Показать ещё...
При подготовке учителя-словесника большая роль отводится общелингвистическим курсам – "Введение в языкознание" и "Общее языкознание", которые не только расширяют и углубляют лингвистический кругозор, дают представление о принципах и методах лингвистических наблюдений и лингвистического анализа, но и закладывают основы марксистско-ленинской методологии. Одной из ведущих в курсе языкознания является социолингвистикская проблематика, составляющая содержание самостоятельного направления в современной языковедческой науке – социальной лингвистики. Достижения советской социальной лингвистики весьма и весьма велики. Она по праву занимает в современном мировом языкознании прочные позиции. Ее позиции, как и достижения всего советского языкознания, обусловлены марксистско-ленинской методологией, которая исходит из того, что "язык есть важнейшее средство человеческого общения". В разработке общетеоретических и конкретных социолингвистических проблем наши филологи опирались и опираются на прочный фундамент исторического материализма. Являясь самой передовой общей социологической теорией, исторический материализм обеспечивает правильное, научно обоснованное решение такой важной задачи науки о языке, как изучение его истории вместе с историей общества, историей народа-творца и носителя языка. Наряду с исследованием этой центральной задачи советские лингвисты и социологи принимали самое активное участие в языковом строительстве нашего многонационального государства и продолжают эту работу на современном этапе, когда сформировалась новая историческая общность людей – советский народ – и встали новые, более грандиозные задачи по лингвистическому обеспечению общества развивающегося социализма. Исходным тезисом для советской лингвистики является марксистская формула: "Ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства... Они – только проявления действительной жизни". Основополагающий характер носит и такое суждение К.Маркса и Ф.Энгельса о взаимоотношении языка и общества, языка и мышления: "...язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми". Опираясь на марксизм-ленинизм, на лучшие традиции отечественного языкознания в изучении общественной природы языка, в частности на высказывания, лингвистические концепции и конкретные исследования М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, А.Х.Востокова, И.И.Срезневского, Ф.И.Буслаева, К.С.Аксакова, Н.Г.Чернышевского, А.А.Потебни, Ф.Ф.Фортунатова, М.М.Покровского, И.А.Бодуэна де Куртенэ, А.А.Шахматова, Д.Н.Кудрявского, В.А.Богородицкого, проводя наблюдения над многочисленными фактами языковой жизни народов нашей страны и других стран, критически осваивая все положительное, что нашло отражение в лингвистических направлениях зарубежного языкознания, используя творческие контакты с языковедами социалистических стран, наши ученые добились значительных успехов – они создали советскую социальную лингвистику. Содержательна и ярка история советской социальной лингвистики – ее трудный рост, преодоление вульгарно-социологических упрощений первых десятилетий, постоянное расширение и актуализация проблематики, теоретический и вместе с тем всегда практически нацеленный подход к решению задач, выдвигаемых жизнью. Характеризуя первые десятилетия развития советского языкознания, акад. В.М.Жирмунский отмечал, что "изучение языка как общественного явления... с самого начала развития советского языкознания... занимало весьма видное место в нашей лингвистической науке, составляя в известной мере ее методологическую специфику". Столь же видное место занимает социолингвистическая проблематика в современном советском языкознании и в такой же мере, если не в большей, наша социолингвистика определяет методологическую специфику советского языкознания. Для социолингвистики 70–80-х годов характерно стремление к постановке фундаментальных проблем, связанных с выявлением закономерностей языкового развития современного мира, определением особенностей функционирования языка в условиях научно-технической революции, изучением роли и значения русского языка в советском обществе, в жизни социалистических стран, а также его места в мировом лингвистическом процессе. Через социолингвистическую зону науки о языке в настоящее время проходит методологическое размежевание марксистского и немарксистского языкознания, социолингвистическая теория и практика чаще всего становятся ареной борьбы социалистической и буржуазной идеологий. В проблеме "язык и общество", – констатирует известный советский филолог Р.А.Будагов, – "давно уже наметились два противоположных истолкования социальной природы языка. Согласно одному из них, язык социально обусловлен лишь внешними условиями своего бытования (например, является ли язык единым для всего государства или в данной стране говорят на разных языках, как и кому преподается язык и т.д.). Согласно же другой концепции, язык социально обусловлен не только внешними условиями (что, разумеется, важно), но и всем своим существом, своей природой, уровнем своего развития.... Для советского языкознания всегда было характерно второе из двух названных истолкований природы языка, истолкование проблем так называемой социолингвистика". В учебных пособиях по общелингвистическим курсам ("Введение в языкознание", "Общее языкознание", "История лингвистических учений") социолингвистика как направление современного языкознания рассматривается в общем плане. Недостаточно полно раскрывается проблематика советской социальной лингвистики, ее история, понятийно-терминологический аппарат. Хуже обстоит дело с социолингвистическим осмыслением материала других учебных дисциплин, в частности предметов историко-лингвистического и профилирующего циклов, а между тем от качества преподавания этих дисциплин в значительной степени зависит уровень профессиональной подготовки учителя-словесника. Одним из путей повышения социолингвистической подготовки студентов-филологов является чтение им спецкурсов, ведение спецсеминаров по проблемам социальной лингвистики. Настоящая работа – учебное пособие по спецкурсу "Социальная лингвистика". Оно адресовано студентам факультетов русского языка и литературы и в этом отношении отличается от пособия А.Д.Швейцера и Л.Б.Никольского "Введение в социолингвистику" (М., 1978), предназначенного для институтов и факультетов иностранных языков. Учебное пособие "Социальная лингвистика" должно дать студентам по возможности систематизированные знания по одному из актуальных и перспективных направлений современного мирового языкознания – советской социальной лингвистике (социолингвистика), а именно: познакомить с методологической основой социально-лингвистических исследований в нашей стране, с предметом и основными понятиями социолингвистика, историей советской социальной лингвистики, ее современной проблематикой, а также с методами и приемами этой науки. Пособие состоит из пяти глав. В первой из них ("Социальная лингвистика и ее предмет") дается определение социальной лингвистики как направления языкознания, занимающегося всеми проявлениями общественной обусловленности языка – - его возникновения, функционирования, развития – и всеми видами взаимодействия и взаимовлияния языка и общества. Исходя из широкого понимания задач социолингвистики, очерчивается предметная область этого направления языкознания и формулируется проблематика, разрабатываемая в современной советской социальной лингвистике и социолингвистика стран социалистического содружества. Глава вторая – "История советской социальной лингвистики" – содержит систематическое описание истории зарождения, становления и современного состояния социолингвистической проблематики в советском языкознании. При этом выделено три основных периода, каждый из которых характеризуется определенной тематикой исследований, методами ее разработки, научным уровнем исследования, конкретными формами взаимосвязи социолингвистической теории и практики. Первый период охватывает 20–40-е годы и квалифицируется как период "зарождения социологической лингвистики в советском языкознании" (в это время были созданы работы А.М.Селищева, Н.М.Каринского, Е.Д.Поливанова, Б.А.Ларина, В.М.Жирмунского, В.В.Виноградова, Ф.П.Филина, а также коллективные лексикографические и диалектологические труды того времени). Второй период приходится на 50–60-е годы, отмеченные, с одной стороны, расширением социолингвистических исследований, а с другой – уточнением предметной области социолингвистики, совершенствованием ее методов, освобождением лингвистических исследований от элементов прямолинейного социологизма, чем страдали работы по "социологии языка" 20–40-х годов. Значительным достижением второго периода является создание Научного совета по комплексной проблеме "Закономерности развития национальных языков в связи с развитием социалистических наций", выдвижение и разработка Институтом русского языка АН СССР темы "Русский язык и советское общество", обобщение исследований по культуре речи, издание четырехтомного "Словаря русского языка" (1954–1961), 17-томного "Словаря современного русского литературного языка" (1955–1965), первой советской академической "Грамматики русского языка" (1952–1954), публикация новых трудов пионеров советской социолингвистики – выдающихся филологов В.М.Жирмунского, В.В.Виноградова, чл.-корр. АН СССР Ф.П.Филина, выпуск сборников "Язык и общество", "Вопросы социальной лингвистики", коллективного труда "Общее языкознание. Формы существования языка, функции, история языка" (отв. ред. Б.А.Серебренников). Третий период – это современное состояние советской социальной лингвистики (70–80-е годы). Он ознаменован развертыванием новых социолингвистических исследований на базе всех языков СССР, языков народов Азии и Африки, углублением социолингвистической теории, уточнением ее понятийно-исследовательского аппарата, усилением творческих контактов с зарубежными учеными, выполнением социолингвистами социалистических стран целевой программы, которая посвящена функционированию национальных языков в социалистическом обществе на современном этапе его развития. 70–80-е годы ХХ века характеризуются всеобщим признанием советской социальной лингвистики ведущим и наиболее перспективным направлением мировой лингвистики, усилением интереса к трудам советских филологов по социолингвистика, в которых рассматриваются наиболее значимые проблемы функционирования и развития, взаимодействия и взаимовлияния языков разных народов нашего многонационального государства. В главах третьей ("Синхронная социолингвистика") и четвертой ("Диахроническая социолингвистика") соответственно характеризуются предметные области той и другой отраслей социальной лингвистики, описываются основные результаты изучения языка в синхронном и историческом плане в аспекте его связи с обществом, намечаются перспективы дальнейших исследований. Так, в главе "Синхронная социолингвистика" подробно рассмотрены: 1) формы существования языка (литературный язык, народно-разговорный язык, койне, просторечие, язык-пиджин, креольский язык, территориальные диалекты, социальные диалекты); 2) состояние языка, в частности понятие диглоссии; 3) языковая ситуация и ее компоненты (билингвизм и др.); 4) коммуникативная среда; 5) социальные условия, сферы и среды функционирования языка; 6) функциональная типология языков. В главе "Диахроническая социолингвистика" показана связь этого направления социолингвистики с общефилософскими, общесоциологическими и историческими проблемами, в частности органическая связь ее проблематики с проблематикой "внешней лингвистики", четко обозначенной в отечественном языкознании уже в XIX в., в особенности в лингвистической концепции И.А.Бодуэна де Куртенэ. Среди конкретных вопросов в этой главе рассматриваются: происхождение языка, социально-исторические типы языков, история русского языка в социолингвистическом аспекте, развитие русского языка в условиях научно-технического nporpecca, перерастание профессиональной лексики в научную терминологию (формирование терминосистем). Глава пятая – "Методы социолингвистических исследований" – содержит три основных раздела: в первом рассматривается статус социолингвистики среди общественных наук и природа ее исследовательских методов, во втором анализируются методы и источники сбора материала, в третьем – методы социолингвистического анализа. В приложении приведена "Дополнительная литература". Книга "Социальная лингвистика" представляет собой первое пособие по социолингвистике для филологов-русистов. Это обстоятельство во многом обусловило как отбор проблем и вопросов для их освещения (см., в частности, специальный раздел "История русского языка в социолингвистическом освещении" и др. в главе четвертой), так и подбор примеров-иллюстраций: во всех случаях, где это представлялось возможным, примеры брались из русского языка в его историческом развитии и современном состоянии. Учебное пособие включает помимо общепринятых положений и такие, по которым еще идет дискуссия. При рассмотрении спорных вопросов не только излагаются разные точки зрения, но и высказывается отношение автора к ним. Для достижения большей точности в передаче теорий, концепций и мнений ученых автор пособия стремился к адекватному воспроизведению их взглядов путем цитирования (порой обширного). Поэтому студентам нетрудно будет самим уяснить суть расхождений по тому или иному вопросу и, взвесив приводимую аргументацию, сознательно присоединиться к тому мнению, которое покажется им более убедительным. Материалы, воспроизводимые в пособии, частично публиковались автором в советской и зарубежной печати (в частности, в трудах международных лингвистических конгрессов). Программа всего спецкурса "Социальная лингвистика" апробирована в Ленинградском государственном университете им. А.А.Жданова, Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена (на факультете повышения квалификации), в Куйбышевском государственном университете, в Пензенском и ряде других педагогических институтов. Автор выражает глубокую признательность коллективу кафедры русского языка Тульского государственного педагогического института (заведующий кафедрой профессор, доктор филологических наук А.Н.Карпов) и заведующему сектором культуры русской речи Института русского языка, доктору филологических наук Л.И.Скворцову за тщательное прочтение рукописи книги, конструктивные замечания и советы, которые облегчили автору работу над первым у нас учебным пособием по социальной лингвистике для факультетов русского языка и литературы. Бондалетов Василий Данилович Василий Данилович БОНДАЛЕТОВ
Доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и почетный профессор Пензенского государственного педагогического университета. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ). Участник более 50 международных конгрессов по общей лингвистике, славистике, русистике, ономастике, финно-угроведению, проходивших в Москве, Киеве, Праге, Будапеште, Софии и других городах. Автор около 550 публикаций, среди которых более 20 книг: «Условные языки русских ремесленников и торговцев», «Сборник упражнений по русской диалектологии» (М.: URSS; в соавторстве), «Русская ономастика», «Социальная лингвистика», «В. И. Даль и тайные языки в России», «Теория языка» (в соавторстве), учебные пособия по стилистике, диалектологии, старославянскому языку, социальным диалектам. Международное признание получили его труды по социолингвистике, славистике и ономастике. В. Д. Бондалетов награжден орденом Дружбы народов. @@@ Есть фото |
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. 169.9 EUR
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |