URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Катагощина Н.А. Как образуются слова во французском языке
Id: 161784
 
224 руб.

Как образуются слова во французском языке. Изд.4

URSS. 2012. 112 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-01304-3.

 Аннотация

В настоящей книге рассматриваются проблемы словообразования во французском языке. Автор говорит о процессах, происходящих в общественной жизни, которые влияют на появление новых слов, --- это возникновение и развитие новых наук, быстрые темпы индустриализации, события в политической и культурной жизни. В книге подробно описываются различные способы словообразования разной степени продуктивности.

Задуманная как пособие для учителей, данная книга выходит за рамки поставленной задачи и является глубокой теоретической работой по французскому словообразованию.

Рекомендуется филологам-французистам, преподавателям и всем изучающим французский язык.


 Содержание

Предисловие (И.Б.Воронцова)
От автора
Введение
Аффиксальные морфемы и их функции
Теория Ш.Балли и отрицание им продуктивности суффиксального образования в современном французском языке
Наиболее продуктивные именные суффиксы в современном французском языке
Именные суффиксы, теряющие свою продуктивность
Суффиксы, образующие прилагательные
Суффиксы, образующие глаголы
Словообразовательные ряды
Производные со вставными (интеркалируемыми) согласными
Слова со связанными основами (трудности их анализа и их место в системе словообразования современного французского языка)
Упражнения
Указатель суффиксов
Учебники и учебные пособия, освещающие вопросы суффиксации
Сокращения

 Предисловие

Автор этой книги Нина Алексеевна Катагощина (1908--1994) -- один из виднейших советских романистов, профессор, доктор филологических наук, ученица профессора М.В.Сергиевского. Ею подготовлено более пятидесяти кандидатов и докторов наук. Н.А.Катагощина преподавала в Институте иностранных языков, руководила сектором романской филологии в Институте языкознании Академии наук СССР. Последние двадцать лет преподавала в Московском областном пединституте, ныне Московский государственный областной университет: читала курсы истории французского языка, теоретической фонетики и сравнительной типологии французского и русского языков.

Она знала французский, испанский, итальянский и португальский языки. Не одно поколение студентов и аспирантов училось по ее учебникам и учебным пособиям. Основные из них это: "История французского языка" (переиздавалась трижды); "Лексико-грамматические и фонетические комментарии к текстам по истории французского языка"; "Именные и глагольные грамматические категории в русском и французском языках".

Н.А.Катагощина опубликовала более пятидесяти научных трудов. Главный -- это монография "Фонологические особенности иберо-романских языков (галльский, каталанский, испанский языки)" (1970); она была соавтором монографий "Романские языки" (1965); "Сравнительно-сопоставительная грамматика романских языков (галло-романская подгруппа)" (1964); "Сравнительно-сопоставительная грамматика романских языков (иберо-романская подгруппа" (1968).

Круг научных интересов Нины Алексеевны был очень обширным: история и фонология романских языков, фонетика современного французского языка, его словообразование -- область, относящаяся как к лексикологии, так и к грамматике.

Вслед за И.А.Бодуэном де Куртенэ и В.А.Богородицким она исследовала фонетические изменения на морфологическом уровне, справедливо доказывая, что эти изменения подчиняются морфологической ассимиляции, то есть, что они характерны для морфем и происходят по принципу аналогии. Тем самым она отвергала понятие "ложной аналогии", которым оперировали некоторые французские лингвисты.

Н.А.Катагощина полагала, что только всестороннее исследование взаимозависимостей звуковой стороны и морфологии в процессе деривации является непременным условием при определении словообразовательных закономерностей, складывающихся в результате функционирования фонем в составе морфем. Такой подход позволил ей не только выявить механизмы формирования продуктивных и непродуктивных словообразовательных типов, но и более глубоко изучить взаимосвязь морфологических процессов со словообразовательными закономерностями и разрешить ряд невыясненных вопросов французского словообразования.

Главнейшим из них является вопрос о соотношении исконных и книжных основ в синхронном плане, поскольку двуосновность представляет главную особенность развития словообразовательной системы французского языка, суть ее эволюции.

Н.А.Катагощина приходит к выводу о том, что изучение аффиксальных образований в синхронном плане не дает достаточных оснований утверждать, что во французском языке существуют две словообразовательные подсистемы: одна на народной основе, другая -- на книжной, и, что такая точка зрения является результатом смешения диахронного и синхронного подходов к проблемам деривации, а также отсутствием представления об асимметрии процессов и отношений в области словообразования. Асимметричность языкового знака предполагает наличие как элементов содержания, не выраженных формально, так и формальных элементов, лишенных собственного значения. В синхронии словообразовательная система предстает как совокупность словообразовательных рядов или функциональных различий, выраженных аффиксальными морфемами.

Одна из первых, Н.А.Катагощина опровергла актуальную в первой половине XX века точку зрения ряда французских лингвистов, что французская аффиксальная деривация утрачивает свою жизненность (продуктивность) и находится в упадке (см. с.28--41). По существу, она первая обратила внимание на то, что исконные аффиксы могут присоединяться к книжным основам и наоборот -- книжные аффиксы к исходным основам. Вариативность морфем способствует их участию в словообразовании. Современные словообразовательные отношения, в которых участвуют гетеронимические (пресупплетивные) основы обеспечивают динамику современной словообразовательной системы французского языка. Происходит взаимодействие слов и морфем, исторически восходящих к народной и классической латыни, что способствует обогащению французской лексики. Ширятся дифференцирующие возможности словообразовательных средств в частности и лексики вообще, что в свою очередь свидетельствует о развитии и совершенствовании французского языка.

Научная концепция Н.А.Катагощиной подтверждает мнение Ф.де Соссюра о том, что аналогия может считаться могущественным фактором развития языка. Этим объясняется существование производных слов с интеркалируемыми (вставными) согласными во многих деривационных парадигмах. Интеркаляция согласных видоизменяет словообразовательно изолированные слова, наделяя их способностью к вариативности, и облегчает, таким образом, участие этих основ в словообразовании. Эта модификация основ, а порой и суффиксов, происходит по аналогии с распространенными словообразовательными типами.

Таким образом доказывается, что интеркалация согласных на стыке основ и суффиксов -- явление не случайное, спорадическое, а регулярное, закономерное, носящее системный характер. Оно представляет собой живую тенденцию, возникающую как следствие изменений по аналогии, характеризующих словообразовательный процесс (см. с.93--99).

Книга Н.А.Катагощиной "Как образуются слова во французском языке" предназначена для широкого круга филологов (студентов, аспирантов, учителей и т.д.). В ней в популярной доступной форме отражены основные выводы ее научных изысканий и те положения, которые следует знать, чтобы иметь правильное представление о закономерностях французского словообразования, что необходимо, как в теоретическом, так и в практическом планах. Недаром в конце книги приводятся упражнения, развивающие лингвистическое мышление и интуицию.

Книга отличается богатым языковым материалом, иллюстрирующим все теоретические положения. Ее композиция подчинена задаче отразить системный характер французской лексики и тесную взаимосвязь морфологии и словообразования. Причем автор не избегает трудных и спорных моментов, а совершенно сознательно подводит к ним и проясняет их, поскольку имеет по каждому такому вопросу свое определенное суждение, представляющее собой элемент стройной научной концепции.

Более того, объясняя и анализируя словообразовательные процессы, Н.А.Катагощина наглядно показывает методологию подобных исследований и всегда особо подчеркивает, что отношения производности со временем меняются, то есть словообразовательная структура слова в современном языке может не совпадать с тем, как она складывалась исторически.

Хотя форма изложения достаточно сжатая, книгу отличают четко детерминированная последовательность представления материала, проникновение в явления и нюансы, присущие современному французскому аффиксальному словообразованию.

В этой связи особый интерес представляют такие, например, разделы, как "Словообразовательный и морфологический анализ" (с.16--23), "Критерий определения направления производности" (с.22--28), "Словообразовательные ряды" (с.71--92), "Слова со связанными основами (трудности их анализа и их место в системе словообразования современного французского языка)" (с.99--102).

В книге имеется указатель суффиксов; формулировка заголовков разделов содержит то основное, что составляет проблематику французской аффиксальной деривации.

Книга по-прежнему остается актуальным пособием как для всех изучающих французский язык, так и для специалистов, изучающих проблемы словообразования.

И в заключение следует сказать, что эту книгу, как, впрочем, и все труды Н.А.Катагощиной отличает великолепный русский язык и, вместе с тем, простой и ясный стиль научного изложения.

Кандидат филологических наук, профессор МГЛУ И.Б.Воронцова

 От автора

Пособие ставит перед собой задачу ознакомить учителя с правилами образования производных новых слов во французском языке наших дней. Эти правила можно понять, лишь зная структуру французского слова, словообразовательные элементы, из которых оно состоит.

В учебниках французского языка анализу словообразования обычно отводится недостаточно места, особенно по сравнению с грамматикой и фонетикой. Между тем изучение словообразования развивает у школьников лингвистическую догадку, расширяет у них потенциальный запас слов, помогает овладению навыками беспереводного чтения. Понятие "суффикс" нередко подменяется в учебниках понятием "окончание", что мешает правильному пониманию морфологического состава слова. Знание же морфологического состава слова особенно важно, потому что необходимо отличать нечленимые, т.е. непроизводные, слова от производных, живых образований. Во французском языке много нечленимых непроизводных слов, по внешнему облику неотличимых от живых суффиксальных и префиксальных образований. Учитель должен не только ориентироваться сам, но и уметь объяснить школьнику различие между производным словом и словом словообразовательно нечленимым.

Так как создание слов с помощью присоединения суффикса признается в настоящее время во французском языке одним из основных способов образования новых слов, пособие посвящено именно этому типу словообразования.


 Об авторе

Нина Алексеевна Катагощина (1908--1994)

Известный отечественный романист, профессор, доктор филологических наук. Ученица профессора М.В.Сергиевского. Преподавала в Институте иностранных языков, руководила сектором романской филологии в Институте языкознания Академии наук СССР. Последние двадцать лет жизни преподавала в Московском областном пединституте (ныне Московский государственный областной университет): читала курсы истории французского языка, теоретической фонетики и сравнительной типологии французского и русского языков.

Круг научных интересов Н.А.Катагощиной был очень обширным: история и фонология романских языков, фонетика современного французского языка, его словообразование. Н.А.Катагощина --- автор более пятидесяти научных трудов, главный из которых --- монография "Особенности фонологической системы современных иберо-романских языков (португальского, каталанского и испанского) (1970; 2-е изд. М.: URSS, 2011)", а также учебников и учебных пособий: "История французского языка" (переиздавалась трижды), "Лексико-грамматические и фонетические комментарии к текстам по истории французского языка", "Именные и глагольные грамматические категории в русском и французском языках".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце