1. Сценическiя игры. Предметъ сценическихъ игръ составляютъ вымышленные или действительные случаи, которые предлагаются зрителю въ ихъ развитiи при помощи действiя (...). Смотря по серьезному или веселому содержанiю, по изображаемымъ характерамъ, по постановке, по способу представленiя (съ музыкой и танцами или безъ нихъ), сценическiя игры распадаются на несколько видовъ. Какъ произведенiя искусства, оне, естественно, не имеютъ никакой цели внe себя, но оне могутъ, какъ и остальныя произведенiя искусства, служить посторонней цели. 2. Древнiя сценическiя игры. I) Сценическiя игры грековъ и римлянъ не были ежедневными представленiями, но составляли часть общественныхъ праздниковъ, устраиваемыхъ большею частью изъ религiозныхъ целей, обыкновенно въ честь божества, но также и по поводу похоронъ, трiумфовъ ит. п. Оне развились въ Аттике, изъ культа Дiониса. Происхожденiе и поводъ вызвали те особенности, которыми такъ резко отличаются сценическiя игры древности отъ сценическихъ игръ нашего времени. При этомъ, конечно, определяющую роль играютъ также нравы и обычаи. 2) Самое большое значенiе имела общественность праздника, участiе всей празднующей общины. Громадная толпа зрителей, естественно, смотрела игру на открытомь большомъ пространстве и притомъ при дневномъ свете. Вследствiе открытаго характера зданiя и игра происходила подъ открытымъ небомъ на улице площади, а не внутри изображенная на сцене дома. 3) Величина театра и вместе съ темъ религiозность праздниковъ или обычаи определяли и другiя особенности. Исполненiе мужскихъ ролей мужчинами было необходимо, отчасти вследствiе недостаточности физическихъ силъ женщинъ, отчасти вследствiе введенаго обычаемъ устраненiя ихъ изъ общественной жизни. Эта замена облегчалась употребленiемъ масокъ. Маски были дальнейшимъ развитiемъ обычной маскировки при Дiонисовыхъ праздникахъ, принятой потому, что при громадности театра мимика была невидна, и особенно потому, что она делала возможнымъ исполненiе мужчинами женскихъ ролей и наконецъ потому, что она делала голосъ звучнее и сильнее. Увеличенiе роста трагическихъ актеровъ при помоши котурновь, масокъ (...) и т.п. соответствовало съ одной стороны величественности религiозныхъ праздниковъ, а съ другой стороны оно было вполне естественнымъ вследствiе значительнаго удаленiя зрителей отъ сцены. 4) Но иныя особенности объясняются только происхожденiемъ драмы и народными обычаями, а не массой зрителей. Долгое время въ Грецiи, а отчасти и въ Риме, былъ въ употребленiи хоръ, орхестрическо-музыкальная часть была необходимой принадлежностью драмы; и именно потому, что сценическiя игры развились изъ танцеве и пенiя хоровъ. Только для введенiя соотязанiй въ драматическихъ представленiяхъ склонность народа имела решающее значенiе. |