URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бабынина Л.О. Гибкая интеграция в Европейском союзе: Теория и практика применения
Id: 162251
 
395 руб.

Гибкая интеграция в Европейском союзе: Теория и практика применения

URSS. 2012. 304 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01412-8.

 Аннотация

Настоящая монография посвящена проблемам внутреннего устройства Европейского союза, состав участников которого на сегодняшний момент весьма неоднороден. Существует дилемма между поступательным развитием интеграционного процесса и учетом интересов и особенностей различных государств --- членов ЕС. Применение гибкого подхода при реализации интеграционных проектов дает возможность регулировать внутреннюю неоднородность Европейского союза. В работе проанализированы теоретические аспекты и практика применения гибкой интеграции в ЕС. Автором дано определение и предложена оригинальная классификация типов и форм гибкой интеграции, разобраны положения, фиксирующие различные проявления гибкости в основополагающих договорах ЕС. Особое внимание уделено возможностям и последствиям применения продвинутого сотрудничества. В книге дана оценка роли и места гибкой интеграции в процессе развития Европейского союза.

Монография адресована ученым, преподавателям, студентам и аспирантам, занимающимся проблемами развития Европейского союза.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Развитие гибкой интеграции в ЕЭС/ЕС и ее теоретические интерпретации
 1.1.Причины появления гибкости в структуре ЕЭС/ЕС
 1.2.Теоретическая дискуссия о возможностях использования приемов гибкой интеграции при развитии ЕС
 1.3.Типы и формы гибкой интеграции
 1.4.Области применения гибкой интеграции и одной из ее форм -- продвинутого сотрудничества
 1.5.Плюсы и минусы использования различных форм гибкой интеграции
 1.6.Выводы
Глава 2. Институциализация гибкой интеграции в Амстердамском договоре
 2.1.Межправительственная конференция -- 1996--1997: переговоры по проблеме инкорпорирования положений о продвинутом сотрудничестве
 2.2.Положения о продвинутом сотрудничестве и иные формы гибкой интеграции в Амстердамском договоре
 2.3.Выводы
Глава 3. Эволюция положений, фиксирующих гибкую интеграцию
 3.1.Межправительственная конференция -- 2000: переговоры о реформе положений о продвинутом сотрудничестве
 3.2.Продвинутое сотрудничество в Ниццком договоре
 3.3.Конституционный договор -- реформирование положений о продвинутом сотрудничестве и расширение применения гибкой интеграции
 3.4.Изменения положений, фиксирующих применение гибкой интеграции, в Лиссабонском договоре
 3.5.Выводы
Глава 4. Практика применения гибкой интеграции в ЕС
 4.1.Экономическая интеграция в ЕС
  4.1.1.Экономический и валютный союз
  4.1.2.Другие направления экономического сотрудничества
  4.1.3.Европейское экономическое пространство (ЕЭП)
 4.2.Внешняя политика, политика безопасности и обороны
 4.3.Пространство свободы, безопасности и правосудия
 4.4.Выводы
Заключение
Приложение 1. Разработанность темы в научной литературе
Приложение 2. Список источников и литературы
 I.Источники
 II.Литература
Приложение 3. Список используемых сокращений

 Введение

Европейский союз представляет собой объединение двадцати семи стран с различной историей, культурой, структурой экономики и внешнеполитическими интересами. Может ли такое объединение иметь единые цели в развитии и работать в рамках единых правил? Каким образом возможно учесть интересы всех участников Евросоюза, не останавливая при этом сам процесс интеграции? Одним из практических ответов на эти вопросы стало использование гибкого подхода при решении сложных задач интеграционного строительства.

Интенсификация интеграционных процессов, расширение и углубление интеграции привели к усложнению структуры Европейского союза и усилению его внутренней неоднородности. В 90-е годы XX века стало очевидно, что необходимо определить принципиально новые подходы к будущему развитию ЕС. В этих условиях применение гибкой интеграции, позволяющей продвигать интеграцию вперед не одновременно и/или не всеми участниками группы, как одного из базисных принципов функционирования ЕС стало принципиально важным фактором для будущего развития ЕС. Параллельно формировалась сложная система исключений, предоставляемых отдельным государствам-членам. Оба подхода подразумевают неодинаковое участие государств-членов в интеграционных проектах.

Для общего обозначения явления чаще всего применяют понятие "гибкость", или "гибкая интеграция" (flexibility or flexible integration). Западные исследователи европейской интеграции дают различные определения гибкой интеграции в зависимости от подхода к проблеме -- политического или правового. По мнению швейцарского исследователя Дитера Фрибургхауса, гибкая интеграция в контексте европейской интеграции означает исключение из базового принципа общих прав и обязанностей для государств-членов ЕС. Ли Меткалф дает определение гибкой интеграции, перефразируя известное выражение Авраама Линкольна: "Гибкость означает, что некоторые государства-члены могут интегрироваться в разные области политики одновременно; все государства-члены могут интегрироваться в некоторые области политики в разное время; некоторые государства-члены могут интегрироваться в разные области политики в разное время; но больше нет необходимости, чтобы все государства-члены интегрировались во все области политики одновременно".

В данном исследовании гибкая интеграция рассматривается как составная часть интеграционного процесса, характеризующаяся неодинаковым участием государств-членов в интеграционных проектах, что обусловлено их желанием или возможностями, предполагающая неодинаковые права и обязанности участников и ведущая к созданию различных конфигураций внутри или вне ЕС с возможным включением третьих стран.

В настоящее время существует реальность неодинакового участия стран ЕС во многих сферах деятельности Европейского союза, следовательно, права и обязанности государств-членов также перестали быть одинаковыми. Вопрос о различиях в правах и обязанностях стран-участниц становится ключевым при наличии значительного свода общего для всех государств-членов законодательства в ЕС. Неодинаковое участие государств-членов в интеграционных проектах влечет за собой различие в их положении в рамках ЕС. Если гибкую интеграцию понимать как общий или "зонтичный" термин для ситуаций, когда не все государства-члены имеют одинаковые права и обязанности в конкретной области сотрудничества, то ее применение входит в противоречие с фундаментальным принципом права Сообщества -- принципом единства внутри интегрируемой области сотрудничества. Таким образом, использование гибкой интеграции ведет к смене парадигмы развития ЕС.

Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году, резкое ухудшение экономической ситуации в странах ЕС, /прежде всего периферийных, и последовавший за этим долговой кризис в еврозоне в очередной раз спровоцировали жаркую дискуссию о том, может ли Европейский союз продвигаться и дальше единым составом и по единым планам, или будет создано некое "ядро" наиболее продвинутых в интеграционном отношении стран. В данном исследовании будет сделана попытка ответить на этот вопрос.


 Об авторе

Людмила Олеговна БАБЫНИНА

Кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института Европы Российской академии наук, доцент факультета мировой политики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Окончила с отличием исторический факультет МГУ, кандидатскую диссертацию защитила в Институте Европы РАН. Сфера научных интересов -- дифференциация и гибкая интеграция в Европейском союзе, политика Великобритании и Скандинавских стран в ЕС, теории интеграции, транспортная политика ЕС. Является автором около 25 научных статей, а также монографии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце