. Социальные общности
 3. Социальные организации
 4. Культура как социальная система
Глава III. Социальные системы и личность
 1. Личность как социальная система Социализация личности
 2. Механизмы социальной деятельности и социального поведения
 3. Социальное поведение личности в обществе
Глава IV. Социальные отношения и социальная структура общества
 1. Социология экономики и распределительных отношений
 2. Социально-классовые отношения
 3. Социально-этнические отношения
 4. Социально-демографические отношения
Глава V. Основные условия и формы жизнедеятельности общества
 1. Социальная экология
 2. Социально-территориальные общности. Социология города и социология деревни
 3. Социология труда и трудовых коллективов
 4. Социология внерабочего времени и досуга
Глава VI. Социальные институты
 1. Социология семьи и брака
 2. Социология образования
 3. Социология религии
 4. Социология политики
Глава VII. Идеологические отношения и социальная деятельность людей
 1. Основные элементы структуры идеологического процесса
 2. Формирование активной гражданской позиции субъекта
 3. Идеологические представления и их актуализация в социальной деятельности людей
 4. Социальные противоречия и их отражение в идеологическом процессе
Глава VIII. Социальные изменения и социальное развитие. Социология управления
 1. Социальные процессы и социальное развитие. Система социальных показателей и индикаторов
 2. Социальные цели и социальные показатели
 3. Социальная деятельность и социальные показатели
 4. Исходные показатели и индикаторы развития социальных процессов
Заключение

 Из предисловия к первому изданию. Развитие социологии в СССР

* * *

Социология в целом и каждая ее отдельная отрасль являются результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле по своему характеру, целям и задачам она интернациональна. Социология является общечеловеческим феноменом. Со времен О.Конта в социологии существовало одновременно значительное число школ и направлений, различных по своему содержанию и характеру в понимании теории и методологии, предмета и структуры социологической науки, с разными подходами к определению объекта исследования и возможностей его познания.

Говоря об общечеловеческих и национальных особенностях социологии в СССР, можно, на наш взгляд, выделить следующее.

-- Во-первых, социальная мысль уходит корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения, трех его этапов: дворянского, разночинного и пролетарского. На каждом из них русская социологическая, вернее, социальная мысль складывалась как из откровенно "идеологизированных", так и из "академических" школ (и прогрессивных, и консервативных). Огромную роль в становлении научного социального мышления в России сыграли А.Герцен, В.Белинский, Н.Чернышевский и др.

-- Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как часть общеевропейской культуры. Испытывая заметное влияние со стороны различных западных социологов, таких, например, как О.Конт, Г.Спенсер, Л.Уорд, Г.Зиммель, М.Вебер, Э.Дюркгейм и др., она тем не менее в качестве самостоятельной науки об обществе формировалась под определяющим воздействием блестящих русских социологов: М.Ковалевского, Л.Мечникова, Н.Михайловского, Н Данилевского, Е.Де-Роберти и др.

-- В-третьих, национальные особенности развития русской социологической мысли -- ориентация на научное социальное мышление и связь с освободительными движениями -- явились одной из основ становления и распространения марксистских социологических идей.

Надо сказать, что на протяжении достаточно длительной истории многие социологи пытались найти научно достоверный критерий общественного развития, который позволил бы перейти от хаоса к системе фактов. Идеи диалектики и материализма, привнесенные К.Марксом в науку об обществе, впервые в истории социологической мысли позволили установить вполне объективный критерий, выделив экономические отношения как основополагающую структуру общества. Это первая и важнейшая социальная закономерность, проистекающая из материалистического понимания истории.

Данный принцип позволил не только упорядочить сложную сеть общественных отношений, вскрыть тесную связь их между собой, но и установить их обусловленность экономическими отношениями, независимыми от сознания и воли людей. Тем самым был устранен коренной порок предшествующей социологии -- идеалистическая трактовка истории. Выделение экономических отношений в качестве главных, определяющих дало возможность установить и другую социальную закономерность, а именно повторяемость определенных структур и форм, что позволило синтезировать социальные порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации. Решение данной проблемы обусловило переход от описания (и оценки с точки зрения идеала) явлений и процессов общественной жизни к их объяснению (с позиций социальных закономерностей).

С созданием теории общественных формаций появилась реальная возможность рассматривать каждую ступень (стадию) общественного развития в ее реальной целостности, как особый социальный организм. Теория общественных формаций является научной основой, на которой построено здание социологической науки. Общественная формация является тем общественным бытием, которое, с одной стороны, определяет сознание, характер содержания социальной деятельности людей, а с другой стороны, сама является результатом этой деятельности. Экономический детерминизм К.Маркса -- это научная теория, объясняющая конечные причины общественного развития. Его социальный детерминизм -- это научная теория, вскрывающая процессы взаимодействия общества и личности. Исходный критерий социального детерминизма состоит в том, что человек -- это не только объект, но и субъект социального действия, субъект общественного развития, субъект истории. Иначе говоря, законы развития общества не только определяют социальное мышление и поведение людей, но и сами испытывают влияние их конкретной деятельности. В этой связи важнейшее значение приобретает изучение взаимодействия общества и личности, т.е. анализ конкретной обстановки на каждом новом историческом этапе развития общества.

Анализ фактов, т.е. получение социальной информации, предполагает наличие не только четких общетеоретических принципов, но и научно разработанной системы построения социального знания независимо от того, идет ли речь о работе с материалами субъективного характера или с объективными данными.

Научная теория зиждется на фактах. В свою очередь факты (т.е. данные конкретных социологических исследований) имеют научное значение, если они интерпретируются с позиций научной теории. Именно поэтому с первых дней Советской власти перед правительством России встал вопрос о разработке социальной теории нового общества на основе проведения конкретных социальных исследований. Уже в мае 1918 г. в проекте постановления Совнаркома "О Социалистической академии общественных наук" специальным пунктом было записано: "Одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований".

С этого момента начался процесс институционализации социологии. Была введена научная степень по социологии, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П. Сорокин. В эти же годы стала издаваться обширная социологическая литература, главным образом теоретического профиля. Ее основная направленность состояла в том, чтобы выявить соотношение русской социологической мысли и социологии марксизма, сформировать социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма. Среди изданных в этот период работ видное место заняли монографии по проблемам теоретической социологии. В этих монографиях были представлены различные точки зрения на предмет, теорию и структуру социологического знания, на соотношение социологии и марксистской теории общества. В развитии социологии наблюдались различные школы и течения.

-- Во-первых, заметное влияние на социальное мышление продолжала оказывать немарксистская социологическая мысль (М.Ковалевский, Н.Михайловский, П.Сорокин и др.).

-- Во-вторых, важную роль в становлении нового социального мышления сыграли работы П.Лаврова, который в свое время предпринял попытку переосмыслить социологическое знание с позиций материализма.

-- В-третьих, под влиянием книги Н.И.Бухарина наметилась тенденция отождествления социологии и исторического материализма. Социология, согласно этой концепции, выступала как самостоятельная, нефилософская наука (Н.Андреев, Г.К.Баммаль, С.Ю.Семковский, Л.С.Садынский, С.А.Оранский и др.). При этом, рассматривая исторический материализм как общую теоретическую социологию, последователи Н.И.Бухарина не ограничивали сферу социологического знания только историческим материализмом. Работая над теорией и структурой социологии, С.А.Оранский, например, писал: "Как общая теоретическая социология исторический материализм предполагает и возможность конкретной социологии, особого конкретного социологического изучения социальных процессов:".

-- В-четвертых, значительная часть философов, заимствовав идею Н.И.Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, объявила социологию составной частью философии (С.Я.Вольфсон, А.Ф.Вишневский, З.Е.Черняков, С.З.Каценбоген и др.).

-- В-пятых, получила распространение концепция, согласно которой в историческом материализме выделялись философский (материалистическое понимание материи) и социологический (общая теория общества) аспекты (В.Адоратский, И.Разумовский и др.).

-- В-шестых, сформировалась точка зрения, представители которой полностью отрицали социологическое значение исторического материализма и рассматривали его только как философско-научную теорию общества (В.Сарабьянов и др.).

-- В-седьмых, в это же время среди философов сложилось и так называемое антисоциологическое направление, представители которого отрицали не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин "социология". Исторический материализм они понимали только как "диалектику истории" (П.Луппол, Н.Корев, Д.Нагиев и др.). Так, рецензируя книгу П.Луппола "Ленин и философия", Д.Нагиев решительно присоединился к точке зрения своего учителя и сделал вывод: "Марксистской социологии быть не может, она может быть только буржуазной".

Наряду с теоретическим социологическим знанием серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований. Это, в первую очередь, исследования С.Г.Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда; А.И.Тодорского по проблемам социальных изменений, имевших место после Великой Октябрьской социалистической революции в Весьегонском районе; Е.А.Кабо, Б.Б.Когана и М.С.Лебединскогопо изучению домашнего быта рабочего класса; А.И.Колодной по проблемам молодежи и др.

В 1920 и 1926 гг. в СССР были проведены переписи населения, которые дали интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры общества, образования, культуры, науки и т. д. Важное значение имел выход в свет журнала "Статистика труда" и других аналогичных изданий по экономической и социальной статистике, в которых содержался большой фактический материал об изменениях в социальной структуре общества, о социальной структуре рабочего класса и крестьянства.

В этот период социологическая наука изучала главным образом следующие основные проблемы:

-- вопросы методологии и методики конкретных социальных исследований. К числу заслуживающих внимания работ по этой проблематике относятся труды С.Г.Струмилина, З.Е.Чернякова, И.Н.Шпильрейна, Н.Д.Левитова, Г.А.Батхинса, С.Г.Василейского(по методике и технике социально-психологических и социологических исследований), А.В.Чаянова (по методике бюджетных обследований), А.В.Болтунова (по методике проведения анкетных обследований и др.);

-- социальные проблемы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Широкую известность в этой области получили труды В.Б.Ольшанского, И.Бобровникова, М.М.Розенталя, М.Корнева и др.;

-- социальные проблемы коллективизации деревни:

-- исследования В.С.Немчинова, А.К.Гастева, П.А.Анисимова, проведенные по социальным проблемам преобразования сельского хозяйства, имели не только теоретическое, но и непосредственно практическое значение;

-- социальные проблемы города, народонаселения и миграции. На основе обобщения данных государственной статистики и переписи народонаселения были подготовлены труды Н.Анцыферова, Л.Паперного, А.Годулова, Б.Смулевича и др.;

-- социальные и социально-психологические проблемы труда и быта рабочих и крестьян. В этой области плодотворно работали А.К.Гастев (организация труда), А.П.Нечаев (психология технического изобретательства), А.П.Федотов (профессиональная ориентация и профессионализация в школах), В.А.Артемов (введение в социальную психологию). Назовем также исследования А.Лебедева, Д.Година и др. (бюджет рабочей семьи), В.Михеева (бюджет времени рабочих и служащих Москвы и Московской области), И.Зайцева (труд и быт рабочих подростков);

-- социальные проблемы культуры. Вопросы культуры разрабатывали И.Загорский (изучение реакции кинозрителя), А.В.Трояновский Р.Н.Елизаров (запросы кинозрителя) и т. д.

Кроме того, в 20-30-е гг. проводились также социально-экономические, социально-этнографические и другие исследования, позволившие выявить важную роль социального фактора в производственной деятельности человека. Эти исследования внесли существенный вклад в развитие социологической науки и получили международное признание. И хотя работы первых советских социологов как теоретического, так и прикладного характера не были свободны от недостатков, как это видно теперь, все же нельзя не отметить тот вклад, который они внесли в развитие социологической науки, в решение социальных и социально-экономических проблем строительства нового общества. Они заложили основы для дальнейшего развития социологии и социологических исследований в стране.

К концу 30-х гг. на теории и практике социологической науки не могла не отразиться канонизация выдвигаемых И.В.Сталиным теоретических положений, среди которых были и упрощенные, и ошибочные. Он не только в административно-приказном порядке практически "упразднил" социологию, но и попытался обосновать свои действия теоретически. Так, в разделе "О диалектическом и историческом материализме", написанном им для краткого курса "Истории ВКП(б)", целая область научного социального знания -- исторический материализм -- вопреки логике развития как философии, так и конкретных наук была "возвращена" в лоно философского знания. С этих пор важнейшие составные части социологии -- общая теория (теория общественных формаций), специальные теории (теория классов, наций и т. д.), основной понятийный аппарат и категории (способ производства, государство, нации и т. д.) -- стали рассматриваться только на философском, т.е. абстрактно-теоретическом, уровне. Социологические методы конкретного исследования общества были не только оторваны, но и противопоставлены социологическому знанию как знанию философскому. На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет.

В дискуссии, которая была проведена в 1929 г. Институтом философии Коммунистической академии по проблемам философии и социологии, выявилась полная "теоретическая" переориентация философов и социологов. Никто из них уже не говорил, что исторический материализм является социологией марксизма. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в этой области знания были фактически прекращены. Само слово "социология" оказалось вне закона и было "изъято" из научного обихода, не говоря уже о том, что постепенно ушли в "небытие" социологи-профессионалы. "Упразднение" социологии как науки было предопределено тем, что ее принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимыми с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. Идеологическим орудием интересов личной или бюрократической власти практически всегда является социальная мифология. И как результат, социальная мифология возводится в степень науки, а реальная наука объявляется лженаукой.

Возрождение социологических исследований началось лишь в 60-х гг. Ситуация в области социологической науки в этот период сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука -- нет. Поэтому в научный обиход было введено определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями. Становление и развитие социологических исследований встречало ожесточенное сопротивление со стороны части философов. Понимая всю абсурдность отрицания существования науки об обществе, они взяли на вооружение сложившуюся еще в 30-х гг. концепцию, согласно которой исторический материализм отождествлялся с социологией и рассматривался как органическая часть общей системы философского знания. Социология была, таким образом, "объявлена" философской наукой, а конкретные социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской гносеологии, выводились за пределы социологического знания. Эти исследования трактовались как попытка привнести в философию элементы позитивизма, а ученым-социологам отводилась роль "собирателей фактов".

Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцепт делать на "позитивных" аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Именно поэтому труды многих ученых, опубликованные в те годы и вплоть до последних лет "застоя", носили однобокий характер. Тревожные сигналы социологов по проблемам разрушения природы и окружающей вещественной среды (экологии), нарастания отчуждения труда, отчуждения власти от народа, нарастания националистических тенденций и т. д. не только не принимались во внимание, но и осуждались. Многие научные понятия, такие, как "экология", "отчуждение", "социальная динамика", "социология труда", "социология политики", "социология семьи", "социология религии", "социальные нормы", "социальная организация", "социальные институты", и другие долгое время были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число "последователей" и "пропагандистов" "реакционной буржуазной социологии".

Тем не менее социологические исследования в стране развивались, постепенно расширяя сферу теоретического социологического знания и задействуя понятийный аппарат социологии. Получаемое новое социологическое знание нередко порождало дискуссии, приводившие по ряду социальных проблем к восстановлению прерванной преемственности в развитии советской, социологической науки. В этот период стали появляться новые работы по общей социологической теории, отразившие изменения, происшедшие к жизни страны и в трактовке ряда категорий. Намечался переход к новому социологическому мышлению, отражающему социальные реалии общества. В середине 60-х гг. стали появляться первые крупные социологические труды. Был издан пятитомник избранных произведений одного из пионеров социальной инженерии и конкретного социологического анализа, С.Г.Струмилина. Вышли работы А.Г.Здравомыслова, М.Т.Иовчука, В.С.Кружкова, Г.В.Осипова, Г.А.Пруденского, В.П.Рожина, М.Н.Руткевича, А.Г.Харчева, Б.А.Ядова, в которых на основе крупномасштабных социологических исследований анализировались социальные процессы, происходившие в рабочем классе и трудовых коллективах, рассматривались взаимоотношения личности и коллектива, выявлялись структура ценностных ориентации трудящихся и мотивы их деятельности, условия жизни и их влияние на образ жизни, социальные аспекты свободного и рабочего времени, социальные проблемы брака и семьи.

В это же время в Англии были опубликованы два тома избранных трудов советских социологов под названием "Индустрия и труд в СССР" ("Industry and Labour in the USSR". Vol. 1), "Город, регион и народонаселение" ("Town, Country and People". Vol. 2). В двухтомнике был раскрыт большой спектр проблем социального развития советского общества. Эти публикации заложили основы новой традиции -- издания, примерно в промежутке 3-4 лет, обобщающих трудов по итогам развития советской социологии. Впервые было проведено международное сравнительное исследование по проблемам труда и индустрии (СССР -- ПНР), результаты которого были опубликованы в монографии под общим названием "Социальные проблемы труда и производства" (М., 1970).

Утверждение социологии в СССР в качестве самостоятельной науки об обществе позволило как восстановить ее исторические традиции, так и выявить специфические особенности ее развития в новых исторических условиях. В середине 60-х гг. в стране были созданы первые социологические учреждения -- отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 1962 г. была основана Советская социологическая ассоциация.

Новые трудности с развитием социологии в СССР появились в период "застоя" и сопровождались фронтальным наступлением на социологические исследования. Однако его все же удалось приостановить. Большую роль в этом сыграл академик Л.Ф.Ильичев являвшийся тогда секретарем ЦК КПСС, который заявил в докладе на президиуме АН СССР, что социологические исследования получили "права гражданства", а точка зрения на социологию как самостоятельную науку "не противоречит марксизму", что она тоже имеет "право гражданства". В этот период отношение к социологии и социологическим исследованиям было противоречивым. О необходимости расширения социологических исследований неоднократно говорилось на съездах партии. Например, на XXIII съезде КПСС был поставлен вопрос о дальнейшем развитии социологии, о повышении роли социологических исследований в решении экономических, политических и идеологических задач. В Отчетном докладе ЦК XXIV съезду КПСС также обращалось внимание на необходимость всестороннего исследования социальной структуры советского общества, составления планов социального развития трудовых коллективов. XXV съезд КПСС поставил задачу систематического исследования общественного мнения, изменений в характере и содержании труда, в образе жизни советских людей, дальнейшего развития комплексного социально-экономического планирования, возрастания роли общественных наук в решении важнейших социальных проблем.

Важным документом, подведшим итоги целого этапа развития социологических исследований и наметившим основные задачи на следующий период, явилось постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве". В этом документе подчеркивалась необходимость развития "исторического материализма как общесоциологической теории", выделялись направления социологических исследований. В 1969 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (с 1972 г. -- Институт социологических исследований, а с 1988 г. -- Институт социологии) АН СССР.Были организованы отделы социологических и социальных исследований в ряде институтов Москвы, Новосибирска, Ленинграда, Свердловска. В УССР, БССР, Грузинской ССР, Армянской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР, ряде других союзных республик были сформированы социологические подразделения. Кроме того, в системе научных учреждений Академии наук СССР и академий наук союзных республик создавалось большое число научных подразделений, ведущих социальные исследования (социально-экономические, социально-политические, социально-правовые, социально-демографические, социально-психологические, социально-биологические и др.).

Социальные и социологические исследования стали проводить многие научно-исследовательские институты ведомственного подчинения, социологические лаборатории предприятий и производственных объединений, а также созданные на общественных началах институты и советы по социологическим исследованиям при партийных, комсомольских и других общественных организациях. Значительно расширилась сеть социологических лабораторий в вузах страны. Для аспирантов и студентов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории. Выросло и число публикаций по различным разделам социологической науки. Важным органом в деле объединения усилий социологов и распространения научного и методического опыта стал издающийся с 1974 г. журнал "Социологические исследования".

Несмотря на известные позитивные сдвиги, развитие социологии в период "застоя" постоянно тормозилось. Более того, усиливалось административно-бюрократическое вмешательство в эту науку. Правда, в какой-то мере ситуация изменилась с созданием Института социологических исследований АН СССР, в который удалось привлечь лучшие кадры социологов-профессионалов страны. Но эта "оттепель" продолжалась недолго. Тогдашнему руководству социология была не нужна, ибо она вступала в конфликт с ведомственным отношением к социальной сфере жизнедеятельности. И тут возникает еще один парадокс. Институт, вызванный к жизни реальными потребностями общества, был использован как средство административного вмешательства в дела науки, торможения ее развития.

Началось еще одно наступление на социологическую науку. Для ограничения сферы социологического знания и "обуздания" социологов нужен был повод. И он был найден. Вышли в свет "Лекции по социологии" Ю.Левады, и институт был обвинен в насаждении буржуазных теоретических концепций. Затем последовала бюрократическая критика книги "Моделирование социальных процессов", использованная сначала для создания нескольких высокопоставленных комиссий, а по итогам их работы -- для замены руководства института, обновления основной части кадрового состава. Все это не могло не сказаться на научной продуктивности института и социологии в целом. Резко сократилось количество публикуемых работ, снизилось качество социологических исследований. Развитие социологической науки вновь было искусственно прервано.

На этот процесс особое влияние оказал июньский (1984 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором институт был подвергнут суровой критике, в результате было принято решение о создании на базе Института социологических исследований АН СССР Центра опросов общественного мнения. Таким образом пытались подменить социологические исследования опросами общественного мнения, преобразовать Институт социологических исследований АН СССР в Центр опросов общественного мнения. И вновь социологам пришлось вести борьбу за сохранение социологической науки.

Ситуация в социологии еще более обострилась в связи с тем, что некоторые философы, занимавшие видные административные посты в науке, встали на позицию отрицания исторического материализма как общей социологической теории, пытались ограничить сферу социологического знания только ее прикладным уровнем. Вновь понятие "социология" оказалось под запретом. Оно было заменено понятием "прикладная социология". Теоретическая социология полностью отрицалась. Новое административно-приказное "вторжение" в социологическую науку имело бы самые трагические последствия, если бы оно не было решительно пресечено начавшейся перестройкой.

* * *

Расчленение единого тела науки породило в свое время абстрактную схоластику, с одной стороны, и ползучий эмпиризм -- с другой, означало шаг назад даже по сравнению с немарксистской социологией. Ныне в немарксистской социологии нет ни одного учебника, в котором не анализировались бы категории общества, классов, наций, личности и т. д. В СССР же включение этих научных категорий в книгу по социологии до самого последнего времени не допускалось.

Между тем, как показала практика, социологию неправомерно интерпретировать только как прикладную науку, равно как и ограничивать ее. предмет лишь проблемами общесоциологической теории -- исторического материализма. Особенности социологического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как единый социальный организм, как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности, функционирующих и развивающихся через социальную деятельность людей. Социология рассматривает возникающие в процессе этой деятельности социальные отношения во взаимосвязи и взаимодействии, объективного и субъективного факторов, материальной и духовной сторон. Социальная сфера выступает в качестве важнейшего объекта социологических исследований, Ее исследование включает все проблемы, связанные с деятельностью человека, его положением в обществе, трудовом коллективе, семье, других социальных группах, с его потребностями и ценностями, ориентациями и степенью их реализации, с его отношением к самому себе, а также к различным явлениям и процессам, происходящим в обществе.

Подобно тому как невозможно существование закономерностей природы вне движущейся материи, так же немыслимо наличие социальных закономерностей вне деятельности людей, причем эта деятельность, будучи в основе своей материальной, одновременно является и деятельностью духовной: в сознании людей отражается их наличное бытие. Люди различаются по своему социальному положению, содержанию, характеру и условиям труда, по уровню образования и культуры, обладают личностными особенностями. Вследствие этого взаимодействие людей представляет собой статистический, стохастический процесс, отличающийся к тому же от подобных процессов в природе (движение атомов, молекул, биологических индивидов и т. д.) тем, что люди, обладая сознанием и волей, тем самым в известных пределах имеют и свободу выбора. Изучаемые социологией социальные закономерности общественной жизни действуют как тенденции, пробивают себе дорогу через сцепление случайных событий. Поэтому познание социальных законов и закономерностей требует конкретного исследования форм их проявления, а управление их действием возможно только на основе знания его механизма, Понять последний -- значит изучить деятельность в конкретных условиях труда и быта людей, входящих в те или иные социальные группы и организации, проживающих в определенных условиях города или деревни, работающих в промышленности, сельском хозяйстве либо в других отраслях хозяйства и культуры и т. д.

Перестройка, как говорилось, ознаменовала завершение процесса институционализации социологии. Но и сама социология не стояла в стороне от проблем перестройки. Именно социологи начали теоретическое осмысление социального мира, связанное с ломкой старых стереотипов мышления, с решительным отказом от теорий "экономического детерминизма" и "технократической" практики, ориентированной на производство, а не на потребителя, на количество, а не на качество, на вал, а ни на человека. Социологи были первыми в исследовании большого круга проблем, связанных с деятельностью человека (иначе -- человеческого фактора), с социальной ориентированностью экономического развития, внутриклассовыми отношениями, с преодолением чисто экономического и становлением социального мышления, с отчуждением власти от труда, с научными основами социального управления. Но главное в том, что социологами был поставлен вопрос о восстановлении в правах исследований социальной сферы жизнедеятельности общества и социального мышления.

Рассмотрение вопроса о социологии на Политбюро ЦК КПСС (1988 г.) имело огромное значение для социологической науки. Ныне социология не только реабилитирована политически и идеологически, но и признана ее важная роль в решении социальных проблем перестройки. Перед социологами в настоящее время стоит задача перейти от изучения отдельных сторон жизнедеятельности общества, не отличавшегося глубиной и носившего в общем эпизодический характер при недостаточно развитой методика и технике, к фундаментальным и целенаправленным социологическим исследованиям.

Образно говоря, с социологии сняты оковы, и открылись широкие возможности для творчества. Это немало. Однако для того чтобы социология заняла подобающее ей место в системе научного управления обществом, требуется время. Закончился 70-летний период борьбы за становление социологии как самостоятельной науки об обществе, за использование результатов ее исследований в научном формировании задач социальной политики общества. На повестку дня поставлен вопрос о развитии социологического знания, о становлении нового социального мышления.

Авторы книги исходят из того, что нет такой науки, которая абстрагируется от общества. Поэтому объект разных наук может быть общим, предмет же определяется характером и особенностью изучаемых закономерностей. Социология исследует социальные закономерности. Их специфика определяет структуру данной работы. Условно ее можно разделить на две части. В первой рассматриваются теоретические аспекты социологического знания с точки зрения взаимоотношения общества, социальных систем и личности. Авторы отходят от концепции, согласно которой личность является простым продуктом общественной системы. Общество и социальные системы являются результатом деятельности личности. Процесс взаимодействия личности, социальной системы и общества ведет к формированию характера, индивидуальности человека. Проблематика человека в социологии есть проблематика деятельного человека. Во второй части работы человек и его деятельность рассматриваются в системе экономических, социальных, политических и идеологических отношений.

* * *


 Об авторе

Геннадий Васильевич ОСИПОВ

Родился 27 июня 1929 г. в г. Рузаевке Мордовской АССР. В 1952 г. окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР по специальности "юрист-международник", затем -- аспирантуру Института философии Академии наук СССР. В 1964 г. защитил докторскую диссертацию по философии. В этом же году ему было присвоено ученое звание профессора. В 1987 г. избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1991 г. за большие заслуги в области развития социологической науки избран действительным членом (академиком) Российской академии наук. Инициатор создания двух институтов: Института конкретных социальных исследований (ныне Институт социологии РАН) и Института социально-политических исследований РАН, директором которого являлся с 1991 по 2000 гг. Организатор совместно с академиками Н.П.Федосеевым и Ю.Н.Францевым Советской социологической ассоциации, в которой был Первым вице-президентом, а затем и Президентом. Почетный президент Российской социологической ассоциации.

Организатор и главный редактор журналов "Социологические исследования" и "Наука. Политика. Предпринимательство". Был организатором первых социологических исследований в СССР, результаты которых опубликованы в книгах "Рабочий класс и технический прогресс", "Копанка 25 лет спустя" (1970). Важным этапом в научной деятельности Г.В.Осипова стала подготовка и издание первого в стране учебного пособия по социологии -- "Рабочей книги социолога" (1977), которая переведена на многие иностранные языки и продолжает переиздаваться без каких-либо изменений до настоящего времени.

В настоящее время является научным руководителем Института социально-политических исследований РАН, заместителем руководителя секции философии, социологии, психологии и права ООН РАН.

Автор более 20 монографий, 350 работ по актуальным проблемам философии и социологии. Его монографии и книги изданы более чем на 20 иностранных языках. Основная сфера научной деятельности академика Г.В.Осипова -- теория и история социологии, методология социологических исследований. Г.В.Осипов одним из первых поставил вопрос о социологии как самостоятельной науке об обществе, дал научное обоснование предмета и структуры отечественного социологического знания. В центре его научных исследований -- проблемы экономики и социологии знания, выработки нового курса реформирования России, определения путей сохранения российской государственности и обеспечения национальной безопасности страны, форм, методов и механизмов трансформации современного российского общества в общество знания.

За фундаментальные социологические исследования "Социология и политика", "Социология и социальное мифотворчество", "Социальное мифотворчество и социальная практика" Президиум РАН присудил академику Г.В.Осипову золотую медаль имени М.М.Сперанского 2005 года.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце