URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Щёлоков Д.В. Функции институтов государственной власти на федеральном и региональном уровнях (социологический аспект)
Id: 161945
 
193 руб.

Функции институтов государственной власти на федеральном и региональном уровнях (социологический аспект)

URSS. 2012. 104 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03062-5.

 Аннотация

Книга посвящена исследованию путей и перспектив улучшения процесса функционирования институтов государственной власти федерального и регионального уровней в современных социально-экономических условиях. Определение подобных путей призвано обеспечить защиту государственной стабильности и территориальной целостности страны. Раскрываются вопросы выполнения центральными институтами государственной власти своих основных функций при разрешении социально-экономических проблем. Особый интерес представляет тот факт, что анализ подобных проблем осуществляется в контексте социального пространства, возникающего при непосредственном взаимодействии власти и населения относительно разрешения наиболее актуальных социально-экономических проблем. Раскрывается взаимосвязь между личностными характеристиками лидера каждого из рассматриваемых властных уровней и тем, как этого лидера воспринимают члены общества.

Книга рассчитана на социологов, философов и политологов, а также на всех, кому интересна проблематика современного взаимодействия власти и населения.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа функционирования институтов государственной власти
 1.1.Теория и методология исследования функционирования институтов государственной власти
 1.2.Регулятивно-управленческая сущность функционирования институтов государственной власти
 1.3.Социологический аспект изучения деятельности государственных институтов в современной России
Глава 2. Функции институтов государственной власти на федеральном и региональном уровне
 2.1.Эффективность деятельности органов государственной власти и оценка их действий со стороны членов общества
 2.2.Функции государственной власти на федеральном и региональном уровне при разрешении социально-экономических проблем
 2.3.Основы формирования модели восприятия государственной власти на федеральном и региональном уровне
Заключение
Список источников и литературы

 Введение

Человеческое общество в целом, включающее в себя отдельных индивидов, не есть их простая сумма. Оно представляет собой комплекс функционально зависящих друг от друга взаимоотношений, которые объединяются на основе индивидуальных интересов, целей и потребностей. Являясь комплексом разнообразных связей, существование которого невозможно без деятельно-активных индивидуальных контактов, общество обнаруживает объективное существование общественных связей, их материальное, надындивидуальное бытие.

В современном обществе непосредственная деятельность людей имеет двойную природу. С одной стороны, индивиды, находясь в рамках повседневности, осуществляют социальные взаимодействия, носящие личностный и неформальный характер. Другими словами, повседневные взаимодействия организуются на основе первичных отношений в неформальных малых группах. С другой стороны, межиндивидуальное взаимодействие, осуществляемое в жестких рамках общепринятых норм и установок, имеет формальный характер. Оно может быть названо институциональной сферой деятельности, создаваемой индивидами для оптимизации общественных отношений. Возникающие в такой сфере совокупности социальных отношений представляют собой систему надындивидуальных ограничений и официальных отношений, создаваемых в интересах крупных социальных групп. Но институциональная сфера не ограничивается исключительно социальными отношениями. Попадая в такую сферу, люди вынуждены действовать в соответствии с правилами, принятыми в данном социальном институте. Эти действия, для создания и поддержания порядка в какой-либо сфере человеческих отношений, должны быть однонаправленными, согласованными и предсказуемыми.

Из бесконечного многообразия имеющихся в обществе социальных взаимодействий выделяются такие, которые в различных формах присутствуют во всех остальных отношениях. К подобным взаимодействиям принадлежат отношения социальной зависимости и власти, которые реализуются в рамках властных институтов. Социальная зависимость заключается в том, что одна социальная система (зависимая) не может совершить необходимые для нее социальные действия без того, чтобы другая социальная система (доминирующая) не совершила каких-либо значимых действий. Нетрудно заметить, что в отношениях между властью и населением наличествует подобная схема взаимодействия: к действиям, совершаемым доминирующей системой (властью), относится разрешение возникающих социально-экономических проблем у зависимой системы (населения страны). Таким образом, изучение указанных отношений между государственной властью и населением наиболее правильно проводить через имеющиеся в российском обществе актуальные социально-экономические проблемы. К подобным проблемам относятся все аспекты социально-экономической жизни в России, которые беспокоят граждан по различным причинам.

Все это свидетельствует об особой актуальности, теоретической и практической значимости темы исследования.

Проблемам функционирования государства как социального института с позиций взаимоотношений с населением посвящено множество научных исследований. Их можно объединить в определенные группы.

Первая группа работ, которая анализирует социальные механизмы власти, выделилась в начале XX в. В нее входят три различные концепции власти. В рамках нормативно-волевой концепции стоит выделить таких ученых-обществоведов, как С. А. Котляревский, А. С. Алексеев, П. А. Покровский. В психологической концепции такими учеными являются Л. И. Петражицкий, С. Л. Франк, Н. М. Франк. Наиболее ярким представителем силовой концепции власти является В. В. Ивановский. Несмотря на имеющиеся расхождения при трактовке возникновения власти, общим основанием для них было "учение о верховной власти", в рамках которого, кроме наличия некоторой территории с населяющим его народом, рассматривалась сама верховная власть как один из системообразующих государственных элементов.

Вторая группа работ, основываясь на марксистско-ленинской концепции классовой борьбы, определяла государство как механизм подавления господствующим классом остальных членов общества. Наиболее яркими представителями данного направления являются Б. А. Кистяковский, В. И. Ленин, М. М. Ковалевский.

В третью группу входят работы, имеющие своим основанием результаты нескольких избирательных кампаний конца 80-х -- начала 90-х гг. XX в. Изучая поведение избирателей и их электоральные предпочтения, данные работы описывают новое состояние социальной системы страны.

Четвертую группу работ составляют исследования политической социализации населения в условиях реформирования политической системы. Здесь научным основанием выступает теория "культурной травмы" переходного периода П. Штомпки. Кроме того, значительный вклад в развитие данного направления внесли Ю. А. Левада и Ж. Т. Тощенко.

В пятую группу входят многочисленные исследования процессов формирования гражданского общества и его взаимоотношений с государственной властью. Наиболее яркими представителями здесь можно назвать М. К. Горшкова и В. К. Левашова.

Шестую группу составляют исследования институтов политической системы и функционеров публичной власти. Основными научными интересами здесь выступают состояние политического отчуждения в обществе, причины сохранения и усиления бюрократии и т. п. Основными представителями данного направления являются В. Г. Байков, В. Э. Байков, Н. Н. Бокарева и В. П. Васильева.

Однако следует отметить, что при столь многочисленных подходах к исследованию процессов функционирования государства данная проблема не получила должного освещения с позиций взаимодействия государства с населением в рамках социального пространства и актуальных социально-экономических проблем.

Используемый в нашей работе подход к формулированию субъектно-объектной системы, позволяет максимально независимо оценить эффективность осуществления предписанных законом функций различными представителями государственной власти. Такая система возникает вследствие взаимодействия между государством, его отдельными институтами и гражданами при разрешении актуальных социально-экономических проблем. Она будет успешно функционировать только при наличии четкого разграничения между всеми участниками процесса взаимодействия. К ним относятся как те, кто наделен правом принятия решений в соответствии с разделяемыми всеми участниками системы законами, так и те, кто наделял вышестоящих подобными полномочиями. Наличие сбоев, выражающихся в актуализации каких-либо социально-экономических проблем, является фактом невыполнения государством соответствующих функций.

Объектом изучения являются институты государственной власти. Предметом исследования выступают функции институтов государственной власти на федеральном и региональном уровне.

Теоретико-методологическую и методическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-социологов, экономистов, философов в области взаимодействия институтов государства и отдельных индивидов относительно разрешения актуальных социально-экономических проблем.

В ходе исследования применялись такие методы, как опрос, анализ документов, методы статистической обработки и анализа данных.

Основу эмпирической базы составили результаты социологических исследований Управления Спецсвязи "Отношение населения к органам власти федерального и регионального уровней", проведенных в 2000--2008 гг., в некоторых из них автор лично принимал участие. Выборка опросов, проведенных во всех субъектах Российской Федерации, составила 40--45 тыс. человек и соответствует основным социально-демографическим характеристикам взрослого городского и сельского населения. Также использовались результаты исследований, проведенных Социологическим центром РАГС в 2001, 2003 и 2009 гг. "Изучение отношения населения России к государственным деятелям различных исторических эпох". Данное исследование проводилось в 20 субъектах Российской Федерации, представляющих все экономико-географические зоны России. Выборочная совокупность составляет 1600 человек и отражает доли населения, проживающего в центрах субъектов России, в средних и малых городах, сельских населенных пунктах.

Кроме того, эмпирической базой исследования являются результаты социологического опроса Фонда "Общественное мнение", проведенного в 2005 г. "Оценка населением эффективности деятельности региональных властей" (выборка составила 1800 человек и соответствует основным социально-демографическим характеристикам), а также результаты исследования "Отношение население к региональным органам государственной власти" с выборкой 1500 человек, проведенного в 2006 г. социологической кафедрой Белгородского государственного университета.


 Об авторе

Денис Викторович ЩЁЛОКОВ

Кандидат социологических наук, специалист в области социальных институтов в современном российском обществе. В 2006 году окончил Государственный университет управления, в 2010 году защитил кандидатскую диссертацию в Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Область научных интересов связана с проблематикой трансформации социальных институтов в контексте изменения социального пространства.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце