URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Журавлев И.В. Подготовка воинов Аллаха (VI-XIII вв.)
Id: 16201
 
799 руб.

Подготовка воинов Аллаха (VI-XIII вв.). Изд.3, перераб. и доп.

URSS. 2003. 160 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00396-2. Букинист. Состояние: 4+. .

 Аннотация

В монографии впервые на основе оригинальных источников, в том числе арабского происхождения, современных достижений российской истории военной педагогики всесторонне и комплексно исследована самостоятельная проблема — проблема исторического опыта обучения и воспитания воинов армии Арабского Халифата периода "Классического Ислама"(VI—XIII вв.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на выявление основных тенденций и особенностей подготовки воинов армии Арабского Халифата в ходе развития социальной системы. Исследование способствует преодолению европоцентризма в отечественной военной педагогике на основе осуществления сравнительного анализа обучения и воспитания воинов Халифата с западными школами. Разработанные практические рекомендации могут быть использованы в обучении и воспитании.

Исследование может также служить совершенствованию профессиональной подготовки военно-педагогических кадров, пропаганде педагогических знаний. Результаты исследования могут быть использованы при создании учебных пособий, спецкурсов и спецсеминаров в образовательных учреждениях профессионального типа, в работе научных сотрудников, адъюнктов, преподавателей.


 Оглавление

Введение
Глава I. Историко-педагогический анализ подготовки воинов арабов конца 6 века по 661 г.
 1.1.Содержание традиционного обучения и воспитания воинов арабов до возникновения мусульманства
 1.2.Особенности военного обучения и воспитания арабов в период становления ислама
Глава II. Исследование специфики и выявление основных тенденций подготовки воинов армии Арабского Халифата в период становления государственности (661--750 гг.)
 2.1.Влияние организации армии Арабского Халифата на обучение и воспитание воинов в период правления династии Омайядов
 2.2.Специфика воспитания воинов армии Халифата в период становления государственности
 2.3.Основные тенденции и особенности развития обучения воинов мусульман периода формирования общественной системы Халифата
Глава III. Обоснование особенностей и содержания подготовки воинов армии Арабского Халифата в период развитой государственности (750--1258 гг.)
 3.1.Характеристика армии Арабского Халифата периода развитой государственности
 3.2.Особенности воспитания воинов Халифата в период развитой государственности
 3.3.Анализ обучения воинов Халифата в VII--XIII вв.
Заключение
Список использованной литературы

 Введение

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации происходит на фоне сложных политических, экономических, социальных и духовных процессов. Поиск новых, более эффективных форм учебно-воспитательной работы в армии и на флоте предполагает учет не только современных тенденций, но и глубокий анализ военно-педагогического прошлого, включающего в себя как отечественный, так и зарубежный опыт. Свидетельством этого является проведенный в последние годы анализ подготовки воинов в армии дореволюционной России. Он позволил сформировать у военных ученых и практиков цельное представление о сильных и слабых сторонах опыта прошлого, выявить целый ряд закономерных зависимостей между качеством подготовки личного состава и различными факторами воинской действительности.

Однако вне научного поиска оказался опыт обучения и воспитания воинов в мусульманских странах, хотя в последние годы и мировому сообществу, и Вооруженным Силам Российской Федерации приходится вступать в вооруженное противоборство с воинскими формированиями, включающими в себя представителей исламского мира. Многие проблемы в деятельности командиров и начальников вызваны незнанием исторических корней ислама и особенностей их влияния на обучение и воспитание военнослужащих. Не всегда удается с позиций рационалистического европейского мышления понять замысел, планируемые действия противника, которые в большей степени опираются на эмоциональную сферу человека. Об этом наглядно свидетельствуют боевые действия на Ближнем Востоке (Ирак) в Чечне и Югославии, Дагестане и опять в Чечне.

В средствах массовой информации подвергается резкой критике исламский фундаментализм, но мало кто пытался разобраться в данном явлении и тем более задавался вопросом, как использовать его в практике становления и развития отношений между Россией и сопредельными государствами, и в частности внутри Российской Федерации.

В мусульманском мире сегодня много говорят и пишут об исламском возрождении. Последователи ислама в разных странах уверены в том, что "исламский путь развития -- это путь справедливости и мира, доброты и терпения, уважения и любви к ближнему", и с этим трудно не согласится. Когда сегодня западные политики пугают мировое сообщество жупелом "исламского фундаментализма", отождествляя последний с исламской культурой, за этим нельзя не видеть откровенной идеологической подоплеки.

Фундаментализм как концепция существует в каждой религии, и нельзя не напомнить, что этот термин возник в христианской среде и характеризовал учение, требовавшее от своих последователей укрепления веры в традиционные догматы христианства. Нельзя отождествлять фундаменталистские концепции с культурой цивилизации -- это "новое варварство", которое неминуемо ведет к "столкновению цивилизаций" по С.Хантингтону. Исламская культура никому не угрожает, так же как и любая другая в современном мире. Язык каждой культуры -- это язык мира и сотрудничества, и поэтому его необходимо сохранять и беречь каждому народу.

Феномен исламского фактора (побудительной движущей силой ислама) заключается в его социальной функции, связанной с передачей культурных и образовательных критериев следующим поколениям. Образно говоря, это функция "генетического кода" ислама. Собственно, передачи профессиональных качеств и подготовки кадров. А так же подготовки элиты, которая на протяжении всей истории выбирала и продолжает выбирать пути развития мусульманского общества.

В связи с этим важной составной частью проблемы подготовки воинов Аллаха является исследование истоков обычаев и традиций, которые имеют особую актуальность для условий Востока как способа социальной регуляции поведения народных масс. Для этого представляется целесообразным проанализировать содержание и особенности подготовки воинов-арабов до ислама и в период его формирования; выявить основные тенденции и специфику подготовки воинов армии Арабского Халифата в период становления государственности; обосновать содержание и особенности подготовки воинов армии Арабского Халифата в период развитой государственности.

Архивные документы свидетельствуют, что опирающееся на национальные особенности и традиции арабов-кочевников религиозное учение Мухаммеда и его отношение к науке и образованию сохраненные и закрепленные в Коране которые рассматриваются в данной работе во многих отношениях не похожи на позднейший ислам, или мусульманство как проповеди Шакъямуни Будды и уставы его общины не похожи на доктрины и учреждения северного (тибетско-монгольского) буддизма или ламаизма. Несомненно, однако, что каждая из этих великих религиозных культур не есть только механическое накопление разнородных элементов, а выросла на исторической почве из живого зерна, брошенного туда гением первого основателя, с именем которого не напрасно связано все дальнейшее образование.

Анализ показывает, что, наряду с проблемами экономического и политического характера имеет место игнорирование особенностей религиозных и социальных ценностей этих народов. Немногие понимают, что мусульмане видят цель и смысл жизни человека в стремлении к единству с окружающим целым (единству части и целого, совокупности частей), отражающим смысл понятия "любовь". Здесь состояние единства есть состояние любви, подсознательная оценка такого состояния -- есть чувство любви. Стремление к единству реализуется в стремлении к тем нормам, которые сформировались у человека в различных сферах его сосуществования с общим целом.

Целесообразность обращения к данной теме диктуется и необходимостью развенчания некоторых научных подходов, в которых скептически оцениваются роль и влияние арабского мира на развитие мировой цивилизации. В зарубежной научной литературе укоренилась концепция европоцентризма, считающая столбовой дорогой развития философской и педагогической мысли только Европу, отрицая по существу все культурные достижения Востока. Западные исследователи пытаются отрицать тот важный исторический факт, что эпоха Возрождения Европы многим обязана культурным традициям арабо-мусульманского региона, изображая дело так, будто все положительное в области науки, искусства шло только с Запада, а все консервативное и иррационалистическое с Востока. Выявлению несостоятельности таких утверждений может способствовать изучение и научный анализ истории педагогической мысли и практики арабо-мусульманских стран, опыта подготовки многих поколений воинов.

"Необходимо отвергнуть примитивный европоцентризм, имеющий обыкновение третировать все не западные культуры как варварство, окончательно разоблачить его гегемонистскую установку на выстраивание одномерной "лестницы мировых культур", где Западу безусловно принадлежит лидирующее место".

Когда-то средневековая Европа вынуждена была ввести образовательные стандарты ради того, чтобы в кратчайшие сроки выйти из мрака невежества. Такая необходимость диктовалась отставанием Запада от Востока в развитии общественной мысли. Принудительно заставив своих жителей стать носителями вполне определенных профессиональных качеств, что достигалось конвейерным методом привития им стандартных знаний, Европа резко ускорилась в своем развитии. Правда, стандартизация людей и их мировоззрения вынудило общество развиваться по технократическому пути по аналогии с техническими системами, создающимися на основе технических стандартов.

Просвещенный же Восток в системе образования своих жителей основывается не на массовости и штампах посредственности, а на индивидуальном подходе к учащимся. Такой подход -- единственно известный человечеству способ максимального раскрытия природных дарований людей. И все-таки Восток уступил Западу в освоении геополитического ландшафта. Почему? Механистическая модель западного общества культивирует агрессивность, как необходимый элемент своего жизнеустройства. Главенство моральных принципов жизни на Востоке не предполагает вскармливание агрессивности внутреннего мира человека. Восток тонок и мудр. Восточные люди знают, что внешнее доминирование в чем-либо еще не означает внутреннего главенства. Отсюда возник образ "колоса на глиняных ногах", часто применяемый при характеристике явлений, внешний блеск которых скрывает внутреннее разложение.

Современный Запад медленно, но верно дрейфует в сторону того, к чему на Востоке пришли еще в средние века: в западной системе образования все более делается упор на индивидуальность. Каждый волен знать то, что ему подсказывает его природа. Для развития человечества важна многоцветная палитра талантов его представителей, а не серая рать биороботов.

Понятно, что на смену дихотомическому представлению "современность -- традиционность" как двух несовместимых форм жизни современная наука должна привести гораздо более богатое нюансами исследование непрерывного взаимодействия между современными образовательными формами и традициями, "привычками сердца". Историко-педагогические традиции в современном образовательном поле не являются пассивным осадком, который необходимо поскорее искоренить. Напротив, именно традиции способны стать в педагогике мобилизирующей преобразовательной силой, способной придавать форму современности в подготовке воинов армии Российской Федерации в полной мере учитывающих феномен исламского фактора.

В работе анализируются актуальные проблемы нормативно-правовой стороны подготовки воина ислама, которые посредством шариата, иджтихада и джихада превратились в систему ценностных ориентиров и являются неотъемлемой составной частью политической культуры мусульманских народных масс. Где педагогика рассматривается как системообразующий блок политики мусульманских государств призванный продвигать на международной арене идеологию ислама.

Наконец вопрос подготовки воинов Аллаха и связанный с ним исламский фактор актуален и подлежит изучению в связи с определением перспектив его развития, т.е. прогнозной разработкой проявления различных его оттенков, прежде всего, в судьбах народов Азербайджана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Казахстана, которые, по определению западных средств массовой информации уже сейчас называются мусульманскими государствами. Насколько реальна такого рода перспектива важно как для самих стран "дальнего зарубежья", так и России, ибо это связано с проблемой стабильности в пределах СНГ и усилением внешнеполитической активности со стороны Ирана, Турции и других стран региона.

Отечественной военной науке предстоит по-новому раскрыть глубинный опыт социокультурной укорененности, который составляет одну из отличительных черт не западных педагогических культур. Известно, что все восточные педагогические традиции неразрывно связаны с конкретной средой обитания, которая символизирует метод идеологического восприятия, образ мышления, форму организации и мировоззрение.

Известно, что культура -- это творческая сторона жизни общества, а цивилизация -- способ ее организации. Одни этносы ярче проявляют себя в области культуры, другие -- в цивилизации. Для Востока культура -- цель, цивилизация лишь средство. Для так называемых "цивилизованных" стран стремление к богатству и комфорту оправдывается и используется для своих целей.

Так называемая западная демократия есть миф (иносказательная история, трактующая посредством символических образов, метафор и аналогий реальный, индуктивно обобщенный до архетипичности позитивный и негативный опыт реализации той или иной потребности общества). Демократия это режим власти в форме скрытой (и поэтому внешне мягкой) диктатуры, когда фактическая власть принадлежит торгово-финансовой элите, которая в процессе реализации этой власти публично как бы уступает ее народу.

С точки зрения культур, основанных на стремлении к духовному совершенству, стремление к богатству и комфорту -- грех, слабость человеческой природы, преодоление подобных слабостей входит в программу воспитания личности и моральный кодекс буддизма, христианства, ислама, коммунизма и культур с ними связанных.

В обществе, где доминируют ценности культуры, человек, рассматривается как существо, способное преодолеть искушение, двигаясь к идеалу. Западное же общество, напротив, стремится развивать "цивилизацию", играя при помощи рекламы на слабостях человека и приумножая эти слабости.

В Древней Руси, России, СССР культура ценилась и была выше, чем ее организация, или цивилизация. Сделать из России "цивилизованную" страну бесперспективно, поскольку это противоречит основной тенденции русской истории и менталитету нации.

Сегодня как никогда Российской науке необходим новый социокультурный импульс, качественно отличный от завоевательной программы западной культуры; и вектор этого импульса уже определен. Он должен идти с Востока.


 Об авторе

Журавлев Игнатий Владимирович
Старший научный сотрудник отдела психолингвистики Института языкознания РАН, доцент кафедры общей и клинической психологии МГИ имени Е. Р. Дашковой, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Кандидат психологических наук. Практикующий психолог-психотерапевт.

Автор книг «Психосемиотика телесности» (М.: URSS), «Как доказать, что мы не в матрице? Сознание, коммуникация и психические расстройства» (М.: URSS), «Психология и психопатология восприятия: Пролегомены к теории „зонда“»

(М.: URSS), «Сознание и миф: Что мы делаем, чтобы быть сознательными существами» (М.: URSS).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце