URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гивишвили Г.В. Идеологические системы мира: Сны разума
Id: 161873
 
296 руб.

Идеологические системы мира: Сны разума

URSS. 2012. 344 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03128-8.

 Аннотация

Постсоветская Россия переживает ренессанс религиозной идеологии, вытесняя идеологию классовую, господствовавшую в умах миллионов россиян в течение семи десятилетий ХХ века. В книге, предлагаемой вниманию читателей, обсуждаются причины и возможные следствия этого переворота в общественном сознании. Но, фактически, она выходит за рамки этого частного вопроса и представляет собой анализ прошлого и проекцию на будущее коллективных представлений от первобытной эпохи до наших дней: от магии к религиям стихий, а от них ко всем главенствующим мировоззренческим концепциям древности и Нового времени. В их числе --- зороастризм, иудаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, христианство, ислам, нацизм и коммунизм. Сравнение истории их возникновения и развития позволяет выявить черты «видового родства» между ними, и объединить их в класс идеологических систем. Проблемы их влияния на современность и опасности, которые они представляют для ближайшего будущего мировой цивилизации, обсуждаются с позиций универсального гуманизма.


 Оглавление

Введение
Глава I. Определения
 1.1.Гилозоизм
 1.2.Миф
 1.3.Анимизм
 1.4.Магия
 1.5.Религия
 1.6.Религии стихий
 1.7.Идеологические религии
 1.8.Индивидуальные и коллективные представления
 1.9.Индивидуальная и коллективная мораль
 1.1 .Мировоззрение и идеология
Глава II. Первобытное мышление, или Полемика между Леви-Брюлем и Леви-Строссом
 2.1.Первобытное мышление
 2.2.Онтогенез интеллекта
 2.3.Происхождение коллективных представлений
 2.4.Три функции мозга
 2.5.Мифы каменного века
Глава III. Религии стихий -- эффект усиления социального инстинкта
 3.1.От магии к религиям стихий
 3.2.Всемирный религиозный переворот
 3.3.Инстинкт и социальный инстинкт
 3.4.Усиление социальных инстинктов -- следствие демографических сдвигов
 3.5.Животное происхождение религиозного чувства
 3.6.Первые космогонии
 3.7.Мифы первых цивилизаций
Глава IV. Идеологические религии -- вершина эволюции религиозного сознания
 4.1.Зороастризм
 4.2.Иудаизм
 4.3.Буддизм
 4.4.Конфуцианство
 4.5.Даосизм
 4.6.Христианство
 4.7.Ислам
Глава V. О сходствах и различиях между идеологическими религиями
 5.1.Общность происхождения
 5.2.Мотивации
 5.3.Цели
 5.4.Отношение к власти
 5.5.Борьба за идеалы
 5.6.Крайний консерватизм
 5.7.Нетерпимость
 5.8.Корпоративная ограниченность
 5.9.Моральный релятивизм
 5.1 .Завершение религиозной революции сознания
 5.11.Что способствовало превращению христианства и ислама в мировые религии
Глава VI. Религиозная идеология -- первый лик зрелого социального инстинкта
 6.1.Истоки нравственного чувства
 6.2.Генезис нравственного чувства
 6.3.Нравственность и религиозное чувство
 6.4.Бог как понятие
 6.5.Что такое "духовность"?
Глава VII. Национальная идеология -- другой лик зрелой социальности
 7.1.Понятие о нации
 7.2.Возникновение национального чувства
 7.3.Национализм и патриотизм
 7.4.Национализм и нацизм
 7.5.Расовые мифы нацистов -- теория полой земли
Глава VIII. Классовая идеология -- третье "явление" социального инстинкта
 8.1.Причины рождения марксистской доктрины
 8.2.Идеологические опоры марксизма
 8.3.Сущность добра и зла по Марксу
 8.4.Религиозная атрибутика марксизма
 8.5.Марксизм и национализм
 8.6.Маркс как объект мифологии эпохи "научного коммунизма"
Глава IX. Послесловие к идеологии
 9.1.Сила и слабость тоталитарных идеологий
 9.2.Антигуманная сущность тоталитарных идеологий
Глава X. Коллективное сознание за пределами идеологий
 1 .1.Т. Мор "Утопия" (Беседы, которые вел Гитлодей о наилучшем состоянии государства)
 1 .2.Мифы истории
 1 .3.Черная кошка в темном чулане
 1 .4.Нострадамус -- "дельфийский оракул" Нового времени
 1 .5.Сладкая ложь гороскопов
 1 .6.Мифология мошенников
 1 .7."Подданные" мифологии
 1 .8.Мифотворчество как профессия
 1 .9.К завершению дискуссии между Леви-Брюлем и Леви-Строссом
Глава XI. Пробуждение мысли
Заключение

 Введение

Мы живем в эпоху, знаменательную тем, что мировое сообщество, само того не осознавая, начинает, наконец, сообразовываться с принципами практического гуманизма. Оно достигло заметных успехов в объединении усилий по созданию глобального рынка технологий, производств, товаров и услуг. Свою приверженность демократии декларируют (по крайней мере, на словах) все большее число государств. Социальные барьеры рушатся даже там, где они были непроницаемы на протяжении веков и тысячелетий. Меньшинства и наименее защищенные категории общества обретают права, уравнивающие их с большинством и "сильными мира сего". Еще не окончательно, но во многом преодолены такие недруги разума и человечности, как классовая и националистическая идеологии. И лишь в одном аспекте общественного бытия идеи гуманизма остаются невостребованными в должной мере. Вследствие чего человеческий род продолжает ощущать себя разделенным множеством границ -- главным образом, религиозных и националистических предрассудков, сложившихся в древности и Средние века. Более того, нет никаких признаков того, что субъекты, разделяющие эти предрассудки, готовы отказаться от стремления навязать свои представления, идеалы и обычаи всему миру. Ниже рассматриваются причины, по которым коллективное сознание оказывается столь консервативно агрессивным элементом общественного существования, большей частью остающегося враждебным гуманистическим идеям, а также последствия этого неприятия.


 Об авторе

Гиви Васильевич Гивишвили

Доктор физико-математических наук. Вице-президент Российского гуманистического общества. Автор теории универсального гуманизма. Научные интересы -- физика околоземного космического пространства.

Настоящая книга представляет собой раздел, содержащий анализ влияния гуманизма на рождение, развитие и будущее демократии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце